Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Finnboat Small Boats’ Floating Show 2009
Тема: Finnboat Floating Show; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 70;

Год назад (№№4-5/2008) я подробно расписал бот-шоу для журналистов, которое проводит Федерация финской судостроительной промышленности Finnboat (Finnish Marine Industries Federation Finnboat). Это так называемое «большое» бот-шоу и проводят его каждый чётный год.
Но что хорошо для «больших» верфей, то не всегда по душе строителям малых лодок. Поэтому в промежутках между «большими» Finnboat начала проводить и «малые» бот-шоу. Условия допуска: только новые лодки, только с подвесными моторами и длиной до 6 м (последнее – условно, можно и чуть длиннее). Место действия – озеро Vanajavesi в полутора часах езды от Хельсинки…

На берегу озера – небольшой уютный отель Petays, окруженный сосновым лесом. Сюда в июне съехались журналисты ведущих лодочных изданий Европы (от Украины пригласили, конечно же, «Фарватер»). Как и год назад, «расписания полётов» флотилии и пересадок на пит-стопах составлялись таким образом, чтобы на борту каждого судна было не больше 2 журналистов. Вечерами, за общим ужином мы щедро обменивались впечатлениями – так что суммарная объективность оценок очень высока. Условия работы – великолепные, организация – на высшем уровне, продумано всё до мелочей (повторил фразу годичной давности, но – так и есть!).
Впрочем, к делу. Лодки, которые мне удалось «обкатать», я поделил на группы – надеюсь, так читателю будет проще разобраться с их назначением и сравнить однотипные. А начну с самых маленьких.

ГРЕБНЫЕ ЛОДКИ
О них – очень коротко, ибо, скажу откровенно, вряд ли украинские любители гребли будут искать их так далеко. Но проигнорировать эти суда тоже не могу.

Suvi 420 SVK
Длина 4,18 м, ширина 1,41 м, вес 75 кг, максимум - 3 персоны, мотор 2 л.с.
Для человека, идеал быстрой гребной лодки которого «Пелла-Фиорд» (как у меня, к примеру), Suvi будут откровением на грани потрясения. С таким удовольствием я в жизни не грёб! Лодка настолько послушна и легка на ходу, что я «намотал» несколько километров, прежде чем «успокоился».
Корпус – забытая у нас «дедушкина» классика, с заужением кормовой части, узкой ватерлинией и большим развалом борта. Лодка только визуально «стрёмная»: специально ходил по ней, пробовал стать ближе к борту – экстрима никакого. Человек с мало-мальским чувством равновесия не просто сможет стоять, а и будет спокойно, к примеру, забрасывать спиннинг.
После ходовых испытаний меня не удивляет, что Suvi – наиболее популярный «гребной» брэнд в самой Финляндии.

Soutu Palta
Длина 5,10 м, ширина 1,63 м, вес 135 кг, максимум - 5 персон, мотор 4-6 л.с.
Эта лодка значительно крупнее и остойчивее, в ней можно грести вдвоём – в-общем, аналог той же «Пеллы». Только, боюсь, по скорости наша лодка наверняка проиграет…
Ещё в плюсы Soutu Palta можно занести солидного объёма рундук и систему «псевдосланей» на днище, благодаря которой остатки воды будут собираться в углублении на корме, а не болтаться по всему корпусу, как нам привычно.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЛОДКИ
Их задача – доставлять рыбаков или груз по назначению в любую погоду. На стоянке такие лодки требуют минимум ухода и обеспечивают хорошую статическую остойчивость (важно при загрузке и рыбной ловле). Отделка их роли не играет, а вот «нескользкость» всех поверхностей в кокпите – обязательна. А ещё кокпит непременно самоотливной. С последним у трёх испытуемых полный порядок, остальное будем выяснять.

Suvi 4900 SR Uno + Yamaha 40
Длина 4,86 м, ширина 1,96 м, вес 260 кг, диапазон мощностей двигателя 25-40 л.с.
Воплощение рабочей лодки: широкий кокпит с грубой поверхностью (зато она совсем не скользит), обилие сидячих мест, поручни по всему периметру, сдвинутая к борту рулевая консоль с простецкой приборной панелью. Для заброски народа с поклажей, например, на остров – самое то, лодка ёмкая и на удивление удобная. В рыбацких целях матрацы (весьма комфортные, кстати, и чехлы немаркие) убираются, дополнительная банка (сидение «по-морскому») возле консоли снимается – имеем свободный проход по всему судну. Под кормовым и передним (бортовым) сидениями – самые ёмкие рундуки, в консоли – технический (с аккумулятором), на носу и корме – небольшие для швартовых. В борта передней части врезаны подуключины, а напротив носовой банки отформованы упоры для ног – грести будет вполне удобно.
По соотношениям размеров – вариант озёрно-речной, что лучше всего видно в сравнении со стоящей рядом «мореманистой» Meri-Palta (она явно высокобортнее).
Мы с бельгийским коллегой для начала сели на борт – крен до привальника. М-да, статической остойчивостью лодка не блещет – «глубокое V», на транце 18 градусов. Зачем? Выяснили мы это на глиссировании: лодка идёт очень мягко, отлично прошивает гребни, хорошо «держит» волну и не бьет на прыжках корпусом.
На глиссирование выходим бойко (5 секунд), полный газ – 24-25 узлов. «Умные» приборы от Yamaha (их всего два, но туда выводятся все необходимые данные) позволили снять таблицу скорости/расхода топлива (смотрите по соседству). Как и следовало ожидать, «комплект» оказался очень экономичным – при крейсерских 35 км/ч на литре бензина можно ехать 4,5 км! Рабочая лодка…
Ещё отмечу широкую консоль – рулевому очень комфортно. В отличие от пассажиров, которым, несмотря на лето, лучше запастись шапочками (как мой мудрый бельгийский коллега). Впрочем, это относится к любой глиссирующей открытой лодке.

Kaisla 510 R + Yamaha 50
Длина 5,10 м, ширина 1,90 м, вес 280 кг, диапазон мощностей двигателя 40-50 л.с.
Тоже очень «рабочая» лодка со столь же грубой нескользящей поверхностью кокпита и лаконичным наполнением. Она не столь универсальна, как Suvi 4900 – сплошная банка по периметру кокпита в принципе годится для сидения, но только если недолго (узковато) и не на волне (жестковато). Зато рыбаку здесь гораздо сподручнее: и проход по всему периметру (консоль центральная) и, главное, статическая остойчивость явно на уровне – стал на борт, а лодка еле шелохнулась. Рундуки – в носу (большой), в консоли (небольшой) и под сидением рулевого (просторный, но частично занят бензобаком и аккумулятором). Спереди швартовы складываются в ящик со сливом, а вот на корме – не продумали. И здесь уключины для вёсел и упоры для ног – хорошо. Релинги – по всему периметру.
Добродушный дедушка-капитан (до чего же органично дополняет он свою лодку!) отдаёт швартовы и остаётся на берегу – выхожу сам. Сначала малый ход: на курсе – сама стабильность, никаких виляний, руль можно бросить и уйти «по делам» (например, швартовые бухтовать) даже на нос. Очень полезное свойство, особенно для любителей ловить «в проводку».
Плавно добавляю газ – всё так же ни малейшей тенденции «увода» с курса. На полном газу – 29,3 узла, идём очень ровно и поразительно стабильно. Ощущение – маленький крейсер. Пробую «брать» волну под разными углами (в том числе вдоль гребня, что самое гнусное для мотолодки) – лодка делает свою работу выше всяких похвал. Что примечательно: любую раскачку (на волнении) судно компенсирует лёгкой «игрой» бортов, быстро «успокаиваясь».
Облокотился спиной на релинг – удобно, за относительно узкой консолью вполне уютно, ветер почти не задувает. Рука сама нашла удобное положение на рукоятке – не устанет, так можно долго ехать.
Все данные сняты, направляюсь в марину… и снова разворачиваю лодку на акваторию. Просто потому, что ощущаю редкое удовольствие от её поведения, отклика на руль, работы с волной. Потрясающее судно! Первый приз в номинации «кайф за рулём»! Что характерно: в таком же ключе высказывались все мои коллеги, которые эту лодку обкатывали.

Ronnqvist Pro 590 + Yamaha 60
Длина 5,9 м, ширина 2,20 м, вес 530 кг, диапазон мощностей двигателя 40-60 л.с.
На фоне предыдущих этот «профессионал» выглядит очень импозантно: глубокий кокпит (судно высокобортное, явно морского исполнения) благородного бежевого цвета сияет гелькоутом, металл блестит полировкой, даже консоль оборудована простенько, но стильно. В центре кокпита – быстросъёмная (крепится «барашками») банка, в отличие от предыдущих лодок сидеть здесь можно только на ней и стационарных сидениях на носу и в корме. Под этими сидениями – большие рундуки, ещё есть в консоли и пара на корме (для швартовых). Из минусов – «нескользящая» насечка на гелькоуте выглядит красиво, но справляется со своим предназначением гораздо хуже «грубого» пластика.
Рыбакам судно понравится наверняка – свободный доступ к борту по всему периметру (если банку убрать), остойчивость – выше всяких похвал, кокпит большой, рундуки ёмкие… А ещё это судно вполне можно использовать как «такси», причём на борт не стыдно пригласить даже импозантно одетую публику.
Обводы – сочетание достаточно плоского дна с очень выраженным развалом носа и килем по всей длине – примерно как у норвежских Viknes, известных своей мореходностью. Посему не был удивлён мягкостью, с которой лодка резала на ходу большие гребни, а малые просто не замечала – это во-первых. А во-вторых, тому факту, что 8 человек на борту (так уж сложилось) лодка не сильно замечала, спокойно глиссируя в крейсерском режиме под двигателем скромной мощности.
Замеры делал, когда пассажиров убавилось до 5 человек. На полном ходу – 27 узлов, но что более интересно – на 13 узлах Ronnqvist всё ещё глиссирует! Вот вам и плоское днище.
Думаю, этой лодке не было бы цены на морских прогулках – например, в Балаклаве. Или рыбу там же ловить. Не говоря уже о днепровских просторах, где такому судну не страшны любые условия.

«РЫБАКИ-ЛЮБИТЕЛИ»
Название группы весьма условно, ибо лишь частично отражает назначение лодок. Речь идёт о семейных многоцелевых судах с приоритетом рыбалки. Т.е. тоже нужны относительно свободный кокпит, доступ к периметру борта и прагматичная отделка (чтобы заляпанная чем угодно лодка легко отмывалась). Но объёмы кокпита могут быть гораздо скромнее, чем у «профессионалов», а вот требования к внешнему виду – гораздо выше (личная лодка – это часть души, она не может выглядеть абы как).

Silver Fox CS 485 + Mercury F 50
Длина 4,85 м, ширина 1,95 м, вес 400 кг, диапазон мощностей двигателя 50-60 л.с.
Принципиально конфигурация лодки напоминает вышеописанный Suvi 4900, но Silver Fox много симпатичнее. Зато он явно проигрывает по объёму самоотливного (обязательно!) кокпита.
Убрав или установив мидель-рундук (это пластиковый ящик типа «ледового», отстёгивается за секунды), лодку легко модифицировать в «рыбацкий» или «пассажирский» варианты. В «рыбацком» можно оставить на базе и подушки передних сидений, чтобы при вываживании рыбы по ним не топтаться. Объёмы для амуниции – достойные, релинг – по всему периметру, за консолью – весьма комфортное сидение рулевого. На нашей лодке в корме установлены опциональные «стаканы» для спиннингов, как бы намекая на основное предназначение судна. Статическая остойчивость – достаточная.
На ходу лодка приёмистая и вёрткая – рулить ею приятно. С двумя драйверами на борту выходит на глиссирование за 6 секунд, разогналась до 29,2 узлов. Сквозь волну идёт сообразно размеру – мелкую волну режет, а перед крупной нужно сбавлять ход.
Ничего нового не скажу, констатируя хорошее соответствие лодки «многоцелевому назначению с приоритетом рыбалки» – на днепровских просторах «Сильверы» уже не редкость.
И последнее: на базе этого корпуса есть три модификации – кроме описанного, ещё с двумя сидениями и двумя консолями.

Terhi 475 Open FC + Honda 50
Длина 4,75 м, ширина 1,85 м, вес 355 кг, диапазон мощностей двигателя 40-60 л.с.
Вот Terhi в Украине пока не прижились, несмотря на свою европопулярность. Почему? Узнав, что финская цена на них практически не отличается «одноклассников», не понимаю.
Лодка весьма презентабельна – ABS-пластик корпуса стильно-матовый, на бортах – псевдоклинкер и симпатичная графика, углы скруглены, в борта «вписаны» очень удобные полочки, а поручни по всему периметру пассивированы в тон лодке – серым цветом. Объёмные рундуки – пара в носу и под кормовым сидением. Плюс небольшие – по бокам от рецесса (для швартовых и кранцев).
Консоль – в центре лодки, за ней – сидение рулевого (FC в названии означает «forward console»). За тонированное лобовое стекло вставляется карта «спортивного» (как в Скандинавии принято) размера, она перед глазами и одновременно не мешает. Приборов всего пара (достаточно), они спрятаны под стекло бардачка консоли. А в её центре выдвигается ящичек – удобно.
На ходу лодка идёт ровно и спокойно, неплохо справляясь с приличной сегодня волной. Проходя каждый гребень, нос разбивает его на тучи брызг, но – любопытный факт! – все разлетаются в стороны от лодки, в кокпит ничего не попадает.
Глиссировать судно начинает за 8,5 секунд, на максимуме – 29,3 узла. Во всём диапазоне скоростей лодка хорошо держит курс, не виляет и не рыскает. А вот если отжать мотор посильнее, то корпус начинает слегка дельфинировать – возможно потому, что все трое испытателей скопились на корме и нос слишком лёгкий. Насторожило. Как и то, что на резких манёврах винт иногда «теряет» воду (возможно, мотор высоковато стоит). Впрочем, лодка не пилотажная по своей задумке. Последнее наблюдение: на заднем ходу в кокпит через отливные шпигаты поступает вода, так что перед выходом из марины лучше просто закрыть штатные пробки водостоков.
Наш капитан – представитель верфи – говорит, что компоновка семейная: папа за рулём, супруга и дети за его спиной, а передок забросан снарягой для пикника. Плюс рыбалка, как и для каждого центр-консольника.

Terhi 475 Open CC + Honda 40
Длина 4,75 м, ширина 1,85 м, вес 345 кг, диапазон мощностей двигателя 40-60 л.с.
Корпус – абсолютно тот же, что и у FC. А СC – это «center console», хотя фактически рулевой пост сдвинут в корму – водитель сидит на кормовом сидении.
«Фишка» такой компоновки – очень просторный кокпит, т.е. эта лодка – самая «грузовая». Впрочем, рыбачить на ней тоже, думаю, удобно – рыбаки ценят простор.
Снова выходим втроём и снова лодка начинает дельфинировать при отжатии двигателя. Вот не любит она «пустой» нос! Впрочем, речь идёт о потере скорости (при «недоотжатом» моторе) порядка 2-3 км/ч, поэтому проблема символическая.
На глиссирование выскочили за 6 секунд, а на максимальных оборотах (6000) – 24,2 узла. Поведение абсолютно аналогично предыдущей.

Terhi 475 Twin C + Honda 50
Длина 4,75 м, ширина 1,85 м, вес 370 кг, диапазон мощностей двигателя 40-60 л.с.
Пожалуй, самая семейная компоновка. При условии, что семейство вместится на кормовом диване, где на ходу действительно уютно (при закрытом проходе). Впрочем, на сидениях перед консолями тоже хорошо (только шапочку одеть, чтобы не надуло) – проверил. Объёмы для хранения припасов здесь существенно возросли за счёт рундуков в консолях.
На глисс выходим за 10 секунд (на борту – снова трое), на полном газу – 28 узлов. На волне – всё по-прежнему (уважительно). И на активной рулёжке эта лодка мне понравилась больше других – манёвры чётче и винт воду не «теряет». Видимо, вес положительно сказывается. Единственный негатив – локоть рулевого упирается в болт шарнира тентовых дуг.
Резюмирую: семью этой лодке можно доверить преспокойно.

«РАЗЪЕЗДНЫЕ» ЛОДКИ
Тоже весьма условное название. Речь идёт о «центр-консольниках» с большими кокпитами – то, что так любят рыбаки. Но размер у лодок гораздо солиднее и энерговооруженность «о-го-го!» – для рыбака это явно излишне, ибо влечёт неоправданные расходы. Скорее, так: это пилотажно-скоростные лодки, хозяева которых иногда и на рыбалку могут съездить. Но главное всё же скорость и ходовой комфорт.

Silver Eagle CC 630 + Mercury F 60 x 2
Длина 6,30 м, ширина 2,40 м, вес 650 кг, диапазон мощностей двигателя 90-150 л.с.
В просторном кокпите перед центральной консолью здесь поместится поклажа для целого лагеря – это если на природу с палатками выезжать. Мягкие сидения – на 8 человек, под всеми, конечно же, большие рундуки.
На широченном транце – два двигателя. Зачем? Ведь так расход топлива всегда больше! Представитель компании перечисляет: во-первых, два одинаковых мотора – это надёжность, которая особенно важна в море. Во-вторых, можно установить асимметричную пару и при троллинге использовать только маломощный двигатель, а если лодка пустая – только мощный. Да и в симметричной установке никто не запрещает один двигатель выключить. А «запас карман не тяготит…». Убедительно.
На ходу проверил ещё одно преимущество парной установки: вывел лодку из длинного узкого канала одними двигателями, вообще не прикасаясь к рулю (допустим, он сломался). Манёвры получаются достаточно точные, даже порывистый боковой ветер компенсировать не составило труда.
Лодка очень приёмиста: на глиссирование выскочила за 4 секунды. На полных оборотах – 35,6 узлов. Длинный корпус, острые обводы, солидный вес – озёрная волна нас не напрягала. Лихие манёвры выполняются уверенно и без побочных эффектов – лодка явно «пилотажная».
И ещё наблюдение: это судно не столь гулкое, как обычно алюминиевые. Заполнение бортов в сочетании с конфигурацией пластиковой «вставки» действительно хорошо глушит ударные шумы.

Yamarin 61 CC + Yamaha 150
Длина 6,25 м, ширина 2,30 м, вес 800 кг, диапазон мощностей двигателя 115-150 л.с.
Пожалуй, самая красивая и солидная лодка бот-шоу. Исполнение – люкс (к примеру, тик к пайолам не прикручен, а приклеен – поверхность сплошная). И самая «катательная» – для этого, кроме кресел за двойной консолью, и в корме диван и в носу изящной формы сидения. Эргономика продумана до мелочей: удобно везде и ходить, и сидеть, хватает поручней (держаться на ходу). А вот объёмы рундуков могли бы быть и поболее.
Кокпит – тоже самоотливной. И точно так же на заднем ходу через шпигаты вода поступает – нужно пробки перед выходом закрывать (это не недостаток, а напоминание).
На ходу с четырьмя пассажирами максимальная скорость 43,7 узла – быстрее здесь никто не ездит. И, пожалуй, по ходовому комфорту это судно тоже «из ряда вон» – местную волну просто не замечает, толчки от больших гребней очень мягкие, ударов корпусом не зафиксировано. Любители «головоломных» манёвров наверняка будут в экстазе от Yamarin 61 CC – лодка исключительно послушна и никогда не «теряет» воду. На глиссирование «взлетает» за 6 секунд.
А вот по функциональности… Навалить в кокпит всяческого груза (например, выезжая на дачу или на остров с палатками) можно очень много – это раз. Десять человек быстро доставить по назначению – это два. Для рыбалки конфигурация удобна – это три. Пожалуй, и всё. Впрочем, ходовые качества для многих могут перевесить любую практическую составляющую – это без сомнения.

Продолжение.

Фото автора, Ганса Паппенбурга и из официальной фототеки Finnboat.

Компаниям, которые заинтересованы в налаживании партнёрских отношений с финскими верфями, ещё не представленными на рынке Украины, «Фарватер» готов помочь консультациями и связями на высшем уровне.


Suvi
Konekesko-Marine, уже известная читателям по лодкам Yamarin, активно расширяет палитру брэндов. В 2008-м «в семью» влилась верфь Termalin Oy, которая с 1985-го производила пластиковые гребно-моторные суда под брэндами Suvi и Palta (всего их изготовлено порядка 40000). Особенно известен первый: Suvi – самые популярные гребные лодки Финляндии.
В сегодняшней «обойме» Termalin Oy – восемь моторных лодок, 7 гребных и два каноэ.

Ronnqvist
Ещё один брэнд Konekesko-Marine. Borje Ronnqvist основал его ещё в далёком 1976-м, и с тех пор выпущено около 4000 лодок. В первую очередь – для профессионалов, выходящих в море в любую погоду. Ими долго пользовались финские рыбаки на промышленном лове сига.
Ronnqvist – это открытые лодки с центральной консолью и подвесным двигателем. Одна из их «фишек» – длинный тяжелый киль вдоль ДП широкого корпуса, благодаря чему лодки исключительно остойчивые и устойчивые на курсе. Обращают на себя внимание и «морские» носы с выдающимся (как для таких лодок) развалом от острого носа к палубе. В отличие от других «профессиональных» брэндов, кокпиты лодок Ronnqvist блестят изумительным гелькоутом – создатели подразумевали использование лодок и для дневного отдыха.
В линейке верфи – 4 модели, от 4,9 до 5,9 м.

Kaisla
Вот уже 23 года в городе Котка работает верфь Oy Kaisla-Boats Ab (с 2007-го – входит в шведскую корпорацию Collectus Ab), построив за это время около 22000 гребных и моторных стеклопластиковых лодок. Они стабильно «поглощаются» понимающими толк в лодках Финляндией, Швецией и Норвегией – несмотря на неказистый внешний вид, эти суда прочные и исключительно мореходные, что проверялось не единожды. Особо «отмечена» гребно-моторная Kaisla 525, на которой несколько раз гребли из Хельсинки к побережью Эстонии и которую после обстоятельных тест-драйвов журналисты избрали «лучшей рыбацкой лодкой для штормовых условий».
Верфь формует свои лодки вручную (такие корпуса легче и прочнее), качество стеклопластика строго контролируется. В год изготавливается около 1200 судов. В линейке – 13 различных проектов, гребных и гребно-моторных (все – открытые).

Silver
Нередко у инженеров верфи создаётся собственное видение «эталона» лодки, которое очень расходится с таковым у работодателей. В итоге идея либо умирает в зародыше, либо воплощается в новые суда, изготовленные совершенно другой компанией. Именно так случилось в 1990-м, когда пятеро инженеров ушли с предыдущего места работы и основали новую верфь Silver Veneet Oy.
Особенность конструкции лодок Silver – сочетание прочности и надёжности сварного алюминиевого корпуса с прагматичностью пластикового кокпита. Система реданов в сочетании с частыми флорами и своеобразным треугольным «привальником» («фирменная» особенность брэнда) обеспечивает ударопрочность. Пространство в бортах заполнено не впитывающим воду вспененным полиуретаном – для непотопляемости и эффективного гашения шума при движении.
«Отцы» нового предприятия были заядлыми рыбаками, что наложило отпечаток на их суда – все проекты очень прагматичны и в первую очередь подходят именно для традиционного мужского отдыха. В лодках много свободного места, доступ к бортам максимален, для снаряжения – ёмкие рундуки. Углы в кокпитах скруглены (для безопасности на волнении), количество щелей (куда грязь набивается) минимизировано – лодки экономичны в обслуживании, их очень просто содержать в чистоте. В опциях – целый ряд рыбацких «полезностей» вроде держателей удилищ, площадок для фишфайндеров и пр.
Модельный ряд включает проекты длиной от 4 до 7,3 м, как открытые (с разными расположениями консолей), так и кабинные. А по компоновкам верфь уже давно «переросла» исключительно «рыбацкую» философию – в её линейке есть несколько классических спортивных боурайдеров и экономичных дневных семейных круизеров.

Terhi
Один из самых популярных в Европе финских брэндов работает в небольшой деревушке Риматтила уже 37 лет. За это время построено – вдумайтесь! – более 195000 лодок!
Особенность Terhi – материал корпусов: трёхслойный ABS-пластик с заполнителем из вспененного полиуретана. Пластик не накапливает усталостных напряжений, на нём со временем не появляются микротрещины, он отлично «гасит» удары, не боится солнца… Другими словами, сносу нет. Что прекрасно понимают в Европе, куда уходит 70% всей продукции. А это более чем солидный объём: обычно за год верфь делает более 5000 лодок! (годовой оборот – около 6 Млн. Евро).
Лодки не формуют, как стеклопластиковые, их выдавливают горячим методом на пуансонах. Оболочка – за 1,5 часа, полный цикл изготовления корпуса – около 5 часов. Обратная сторона медали – очень высокая стоимость пуансонов. Именно по этой причине новые модели – явление нечастое.
В «арсенале» верфи – пятнадцать гребных и моторных лодок длиной до 5 м. Все – открытые, моторные – одно- и двухконсольные.

Yamarin
Верфь Konekesko-Marine была основана в 1972-м, когда Kesko, финскому дистрибьютору двигателей Yamaha, понадобились «транцы для их навешивания». Брэнд тоже выбран созвучный «моторному» – Yamarin.
Партнёрство Yamarin/Yamaha можно заносить в учебники по бизнесу как образец успешной стратегии. Продажа «комплектами» резко увеличила импорт двигателей и популярность Yamarin. В итоге эти лодки стали «носителями №1» моторов Yamaha в масштабах Европы и экспортируются сейчас уже в 13 стран, от Скандинавии до Средиземноморья. Верфь постоянно расширяла производство и на сегодняшний день она – скандинавский лидер по выпуску лодок от 4 до 7,5 м.
В «арсенале» верфи: открытая мотолодка, «консольники» (11 моделей), боурайдеры (2), «хард-топ» (2), «walk-around» (1), «кадди» (5) и кабинные (3). Единственный из них (Yamarin 74 С) – со стационаром (тоже от Yamaha), остальные спроектированы под подвесной мотор. Европейская пресса в один голос отмечает за «Ямаринами» отличные ходовые характеристики, умные планировки и высокое качество изготовления.