Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Avalon 22: неторопливый уютный семейный круизёр

#Avalon

Приглашённая на ходовые испытания редакционная группа "Фарватера" была настроена решительно: составить непредвзятое описание яхты "от киля до клотика". Но потом мы отказались от идеи классического тест-драйва: испытываемая нами лодка – не серийный образец. Эта яхта, первая из построенных киевским предприятием "Яхтконсалтинг", выполняет роль экспериментальной. На ней "обкатываются" новшества и технические решения перед запуском на конвейер. К примеру, её деревянная рубка послужила болваном для изготовления матрицы серийных пластиковых, именно здесь отрабатывается конструкция съёмного сидения рулевого и т.д.
Именно поэтому мы решили описать не только, "что есть", но и "что будет" или "как может быть" на серийных образцах, не заостряя внимания на вполне естественных для рабочей модели недоделках.

Идеология проекта
Говорит Сергей АКАТЬЕВ, технический директор ООО "Яхтконсалтинг": "Наша лодка представляет собой нечто вроде конструктора "лего": один корпус – целый ряд модификаций. Она может быть как парусной, так и моторной; с кабиной и без неё; со стационарным мотором и с подвесным – как владельцу заблагорассудится. Причём переделать её можно в любое время и довольно быстро".
Именно разработка подобного "трансформера" и была главной задачей, поставленной конструктору Владимиру Алексееву. Дополнительные условия: лодка должна быть небольшой, уютной, вместительной и транспортабельной. В качестве прототипов были избраны три популярных в Европе проекта: английский и два польских.
Результат – две готовых яхты Avalon 22 – был впервые продемонстрирован на весенних киевских бот-шоу этого года.
Яхта выпускается в трёх вариантах: Avalon 22MS (с парусным вооружением, стационарным двигателем, штурвалом штуртросового привода руля и съемной надстройкой); Avalon 22M (то же, минус парусное вооружение); Avalon 22S (с парусами, но без стационарного двигателя, штурвала и надстройки).

Об осадке – особо. Предусмотрены 3 варианта фальшкилей: весом в 100, 200 и 365 кг. В первом варианте (для Avalon 22M) осадка составит 60 см (кроме обеспечения проектной остойчивости фальшкиль ещё защищает винт от удара). Второй вариант – для парусного круизёра, осадка с ним 80 см. Третий вариант существенно повысит остойчивость яхты (а значит и способность нести паруса в сильный ветер), при той же осадке.

Палуба и кокпит яхты
Итак, мы у пришвартованной к пирсу яхты Avalon 22MS.
Первое впечатление: лодка выглядит больше своих 22-футов – следствие высокого (80 см) борта, развитой рубки (особенно со съемной надстройкой) и объемистого вертикального транца. Небольшой наклон форштевня, современные "зализанные" формы палубы, вписанные в рубку овальные иллюминаторы – с эстетикой у яхты всё в порядке.
Корпус яхты – деревянный, реечный. Палуба на серийных моделях – пластиковая.
На баке устроен якорный рундук, внутри которого – утка для коренного конца якорного каната и разъем кабеля внешнего электропитания. Сам якорь по-походному крепится под релингом, на деревянных подкладках. Пара нержавеющих уток дополняет швартовное оборудование носа.
В носовую часть рубки врезан большой круглый люк. Ширины палубы по бокам от каюты вполне достаточно для прохода. Не мешают проходу и ванты: путенсы выведены на борта и комингсы рубки. На палубе, у входа в кокпит, по разным бортам – заливные горловины для топлива и воды. У кормового релинга по бортам – ещё две швартовные утки.
На транце – навесной руль. Здесь просто просится кормовой кринолин и трапик для купания. Сергей: "На серийных лодках обязательно будем делать. Тем более, борт высокий, без трапика из воды выбраться очень трудно".
Кокпит достаточно глубокий, с отформованными высокими комингсами – сидеть, упершись в них спиной, довольно удобно. На заднем комингсе рубки слева от входа установлен штурвал, приборная панель и замок зажигания. Рядом, под левой рукой – рукоятка реверса-газа. Сиденье рулевого съёмное, на стоянке его можно поставить на дно кокпита, на берег и т.п. Продольные банки кокпита служат ещё и спальными местами (при установленных закладных дощечках). Сергей: "Сиденье рулевого можно установить на стойке регулируемой высоты, как обычно на катерах, но тогда его придётся прикрутить стационарно и пропадёт спальное место".
На обоих комингсах кокпита установлено по утке и лебёдке – для стаксель-шкотов. Блок гика-шкотов со стопором находится на дне кокпита.
Румпель тоже съёмный (достаточно только стопорящий "палец" вынуть), а на головку руля выведена штуртросовая система управления со штурвала. Можно управлять как одним, так и другим.
В днище кокпита – большой люк для доступа к стационарному двигателю. В ахтерпиках (люки в банках кокпита): газовый баллон, танки для топлива и воды, насосы и достаточно места для кранцев, вёдер, швартовов и других полезных вещей.

В каюте
Входим в каюту по двум ступенькам трапика. Если его снять, открывается ещё один доступ к двигателю. А под нижней ступенькой трапа установлены силовые переключатели аккумуляторов.
Слева от входа – камбуз. Конфорка газовой плиты, мойка, полочки для посуды. Плита стационарная, не в кардане. Сергей: "Это семейный круизёр, здесь пищу на кренах не готовят".
Рядом, на кормовой стенке каюты – электрический распредщиток, зарядное устройство, плафон освещения, розетки и указатели уровня топлива и воды в баках.
Напротив камбуза, справа от входа – изолированный санузел. Там установлена ещё одна раковина и прокачной унитаз. Все забортные отверстия перекрываются шаровыми кранами.
В раковинах установлены краники с вентилями (как дома). Давление в системе создаётся помпой с датчиком: как только "улавливается" падение давления (когда кран открыт), нагнетающая помпа включается.
Высота в каюте – 162 см., т.е. штаны уже можно надеть стоя. Сергей: "Налицо все атрибуты большой яхты: просторный санузел, подача воды, просторный камбуз. Чтобы поместить всё это, мы пожертвовали двумя спальными местами в каюте – на практике редко кто ими пользуется. А если что – в кокпите при поставленном тенте вполне уютно спать".
Далее, в нос – диванчики спальных мест. Под ними, а также за спинками – объёмистые рундуки. Ещё один – в самом носу. Элементы каюты из дерева благородных пород; расцветку диванчиков будущий владелец сможет выбрать лично.
Посредине каюты на пиллерсе стационарно укреплён столик (его можно только разворачивать). В моторном варианте он – на съёмной стойке. По необходимости его можно переставлять в кокпит, в специальное гнездо.
Снова говорит Сергей: "О семейных выходах. Дети 3-4 лет вполне вольготно себя чувствуют, бегая из кокпита в каюту и обратно, дёргая и щёлкая всем, что находят. И взрослым спокойно: порог в каюту не слишком высокий, зато глубина кокпита с развитыми комингсами гарантирует малышне безопасность – уже проверено".

Пробный выход.
В качестве пилота-испытателя мы пригласили известного гонщика, трёхкратного победителя Кубка Гетьмана Александра Казнадея. Слово ему: "Погода довольно мягкая, ветерок слабенький и настроение отличное. Пять минут на подготовку – поехали".
Поворот ключа в замке зажигания (как на автомобиле) – и двигатель заурчал. Швартовы отданы, выходим из залива. Крейсерская скорость порядка 6 узлов. Снова Александр: "На гладкой воде лодка чувствует себя великолепно. Штурвал вправо и влево вращается без особых усилий, с лодкой управится и десятилетний ребёнок". Мотор тарахтит довольно громко, но на этой лодке вместо штатного "Ветуса" стоит 8-сильный "Руджерини".
Отдана команда "под паруса". Постановка стакселя (с пристёгиванием карабинов, фала и шкотов) и грота (сложенного на гике) одним человеком заняла около десяти минут с момента команды. Сергей: "Конечно, для туриста лучше закрутки парусов. На экспериментальной лодке мы этим не озадачивались".
Около полутора часов мы гоняли лодку взад-вперёд по Киевскому водохранилищу. Мимо прошла гроза с приличными порывами ветра и внесла нужное разнообразие в нашу испытательную программу. Александр: "При ветре до двух баллов лодка ведет себя на всех курсах стабильно. При усилении от трёх и выше баллов и при волне лучше искать убежище". Уточню: в случае острых курсов и с данным фальшкилём (200 кг). Действительно, яхта относительно валкая (кому это не по душе – заказывайте "тяжёлый" фальшкиль). Но в лавировку семейный турист обычно не ходит – включает двигатель. А на "полняках" в широком диапазоне ветра можно смело идти куда угодно.
Приятно удивила хорошая приёмистость яхты и неплохой ход в слабые ветра – редкость для чистого круизёра.
Сергей: "Обычно под мотором рулят штурвалом, а под парусами пересаживаются на румпель". Мы испытали оба рулевых привода – оба равноценно удобны. Хотя шкоты выведены так, что от штурвала ими не управишься – матрос нужен.

Выводы
Avalon 22 – великолепный семейный круизёр. Малая осадка даёт доступ к большинству островов и берегов наших водохранилищ. Внутренние объёмы достаточны для комфортного размещения и обеспечения автономности до недели (с промежуточными заправками водой и топливом) экипажа из 4-х человек. Если в лодке ночует более трёх человек, обязателен тент над кокпитом. Простота рулёжки и оперирования двигателем делает лодку удобной для малочисленного и малоопытного экипажа. Под парусами яхта резвая и весьма приятна в управлении – "чистые моторники" даже не подозревают, какого удовольствия они лишены.