Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Aquamarine 640 HT

#Aquamarine

Эта лодка была в числе наиболее востребованных на выставке IBYS.
В самый людный день её швартовы редко покоились на утках больше получаса, а двигатель вряд ли успевал остыть: посетители по одному и целыми группами приходили «попробовать» судно на ходу.
Оставшиеся на понтоне подолгу любовались, как лодка стелилась в свободном полёте над водой и, поднимая облако брызг, закладывала сногсшибательные пируэты.

И действительно, Aquamarine 640 HT привлекает в первую очередь «визуалом» — динамикой манёвров и изяществом дизайна. Красно-белый, яркий и нарядный, с красиво «вписанными» иллюминаторами, затейливо выгнутыми релингами и стремительными очертаниями — ну красавец! Славяне ведь привыкли «встречать по одёжке». А уж любителей «порысачить», да ещё на глазах у восторженных девушек, у нас — ого-го!
Словом, заявка на «популярность в народе» более чем весомая. Но лодка интересна не только внешне… Впрочем, начнём с родословной.
Херсонский «ЮГ-Судопласт» — одна из очень немногих отечественных верфей, работающих с пластиком. Начали с небольших открытых мотолодок, затем освоили «кадди-кабин». К делу подходят основательно: не экономят на жесткости матриц, противоосмосный барьерный слой под гелькоутом, формовка — ручная прикатка стеклоткани (не «набрызг»!), элементы конструкции надёжно перевязаны
между собой. Итог — мотолодки верфи уважают за жесткость и прочность конструкции.
А ещё здесь не боятся экспериментировать. Например, наряду с привычными на рынке компоновками предложить «центр-консольник». Или построить уже освоенный «кадди-проект» с деревянным корпусом.
Именно симбиоз новаторства с репутацией добротного судостроителя дал жизнь первому Aquamarine 640 HT. Постоянный заказчик, увидев эскизы нового судна, проплатил за него авансом (согласитесь, прецедент в нашей стране редкий!). Именно «первенца» мне и предстояло осмотреть и испытать.
Итак, «хардтоп» (индекс HT в названии) или открытая с кормы кабина. Предполагает защищённый от ветра и брызг пост рулевого, а ещё существенно расширенное жилое пространство каюты. Главный минус — духота в жаркую погоду — должен скомпенсировать широкий люк в подволоке кабины.
На пришвартованную лагом (бортом) к понтону лодку удобно входить с кормы — на широкие площадки по бокам от мотора уверенно шагали даже непривычные барышни. Под ногами — флекситик (покрытие «стандартное», доплачивать не придётся!), не поскользнёшься. Площадки расположены ступенями, под нижней левого борта обнаружился забортный трапик, рядом с верхней — кормовой душ. Искупавшись, здесь можно и позагорать (сидя) — места вдоволь для двоих. С борта на борт ведёт широкий мостик (его центральная секция поднимается, расширяя пространство рецесса, например, при ТО двигателя), а вынесенная на уровень транца заливная горловина гарантирует, что случайно пролитое топливо не попадёт в кокпит. Под верхними ступенями — вместительные шкиперские рундуки.
Три шага по ступеням вниз — я в кокпите. Его центральный проход предельно заглублен, чтобы в кабине стоять в полный рост. В корме кокпита, справа-слева от прохода — комфортные сидения, каждое дополнено поручнем в борту (тут бы ещё ниши-полочки…). На ходу проход также закладывается штатной подушкой — для третьего сидящего.
Шагаем вперёд. Справа — пост рулевого, с сопутствующей полкой в борту и поворотным креслом. Слева — сидение пассажира. Его спинка — реверсивная: её можно откинуть вперёд, «развернув» сидение «лицом» в корму. Укреплённый на солидной стойке столик поднимается в горизонтальное положение и поворачивается в центр прохода — получаем небольшую кают-компанию на 5 человек. Правда, для полноценного обеда столик однозначно мал, но чаю/кофе/пива попить с бутербродами/печеньем/орешками — вполне достаточно.
А ещё сидение пассажира можно откинуть вперёд — под ним обнаруживается камбузная раковина. Продукты и утварь раскладываются в рундуки под передними сидениями и на полку рядом с пассажиром (над раковиной).
Дальше в нос центральный проход «ныряет» в каюту. Здесь две кровати, под правой — прокачной гальюн. В основаниях кроватей, конечно, рундуки. Свет льётся из овальных бортовых иллюминаторов и палубного люка. Самое интересное: открытый люк обнажает выход в небольшой кокпит на носовой палубе — отличное (удобно и безопасно) решение для погрузки людей и провианта с носа. Для комфортного выхода через люк из-под кокпита выдвигается и раскладывается телескопический нержавеющий трапик. Люк снабжен пневмостойками, открывается плавно и удерживается вертикально. Из кокпита удобно оперировать якорным устройством, электролебёдка которого установлена
в носовом рундуке. Вся палуба ограждена по периметру сплошным нержавеющим релингом — тут безопасно даже на ходу. А разрез релинга в носу позволяет зайти на борт без помех.
Впрочем, не всё с эргономикой идеально. Входящему с носа придётся переступить якорный роульс (широкий шаг, однако!) или наступить на узкое шаткое веретено якоря, что небезопасно. Тут бы площадку-бушприт поверх роульса придумать… А резко разгибаясь при выходе из каюты в салон, стукаешься головой в сильно скошенное ветровое стекло — «плата» за стремительные очертания. Впрочем, разгибаться не сразу — дело привычки.
Заработал Evinrude 150, отданы швартовы — выходим на ходовые испытания. Оцениваю пост рулевого: кресло удобное, циферблаты приборов — перед глазами, руль на хорошей высоте, рукоятка газа/реверса — тоже. Вот только локоть положить не на что — обычная проблема на большинстве лодок. Обзор по всему периметру — вполне достаточный
(лишь небольшой сектор слева в корме перекрыт боковиной рубки). Можно рулить и стоя, высунув голову в люк, но красивый и весьма полезный на стоянке тентовый козырёк перекрывает вид в корму (впрочем, если он не нужен, то легко складывается и обзору не мешает). И ещё одно замечание: рулевой пост, расположенный в глубине закрытой кабины, затрудняет швартовку в одиночку — пока капитан добежит до швартова, лодку может ветром отнести или навалить.
Резко даю газ — лодка быстро выходит на глиссирование (4 секунды с 5-ю людьми на борту), но при этом сильно проседает кормой, резко увеличивая рулевому «мёртвую» зону. Выдам небольшую тайну: «ЮГ-Судопласт» предпочитает не проводить сомнительных экспериментов с обводами и использовал проверенный временем американский проект. Его «глубокое V» работает (забегая вперёд) практически безупречно, а вот «поддерживающая» поверхность в корме совсем не избыточной площади. Объёмы корпуса позади транца (справа-слева от двигателя) действенны только на стоянке (увеличивают статическую остойчивость и расширяют площадь палубы), но при выходе на глиссирование они выходят из воды. Если бы их нижняя поверхность продолжала плоскость днища, подобно корпусам с «extended running surface» у брэндов Cobalt, Four Winns, Chaparral и Sea Ray, то дополнительная подъёмная сила в корме уменьшала бы стартовый дифферент, увеличила бы динамическую (на манёврах) остойчивость и позволила бы глиссировать с меньшей скоростью.
Впрочем, всё на любителя. Есть немало водителей, для которых динамика этого самого стартового прыжка и драйв адреналиновых кренов на сногсшибательных пируэтах гораздо значимее «примерного» поведения и небольшой экономии топлива «extended running surface». Потому назовём это особенностью лодки, но не недостатком.
Кстати, маневренность лодки действительно впечатляет. На ней можно с полного хода резко переложить штурвал на борт — корпус послушно ввинчивается в вираж, не проскальзывая юзом и крайне редко позволяя двигателю «хватануть» винтом воздух. А 40-градусные крена облегчают пассажирам задачу не слететь с сидения. Да и с поручнями на лодке всё в порядке (почти: у переднего пассажирского сидения поручень хотелось бы сдвинуть немного в нос).
Увы, достойной волны на тестовой акватории не было, пришлось довольствоваться гребнями в чужих кильватерах. Их наша лодка взрезала легко и безболезненно: я не зафиксировал ни одного чувствительного удара днищем. Похоже, с мореходностью у Aquamarine 640 HT всё в порядке.
Я не стал замерять скоростные характеристики лодки по банальной причине — это прототип, первая модель, зачастую экспериментальная. Серийные лодки могут существенно отличаться по весу (а нередко — и обводам). Этот факт подтвердил директор «ЮГ-Судопласт» Ярослав Полищук:
«В следующих двух корпусах, уже сданных заказчику, нет обшитой ковролином фанеры в каюте — там формованный пластик. Корпус сделали немного толще, стёкла кабины — уже триплекс, а в зашивке каюты не видно ни одной головки шурупа; появился «бардачок», усилили и конструкцию люка. Буквально на днях испытывали серийную лодку с Suzuki 175: с тремя взрослыми на борту разогнались до 82 км/ч».

Резюме
Aquamarine 640 HT — отлично реализованная семейная мотолодка. Её кабина обеспечит уют команде в гораздо более широких (в сравнении с открытыми лодками) погодных условиях. Хорошие скоростные качества и великолепная маневренность придутся по душе любителям «адреналиновой» езды. А украинское происхождение гарантирует щадящую цену и оперативный сервис или ремонт.

«Фарватер» информирует: дистрибьютор лодок Aquamarine 640 HT в Украине —
компания «Protey».