Катера – как люди. Иные выглядят совсем несерьёзно, несмотря на внушительные размеры (как взрослые дяди в коротких штанишках). Зато другие смотрятся «взрослыми не по годам»: настолько солидны и основательны, что и требовать от них начинаешь, как от намного старших. Таков Aquador 21 WA.
Именно так: «взрослый» джентльменский набор из развитых боковин ветрового стекла, полноценных бортовых проходов (WA, собственно, и означает «walk around») под тиком, сплошного высокого фальшборта и развитой нержавеющей арки «в полный рост» было совершенно неожиданно обнаружить на 6-метровой лодке. В сочетании со строгим тёмно-синим корпусом, стремительными очертаниями и классическим дизайном полурубки всё это обеспечивает столь небольшому судну вполне представительный вид.
Нашему «Аквадору» дополнительной солидности придавал штатный тент, издали казавшийся ажурной рубкой. Снимать мы его и не подумали – дождь идёт. Зато, юркнув внутрь, сразу оценили и внутреннее пространство (в полный рост), и жёсткость конструкции (на скорости стоит как влитой – это уже забегая вперёд), и её продуманность (пристёгивая-отстёгивая фрагменты, можно менять конфигурацию в широких пределах: «бимини», «оупен», закрытая рубка и т.д.).
Смотрим с носа. Под крышкой люка – якорный ящик, рядом – швартовные утки (ещё по паре стоит на миделе и в корме). Релинг разрезной – на берег с носа удобно выходить.
Бортовые проходы ведут мимо полурубки прямо в кормовую часть кокпита, на всей их длине достаточно высокий поручень (поверх фальшборта) – ходишь без опаски даже на хорошем ходу. Единственное насторожило: при входе в кокпит на бортовых проходах нет порожка – в хороший ливень вода будет стекать ручейками прямо в лодку. Конечно, кокпит самоосушаемый, но всё же…
А в самой корме – привычный лодочникам подмоторный рецесс (21-я модель – единственная с подвесным двигателем в ряду Aquador), по обе стороны дополненный «мокрыми» рундуками (для ласт-масок и пр.). Здесь же – трапик для купания.
Радарная арка служит для установки антенн, ходовых огней, прожектора (с дистанционным управлением), как одна из опор тента (в сложенном состоянии он целиком увязывается к арке) и как тауэр для вейкбординга.
Обстановка кокпита классическая: кормовой диван (перед ним столик ставится), кресла рулевого и пассажира (их можно развернуть «лицом» к столику или сидящим на диване). Никаких трансформаций не предусмотрено, загорать можно лишь на диване поперек лодки. Зато бортовые его части можно убрать, сделав максимально доступной корму (дайверы, вейкбордисты и купающиеся оценят). Под ногами – тик (как и на палубных проходах).
Под центральной частью дивана – рундук механика: здесь аккумулятор, топливный фильтр, инструменты и запчасти. Ещё два объёмистых рундука (большие люки с пневмоопорами) для шкиперского имущества – в центре кокпита.
Дверь в каюту из тонированного стекла (дополнительное освещение каюты днём) выдвижная, открывается очень легко, без заеданий. Вот только её фиксатор (пластмассовый, на барашке) откровенно слабенький, дверь на резких манёврах проскальзывает (это снова забегая вперёд). В каюте – классическая V-образная кровать, которую можно заложить матрасиком до сплошной лежанки. Для поклажи – два бортовых рундучка с дверками и один под носовым матрасиком кровати. В подволоке – приличных размеров люк (с фиксатором положения), в бортах 2 открывающихся иллюминатора – с вентиляцией проблем явно нет. На переборке – матерчатый «карман» (очень удобная штука). Расцветка – в фирменном стиле Aquador: благородная тёмно-синяя материя и тёмные деревянные элементы, сверкающие безупречной высокоглянцевой лакировкой. Пластиковые торцы секции палубы настолько толстые и так качественно сделаны, что их даже не «спрятали» – деталь, говорящая о многом (похоже, только скандинавы позволяют себе так поступать).
Что неприятно: из подволока выдаются два привода «дворников» ветрового стекла (они здесь тоже очень «взрослые»). Откровенные места для удара головой, хоть и закрыты мягкими чехлами. И выход из каюты эргономически неудобен – приходится ногу высоко подымать. Судя по всему, финские проектировщики планировали, что катер будет использоваться в основном как «дэй-круизер», а ночёвка в каюте – в редких случаях.
Но время проверить Aquador 21 WA на ходу. За кормой мерно урчит Suzuki 250, нас на борту 4 человека, плюс около 110 л топлива – таковы исходные данные.
Поехали: чуть меньше 6 секунд выхода на глиссирование (на 3200 об/мин), на максималке фиксирую (сразу по двум GPS – для верности) 80,5 км/ч (на 5700 об/мин). Из официальных данных Suzuki: на максимальных оборотах расход топлива около 40 л/час, на крейсерском ходу (около 60 км/ч) – порядка 26-27 л/ч.
Под руками у рулевого – клавиши управления транцевыми плитами, при необходимости можно выровнять крен. Трим – как обычно, под большим пальцем правой руки. Штурвал – с гидроусилителем и регулировкой положения «подрулевого». Перед глазами необходимые приборы, всё удобно в работе. Если опереться на поднятый больстер, то можно рулить полустоя, глядя поверх ветрового стекла, причём поток воздуха отбивается этим стеклом выше головы – очень полезно. Единственное, чего ещё хотелось бы – пару подстаканников: лично я уже привык в них мобилки и ручную GPS держать.
Кильватер гладкий, практически без «петуха» (на редкость) – комплимент дизайнерам. Мореходность проверить по большому счёту не пришлось – волну принимали только собственную (на развороте) да эпизодическую от проходящих судов. Но ощущения даже за эти секунды (подкреплённые личным опытом глав-реда питерского «Капитан-клуба» Зария Черняка) позволяют судить об Aquador 21 WA как о катере очень мореходном для своего размера.
С полного хода на максимальном вывороте руля скорость падает до 60 км/ч, крен умеренный. Лодка безупречно «держится» за воду, никаких проскальзываний и зарыскиваний, ощущаешь себя очень уверенно – ещё комплимент конструкторам. На малом ходу циркуляция 1,5-2 корпуса. На 23-24 км/час корпус всё ещё глиссирует – хороший показатель для «глубокого V».
Сдаю руль «штатному» капитану, наблюдаю дальше за лодкой с кресла пассажира. В спину здесь не дует на любой скорости – вот эффект от далеко заведенных в корму боковин ветрового стекла. По всему его верхнему периметру укреплен нержавеющий поручень, плюс дополнительные рукоятки в разных местах – каждому из пассажиров гарантировано есть за что ухватиться. В бортовые проходы на недлинных рейсах очень удобно кранцы класть – через фальшборт не выпадут.
Резюмируем
Знакомый капитан, который, как и я, «объездил» не один катер сходного размера, об Aquador 21 WA сказал так: «Это быстрый и комфортабельный автомобиль на воде. Назначение: оперативно доставить на природу семью или компанию – с палатками (в каютке обычно не спят), вейкбордингом, масками и ластами. По ходовым характеристикам, безопасности и долговечности – сродни «Мерседесу». По управляемости – пока лучшее, что я знаю в этом размере». Присоединяюсь полностью.