Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

34 Кубок Америки стал историей. Да здравствует 35 Кубок!

#------

Ещё за неделю до финиша 34 Кубка Америки все были уверены в победе новозеландцев. Тем неожиданнее стала развязка гонки в Сан-Франциско. Победа Oracle просто не помещается в рамках здравого смысла. Вероятно, поэтому, спустя месяцы после окончания гонок, ещё никто не решился дать однозначной оценки произошедшему. Что привнесёт 34 Кубок Америки в историю парусного спорта?

Как справедливо отмечено в «Википедии», розыгрыш 34 КА оказался самым длинным в его истории и вторым, где судьбу награды решал финальный матч. Вероятно, 34 Кубок был и самым дорогим, а Лари Эллисон, по непроверенной информации потративший более 500 млн. $ на финансирование своей команды (в течение 10 лет), стал самым крупным инвестором старейшего соревнования в современном спорте.
До и после 1983 года большинство финалов Кубка Америки были выиграны при полном отсутствии или минимальном сопротивлении соперников Защитника. Сама философия соревнования требует от Претендента настолько значительного превосходства над Защитником, при котором даже юридические козни последнего не смогли бы предотвратить смену обладателя. Сложность решения такой задачи исчисляется не только деньгами: в мире много богатых яхтсменов, но лишь единицам удавалось победить в Кубке Америки. Здесь уместен пример ведущего современного шкипера-непрофессионала, основателя сервиса «Скайп» Никласа Зеннстрема. Располагая целым флотом яхт класса «Мини-макси» и ТР52, шведский миллионер ежегодно тратит на их содержание до 10 млн. $. Вероятно, ему под силу организовать среднебюджетный «челленджер» 35 КА. Но, будучи непрофессиональным рулевым, Никлас всё же предпочитает управлять яхтой самостоятельно. Это не даёт ему шансов в матч-рейсе профессионалов. Видимо, деньги — это ещё не всё.
По окончании Louis Vuitton Cup новозеландцы, казалось, достигли пределов мастерства в управлении и стабилизации своего катамарана. До старта финала 34 КА лодка Oracle оставалась «тёмной лошадкой». Первые матчи 7 сентября, где ETNZ победили с дельтой в 30 и 52 секунды, заставили многих думать, что судьба Кубка решена. Учитывая наказание Жюри соревнований, которое требовало смены триммера крыла и снятия двух очков с Oracle за незаконную модификацию АС45 катамарана в гонках ACWS, шансы американской команды выглядели ничтожными.
Из опыта предыдущих сезонов известно, что быстрейшая лодка в первых же встречах всегда становилась победителем. До 19 сентября ETNZ уверенно набрали 8 очков, хотя в течение состоявшихся 12 матчей Oracle удалось завоевать 4 победы. То есть, Защитник сумел выйти из «отрицательной зоны» и записал в актив 2 очка. Как оказалось вскоре, далее побеждать будут только американцы — 8 матчей подряд! При этом дельты росли с 30 секунд в 12-ой гонке до 44 секунд в решающей 19-ой.
Рассматривая таблицу результатов 34 КА, замечаешь удивительные вещи. Даже когда новозеландцы лидировали, они не побеждали всухую. То есть, победа в восьми матчах подряд, с 12 по 19 гонку, говорит о превосходстве Oracle непосредственно в финальных гонках.
Сам шкипер команды-победителя, Джеймс Спитхилл, объяснил происходящее «волей к победе» и «желанием бороться до конца». Тактик ETNZ, титулованный Рэй Девис, отреагировал скептически: «На острых курсах их лодка стабильна как скала; мы достигли этого благодаря долгим тренировкам, а им удалось это за несколько дней!»
По мнению обозревателей, переломный момент в 34 Кубке наступил 10 сентября, когда Oracle воспользовались своим правом перенести гонку. В тот день в единственной состоявшейся гонке американцы проиграли более минуты и, вероятно, решили предпринять кардинальные меры. Какими были эти меры, пока доподлинно не известно.
Большинство комментаторов Кубка Америки склоняются к мысли о неких технических усовершенствованиях, произведённых на Oracle. Также принято считать, что последующие отмены гонок 14, 17, 21 и 23 сентября предоставили Oracle дополнительное время для настройки установленного оборудования. Есть мнение и о том, что частичные отмены и переносы гоночных дней несколько выбили из колеи лидирующую на тот момент команду ETNZ. В частности, испанский журналист Пьер Орфанидис на страницах своего блога Vsail.info называет 40-минутный лимит гонок в лёгкий ветер «глупым». А ведь именно такой лимит лишил ETNZ уверенной победы в прекращённой гонке 20 сентября.
Но вернёмся к оборудованию. Как известно, парус-крыло для лодки ETNZ разрабатывало российское КБ Сухого. Но в официальном сайте Oracle в составе дизайн-команды упомянут Том Спир, прежде работавший в ВВС США и в компании «Боинг». Именно на него ссылается Voice of America в статье об использовании авиационных технологий при построении АС72 катамаранов. Но этот факт не получил должного резонанса.
Зато сенсацией стало озвученное во время прямой трансляции решающего матча заявление: Oracle использовала автоматическую систему контроля продольной устойчивости (Stability Augmentation System — SAS). Именно эта система, повсеместно применяемая в современных гражданских и военных самолётах, и помогала команде Oracle лучше и быстрей соперника настраивать шверты и удерживать лодку в парящем режиме.
В мгновение ока Интернет взорвался бурными обсуждениями очередного надувательства Oracle. Использование механизма для настройки (или приведения в движение) лодки прямо запрещено Протоколом Кубка Америки. Австралийский Sail-World публикует анонимное письмо, в котором говорится, что SAS действительно использовалась на лодке Oracle, более того, ETNZ знали об этом, но их жалоба, поданная 3 сентября в Жюри Кубка, была отклонена по формальным признакам. Согласно комментариям журналиста Ричарда Гледуэлла (который обнародовал анонимку), SAS была установлена на Oracle «с самого начала», но нуждалась в настройке. Поэтому, якобы, результаты команды так сильно изменились.
Напротив, другой авторитет — CatSailing — провёл опрос ведущих дизайнеров и спортсменов из среды катамаранов, которые почти единогласно выразили сомнение в решающей роли SAS в победе Oracle. Среди опрошенных ветеран класса Moth Адам Мей, член Зала славы Кубка Америки, бывший дизайн-директор BMW Oracle Майк Драммонд, директор Sail Innovation Flying Phantom Алекс Юдин и другие. Выражая своё мнение, каждый из них указывал на отдельные элементы управления крылом, минимальные изменения в форме корпусов и т.д. Кроме этого, опрошенные совершенно резонно указывали на смену тактика команды (вместо Костеки с 6-ой гонки эту позицию занял Бен Эйнсли).
Авторитетный журнал «Яхтинг Ворлд» пошёл ещё дальше. Журналист Мэтью Шеннон в статье от 30 сентября утверждает, что никакого SAS не было вовсе. Вместо этого Метью наводит список модификаций лодки, среди которых есть такие удивительные вещи, как несимметричная настройка судна с преимуществом на левый галс (дистанция на Кубке всегда «правая»); удаление кавитации на крыльях перьев рулей; удлинение транцевой части корпусов; сокращение длины бушприта (это было видно в ТВ-трансляциях). Не стоит сбрасывать со счетов и ряд переносов и отмен гонок, что предоставило дополнительное время Oracle для работы с лодкой. Не секрет, что в нынешнем Кубке Америки время, а не деньги, было главным ресурсом команд.
Несмотря на то, что все законные возможности оспорить победу Oracle в 34 КА уже исчерпаны, сам Кубок 2013 года войдёт в историю как беспрецедентное спортивное событие. Пьер Орфанидис заявляет, что АС72 зрелищные и ультрасовременные лодки. Действительно, после скоростей в 40 узлов всё, что идёт медленней, может показаться недостойным Кубка Америки. Организация ТВ-трансляций с информативной видеографикой может потягаться даже с такими богатыми видами спорта как футбол. Воспроизведение ТВ-картинки Кубка, организованное ветераном профессионального паруса Стенном Хони, уже заслужило не только признание болельщиков, но и престижные международные призы. В пользу Oracle стоит записать и организацию Молодёжного Кубка Америки. Есть надежда, что это соревнование продолжится и превратится в серию регат.
Конечно, неудачный Louis Vuitton Cup (не говоря уже о смерти Эндрю «Барта» Симпсона) остаётся «чёрной кляксой на белом костюме» победителя американской команды. И это главный минус состоявшегося сезона, который также будет вписан в историю соревнований, наряду со всеми медиацифрами, ошеломительными победами и затраченными миллионами. Как известно, к концу розыгрыша Кубка результатов расследования смерти британского яхтсмена ещё не было. Отчёт береговой охраны появился только недавно, но, к сожалению, в тени «истории успеха» остался незамеченным. А ведь там говорится о том, что времени спасти Симпсона было достаточно — с тяжёлыми травмами он жил ещё 10 минут. Но по чьей-то халатности Эндрю не получил помощи и утонул. Не думаю, что в этой истории поставлена точка, сомневаюсь, что дальнейшее расследование будет публичным.
Что примечательно: длительное время после победы никто из команды Oracle не давал интервью парусным медиа. Появляются фрагментарные и не очень детальные публичные высказывания топ-менеджеров команды. В интервью журналу «СпортзПроМедиа» Рассел Кутз (уже 5-кратный обладатель Кубка Америки — а это тоже рекорд!) заявил, что «всегда верил в победу команды», «происходящее держало зрителей на краешке стульев» и, главное — «нет оснований менять такую успешную формулу соревнований». Далее следовали упрёки в необоснованно большом внимании прессы к юридическим баталиям Кубка, а также рассуждения на тему необходимости сделать Кубок Америки дешевле и прибыльней для всех вовлечённых. С этой точки зрения справедливо заметить, что 32 КА 2007 года пока остаётся самым коммерчески успешным. И, возможно, предложенная тогда модель дальнейшего развития соревнований от Alinghi (90-футовые однокорпусные яхты) развила этот успех. Но это, конечно, остаётся без комментариев.
Здесь резонно поинтересоваться: а выгодно ли Oracle удешевлять Кубок Америки? Очевидно, что Защитнику всегда легче, когда Претендентов меньше и они недофинансированы. В упомянутом интервью Кутз оправдывает свою позицию: «Нынешний Кубок показал, что достаточно иметь небольшое количество команд, но они должны быть действительно конкурентоспособны. Это лучше, чем иметь десяток команд, где реально борются только 2-3». Справедливости ради стоит упомянуть, что Кутз пообещал возобновить соревнования ACWS уже летом 2014 года. Но при такой философии недофинансированные команды — только свита для горстки миллиардеров. Не думаю, что многих устроит такая роль. В любом случае, ожидаем Протокола 35 Кубка Америки, хотя первый Претендент уже появился.
30 сентября была официально подтверждена Нота Претендента от Яхт-клуба о.Гамильтон (Австралия). Принятая Oracle Нота, за которой стоит семья австралийских миллиардеров Отли, только убеждает нас в том, что практика использования «карманных» Претендентов продолжается. Без Протокола 35 Кубка Америки заявленные сейчас Претенденты — не более, чем бюрократическая уловка. И всё же формально мы уже начали следить за 35 Кубком Америки, хотя Протокол появится не ранее весны 2014 года. Как писал Питер Блейк: «Кубок Америки так привлекателен ещё и потому, что он похож на саму жизнь»…