Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Яхты, которые мы выбираем (ВС-750)

#------

На заре моей юности единственно возможным способом приобщиться к парусу было поступление в секцию парусного спорта. Иного пути не существовало. Яхты частным лицам не продавались, получить квалификацию яхтенного рулевого простому смертному (не спортсмену) было негде. Поразительно, что в великом и могучем русском языке (да и в украинском тоже) отсутствует слово, обозначающее понятие «хождение под парусом для собственного удовольствия». Парусный спорт есть, а вот этого (как его там?) –нет!

Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Появились парусные учебные центры, где каждый желающий может получить квалификацию водителя парусного судна. В приморских городах возникли чартерные компании, где можно арендовать яхту (как правило, с экипажем) и получить практические навыки. Многие любители отдыха под парусами пользуются услугами чартера в Хорватии, Турции, Греции. Наш красавец Днепр с его живописными водохранилищами в этом смысле – непаханая целина.
Недавно у меня гостил поляк – владелец чартерной компании на Мазурских озёрах, флот которой состоит из дюжины швертботов-круизеров. По словам моего гостя, в феврале-марте они «расписаны» на весь будущий сезон. На вопрос, где можно взять яхту в аренду и пройтись по Днепру, я вынужден был, к величайшему своему стыду, ответить отрицательно. И мой польский знакомый был крайне удивлён.
Где же наш флот для любительского яхтинга и чартера, и какой он нам нужен? Имеющиеся в частном владении яхты в подавляющем большинстве самостоятельно построены или переделаны из яхт некогда олимпийских классов. Доживают свой век таллинские четвертьтонники и фолькботы, ленинградские «тэшки» и немногочисленные яхты польской постройки, которым уже хорошо за тридцать. Процент современных яхт ничтожно мал.
На украинский рынок хлынул поток предложений многочисленных яхтостроительных фирм, в основном зарубежных, хотя есть и отечественные. Предлагаються яхты на любой вкус и кошелёк. Но беда в том, что яхты есть, а вкуса нет! И откуда ему взяться, если в стране практически отсутствует массовая парусная культура. И это при наличии высококлассной спортивной парусной школы. На многих потенциальных яхтсменов давит стереотип, что яхтами дано управлять чуть ли не небожителям, и простому смертному это недоступно. Пора этот миф разрушить. Безусловно, управление современной гоночной яхтой требует высочайшей квалификации экипажа, но наряду с «гоночными болидами» в мире существует и процветает многочисленный класс отнюдь не экстремальных семейных круизеров.
Я осмелюсь раскрыть своё видение типа массовой яхты для любительской эксплуатации на водных просторах Украины и облегчить будущему яхтсмену выбор той неповторимой и единственной, а также доступной в цене и недорогой в эксплуатации яхты, то есть реализовать принцип «разумной достаточности».
Для начала определимся с основными техническими и эксплуатационными параметрами гипотетической лодки.
Пассажировместимость: до шести человек на борту при однодневных выходах и четыре человека при многодневных вояжах.
Оснащение яхты должно обеспечивать возможность управления одним человеком. Для этого ходовые концы всех составляющих бегучего такелажа, включая шверттали, должны быть проведены в кокпит, обтягиваться лебёдками и надёжно фиксироваться стопорами. Обязательно наличие устройства рифления и закрутки на штаг стакселя и Lazy Jack для грота. Управление двигателем должно быть расположено в зоне досягаемости рулевого. Подвесной двигатель должен иметь электрозапуск и дистанционное управление.
Приборы: эхолот, лаг, анеморумбометр, компас, навигатор.
Парусное вооружение – бермудский шлюп. Набор парусов: грот, генуэзский стаксель (150%), геннакер, штормовой комплект (грот и стаксель).
Обитаемость: четыре постоянных спальных места, полный санблок (прокачной унитаз, умывальник, душ), пятидневный запас питьевой воды, кают-компания со столиком на 5 человек. Наличие багажных емкостей для личных вещей экипажа и снабжения в объёме, достаточном для пятидневного автономного плавания.
Корпус: для внутренних водных путей (реки, озёра, водохранилища) – забалластированный изнутри швертбот. Для прибрежного морского плавания (20 миль удаления) – килевое исполнение. Размеры яхты не должны превышать предельно допустимые для перевозки на трейлере, то есть – менее 8 метров. Стоимость яхты в базовой комплектации не должна превышать 30 тысяч евро.
Минимальная длина яхты, которая удовлетворяет всем этим условиям, равняется 25 футам. За рубежом такие яхты относят к классу «бюджетных» круизеров (budget cruisers). Девиз этого класса звучит так: «максимальный показатель полученных удовольствий, достигнутых минимальными затратами».
В европейских странах этот класс стал фаворитом в любительском яхтинге. Особо стоит отметить многолетний опыт польских яхтсменов, которым удалось создать целый ряд круизеров, в которых реализовано практически всё, что можно «выжать» из 25-26-футовой яхты. Потому не случайно николаевские корабелы в лице яхтенного конструктора Леонида Забурдаева и коллектива яхтенной верфи «Вокруг света» использовали лучшие польские достижения в этой области. На верфи была выпущена серия из пяти 22-футовых яхт, построенных частично из польской комплектации. Яхта этого проекта ВС-678 подробно описана в журнале «Фарватер» №1/2007. В процессе производства и дальнейшей эксплуатации этих яхт были выработаны основные идеи, реализованные при создании первого отечественного бюджетного круизера. Головной образец проекта ВС-750 (в килевом варианте) был изготовлен, успешно прошёл ходовые испытания и сдан заказчику в конце 2009 года.
Подробно рассмотрев яхту «Глория», мы попытаемся определить, насколько успешно авторам проекта удалось реализовать идею «бюджетного круизера».
Яхта построена для эксплуатации на море, т.е. в килевом варианте. Заказчик – начинающий яхтсмен, прослушавший теоретический курс и получивший практические навыки на яхтах учебного центра. Такая ситуация позволит получить дополнительно ценную информацию о том, насколько быстро владелец «объездит свою лошадку» и какие трудности при этом возникнут.
Итак, прошу на борт! Первое, что бросается в глаза, это широкая корма с большим запасом плавучести и просто-таки громадный для яхты подобных размеров кокпит, характерный скорее для гоночной яхты, чем для круизера. На языке вертится первое «вредное» замечание: я бы удлинил рубку в корму и увеличил внутренний объём. Контраргумент – в наших южных широтах в хорошую погоду трудно «затолкать» экипаж в каюту. Все норовят разместиться в кокпите. И действительно: четыре стокилограммовых дяди, рассевшись по бортам, не испытывали тесноты и не создали заметного дифферента на корму.
Кокпит, обрамленный массивными комингсами, развитыми релингами и леерным ограждением, создаёт комфортные и безопасные условия для работы и отдыха экипажа. Длина банок такова, что два любителя свежего воздуха могут расположиться здесь на ночлег. Высота комингсов исключает выпадение за борт. Выход на кормовую площадку облегчается благодаря шарнирно закрепленным панелям кормовых банок. В транец врезан телескопический трапик для купания. На кормовом пилоне, через который проходит гельмпорт, расположены: кормовой огонь, герметичный разъём для подключения береговой сети 220В и душ. На бортовом комингсе смонтированы органы управления двигателем. Погон гика-шкотов принесен в жертву комфорту и заменен обушком на палубе кокпита. Для круизера такое решение вполне оправдано. Задние комингсы рубки отданы приборам. Здесь размещены: лаг, эхолот, анеморумбометр и два компаса. Все они имеют подсветку и хорошо обозреваются с места рулевого. По обеим сторонам входного люка установлены фаловые лебёдки. Все ходовые концы бегучего такелажа через палубные организаторы приходят на клавишные стопоры и далее в кокпит. Грот имеет две полки рифов и Lasy Jack с чехлом. Стаксель оборудован устройством для рифления и закрутки на штаг. Расположение и длина погонов стаксель-шкотов позволяют нести 150%-ю геную. Шкотовые лебёдки со стопорами установлены на комингсах кокпита. Якорь Брюса надёжно закреплён в роульсе носовой площадки оригинальной конструкции, которая одновременно выполняет роль бушприта для галсового угла геннакера. Якорь отдаётся и выбирается электрическим шпилем, который «сыпет» цепь или трос в цепной ящик со шпигатами. Предусмотрено устройство для промывки якоря и цепи при подъёме. Всё это позволяет большинство судовых работ выполнять, не покидая кокпит, и безопасно эксплуатировать яхту малочисленным и малоквалифицированным (семейным) экипажем под руководством опытного рулевого. Широкий остойчивый корпус, нескользящее покрытие палубы и банок, умеренное парусное вооружение, физические нагрузки, посильные для женщин и подростков, вооружение геннакером (а не спинакером) идеально подходит для семейного яхтинга.
В качестве вспомогательного двигателя под сходным трапом установлен дизель мощностью 13 л.с., работающий на сейлдрайв со складным винтом. На мой взгляд, достаточно было бы двигателя мощностью 8-10 л.с. Переход от режима движения под парусом к движению под мотором и наоборот может осуществляться одним человеком за 5-10 минут.
Внутренняя планировка и исполнение интерьерных работ выполнены на очень высоком уровне. Это несомненный успех конструктора и высокая квалификация строителя. Под кокпитом находится каюта с двуспальным местом. Высота до подволока в головах позволяет удобно сидеть взрослому человеку. Для естественного освещения и вентиляции предусмотрен иллюминатор. Особо следует отметить санблок весьма солидных размеров, в котором размещены: прокачной унитаз, умывальник, душ, напольный и настенный шкафчики. Стены и пол выложены кафельной плиткой. Напротив, по правому борту, находится камбузный блок: газовая плита, мойка для посуды, шкафчики и полочки. В кают-компании между бортовыми диванами установлен стол, одна половинка которого складывается, открывая проход в двухместную носовую каюту, отделенную переборкой со сдвижной дверью. Возможен вариант с выгородкой, которая зрительно увеличит внутренний объём. В кают-компании имеются: шкафчик-бар, электрический распределительный щиток, радиостанция, стереосистема, плазменный телевизор, светильники. Над носовым спальным местом врезан светлый люк, через который можно выйти на палубу, минуя кают-компанию. Мебель выполнена из фанеры и массива красного дерева, диваны обтянуты велюровой тканью. Интерьеры немногих, даже более крупных яхт, выполнены на таком уровне. На «Глории» по желанию заказчика палуба, кокпит, носовые площадки и привальный брус выполнены из тика. В целом судно смотрится очень пропорционально, современно и щеголевато.
Под парусами яхта ведёт себя прекрасно: не лежит на руле, уверенно идёт на острых курсах в условиях крутой и короткой волны Днепро-Бугского лимана, палуба практически не забрызгивается. Гибкая и оперативная система рифления парусов позволяет легко и быстро адаптировать яхту к различным ветровым условиям. Особо следует отметить автономность яхты.
Объём танков для питьевой воды и топлива соответственно составляет 100 и 80 л. Аккумуляторная батарея ёмкостью 200 А*ч может заряжаться от генератора двигателя или от береговой сети (через бортовое автоматическое зарядное устройство).
На мой взгляд, ВС-750 – лучший 25-футовый круизер из всех, которые мне приходилось видеть. Он чётко позиционируется как семейный круизер: простой в управлении, мореходный, безопасный, комфортабельный и недорогой. Кроме того, он представляется мне идеальной чартерной яхтой для Днепра. При наличии достаточного количества таких яхт интересно было бы организовать классные гонки.
В заключение хочется сказать огромное спасибо творческому коллективу, взявшему на себя труд и смелость разработать и поставить на производство, в условиях экономического кризиса, действительно достойную яхту.

Анатолий ЛЫСЕНКО.