Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Чартернику в копилку. Советы от Андрея Луценко

#------

 

Советы от Андрея Луценко
…Мы часто пересекались с его «Наядой» в разных уголках Каневского водохранилища. Неизменно дружелюбный капитан и его семейство очень приятны в общении, а сам Андрей к тому же весьма основателен во всём, за что берётся. Именно поэтому, заслышав, что он только вернулся из Фетийского залива (куда мы выезжали на днях!), я нагрянул к Луценкам на чай и за полезными советами.

 

Для начала посмеялись: в ответ на распечатку «что с собой взять» (сведенную в пространный файл – вот она, основательность!), я протянул свежий «Фарватер» с подобной же статьёй. В обоих списках наряду с общими пунктами (муринговые перчатки, обувь для купания, защитные кремы, солнечные очки и пр.) хватало и отличий (у каждого капитана – свой опыт!). Вот и начнём с пунктов, дополняющих статью «Готовимся в чартер». Курсив в скобках – мои комментарии.

Что ещё взять с собой

  • Маски, трубки и ласты для активно ныряющих (да, на яхте компании уровня «Pupa» один комплект наверняка будет. Но подойдёт ли размер? А если все сразу захотят? К тому же, одно дело – разок нырнуть и совсем другое – подробно исследовать дно…);
  • Рыболовные снасти: как минимум «прут» с «воблерами», а уж поводки с крючками найти в Турции – не проблема (да, иной раз смотрел за борт и жалел, что сам не рыбак…);
  • Батарейки (в Турции неадекватно дорогие), аккумуляторы, зарядное устройство;
  • Карты памяти для фотоаппарата (или ноутбук и «читалка» для карт – чтобы их освобождать при заполнении);
  • Диски CD MP3 с любимой музыкой (приятная атмосфера – это важно! Вот только не всегда знаешь возможности бортовой магнитолы – она CD или с CD MP3, или DVD, или даже с USB-разъёмом… Мы на этом ранее «обжигались». Теперь берём с собой ноутбук и пару дисков-болванок – записываем уже на месте, что и как нужно);
  • Светодиодные фонарики (очень востребованы! Мы с собой брали и «налобные», и несколько «плафонных» фонариков – все были в деле) – для дополнительного освещения в кокпите и подсветки при швартовке к берегу в темноте;
  • Рации типа «walky talky» для оперативной связи яхта–тузик, яхта–берег или группы в городе (для активных туристов – очень полезный «девайс»);
  • Противокомариную мазь (типа «Off») – вечером в некоторых местах бывают «налёты», для особо чувствительных – проблема;
  • Тонкие шкертики (верёвочки) – подвязывать страховку к, например, неплавучим очкам, маскам и пр.
  • Герметичные пакеты и боксы (в туристических магазинах попадаются) для документов и мобилок;
  • Прищепки (проще купить на месте, если на яхте нет);
  • Сигареты (за рубежом они неадекватно дороги. Но! Совсем недавно в Турции вышел закон о запрете курения в общественных местах – учтите это! И вообще: бросайте это удовольствие для бедных – курение!!!).

Страховка
Андрей сделал мудро – застраховал весь экипаж, причём сразу на год. Формулировка «поездки длительностью до 15 дней в страны Европы» (Турция входит). Стоимость на человека – 75 грн. Для сравнения: разовая страховка – 45-50 грн. Прямой смысл.Теперь в течение года медицинские проблемы в любой заграничной поездке не ударят по семейному бюджету.

Передвижения
Команда Андрея также (как и наша) воспользовалась финансово-радушным Wizz Air. В салоне не кормят – не беда: каждому – по плитке шоколада, можно галетного печенья. А пить принесут.
Особенность авиакомпании – посадочные билеты без номера места (тут как в маршрутке – садись, где свободно). Поэтому важно (особенно с детьми!) оплатить «приоритетную посадку», зарегистрироваться заранее (могут быть очереди – в Анталии так и было) и на посадке быть в первых рядах. И ещё: перед полётом в Турцию старайтесь сесть по правому борту, обратно – по левому (чтобы избежать солнечной стороны по ходу полёта).
При вылете из Анталии рьяные турецкие «секьюрити» изымали из ручной клади все жидкости, включая женскую парфюмерию. Всё в багаж! А его вес строго контролирован – у Wizz Air пониженная «планка» нештрафуемого веса (15 кг).
В аэропорту Анталии – неадекватный курс обмена валюты (например, 1 Euro меняли на 1,8 турецких лир (TL) при норме 2,1!). Не удивляйтесь – на Киевском железнодорожном вокзале примерно то же самое. Нужны местные деньги на такси или автобус – разменяйте (или снимите в банкомате) 10-20 Euro, а «всерьёз» наменяете в городе.
Команда Андрея воспользовалась трансфером, предложенным мариной Фетие: 215 Euro за микроавтобус с водителем (прямо из аэропорта Анталии). Четыре часа по бесконечным «серпантинам» напрягут и взрослого, а детей – более того. Поэтому нужно планировать пару остановок, чтобы размяться, полюбоваться природой и, конечно же, полноценно пообедать.

Подготовка к походу
В марине первым делом – в душ. Посвежели, вернулись к жизни – и за подготовку к отходу. Капитан с помощником принимает яхту (подробнее об этом), остальные – на закупку провизии (заранее составить список продуктов с учётом вкусовых предпочтений каждого!).
Что касается Фетие (старт-финиш чартера Андрея), то закупаться лучше в супермаркете недалеко от рыбного рынка. В марине можно попросить дисконтную карту (на 8%), она также обеспечивает бесплатную доставку. Но и услуги «грузового рикши» стоят недорого – 10 TL. А «грузить» его будет чем – одной воды брали по 4 л на человека в день, что для 50-футовой яхты с полным экипажем означает 35 бутылей по 5 л (тут у нас с Андреем данные ОЧЕНЬ отличаются – у нас 7 взрослых и 4 ребёнка выпили за неделю 18 бутылей, т.е. потребление воды получилось меньше 2 л на человека в день. Видимо, мы больше «компенсировали» пивом и меньше готовили. Да и погода несколько дней была не столь жаркой). На рыбном рынке нужно торговаться и включить в оговоренную стоимость чистку и разделку рыбы и морепродуктов. Если что из продуктов забыли – в марине есть неплохой маркет с демократичными ценами.
Хорошая практика – уйти сразу после загрузки яхты. Неделя пролетит очень быстро, используйте по максимуму первый же вечер!

На переходах
В день делали по 2 коротких перехода, пережидая полуденный солнцепёк непременно в купально-приятном месте (у нас – абсолютно та же схема, видимо, идеальная в Фетийском заливе, да с детьми на борту). На каждой стоянке обязательно растягивался дополнительный тент через гик.
Планировать передвижения нужно «против» множества дневных экскурсий. Например, на остров Св. Николая лучше прийти вечером – туристическое столпотворение закончилось, можно спокойно любоваться закатом.
На ночь становитесь так, чтобы утром оказаться в тени крутого берега – и спать комфортно, и наступление жары немного отсрочите.
Швартоваться лучше к установленным на берегу кнехтам (практически в каждом популярном заливе) или большим камням. За деревья лучше швартовы не заводить – можно нарваться на штраф (предупреждающие щиты попадаются, правда, то на турецком языке, то поржавевшие, то в воду упал…).
Экипаж Андрея придумал очень практичную схему постановки на якорь с кормовым концом на берег. Канат укладывается в лодку, которая отправляется сразу к выбранному месту его закрепления. Яхта ожидает на рейде. Когда лодка отходит от берега, потравливая закреплённый там канат, яхта отдаёт якорь и задним ходом двигается навстречу лодке. Конец каната передаётся на яхту, крепится, подбирается якорь – маневр окончен. При такой его последовательности от отдачи якоря до набивки кормового проходит минимум времени, что архиважно при боковом ветре.
На палубе большой яхты всегда много люков. Если в каюте закрывают «солнечную» шторку (её верхняя сторона светлая, почти сливается с палубой), а крышку откидывают на палубу, кто-то по невнимательности запросто может угодить туда ногой, что чревато травмой. Предупредите экипаж! (Я требовал, чтобы люки открывали не более, чем примерно на 75 градусов – при этом лючина визуально останавливает идущего.).
Если грота-фал плохо набит, парус при закрутке в мачту может «закусывать» в нижней части – приходится посылать матроса, который рукой обтягивает вниз шкаторину и устраняет «закус» (у нас случалось то же самое).
Во второй половине дня пятницы большинство чартерников возвращают суда на стоянку. Поэтому возле заправки часто возникает очередь – нужно быть готовым к манёврам в узости среди ожидающих заправки яхт.
Не ленитесь вести судовой журнал – записывать координаты понравившихся мест, делать «привязку» интересных снимков и т.д. Перед следующим чартером будет как находка.

Немного о питании
Андрей и его друзья – искушённые «гурмэ». И, посетив несколько береговых таверн, пришли к однозначному выводу – они хороши только для разнообразия чартерной программы, а гораздо вкуснее будет, если готовить самим, из свежих продуктов. В их меню было много морепродуктов, сыров (в первую очередь «Фета»), оливок, риса и свежих овощей. Варили уху, запекали в духовке рыбу в фольге, делали салаты… И меня снабдили несколькими «фирменными» рецептами. Но поскольку у каждого – свои вкусы и кулинарные «фишки», я дам ряд более универсальных рекомендаций.
В Турции почти нет колбасы, посему для бутербродов лучше прихватить несколько палок сухой из Украины. Консервов здесь тоже нет – учтите и это.
Замечательный напиток в жару – лимонная вода: порезанный на части лимон бросается в 5-литровую баклагу, которая охлаждается. На ходу одна баклага на палубе, другая – в холодильнике. Таким образом было «выпито» 6 кг лимонов. Разнообразить напиток можно заваренным и охлаждённым зелёным или белым чаем.
В холодильник положите упаковки со льдом (в супермаркетах продают) – как аккумулятор холода. Большой брус – 7TL, малая упаковка – 3 TL. Лучше упаковки не вскрывать, чтобы вода не вытекала.
На воде у назойливых лодочников лучше ничего не покупать. Выйдет в 2-3 раза дороже и, главное, качество и свежесть сомнительны.

Жена Андрея Настя, заслышав, что мы на днях собираемся в чартер: «Ой, а с вами можно? Там так здорово – ещё хочу!»


Кстати, оба чартера (команд Андрея Луценко и нашей) начались одинаково – со звонка в PUPA-Yachting.

О наших впечатлениях читайте в следующем номере.