Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Так вот он какой, этот чартер!

#------

В кои-то веки выдалась прекрасная возможность сравнить отельный отдых у моря с чартерным: умудрённый командировками Главред организовал для всех нас турпутёвки, а небезызвестная внимательному читателю Pupa Yachting, как и договаривались, любезно предоставила «Фарватеру» одну из своих лодок.
А поскольку из собравшихся в поездку фарватеровцев я выглядел самым безучастным (туристу по натуре, мне гораздо интереснее «дикий» отдых), «путевые зарисовки» на меня и повесили – мол, так объективнее будет. Не знаю, не знаю!..

Аэропорт Даламан. Подкатив самолёт к тоннелю-приёмнику, командир пожелал всем приятного отдыха, стюардесса исполнила арию-инструктаж и отворила дверь. Теперь – таможня, покупка виз, досмотр багажа…
Наконец из аэровокзала выходим под палящее турецкое солнце. 40 в тени! Пока Шурик расплачивался за пиво, подскочившая гид-турчанка, убедившись, что мы тоже «её», погнала всех к автобусу. Чем хороши чартерные рейсы – вам не дадут потеряться в дороге (если, конечно, сами того не захотите)!
Вот и Мармарис. «Один из лучших молодёжных курортов на юге Турции» – гласит справочник. В самом деле: после захода солнца вся 3-километровая набережная наводнена молодыми людьми, толпами, снующими вдоль барных стоек от отеля к отелю. В каждом заведении своя музыка, работают аниматоры – какой-то сплошной карнавал! Впрочем, в гостиничном номере сие полуночное празднество почти не слышно, нам даже удалось нормально поспать перед завтрашней приёмкой судна.
Но то ночью. А вечером нас возили в знаменитый хамам – турецкую баню. Это целое действо: сначала греешься в деревянной комнате, потом в соседней (при желании) можно подышать сухим парком… Стало нехорошо – рядом бассейн, шезлонги. Ну и «гвоздь программы» – пенный и масляный массажи (последний обязательно в самом конце). Это – финиш! (Честно говоря, это хамам для изнеженных европейцев. В настоящем меньше комнат и совсем нет бассейна, зато трут и мнут тебя там гораздо круче – Главред.)
…Pupa Yacht Marina (36049’N 28018’E, VHF72) находится в западном заливе Мармарисского лимана, в семи километрах от города. Добираться туда проще всего маршруткой, отправляющейся из центра. В отличие от вишнёвых городских эти бусики – с розовой полосой. Их конечная остановка – рядом с «Дениз-банком» (Deniz Bank), что через дорогу от центрального входа в «Макси тансаш». Надо сказать, в Турции словосочетание «SuperMarket» вывешено над многими лавками, но с Maхi Tansaş ошибиться трудно – это единственный в центре города универмаг (или биг-шоп – кому как привычнее), занимающий целых 2 этажа.
…Приёмка яхты – отдельная история. Я со стороны лишь глядел, как это делается, но и то вспотел: со своим «скул инглиш» едва успевал осмысливать бойкую речь представителя марины. А вы как думали! Задача менеджера – добиться от принимающего «чёткого понимания предмета». А их, «предметов» этих, немало. Паруса, двигатель, электросистема яхты, особенности работы гальюнов… «Круизёр круизёром, но каждое судно по-своему уникально», – думал я, наблюдая, с каким вниманием мой брат – опытный яхтсмен, бывалый чартерник – впитывает пояснения специалиста. Наконец Ахмет умолкает и достаёт журнал сдачи/приёмки: «Вот здесь… и здесь» (Богдан расписывается.) Теперь целых семь дней лодка – наша!
Но мы не торопимся. Пооткрывав все люки-иллюминаторы – пускай проветривается! – бросили в яхту заблаговременно захваченные сумки-рюкзаки и поехали в гостиницу: после томной жары нас ждал душ и хороший ужин с обалденным видом на море.
Утром сплочённым десантом – в Maхi Tansaş! И давай набирать: 100 литров воды, 6 упаковок пива, мясо, арбузы… Подошедший ко мне шоп-менеджер твердит о какой-то «биг машин».
– No, thanks! – отвечаю – We will take a taxi for us. (“Нет, спасибо! Мы возьмём для себя такси»).
Вижу – не успокоился, пошёл объясняться с Шуриком.
– Стас! – тот кричит через зал – Он говорит, что всю эту байду в яхт-клуб они сами и доставят‼!
Ах да, конечно! И как это я?.. Вслед за своими харчами (четыре тележки, однако) влезаем в магазинный фургон и – скорей бы уже на воду!
…14-метровая яхта называется «Truva». Это Beneteau, проект Oceanis 440 известного Брюса Фарра. Лодка далеко не новая, но в полном порядке.
– Так, первым делом – отход! А уж потом будете перекладывать свои шмотки. – Богдан иронично поглядывает на наше броуновское движение… – Шурик! Отдавай левый кормовой… Стас! Муринг – на руки. По команде кинешь его в воду.
Двигатель запущен, корма свободна – я перебираю толстый муринг и по кивку капитана швыряю его подальше от борта.
Pupa Marina позади, перед нами – 5-мильный Мармарисский лиман во всей красе. Правый берег, из-за расстояния находящийся в лёгкой дымке, сплошь утыкан коробочками отелей – это Мармарис. А мы держим курс на остров Кечи (Keçi Adasi) – выход в Эгейское море там.
Стартовое возбуждение прошло и каждый занялся своим. Юра с Натальей обустраиваются в кормовой каюте. Серёжка (их сын) достал бинокль и вертится с ним во все стороны. Аня успела переодеться, шебуршит на кух… – пардон, камбузе: «А то я не знаю?! Через два часа есть попросите!» Богдан бросил штурвал: проверяет работу авторулевого. А мы с Шуриком развалились в кокпите и нагло кайфуем.
В проливе весьма оживлённо. Катера, яхты, гюлеты, рыбацкие судёнышки так и снуют туда-сюда. Пока они плывут рядом, фотографируем всё это великолепие на фоне скал.
Грозный пролив позади, легендарный Эгей перед нами.
Двадцать миль к югу находится Родос, земля Гелиоса.
Но не видать нам акрополей, храма античного Зевса –
Греческих виз не имеем! Без них же туда не пускают…
Тема Родоса закрыта, идём в Koycegiz Koyu (залив такой). Мотор заглушен, но под гротом и стакселем в свеженький галфвинд делаем те же 6 узлов – лепота! Благостное состояние, мелодичные эллинские песни (слушаем «Радио Калимера»): вскоре и сам начинаешь подпевать, сочинять стихи… (см. выше – ну чем я не Гомер?)
Шурик у штурвала, Богдан засел за штурманский стол – изучать карту (чартплоттера на яхте не оказалось, всё «руцями» – романтика! – Главред.). Мне тоже интересно.
– Вот эту зону – кэп тычет кронциркулем в прямоугольный контур, отхвативший немалый кусок моря с островом Йиланчик (Yilancik Adasi) впридачу, – мы должны обойти. Это запретная территория военных. (Кричит в кокпит: «Шурик! Курс 115, меньше не иди!»)
…По закону чартерная компания не имеет права давать выход «нулЁвой» команде: хоть один в экипаже должен обладать капитанскими «корочками» (как минимум национальными, но лучше – RYA или IYT). Однако «в реале» документы редко спрашивают, обычно клиентам верят на слово. Но передают лодку в пользование только после тщательного инструктажа, убедившись во «вменяемости» и ответственности принимающих яхту.
Снабжённые закрутками грот и стаксель, авторулевой, GPS-навигация – непременные атрибуты современного круизёра. Чартерная яхта потому так и оборудована, чтобы даже малоопытный яхтсмен мог управиться с ней в одиночку – на случай, если от остального экипажа помощи ждать вообще не приходится. Но это временно – «вообще». В том-то и прелесть парусного чартера, что даже далёкий от моря человек, впервые попав на яхту, живо интересуется, как это – стоять на руле, добирать шкоты, класть якорь… День-два-три – и вот уже прежние «чайники» понемногу превращаются в яхтсменов, выручая капитана в палубной работе. А тот, смеясь и попивая пивко (пепси-колу, кефир, кумыс, айран, сакэ… – нужное подчеркнуть), сидит себе в углу кокпита, контролируя «процесс». И что замечательно – все довольны!
Нам проще: в экипаже есть и «свой» шкипер (Богдан), и рулевой 1-го класса Шурик, и немного «понюхавший паруса» Стас. Но главное – команда у нас получилась весёлая и дружная.
– А не убрать ли нам компасную девиацию?! – подмигивает стоящий у штурвала Шурик, намекая на охлаждающееся в холодильнике пивко.
Достаю две банки «Эфеса»: сообща с девиацией бороться веселей.
– Вы там… полегче! – Юра появился в проходе. – Говорил я, Богдан: пива надо было брать больше‼
Кэп смеётся: «Шурик, когда победишь девиацию, не забудь авторулевой включить!»
…Дразнящий запах, доносящийся из духовки, всё более нервирует. Наконец Аня смилостивилась: «Курица готова – накрывайте обедать!» Серж и Шурик тут же разложили в кокпите стол, мы с братом убрали паруса и запустили двигатель: близился берег, надо было искать стоянку, а это лучше делать под мотором.
Солнце давно прошло высшую точку и катилось теперь к земле, точнее – к холмам, сплошь покрытым сосновым лесом. Залив Кёйджегиз довольно большой, стоянку приходилось искать у скалистого обрывистого берега – за что цепляться?! Выручает то, что берег сильно изрезан – можно найти более-менее защищённое место. Однако лучшие стоянки уже заняты, спешно идём к одинокой сосне, вцепившейся в скалу невдалеке от воды, – а то и её заберут под кормовой швартов.
Тут пошло самое интересное.
Сперва «понюхали» дно: идя к берегу самым малым, Богдан ежесекундно зыркает на показания эхолота – «…22…21…17…14…10…8,5…5…» Наконец при числе «3,8» врубает задний – «Трува» отскакивает на безопасную глубину.
Передав штурвал Шурику, кэп летит на нос отдавать якорь. Я тоже там, стою рядом и «впитываю»: в дальнейшем работа с якорем – моя обязанность. Яхта уже развёрнута кормой к берегу, на эхолоте – «25». Много! Цепь у нас 70 метров, потому глубина нужна не более 20.
Двигатель на «малый задний», пятимся кормой к берегу. «…22…20…19…» – скандирует Шурик, глядя на эхолот. Пошёл якорь!
Вытравили и закрепили цепь, мигом спустили динги – надо побыстрее завести кормовой, пока судно не повело ветром в сторону… Вёсла, две вязки троса летят в надувнушку; мы с Шуриком уже там, спешно распутываем одну из бухт и, закрепив коренной на утку, усиленно гребём к берегу.
Думаете, всё? Как бы не так! В пяти метрах от скал 40-метровый трос «вдруг» кончается – Шурик, дабы не упустить, хватает зубами конец и прыгает в воду. Бросив динги на камни, я карабкаюсь к сосне и вяжу к ней вторую верёвку.
Береговая часть «операции» прошла легко, но вот морская… Аки тюлень, отфыркивался Шурик в каком-то метре от меня, но натянутый яхтой трос снова и снова стаскивал его в воду. Слабая с виду волна швыряла порядочно, не давая нам дотянуться друг к другу. Наконец (прямо как в кино!) в какой-то миг Шурик успел схватить трос – вязал он его уже под водой.
Пару минут спустя, исцарапавшись о камни, всласть наглотавшись солёной водички, мы взобрались на борт. Довольные – не то слово!
…Вечером между стоящими на якорях яхтами сновала турецкая лодка: «Рыстаран, марэпрадукты!» Народ выбирался на берег размяться, вкусить заморской кухни. Решив повечерять на суше, высадились в Экинчике (Ekincik Bükü) и мы. Как оказалось – зря. Ресторан очаровательный: антураж, обслуга – супер! Но… им бы повара поменять: рыбу и мясо только испортили.
Зато утренняя поездка оправдала все ожидания. В полдесятого, как и договаривались, подошла экскурсионная шаланда. Мы наискось пересекли Кёйджегиз, обогнули скалу и пошли узкими протоками, петляющими среди 2-метрового камыша (такое впечатление, что идёшь херсонскими плавнями, а не древним руслом реки Дальян!).
Первая остановка – легендарный Каунос. Когда-то город был важным портовым центром: здесь строили корабли, сюда стекались товары и люди… Со временем русло Дальяна заилилось, а нет судоходства – нет жизни. Город, порт – всё пришло в упадок. Нынче же Каунос – Мекка туристов!
Трактор с прицепом подымает нас к остаткам древнеримских бань, невдалеке виднеется полуразвалившийся амфитеатр: 33 ряда «кресел», до 5000 зрителей. Невероятно! А у вершины 150-метрового холма – останки акрополя. Два-три яруса его стен возведены, оказывается, в совсем разные времена. Туристы туда почти не ходят: хорошая поначалу тропа вскоре резко берёт вверх, петляя рядом с обрывом – опасно.
И снова вьёмся каналами, теперь – в Дальян. Судоходство всё оживлённее: позади, навстречу – шаланды, шаланды… Иногда в кадр их попадало более десятка! И все полны весёлых туристов. М-да, место и вправду популярное.
Ещё поворот – и в показавшейся над камышами скале видны вырубленные в вертикальной стене захоронения. Гробница некогда грозного Луциана, вокруг неё, чуть пониже и заметно меньших размеров – гробницы его военачальников. 4-й век до н.э… Туристов на берег не высаживают (национальный парк!), поэтому все как один фотографируют это чудо с воды. Вот и наш рулевой заглушил мотор, показав пятерню – «5 минут!»
Последний поворот – справа открывается длинный деревянный причал, утыканный подобными нашему судёнышками. Это Дальян, турецкая Венеция. Омываемый одноимённой рекой, городок утопает в зелени пальм и фруктовых деревьев. Центральная улочка – фейерверк товаров (ягоды-фрукты, ткани, сувениры…) А многочисленные кафе, выстроенные на сваях над водой! Скрипящий деревянный настил, в сорока метрах через канал напротив – нетронутый камыш. Столики – у самой воды, рядом с пришвартованными баркасами. Супер!! И цены, кстати, вполне демократичные: мы с Шуриком отлично пообедали за 56 лир.

…Следующий переход – к острову Баба (Baba Adasi). Ветер не «наш», идём под мотором. Расход топлива около 4 л/час, но указатель уровня по-прежнему на отметке «4/4»: топливный бак у нас 200 л, жечь – не пережечь.
Остров Баба известен своими над- и подводными гротами. Каждое утро у его скал якорятся катера дайверов, причём многие – на свой буёк, оставляемый «на постоянку». Остров довольно большой, но безлюдный. Десяток баранов да шныряющие по кустам зайцы – вот и всё его «население». Ну ещё змеи…
Стоим на якоре в 40 метрах от острова. Прямо напротив нас – наполовину затопленная «сквозная» пещерка. Берём динги, осторожно подходим на вёслах – вдруг получится внутрь заплыть? Получилось! Правый свод совсем низкий, стоя в лодке, не пройдёшь – только сидя. Но внутри «потолок» повыше: можно встать в полный рост, сфотографировать свою яхту, «позирующую» в проёме…
Наутро снимаемся с якоря, цель – Фетийский залив. (Богдан своим «Фетие, Фетие…» уже все уши прожужжал. Вот и поглядим, что это за Фетие!)
Развернули паруса, выключили «Перкинс» и камбузный холодильник (один раз забыли, так за пару часов аккумуляторы подсели основательно. Теперь вот проверяем друг друга: «Ты там холодильник вырубил?»). Что ни говори, а под парусом лучше. Слушаешь шорох моря, вертишь себе штурвал – романтика!
А вот и залив Фетие (Fethiye körfezi). Неслабая акватория (миль этак 15 на 15) усеяна островами, островками и островочками; куда ни глянь – бухты одна другой интереснее. У Богдана уже всё распланировано: идём к развалинам бань Клеопатры. Хм! Что-то я сомневаюсь, чтобы за 2000 лет… Впрочем, никто особо не заморачивается, туристы кайфуют от самой обстановки.
Рядом с полузатопленными останками Kleopatra Hamam и стали на якорь. Стоянка очень спокойная (впрочем, в Фетийском заливе все такие), даже ниспадающий с горы ветер не может раскачать яхту. Ночью с другой стороны бухты доносились какие-то крики. Оказалось – футбольные болельщики (как раз игрался полуфинал ЧЕ-2008 «Германия–Турция»).
Богдан очень хотел обойти весь залив вдоль берега: с заходом в бухты, Гёчек и т.д. – аж до Фетие. Но – дефицит времени. Ограничились тем, что наутро, пройдя миль 5 вдоль западного берега, зашли в бухту острова Тэрсанэ (Tersane Adasi). Географически бухта узкогорлая и глубокая, 100% защитит от любой непогоды. Неудивительно, что экскурсионные кораблики сюда так и шастают: очень живописно и купаться безопаснее, чем в открытом заливе. Мы тоже плескались – до одурения, пока голод из воды не выгнал.
…Полчаса, как стали на муринг в Ece Marina (Фетие): заправиться водой, заодно подзарядить аккумуляторы. Да и нам не мешало бы помыться в нормальном душе.
Вечером, лишь спала жара, вышли в город: хотелось посидеть в ресторане, заодно посмотреть второй полуфинал… Толпы весёлых туристов, неугомонные торгаши, зазывающие в свои ярко освещённые лавки – всё так похоже на Мармарис!.. Торговля здесь тоже прекращается лишь около полуночи.
Имя «Fethiye» город получил в память о турецком лётчике-испытателе (погиб в 1913 г). Хотя само поселение основано греками ещё 2500 лет тому. Но неоднократные землетрясения (последние сильные толчки были в 1956-57 гг.) полностью разрушили его. Единственное, что сохранилось от древнего Телмессоса – ликийские скальные гробницы. Самая красивая из них – «Сад Миндальных Деревьев» (III век до н.э.). Город окружён высокими (до 2000 м) горами, поросшими густым хвойным лесом. Тут встречается Likadambia Orientalis – дерево, уникальное тем, что в процессе фотосинтеза выделяет активный кислород, так полезный лёгочникам.
…Возвращение в Мармарис сначала решили разбить на этапы, чтобы не так утомительно. Потому вновь пересекаем Fethiye körfezi, направляясь в укромную бухточку – место завтрашнего старта. Ужинали уже в темноте: звёзды, ветерок еле шепчет, цикады верещат, как ненормальные, одним словом – идиллия. И тут Шурик говорит:
– А не совершить ли нам ночной переход?
– Это здесь тишина, а выйдешь за мыс…, – Богдан ему.
– Да какой там может быть ветер!.. Ты вспомни… – Шурик загорелся идеей и уже не мог остановиться. Я тоже стал ему поддакивать, мол «всё днём, да днём… а ночью… это ж будет что вспомнить!».
Аня сразу всё поняла и молча ушла в каюту. Одолеваемый недобрыми предчувствиями, Богдан нехотя развернул карту, чтобы наметить маршрут – ночь безлунная, предстояло идти по приборам. «Вот так и плодятся истории о «крэйзи рашэн», – подумал я, представив нашу яхту со стороны: тишина, спокойствие, а эти вдруг грохочут лебёдкой и уходят куда-то в ночь. (В нашей маленькой гавани всего 5-6 лодок, но перед людьми всё равно неудобно.)
…Только вышли из бухты – нате вам, ребятки, и ветер, и волну в лоб!
– Курс 150! Это на пару минут, потом подвернём! – Богдан скрылся в рубке.
Новый курс («230») оказался точнёхонько на небольшую скалу Peksimet Adasi, торчавшую из моря в 4-х милях по носу (её маяк моргал то справа, то слева от форштага – волна!). Я заглянул внутрь: Богдан склонился над картой, определяя координаты поворотных точек.
– Ещё пять минут – и я тараню маяк! – хихикает Шурик. – Что он там себе думает?!
Снова лезу в салон. Быстрый взгляд на Raymarine – есть координаты. Теперь берём карту, линеечку… Ага, линеечка у Богдана. Ну ладно, тогда я пальчиком: широта…, долгота… – мой палец упирается прямо в злополучный остров. М-да… Пальцем неважно получается.
– Шурик, – говорю, – когда разглядишь камни – поворачивай!
– Минутку ещё потерплю… Да что он там делает??‼!
И тут из рубки долгожданное: «Шурик! Курс 280!». (Видели бы вы, с какой скоростью была исполнена эта команда!)
Спускаюсь к братцу поделиться адреналином:
– Ёлки‼ От света маяка уже землю под ним было видно!
– Не-а! До него ещё миля оставалась. Обман зрения! – ухмыляется Богдан. – Ладно, если что не так – будИте! – И завалился в салоне спать.
Чтобы меньше долбало о волны, «выдрали» грот в ДП. Авторулевой пришлось отключить: при ручном управлении можно «отыграть волну», электроника же на такое пока не способна. Вот и вертели мы с Шуриком штурвал до утра, смягчая сход «Трувы» с волны. Иногда подходили такие глыбы, что избежать удара не удавалось никак – аж посуда звенела. Ветер всего балла четыре, но раскатал приличную волну – «романтики» нам хватало. (А в каюте – многотерпеливая Аня!)
…Где-то на рассвете заметил, что управляю «на автомате»: руки сами вращают штурвал, а я тем временем то ли дремлю, то ли молча восторгаюсь волнами… Вскоре понял – это не есть хорошо. Практики у меня кот наплакал: пару раз так крутанул… Сообразил: нужен отдых. Пришлось прежде времени будить Шурика, мирно дремавшего тут же в кокпите.
8 утра. До бухты – рукой подать! «Нюхаем» берег, затем разворот, плеск якоря, спуск надувнушки… Всё делается само собой, но вообще-то я уже сплю… А теперь вот усну по-настоящему – добрался-таки до своей койки!

Неделя под парусом не прошла даром: наша швартовка в Pupa Marina вышла на твёрдую «четвёрочку» (по 5-балльной шкале, разумеется).
Сдача лодки проистекала примерно так (всё по-английски, конечно):
Ахмет: «Как отдохнули?! Всё нормально?..»
Богдан: «Спасибо! Всё – супер! Лодка тоже в полном порядке».
Ахмет: «Ну и отлично! Сейчас придёт наш сотрудник: глянем паруса, дозаправимся дизтопливом…»
Подошедшая вскоре Налан «глянула», естественно, не только паруса. Вместе с Богданом она прошлась по всей яхте: попросила развернуть грот и стаксель, осмотрела лебёдки и шкоты, гальюны и каюты; сняла показания счётчика моточасов… Но без придирок: удостоверившись визуально (а то и «на слово»), что объект в порядке, поставила в журнал галочку и пошла дальше. «Всё про всё» заняло каких-то полчаса.

А потом снова был отель.
Двое суток, остававшихся до вылета в Украину, мы коротали за завтраками-ужинами, сидении перед телевизором, в походах по магазинам. На пляж мне почему-то не хотелось, да и ночные «походэньки» уже не в кайф – старею, наверное. Шурик – тот возвращался под утро (мы же в одном номере – как тут не знать!). Молодец! Дрых потом, правда, до вечера…

 

Вместо резюме
Спасибо брату за классный отдых (это он всё организовал. При содействии Pupa Yachting, конечно!) Как хорошо, если люди планируют именно активный отдых, а не просто поваляться в отельном шезлонге.

Стас ПАРФЕНЮК,
старший матрос яхты «Truva».


А вот резюме «от Шурика»
В чартер хожу, чтобы:

  • накупаться «под завязку», причём в чистейшей воде и почти безлюдных местах;
  • увидеть много нового, интересного;
  • оставить свой след на античных руинах и прочувствовать «связь времён»;
  • получить кайф от романтики и экстрима парусных переходов;
  • а хочется цивилизации – вот она, рядом: ресторанчики, музеи, ночные клубы… И магазины, магазины, магазины – даже если не покупать, то налюбоваться на всю тамошнюю экзотику. Хотя от покупок удержаться просто невозможно. Сам процесс торга – захватывающее действо;
  • и наоборот: хотим «удалиться в дебри» – выбираем подходящий маршрут, стоянки, темп движения, при этом не теряя в комфорте (по отельной класификации средняя яхта на 3 звезды точно тянет).

Всё это – здорово!

P.S. Отдельная благодарность тур-агенству «Венера Тур» и лично Александру Олифиренко за безукоризненную организацию отельно-самолётной части путешествия.


С точки зрения капитана

Куда пойти, куда податься…
Казалось бы, чего проще: изучил рекомендуемые чартерной компанией маршруты, проштудировал лоции и путеводители, прошёлся по яхтенным форумам, пообщался с «бывалыми» чартерниками – и принял решение… Но оно может оказаться очень даже ошибочным и круиз превратится в сплошную головную боль.
Яхтенный чартер – занятие экипажное. Вы проводите львиную часть времени на весьма ограниченном пространстве – от носа до кормы, т.е. на каких-то 11-14 м. И если хоть одному будет «не в кайф», то настроение неизбежно упадёт и у остальных.
Все ли из вашей компании были в чартере раньше? Если «да», то каковы предпочтения – длинные «спортивные» переходы или короткие «перебежки» от бухты до бухты; отдалённые от цивилизации стоянки в окружении дикой природы или ежевечерние выходы «в свет»; вальяжное купание-загорание или вылазки на исторические руины? Не поленитесь выяснить это, собрав вместе всю компанию (лучше с заранее приготовленными фотоматериалами по предлагаемым маршрутам, да под хорошее вино…). И вот на карту карандашом наносятся первичные планы: не спеша, передвигаемся от ресторана к ресторану заливов Гёкова или Фетие, пытаемся «объять» все знаменитые достопримечательности от Мармариса до Олю Дениз или же уходим в относительно «малолюдную» восточную Ликию – от Калкана до Кемера…
Тут же можно предварительно (это только грубая прикидка!) обсудить и темп передвижения, а, стало быть, возможную протяжённость маршрута. Хотите осмотреть побольше? Тогда ищите варианты одностороннего чартера (к примеру, из Бодрума в Мармарис). Но далеко не всегда это возможно (нюансы – в главе о выборе яхты), поэтому продумайте и альтернативные варианты: например, по пути «от базы» заходим в каждую вторую из запланированных стоянок, а пропущенные посещаем на обратном пути (конечно, выбираем побережье, изобилующее «интересностями»).
Но всё гораздо сложнее, если часть вашей команды в море вообще первый раз. Как они отреагируют на качку? А смогут ли нормально спать на якорной стоянке? Лично я уже был в ситуации, когда один из новичков на второй день взмолился: «больше не могу – я на берег, в отель». Крайне редко, но бывает, с физиологией ведь не поспоришь. И под аккомпанемент ночных «рып-скрып» да шлепков волн (стоянки разные бывают) далеко не всем удаётся уснуть…
Итак, что же запланировать? Во-первых, никаких длинных переходов и односторонних маршрутов. Во-вторых, постараемся свести влияние «морских» факторов к минимуму. Одно из удачных решений: старт-финиш маршрута спланировать в Гёджеке – значительная часть Фетийского залива отлично закрыта от морского наката, переходы получаются короткими, а интересных стоянок там вполне достаточно, чтобы отходить целую неделю в удовольствие. В-третьих, вместо авиабилетов на регулярный рейс лучше у надёжного оператора взять обычный тур с отелем (в месте старта-финиша, конечно). По стоимости получается даже дешевле (проверили на себе), в пути гораздо меньше проблем (трансфер из аэропорта до отеля включён), а если кто-то из новичков «устанет» от яхтенных реалий – есть запасной «отельный» вариант!

Как выбирать яхту
Начнём с вопроса «когда?». Так вот: чем раньше, тем лучше. Спрос на яхтенный чартер у европейцев с каждым годом растёт, суда выкупаются заранее и уже в конце мая вы можете обнаружить, что на нужные вам летние даты выбор мизерный, а то и вообще вариантов нет (я в такой ситуации сам был!). Заказывайте зимой или ранней весной. А самые опытные чартерники бронируют яхту на следующее лето ещё до Нового года (так!), поскольку знают: кроме шикарного выбора они получат ещё и дополнительную скидку за ранний заказ.
Теперь – сама яхта. Начнём, конечно же, с размера, который зависит от величины экипажа и его «пространственных» запросов (одним – «лишь бы крыша над головой», другим же подавай каюту, в которой можно руками махать). Плюс – «открытость» акватории и «морская» подготовленность яхтсменов: чем меньше яхта, тем ощутимее на ней качка. Критическим размером для южной Турции я считаю 34 фута. У судов такого размера есть 2-каютные очень просторные планировки – хороший вариант для двух семейных пар (или большого семейства с детьми).
Самые распространённые – 3-каютные планировки, в размерах корпуса от 35 до 47 футов (соответственно, чем больше яхта, тем просторнее на ней каюты). Эти суда уже достаточно большие для комфортного перехода на умеренном волнении, да и 6 единомышленников собрать намного проще, чем 8-10. Для такой же компании выбирайте 4-5-каютные в размере 41-51 фут (яхты ещё большего размера в бер-боат чартер не даются, за редким исключением).
Важное замечание: читая описание яхты, ориентируйтесь на количество кают (обычно они двойные), а не количество коек. К примеру, характеристика «4 каюты, 9 коек» почти наверняка означает девятую койку в салоне на диване (проверьте по схеме расположения яхты). Т.е., поздним вечером не почаёвничаешь – человеку ведь спать нужно; ночью в туалет – на цыпочках, чтобы не разбудить… В общем, некомфортно всем.
Дальше: уже рассмотренная выше «привязка» к базе. Конкретная яхта в конкретный день может находится только на одной из них: в Гёджеке, Мармарисе или Бодруме. Соответственно, если вы уже определили для себя старт, к примеру, из Мармариса, то выбор сужается.
Это – критерии «первого порядка важности», для отсева однозначно «не наших». Если вы бронируете заранее, то у большой компании уровня Pupa-Yachting оставшихся вариантов будет всё ещё предостаточно. На каком остановиться?
Первым пунктом «отсева второго порядка» для компании «продвинутых» яхтсменов я бы назвал быстроходность (всё внимание на яхты скоростных линеек: Dufour, First, Sun Fast), а для смешанного экипажа «пляжных» наклонностей – количество санузлов (весомость этого пункта проявится, когда сразу 4 женщины захотят принять душ). И ещё один чрезвычайно важный пункт для лета: величина бимини-топа (тентовая «крыша» над кокпитом). Солнце на юге Турции безжалостное, непривычные обгорают моментально. Да и застольничать всегда приятнее в кокпите (практически на всех круизёрах здесь раскладывается столик) – но только если все сидят в тени!
В какой-то мере величина бимини зависит от возраста яхты – на более поздних моделях тенты явно больше. В остальном лично я на «старость» лодки внимания почти не обращаю. Впрочем, есть немало людей, которых коробит от выцветшего лака или утратившей первоначальный лоск обивки диванов.
Если чартер проходит весной или осенью, ценным будет сан-дэк на палубе (море ещё холодное, а солнце – не палящее, загорать более чем приятно). Если в экипаже мало грамотных яхтсменов, обязательно убедитесь, что наряду с закруткой стакселя (это стандарт для всех) установлена и закрутка грота в мачту.
И последний совет для не слишком опытных (или зело ленивых) навигаторов: на вашей яхте непременно должен стоять картплоттер. На новых лодках он в комплекте, а вот суда постарше зачастую укомплектованы только GPS.

Pupa-Yachting в Мармарисе
До марины из города можно доехать на такси или маршруткой (бело-розовой расцветки, стартует каждые 20 минут через дорогу от центрального супермаркета Tansaş, порядка 12-15 минут езды).
Кстати, именно в Tansaş (читается «Тансаш») удобнее всего отовариваться перед загрузкой яхты: всё можно купить в одном месте, очень разумные цены и бесплатная доставка в марину (т.н. «марина-сервис», его работники сами подходят к вам после расчёта в кассе, сами всё грузят и в марине выгружают с понтона прямо на яхту!).
Pupa-Yachting – маленький отдельно стоящий комплекс «яхтенная марина + отель». Здесь нет городского шума и гама, высокие деревья отлично защищают от солнца, собственный пляж ограждён от винтов плавсредств, а детки бегают по аллейке без присмотра родителей – машин ведь тоже нет. Атмосфера очень семейная.
Столь же «семейный» у команды Pupa и стиль работы – радушно улыбаясь, Ахмет и Налан оформили всё легко и без занудной мелочности. Ни одна из моих дополнительных просьб не осталась без внимания. Технический инструктаж был проведён очень подробно и стиле: «как только вижу понимание – останавливаюсь». А при сдаче яхты я оценил доверие к слову капитана и уважение к его оценке судна («Что работало плохо? Спасибо, записал, техники проверят…»).
Словом, тот случай, когда хочется сюда вернуться. Что бывает далеко не везде, согласитесь!..

Как принимать яхту
В идеале нужно пройтись с менеджером по всем пунктам длинного перечня оборудования и снабжения, скрупулёзно проверив наличие и (если речь о приборе) работоспособность каждого. Но это займёт минимум 2 часа и оправдано лишь при работе с новой для вас чартерной компанией, в частности, небольшой и недорогой (там при возврате яхты могут вычесть за утерянную ложку, хоть и не факт, что её потеряли именно вы).
А с компаниями уровня Pupa-Yachting лично я позволяю себе проверять лишь самые значимые пункты:

  • transit log (разрешение на свободную практику в водах государства, обычно его заранее готовит чартерная компания);
  • картплоттер (наличие и «свежесть» электронных карт);
  • VHF-радиостанция (проверить работоспособность и уточнить каналы нужных вам марин);
  • бумажные карты и лоция на понятном мне языке (уже нарывался на «немецкую» комплектацию);
  • спасательные жилеты (на всех), страховочные пояса (парочка – минимум), местоположение спасплота (безопасность прежде всего!);
  • работа закруток грота и стакселя (размотать-смотать до выхода);
  • сколько газа (для камбузной плиты) в баллоне, есть ли запасной (особенно, если экипаж намерен активно готовить);
  • где масло для доливки в двигатель;
  • запасная канистра с дизтопливом;
  • запас бензина для подвесного мотора (если 2-тактный – бензин уже должен быть смешан с маслом);
  • наличие и комплектность бортового инструмента;
  • наличие и комплектность ремнабора надувной лодки («поронуть» её об острый камень – обычное дело);
  • количество и длина швартовочных концов (при стоянке на якоре в бухтах наверняка понадобится завести на берег 1-2 длинных конца);
  • длина якорь-цепи (иными словами, на какой глубине сможете стоять) и как крепится жвака-галс (в смысле, есть ли возможность быстро выбросить конец цепи с буйком за борт при аварийном уходе).

Обязательно осмотрите яхту по периметру на предмет ударов, потёртостей борта, погнутых релингов и стоек, вмятого фальшборта. Особое внимание – форштевню: нет ли сколов от болтавшегося якоря и навала на понтон? Обратите внимание сдающего менеджера на всё, что обнаружили – чтобы не оправдываться за кого-то при сдаче…
Лично мне уже приходилось после чартера оплачивать работу шпаклёвщика. А на вопрос, почему бы на форштевень не установить нержавеющую накладку для защиты от якоря, греческий судовладелец ответил: «Это дорого!» (ну да, когда платит клиент, то дешевле…). Так вот: на всех увиденных мною яхтах флотилии Pupa такие накладки стоят!
И дополнительные пункты, которые нужно обязательно для себя выяснить (у сдающего менеджера):

  • как контролируются уровни масла и воды в двигателе;
  • где перекрывается заборный кингстон контура охлаждения и открыт ли он;
  • как включается и выключается двигатель (нужен ли разогрев свечи и пр.);
  • обороты двигателя, при которых можно пользоваться якорной лебёдкой (обычно от 1000 до 1500 об/мин);
  • как вручную закачать топливо в систему, если туда попал воздух;
  • какие кингстоны нужно перекрывать на ходу (в гальюнах);
  • где находятся вентили подачи пресной воды (обычно на яхте 2 бака и по ходу нужно включать то один, то другой);
  • если на яхте встроен фекальный бак, то где и как его опорожнять;
  • как оперировать якорной лебёдкой (где кнопки и «дистанционка», где автомат питания, который сработает при перегрузке);
  • запретные для плавания районы;
  • как в пути принимать прогнозы погоды (плюс перед выходом получить свежую распечатку в офисе).

Напоследок я обычно прошу менеджера подсказать лучшие с его точки зрения места якорных стоянок. Практически всегда полученная информация оказывалась весьма ценной.


Метеоусловия побережья Marmaris – Fethiye (и дальше, вплоть до Kekova)
Летом превалирует «мельтеми» – ветер от NW и W, практически вдоль береговой линии. Ветер силой 3-5 баллов, приятный (резко ослабляет дневную жару) и стабильный (работает неделями). Чаще всего (особенно в Фетийском заливе) утихает к вечеру и до утра не появляется.
От июля до сентября усил