Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Коринфский канал

#------

Почему рассказ о Коринфском канале выделен в отдельный материал? Прежде всего – из-за грандиозности сооружения. Коринфский канал по своей длине стоит на третьем месте в мире после Панамского и Суэцкого. И если украинскому яхтсмену добираться до Панамы далеко, то Коринф – рукой подать, в обжитой нашими яхтсменами Греции.
Помимо того, что есть определённые правила прохождения канала, многое можно о нём рассказать – например, историю создания, которая тянется не одну тысячу лет. Ведь этот канал – одна из самых важных достопримечательностей Греции, туда специально возят туристов!

Итак, Коринфский канал соединяет Коринфский залив Ионического моря и Саронический залив Эгейского. Он проходит сквозь Коринфский перешеек и отделяет полуостров Пелопоннес от материковой части Греции, практически превращая его в остров.
При прохождении канала суда срезают путь практически на 200 миль, поэтому идея соединения морей посещала многих правителей и навигаторов на протяжении столетий.
Копнув древние летописи, узнаем, что ещё в 602-м году до н.э. над строительством канала через перешеек серьёзно задумался сам Периандр – тиран Коринфа и один из семи мудрецов Античности. Но вскоре отступился от такого плана, опасаясь гнева богов (согласно предсказанию знаменитого Дельфийского оракула). Допускают, что такое «страшное» предсказание было выдумкой жрецов, боявшихся лишиться даров от моряков, наводнявших в то время Коринф.
Вместо канала Периандр построил сухопутную мощёную дорогу. По этой дороге корабли перекатывали из одного конца в другой на досках и брёвнах. Следы этой дороги хорошо видны рядом с каналом в наши дни.
Триста лет спустя идею продолжил македонский царь Деметриус. По его приказу на месте будущего канала даже начались работы под руководством египетских инженеров. Однако те предупредили, что в заливах разные уровни воды, и рытьё канала может привести к затоплению острова Эгина (в Эгейском море).
Позже, когда Греция вошла в состав Римской империи, идеей строительства канала занялись новые великие правители: сам Юлий Цезарь и Калигула. Но всерьёз подошёл к этому лишь небезызвестный император Нерон. Объявив своим подданным о том, что собирается соединить каналом два моря, Нерон лично вырыл золотой лопатой первый ком грунта и лично перенёс на спине первую корзину земли. Далее работать заставили военнопленных и рабов-евреев. Они прорыли канал длиной 3 км и шириной в 40 м, но тут Нерону пришлось возвращаться в Рим подавлять мятеж. Там император был арестован и вскоре покончил с собой, а его преемники канал забросили. Кстати, в память о Нероне на одной из стен канала сооружён барельеф. Он и сейчас хорошо виден и его можно фотографировать с борта лодки.
В средние века за канал взялись мореходы-венецианцы. Они даже приступили к работам, однако, оценив масштабы, сдались. И благородная идея была прочно забыта до тех пор, пока человечество не приняло на вооружение новые технологии.
В XIX веке греческое государство получило независимость, но у него не было материальных средств к проведению таких огромных работ. Тем не менее первое греческое правительство поручило тщательно исследовать перешеек. Заключения специалистов отодвинули реализацию канала ещё на 40 лет.
И лишь открытие Суэцкого канала в 1869 году показало возможность осуществления таких работ. В том же 1869-м греческое правительство издало закон под названием «Открытие Коринфского перешейка» и поручило проведение работ французским подрядчикам.
Проект разработал автор Суэцкого канала, дипломат и архитектор Фердинанд де Лессеп. Тем не менее, контракт и проект остались только на бумаге – и снова из-за финансовых трудностей.
Через 12 лет, в 1881 году, Иштван Тюрр, генерал и адъютант короля Италии, основал «Международную компанию Коринфского канала». Для осуществления проекта были привлечены инженеры, проектировавшие Панамский канал (в запуске с 1903 года).
Строительные работы на Коринфском перешейке начались в 1882 году, на церемонии присутствовал король Греции. В работах использовали самое передовое на то время оборудование. И, как ни странно, идеи инженеров полностью совпали с проектом императора Нерона! Канал строился 11 лет. 25 июля 1893 года он был торжественно открыт для движения судов и признан одним из величайших технических достижений своего времени.
Глядя на канал с борта яхты, понимаешь, какая колоссальная работа была продела. Впечатляет и её статистика.
Длина канала – 6,5 км. Ширина составляет 25 м на поверхности и 21 м на дне. Высота его стен местами достигает 80 м! Глубина – до 8 м. В ходе работ было вырыто 12 миллионов кубометров породы!
Несколько раз после этого канал приходилось закрывать на ремонт – из-за оползней. Например, в 1923 году движение судов прекратилось на два года! Ещё одна катастрофа – 1944 год. Тогда отступающая немецкая армия заминировала канал, взорвала и обрушила 60 тысяч кубометров грунта. Кроме того, нацисты разрушили мосты и сбросили в канал вагоны. На восстановление ушло целых пять лет.
Сегодня Коринфский канал – неотъемлемая часть маршрута как грузовых судов, так и яхт. Мне приходилось проходить каналом со стороны Ионического моря.
Сначала яхты попадают в небольшой мутный залив, где можно дрейфовать и договариваться с диспетчерами о проходе. Канал диспетчера – 11-й. Возле диспетчеров со стороны залива есть маленький пирс, киоски с продуктами, кафе. Прохода приходится ждать: так как движение судов в канале одностороннее, скорость его примерно 5 км/час. В лоции есть определённые правила прохождения канала. Самое главное из них – на борту должны быть в готовности багор, отпорный крюк, швартовные и буксировочные устройства, а также все швартовные и буксировочные концы. Всё приготовив, можно отправляться в путь. Канал проходится абсолютно без проблем – естественно, под двигателем. Опытный рулевой удерживает яхту по середине канала, караван из разнокалиберных судов не стопорится, есть время фотографироваться и разглядывать грандиозное сооружение.
Оплата происходит со стороны Эгейского моря – там есть большой причал для «транзитников», парк, пляж. Сам город Коринф – тоже со стороны Эгейского моря.
И если у вас останутся силы для любования достопримечательностями Коринфа – можно побывать ещё и в этом городе, прежде чем отправиться в путь дальше.

Константин КОНОВАЛОВ.