«Мы должны благодарить наших коллег из Европы: они проделали большой путь и прибыли в Австралию, чтобы соревноваться с нами!» – сказал Ричард Линн, чемпион Австралии 2010 года. В шестой раз Зелёный континент принимает чемпионат мира в классе «Дракон», а первый Чемпионат состоялся здесь в 1964 году. Это первенство проводится раз в два года и всегда становится событием мирового масштаба.
Класс «Дракон» – один из старейших среди спортивных монотипов. Увлечённая кайтами и гидрофойлами молодёжь, как правило, свысока смотрит на «поющие» обводы этой яхты. Меж тем биографии участников чемпионата мира-2011 – своеобразная аллея славы мирового парусного спорта. Судите сами: в Австралию прибыли многократные победители и призёры Олимпиад Йохан Шуман (Германия), Вальдемар Бандаловски (Дания), Лоури Смит (Британия). В историю Кубка Америки вписаны имена двух австралийцев – Джона Бертрана и легендарного Джонни Лонгли. Как минимум треть флота имеет наивысшие титулы в классе «Дракон». Количество прибывших чемпионов мира, Европы и победителей Золотого кубка класса просто не перечесть. Одним словом, на 90-м году жизни класса «Дракон» его чемпионат мира собрал 77 экипажей из доброго десятка стран!
Приятно, что в этом обширном и титулованном флоте все обозреватели называли фаворитами три участвующие украинские команды. В копилке экипажей «Трансбункера» – «серебро» чемпионата мира-2009, три титула чемпионов Европы (2007, 2009 и 2010), а ещё «бронза» континентального первенства-2009, Золотой кубок 2009 года и два «серебра» этого соревнования – 2009 и 2010 годы. Кроме этого, «Трансбункер» был многократным победителем национальных первенств стран Европы и целого ряда международных регат класса «Дракон».
Команда «Трансбункер» серьёзно подготовилась к соревнованиям. «Две лодки мы знали – это «СССР», на которой выигран Золотой Кубок-2009, а вторая лодка стала победителем чемпионата Европы-2010 в Венгрии. По ним мы настраивали новую лодку, которая только прибыла с верфи для экипажа Маркуса Визера и Сергея Пугачёва, – рассказывает Владимир Болотников. – В предварительных прикидках она показывала стабильную скорость и шла наравне с остальными».
Традиционно главные старты чемпионата мира предвосхищает национальное первенство. Кубок принца Филиппа – это чемпионат Австралии в классе «Дракон», и соревнование служило «разогревом» для экипажей. Его открытие было 4 января, а чемпионат мира следовал за ним. «Конечно, времени на настройку было недостаточно. Решение использовать новую лодку на таком ответственном мероприятии без длительной обкатки было несколько авантюрным», – вспоминает Болотников. Сразу после прибытия в Австралию один из руководителей команды «Трансбункер» Игорь Сидоров вынужден был срочно вернуться домой. Команде пришлось доукомплектовываться, что также повлияло на процесс подготовки.
Тем не менее «Трансбункер» вышел на старт в полной готовности. Было решено использовать Кубок принца Филиппа исключительно для настройки и «прикидки» скорости новой и остальных лодок перед чемпионатом мира. Условия акватории Мельбурна и достаточное количество опытных соперников подходили для этого как нельзя лучше.
Было запланировано 7 гонок в течение недели. Первым лидером флота стал экипаж Sinewave из Германии во главе с чемпионом мира-2007 Томасом Мюллером. Британский экипаж олимпийского призёра в классе «Солинг» Лоури Смита шёл вторым, а победители Золотого кубка-2010 россияне на «Аннапурне» Анатолия Логинова – третьими. Результаты первой тройки были в пределах 10 очков. Украинцы заявили о себе двумя приходами в первой десятке. Это были экипажи UKR8 Ларса Хендриксена/Георгия Леончука и Евгения Кущиенко (6,8). Неплохо начал соревнования UKR9 Евгения Браславца и Сергея Тимохова.
UKR7 Маркуса Визера/Сергея Пугачёва/Матиаса Пахена в первых гонках был предельно сдержан. Но уже со второго дня первенства UKR7 появляется в первой пятёрке финишировавших. В десятке или около неё шёл UKR8. Досадное недоразумение привело к двум дисквалификациям UKR9.
В последующие дни чемпионата Австралии на Кубок претендовали пять экипажей: Томас Мюллер, трижды победитель Золотого кубка датчанин Йорген Шенер, россиянин Анатолий Логинов, чемпион Австралии-2010 Ричард Линн и экипаж UKR8(!).
Мельбурн славится своими ветрами и, как признался позже Йорген Шенер: «Я был уверен, что здесь каждый день будет дуть 25 узлов». В принципе, всё шло к этому. 6 января, в последний день Кубка, гонки пришлось долго откладывать в ожидании ослабления ветра, который разгулялся до 30 узлов. Для завершения чемпионата было необходимо провести ещё 2 гонки, но правила класса не позволяли выходить на воду в таких условиях.
Украинские команды предусматривали настройку на сильные ветра, которые, кстати, для наших экипажей всегда рассматривались как выгодные. Всё шло по плану: в пятой гонке UKR7 показывает первый финиш, в шестой первой приходит UKR8. Ларсу Хендриксену и Георгию Леончуку место в пятёрке уже гарантировано. Потому решили в последней гонке не участвовать и отдохнуть перед чемпионатом мира.
А победителем Кубка принца Филиппа стал датский экипаж Йоргена Шенера, у которого в команде было два чемпиона мира предыдущих годов. Второе место досталось Томасу Мюллеру с «Дрим тим» из Баварии, а на третьем удержалась «Аннапурна». Титул лучшего экипажа Австралии сохранила команда Ричарда Линна: ей не хватило всего 2 очка, чтобы попасть в первую тройку. Интересно, что в первой десятке были представлены экипажи из семи стран! Действительно, «Дракон» очень интернационален.
После вручения Кубка принца Филиппа Йорген Шенер рассказал интересную историю. Оказывается, перед началом соревнования он провёл некоторое время с Виктором Коваленко и его воспитанниками в классе 470 Малькольмом Пейджем и Натаном Вильмотом. И Виктор помог ему в настройке лодки к местным условиям. «Это удивительный человек! Знания Виктора в парусном спорте просто уникальны» – восхищался датчанин.
В субботу, 8 января, началась процедура регистрации и обмера участников чемпионата мира. Флот участников увеличился до 77 бортов. Только чтобы обмерить их, потребовалось два дня.
Первая гонка 9 января прошла достаточно предсказуемо. Как сообщал главный судья Кевин Вильсон, «…ветер был прекрасен. Дул юго-восток 170-175 с прогнозируемым небольшим изменением направления. Это позволило нам выставить идеальную дистанцию для идеальных соревнований». Гонка действительно прошла гладко. Только одна лодка взяла фальстарт, а на огибаниях было минимум нарушений. «Протестов подано совсем немного, – продолжает главный судья. – Один из них подал комитет на экипаж GER 1002 Андреаса Ломана за нарушение требований к средствам безопасности». GER 1002 – лодка особая, на ней выступал сам Йохан Шуман и, вероятно, его присутствие внушило уверенность экипажу, что спасжилеты им не пригодятся.
Лидерами первого дня стали британцы – команда Alfie олимпийца и участника Volvo Ocean Race-1999 Лоури Смита. Этот экипаж был на всех огибаниях в лидирующей группе и на последнем отрезке по правой стороне обошёл немногих соперников. На берегу Смит признался, что уже более 10 лет не выступал в соревнованиях, и эта победа для него очень приятна. А вот насколько она станет важна для Alfie, тогда Смит и не догадывался. Это ведь была только первая гонка! Вторыми пришли датчане Йенса Кристенсена и третьей финишировала «Аннапурна».
Неделя настроек новой лодки UKR7, казалось, не прошла даром. Экипаж Визера/Пугачёва/Пахена пришёл девятым, и это был единственный финиш в десятке для команд «Трансбункера» в тот день. Браславец пришёл 12-м, а Леончук – и вовсе 20-м. На следующий день обещали сильный ветер до 25 узлов. Как мы говорили – это наша, «украинская», погода!
И действительно, австралийские метеорологи не обманули: рано утром ветер усилился до 30 узлов. Но первый старт был запланирован на 13.00 и к этому времени ветровая картина совершенно изменилась: сохранив направление, ветер ослаб до 3-4 узлов!
Судейский комитет с трудом смог провести одну вместо двух запланированных гонок. Этот день полностью был «австралийским». Как всегда, после старта флот разошёлся по разным сторонам дистанции, а оказалось, что идти по центру было выгоднее всего. В гонках при слабом ветре лидирующая группа часто меняется, и когда первая лодка – Scoundrel под руководством Вильяма Пакера – пересекла финишную линию, её экипаж сначала не поверил в свою победу. «Мы не понимаем, как это произошло! Никогда не считали, что мы команда для лёгких ветров…», – сказал ошеломлённый шкипер австралийцев.
Австралийский флаг попал и на первую строчку общих результатов после двух гонок. Экипаж Ричарда Линна пришёл шестым во второй гонке и возглавил зачёт с десятью очками. Но праздник был и на нашей улице! Две украинские лодки пришли в десятке (экипажи Визера и Хендриксена), что позволило UKR7 занять второе место в общем зачёте с отставанием от лидера в 4 очка! На третьем месте оставалась ««Аннапурна»». Казалось, вот-вот начнётся классическая борьба украинской и российской команд за победу, как это было на чемпионате мира-2009 и на Золотом кубке-2010. Но этот прогноз не подтвердился.
11 января ко времени старта ветра опять не было. До 15.30 судьи искали ветер на акватории. Ближе к 16.00 всё-таки удалось дать старт третьей гонки в ветре, едва достигавшем 9 узлов.
После чёрного флага две австралийские лодки были дисквалифицированы, а на первый знак флот повёл Томас Мюллер. Но это был не его день. Также не благоприятствовал он и Ричарду Линну. На первом же огибании его команда получила штраф и, выполняя наказание, пропустила как минимум десяток лодок. Больше в этом чемпионате Линн не входил даже в тройку лидеров общего зачёта.
Зато 11 января стало праздником для команды «Трансбункер». UKR9 Евгения Браславца и Сергея Тимохова была в лидирующей группе на всех огибаниях, причём Евгению удавалось с каждым поворотом пробираться всё ближе к лидерам. Экипаж, который в предыдущие дни не показывал высокого результата, резко изменил ход событий и финишировал первым. Да что там говорить: все три украинские команды пришли в десятке! Третьей финишировала UKR8 (Хендриксен/Леончук), а шестой – UKR7 (Визер/Пугачёв/Пахен).
Команда Сергея Пугачёва поднялась на первую строчку, сместив оттуда австралийцев, а остальные украинские экипажи вошли в десятку общего зачёта. Но что ещё важнее: была одержана первая из серии тактических побед над Alfie во главе с Лоури Смитом. Пока они расположились на четвёртом месте общего зачёта и, как остальные в первой пятёрке, имели все шансы на победу. Интересно, что у Лоури на борту был директор одной из верфей, которые производят лодки класса «Дракон» – Petticrows. Кстати, и лодка UKR7 была изготовлена именно на Petticrows!
Из-за погоды соревнования отставали от графика на одну гонку, а ветер никак не появлялся. Да ещё и среда по плану была днём отдыха. Поэтому в четверг, 13 января, команде Кевина Вильсона пришлось приложить всё своё умение для выравнивания графика соревнований. «Судейский комитет работал на высоком уровне. Кевин Вильсон имел опыт проведения четырёх Олимпиад, поэтому время выставления дистанции, реакция на изменение ветра были мгновенными», – вспоминает Сергей Тимохов. Действительно, в тот день комитету потребовался весь его талант, чтобы провести две гонки в ветре от 5 до 15 узлов.
Это был трудный и длинный день. К слабому ветру добавился дождь, и в таких условиях флот провёл много часов. Героями дня стали датский экипаж My-Way вице-чемпиона мира-2004 Франка Берга, команда Томаса Мюллера и россияне на «Зените» Игоря Гойберга. Неожиданно очень хорошо пошла команда датского шкипера. Он победил в первой гонке дня и был вторым во второй. Причём все огибания находился в лидирующей группе и на финиш первой гонки пришёл с отрывом в 3 минуты от ближайшего соперника – российского «Зенита», который также «выстрелил» удивительным результатом (ранее выше третьей десятки экипаж из яхт-клуба «Пирогово» не поднимался).
Томас Мюллер в Мельбурне ещё не выигрывал и прокомментировал свою первую победу в предпоследний день соревнований так: «Здесь достаточно сложно выиграть! Мы не показывали результата в первой половине соревнований, придётся это сделать во второй…»
Как в кино на поле боя один соперник выискивает другого, так Лаури Смит на Alfie постоянно навязывал борьбу UKR7 Bunker Queen. И снова в двух гонках 13 января украинская команда выходит победителем. Финишировав 4-й и 6-й, UKR7 Bunker Queen продолжает удерживать первую строчку общего зачёта перед последним днём соревнований с отрывом более 20 очков! Достаточно всего лишь прийти в десятке, чтобы получить заветный титул чемпионов мира!
14 января гонки начались рано. Пришёл средний ветер и вышло солнце. В 12.05 дан старт. На первом огибании Браславец был четвёртым, на втором он вышел на третью позицию. Лидировали «Май Вей» и «Мурка 12». К концу второй лавировки Браславцу удалось обойти команду Муратова и финишировать вторым, после «Май Вей». Хендриксен менял тактики и финишировал 13-м, тогда как Визер только 25-м. К сожалению, «Альфи» была 7-й.
Последний день гонок начался рано. Погода радовала участников и зрителей. Появилось долгожданное солнце, пришёл стабильный ветер. В 11.00 была установлена дистанция и в 12.05 финальная гонка стартовала. На первом огибании вперёд вырвалась «Мурка» Михаила Муратова. Михаил со своей супругой Ольгой Уайт (шкипером другого российского экипажа) долго тренировался перед стартом чемпионата, но «Мурка» выделилась из толпы только вот на этом конкретном огибании. За ней следовала «звезда» двух предыдущих дней – датская My Way. Австралийский экипаж Ника Роджерса был третьим, а UKR9 Bunker Prince Евгения Браславца огибался четвёртым.
UKR9 преследовала лидера гонки My Way до самого финиша. После второго огибания в десятке появилась UKR8 Ларса Хендриксена, а вот главного претендента на победу в чемпионате всё не было видно.
Гонка досталась-таки Франку Бергу на My Way. «Это ещё приятнее для нас, чем вчерашняя победа, – рассказывал Франк. – Это наш лучший результат на чемпионатах мира. Наша лодка произведена в 1989 году, и она самая старая среди пластиковых яхт. Но всё же нам удалось достичь приличной скорости!» My Way заняла третье место в общем зачёте, а также стала победителем соревнования среди непрофессиональных команд.
UKR9 Bunker Prince не успела догнать соперника в последней гонке, но всё же экипаж Евгения Браславца боролся очень достойно. Имея в своём активе первый и второй приходы, эта команда заняла четвёртое место в общем зачёте чемпионата мира.
Экипаж Ларса Хендриксена последнюю гонку провёл неровно, как, впрочем, и весь чемпионат. В итоге UKR8 Bunker Boys финишировала 13-й и заняла пятое место в общем зачёте. Отдельно стоит отметить, что этому экипажу удалось взять реванш над «Аннапурной» Анатолия Логинова за прошлогодний Золотой кубок: «Аннапурна» была в Мельбурне только девятой (лучший результат обширного российского флота).
UKR7 Bunker Queen, которая финишировала всё время только в первой десятке и возглавляла турнирную таблицу, в завершение, как выразилась местная пресса, «провела не лучший день». Команда Визера/Пугачёва/Пахена финишировала за пределами десятки, притом, что их главный соперник пришёл шестым. После выброса худшего результата оказалось, что UKR7 и GBR751 Лоури Смита имеют одинаковое количество очков. Здесь вопрос победителя чемпионата был решён в пользу экипажа, который показал хоть один первый приход. Как вы помните, у британцев был единственный такой результат – в первый день в первой гонке. Именно тот финиш и обеспечил итоговую победу команде Alfie!
В целом результаты чемпионата мира в классе «Дракон» можно рассматривать с разных точек зрения. Как и в 2009-м в Медемблике, заветный трофей ушёл из рук буквально в последней гонке. Таким образом, титул чемпиона мира всё ещё остаётся невыполненной задачей для команды «Трансбункер». Но, с другой стороны, все три украинских экипажа финишировали в первой пятёрке. Такого результата не удавалось достичь ранее ни на чемпионатах мира, ни в соревнованиях Золотого кубка. Украина подтвердила статус фаворита класса международного уровня. Ещё одна медаль попала в копилку команды, и ещё один сезон для команды «Трансбункер» начался с позитивного результата. Ближайшее из них – чемпионат Италии в Сан-Ремо в мае. «Трансбункер» уже становился победителем первенства этой страны и нет сомнений, что в 2011-м этот титул будет снова завоёван!
P.S. Автор как в воду глядел: регату в Сан-Ремо выиграл экипаж UKR9 Евгения Браславца!
«Дракон» сейчас – это нечто большее, чем просто популярный класс. Он – связующее звено между историей паруса и его будущим. Лучше всего понимаешь это, когда на одну стартовую линию выходят лодки производства 2010 года и легендарные яхты, построенные ещё в прошлом веке. История одной такой участницы чемпионата из Швеции достойна киноплёнки. В 1956 году Олимпиада проходила в Австралии и тогда «золото» в классе «Дракон» выборол Бент Пламкист на лодке Slaghöken II. Потом он участвовал в токийской Олимпиаде 1960 года; далее Бент дважды побеждал на Slaghöken II в Золотом кубке, а в 1980 году продал яхту. До 1995 года лодка имела разных владельцев и, в конце концов, пришла в негодность. Тогда её нашёл и купил сын Бента – Йохан. Много лет Йохан, его сестра Маргарета и их друг Кристофер восстанавливали лодку отца. А когда Slaghöken II была готова к соревнованиям, стало известно, что чемпионат мира-2011 будет проведен в том же яхт-клубе, где отец Йохана когда-то завоевал наивысшую награду. Конечно, выступить в этом чемпионате для Йохана и его команды (которую составили Маргарета и Кристофер) было делом чести. Но стали возникать разные препятствия. Например, оказалось, что изделия из красного дерева (а лодка изготовлена из ливанского кедра) нельзя без специального разрешения ввозить в Австралию! Таким образом, много месяцев заняло только оформление документов, не говоря уже о сложной логистике между Европой и Австралией. Но, в конце концов, Slaghöken II вернулась туда, где когда-то достигла наивысшей славы. В один день Golden Lady Slaghöken II стала мировой знаменитостью: мировая пресса поместила её фотографии на первых полосах!