Письмо с вопросом: «Я купил эту яхту. Что вы можете о ней сказать?». После приобретения яхты владелец искал информацию о её проекте, качестве и ходовых характеристиках — по всей видимости, хотел выяснить, правильно ли он поступил, купив такое судно. Удивляюсь, как человек может принимать важное и ответственное решение, не имея достаточных знаний!
Приобретение яхты под влиянием эмоций равноценно браку без предварительного знакомства или хирургической операции без диагноза. Поскольку яхты, разводы и лечение — удовольствие дорогое, согласитесь, что это несколько неразумно. Очень легко влюбиться в красавицу-яхту, стоящую на выставке или пришвартованную к причалу брокера. Возникает мысль: «Ага, это плавает и выглядит великолепно и, наверное, прекрасно подходит для путешествий». Но неверный выбор яхты вашей мечты может превратить плавание к экзотическим местам в дорогу в ад, к разрушению надежд, порче взаимоотношений и потере здоровья. Предложу несколько накопленных годами соображений, могущих помочь в разумном и проницательном подходе к покупке. Руководствуясь ими, надеюсь, вы сможете найти крейсерскую яхту, наилучшим образом соответствующую вашим потребностям. Мне с тридцатипятилетним опытом плавания (половина этого времени — в крейсерстве) несколько легче обобщённо смотреть на крейсерскую яхту, оценить, что рационально и что нерационально.
Те, кто, возможно, раз или два были в прибрежном плавании или бербоут-чартере выходного дня, уже поняли, насколько мал объём их знаний и опыта, которые необходимо усвоить, и находятся на начальной стадии обучения. Они, возможно, ещё не подозревают, что существуют компромиссы между условиями длительного проживания на борту, насыщенностью яхты оборудованием и объёмом ремонтных работ на стоянке в межсезонье. С другой стороны, если яхта уже приобретена, не исключено, что они сожалеют о покупке, или же, наоборот, испытывают удовлетворение, в зависимости от того, насколько разумным или удачным был их выбор.
После проживания на борту в течение одного-двух сезонов, после нескольких прибрежных плаваний владелец яхты в общем уже понял суть крейсерства, но в критических случаях может растеряться, не учесть важных деталей и совершить ошибку.
На этом уровне владелец уже способен оценить положительные качества своего судна – мореходность, надёжность вспомогательного двигателя или удобство работы с парусами, особенно при изменениях погоды. При неудачном выборе судна он может прийти к выводу, что крейсерство для него – это «слишком сложно», и решить, что лучше было бы приобрести плавучую дачу или вообще что-либо на берегу. Видимо, именно поэтому на Таити и в Новой Зеландии так много яхт выставляются на продажу после далёкого от идеального перехода через Тихий океан.
И только на уровне «подсознательной компетентности» реакции становятся почти автоматическими и правильные решения в общем принимаются мгновенно.
Как же новичок может избежать дорогостоящих ошибок, правильно выбрать подходящее судно и годами получать удовольствие от удачных плаваний? Да просто. Прежде всего – плавайте! Фактически каждый из всемирно известных парусных гонщиков начинал с упорных тренировок на маленьком швертботе. Они оттачивали искусство управления яхтой, непрерывно практикуясь и обучаясь, не говоря уже о спортивной увлечённости гонками. Немногие из нас когда-либо достигнут такого уровня и встанут к штурвалу в гонке на Кубок Америки, но яхтсмен-крейсерщик может многому научиться в клубных гонках. Всегда найдётся возможность войти в команду яхты для участия в различных гонках местного яхт-клуба.
Если по какой-либо причине гонки вас не привлекают или недоступны, есть парусные школы, предлагающие обучение, начиная от уровня прибрежных плаваний на килевых яхтах вплоть до океанских плаваний. Это один из простейших и быстрейших способов получения необходимых практических знаний и навыков в дружественном окружении и без усваивания чужих плохих привычек. Дополнительное преимущество при этом – возможность получения практического опыта управления яхтами различных типов, проектов и размеров и понимание действенности или недейственности тех или иных приёмов управления. В то же время у вас непременно появятся личные предпочтения и антипатии в яхтинге.
Одновременно с участием в гонках или с обучением на курсах старайтесь выходить на воду на яхтах друзей и знакомых. Если никто из ваших друзей не имеет яхты, запишитесь в какой-либо экипаж. Есть множество владельцев яхт, предпочитающих плавать только при наличии команды, желательно опытной. Вы можете предложить свою кандидатуру как члена команды в прибрежных плаваниях, крейсерских гонках или океанских переходах, взяв на себя часть расходов. И за несколько дней на воде вы получите больше знаний, чем от полного мешка справочников и видеодисков.
Находясь в плавании, поинтересуйтесь у владельца, что ему больше всего нравится в его яхте. Делайте заметки. Ещё более важно узнать, что владелец хотел бы изменить или усовершенствовать на яхте и почему. Это тоже запомните. Таким образом вы сможете определить, как соотносятся опыт владельца и то, насколько разумно выбрана яхта в соответствии с его потребностями.
Существуют некоторые общие понятия и предпочтения. Например, никогда владельцы не жаловались на то, что яхта слишком ходка, слишком комфортабельна, слишком легко управляется, слишком надёжна, чересчур дешева в содержании, имеет лишнее место для хранения необходимого или чересчур приятные для глаза линии. С другой стороны, есть и личные предпочтения: шлюп лучше кеча, однокорпусник лучше катамарана, стеклопластик лучше металла, центральное расположение кокпита лучше чем заднее, большое водоизмещение предпочтительнее малого. Учтите, что такие суждения могут появиться как в результате прошлого личного опыта и вдумчивого анализа, так и от субъективных обстоятельств.
Одновременно с получением опыта на воде рекомендую максимально интересоваться публикациями в журналах и на вэб-сайтах, посвящённых крейсерству, проектам крейсерских яхт и их снаряжению. Сопоставляя всё прочитанное со своими потребностями, можно выбрать наиболее подходящее.
Следующий шаг – разберитесь в своих желаниях, поговорите с человеком, мнение которого уважаете, с членами семьи или с теми, кого намерены взять в плавание, чтобы составить планы на будущее. Куда вы собираетесь плыть (в высокие или низкие широты), как далеко (кругосветное или прибрежное плавание), насколько долгое плавание планируется (месяцы или годы), какой уровень комфорта вы хотели бы иметь на борту (суперъяхта или малый крейсер), насколько вы готовы или хотите заниматься ремонтом и уходом за оборудованием. Всё это имеет существенное значение для выбора идеальной крейсерской яхты, соответствующей вашим потребностям.
Подразумевается, что на этой стадии вы существенно продвинулись на пути к «сознательной компетентности» и готовы к принятию обоснованного решения о покупке вашей «машины свободы». Вы имеете за спиной пройденные мили, видели хорошее, плохое и уродливое, имеете основные представления об оценке проекта судна и способны эффективно составить «список желаний». Начните с характеристик, которые вы считаете обязательными для вашего идеального крейсера. Это базовые характеристики. В них могут входить выбор между однокорпусником, катамараном или тримараном, минимальная/максимальная длина, тип парусного вооружения, количество кают, планировка палубы и интерьера, холодильник, автопилот и т.д. Затем запишите то, что не является абсолютно необходимым, но желательным – например, устройство рифления грота, электрические лебёдки, кондиционер, опреснитель воды, шлюпбалки, вертолётная площадка и т.п. Затем решите, какую часть своего дохода вы хотите выделить для воплощения желаний.
Этот шаг может оказаться одним из наиболее сложных: величина компромисса, на который вам придётся пойти, обратно пропорциональна сумме, которую вы готовы потратить. Стоит учесть, что вам не удастся купить хорошо оборудованный, надёжный, комфортабельный океанский крейсер и получить сто тысяч долларов сдачи. Можно найти много яхт-ветеранов за хорошую цену. Если говорить о прибрежных плаваниях, то встречаются пристойно оборудованные и надёжные яхты, стоившие их владельцам менее десяти тысяч долларов. Необходимо сказать и то, что в первую очередь вы пожертвуете внутренним объёмом и длиной ватерлинии, что равноценно обитаемому пространству и скорости, и некоторыми бытовыми удобствами, к которым привыкли на берегу. Если это вас утешит: чем меньше яхта, чем меньше на борту оборудования, тем меньше она требует ухода и тем больше времени вы можете провести за вечерней рюмкой в красивых и экзотических местах, которые посетите. Не забывайте, что лучше проводить время на яхте, которую вы можете себе позволить, чем работать до смертного дня, чтобы позволить себе приобрести яхту, о которой мечтаете.
Очень важно на этом этапе сдержать эмоции и рационально выбрать проект, по возможности отвечающий вашим основным требованиям и взглядам на то, что ещё неплохо бы было иметь. Если вы не нашли ничего, соответствующего вашим финансовым возможностям, значит, вы хотели невозможного. Вам придётся или увеличить доходы, или сократить список требований к яхте. Решение может быть нелёгким, но помните – что бы вы ни решили, может оказаться, что вам придётся жить с этим или на этой яхте многие годы. Будьте уверены, что выбранная вами яхта создана именно для определённой вами цели – будь это океанские плавания, прибрежные круизы, крейсерские гонки или просто жизнь на борту в прибрежной марине с выходом в закрытые воды по выходным или во время отпуска. И сейчас вам необходимо составить реальный подробный список требований к яхте вашей мечты.
Несколько лет назад корпорация IBM выступила с рекламным лозунгом: «Из купивших IBM ещё никто не застрелился». Суть в том, что если вы выбираете известного конструктора или популярный проект, вы минимизируете риск возможных потерь и можете установить высокую цену перепродажи яхты в случае финансовых затруднений или если решите выбросить свои парусные перчатки. И желающих заплатить хорошую цену за яхту серийной постройки много. Даже не располагая специальными рекомендациями, довольно легко сравнивать цены известных серийных яхт – таких как Westsail 32, Pacific Seacraft 36, Island Packet 38, Valiant 40, Norseman 447, Kelly Peterson 46, Amel 51 или Sundeer 64. И это не полный список.
George BACKHUS (www.sailmoonshadow.com)
Перевод Геннадия САХАРОВА.