Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Зачем нужен яхтенный сюрвейер

#------

Покупка яхты без профессионального осмотра или инспектирования может привести к печальным последствиям. Поэтому есть смысл пригласить сюрвейера – специалиста по яхтам, который проинспектирует состояние судна, чтобы избежать дорогостоящей ошибки. Естественно, вам не хочется тратить «лишние» деньги, но что стоят несколько сотен в сравнении с ценой лодки в тысячи и десятки тысяч? Отчёт сюрвейера может не только предотвратить опрометчивую трату денег, но и быть аргументом в дальнейших переговорах о покупке. И если какие-либо проблемы с яхтой были обнаружены, то скидка с начальной цены может многократно перекрыть затраты на сюрвей.

Сначала подумаем
Прежде чем приглашать сюрвейера следует убедиться, что вам нужна именно эта лодка. Поэтому не спешите и сделайте самостоятельную инспекцию яхты. Вооружитесь блокнотом и ручкой, фонариком, поворотным зеркальцем на штоке и, предпочтительно без хозяина, дышащего вам в шею, проведите осмотр. День, потраченный на это, включая проверку трюмов, должен подтвердить или опровергнуть ваше первое впечатление от судна. И если к концу осмотра ваш первоначальный выбор покажется не таким уж замечательным, будет ещё не поздно отказаться от сделки и не тратиться на сюрвейера.

«Процесс пошёл»
Но вот вы решились на покупку. Брокер (если он вовлечён в процесс) наверняка потребует предоплату – депозит (обычно 10%) как «подтверждение намерений» перед тем, как он снимет лодку с рынка продаж. Пока вы организуете сюрвей, брокер не может принимать других предложений о продаже данной яхты даже по более высокой цене. Но и ваш депозит не будет возвращён, если сюрвейер не обнаружит серьёзных дефектов в яхте, что может служить основанием для отказа от покупки.
Но где же найти хорошего сюрвейера?

Сюрвейер
В яхтенных кругах любой и каждый может назвать себя сюрвейером. Верите вы или нет, но здесь нет специальной формальной квалификации (как в мире больших кораблей) и даже не требуется лицензия. Первое и главное условие: он должен иметь многолетний опыт в яхтенном сюрвее – чем больше, тем лучше. Не стесняйтесь задать столько вопросов, сколько посчитаете нужным, чтобы побольше узнать о его опыте, о типах лодок, которые он инспектировал и о методах его работы.
Если вы покупаете через брокера, то сюрвейера может посоветовать он, но здесь нужно быть осторожным: брокер обычно не особенно заинтересован в строгой проверке лодки. Можно поискать в Интернете или по объявлениям в яхтенной прессе.
Другой путь – поспрашивать в яхт-клубе – наверняка найдётся один-другой профессионал, имевший дело с сюрвейерством.
(От переводчика. В Великобритании проще – там почти половина яхтенных сюрвейеров состоят в «Ассоциации яхтенных дизайнеров и сюрвейеров». Она обучает и экзаменует их в течение 5-ти(!) лет, прежде чем присвоить определённый уровень, которых, в свою очередь, несколько. (И куда, кстати, можно пожаловаться на сюрвейера). Каждому сюрвейеру присваивается литера класса в соответствии с квалификацией и опытом. У нас, к сожалению, такой организации нет.)
Что касается цены за инспекцию, то, например, в Великобритании она составляет в среднем 7 фунтов стерлингов за фут длины лодки. Для 9-метровой яхты это составит 210 ф.ст. Поинтересуйтесь, кстати, транспортными расходами – если человек едет издалека, это оплачивается дополнительно.

Что обязан предоставить сюрвейер?
Рапорт или отчёт о состоянии яхты в письменной форме – вот что вы должны получить на руки. Сюрвейер имеет возможность обследовать только те части яхты, которые доступны на момент инспекции. Для проверки корпуса, например, очень важно, чтобы яхта была не берегу, но и в этом случае нижняя часть фальшкиля (где наибольшая вероятность повреждения) может быть недоступна, если яхта стоит на нём. И это должно быть отражено в отчёте, разве что вы организуете подъёмный кран, чтобы приподнять яхту на стропах. То же можно сказать и о мачте, если она установлена. Сюрвейер сможет осмотреть на ней только то, что видно с палубы, и вряд ли стоит рассчитывать, что он будет подниматься на мачту в беседке. Опять же, этот факт тоже фиксируется в отчёте.
После перечисления основных особенностей яхты сюрвейер обычно начинает отчёт с инспекции корпуса, где особое внимание уделяется его состоянию – целости и качеству соединений поясов обшивки (если корпус деревянный) или любым признакам осмоса в случае стеклопластикового. При этом обязательно применение влагомера для определения поражённых участков и рекомендаций по «лечению» таковых. Сюрвейер инспектирует руль и его подвеску, гельмпортовую трубу и подшипники, винт, гребной вал с дейдвудной трубой и кронштейнами, состояние анодных протекторов и т.д. Затем следует киль и его соединение с корпусом: проверка на наличие признаков коррозии и состояние кромок соединения, имеют ли место трещины и отслоение шпаклёвки. И хотя это обычное явление, сюрвейер должен затем проверить состояние килевых болтов изнутри корпуса.
Всё остальное внутри яхты должно быть тщательно проверено на предмет поиска любых признаков трещин, сдвигов, искривлений, расслоений ламината, гнили – как в обшивке, так и в палубе, переборках и наборе. Только большой опыт лежит в основе знания, что и где искать. Сюрвейер уделяет особое внимание состоянию двигателя и рулевого устройства, электрической проводке, камбузной газовой установке и системе гальюна, забортным отверстиям, клапанам и фитингам, состоянию аккумуляторных батарей. Он может пожелать, чтобы двигатель был запущен и поработал под большой нагрузкой в пробном выходе в море, особенно если речь идёт о круизном судне, чей двигатель (или двигатели) может составлять большую долю в цене яхты. Он также может пригласить специалиста по двигателям для полной проверки машины.
Проверка установки двигателя может показать, что имеются множественные отверстия в несущих деталях конструкции, которые были прорезаны при замене старого двигателя на новый, другой марки, при проводке новых труб охлаждения или выхлопа.
На палубе, наряду с инспекцией целостности её структуры и состояния рубки и иллюминаторов, сюрвейер проверяет все устройства и детали, подвергающиеся нагрузкам – релинги и леерное ограждение, погоны и каретки шкотов, лебёдки, а также путенсы стоячего такелажа и блоки. Он обязательно осматривает все концы бегучего такелажа, и если находит, что они использовались в течение нескольких лет, вероятно, посоветует заменить их и запишет это в отчёт. Стоячий такелаж будет объектом пристального внимания и интерес к его возрасту не покажется лишним, если учесть, что большинство страховых компаний устанавливают 10-летний срок безопасной эксплуатации стоячего такелажа из нержавеющего троса 1х19 для круизных яхт и 5-летний для гоночных.
Стоянки яхт в маринах обычно предполагают, что мачта не снимается в течение многих лет. В этом случае могут остаться незамеченными повреждения в краспицах, особенно в местах их соединений с мачтой. Качественная инспекция мачты возможна только в случае, если она будет снята с яхты.
Затем следует инспекция парусов, которые должны быть разложены и пристально осмотрены на предмет износа и повреждений. Они также могут быть подняты, если позволяет погода.
Якоря, якорные цепи и концы осматриваются, проверяется соответствие их калибра, диаметра и длины, проверяется состояние и работоспособность навигационных огней и инструментов. Всё это пункт за пунктом заносится в отчёт.
Сюрвейерский отчёт должен заканчиваться перечнем ремонтных работ (с указанием стоимости каждой из них), которые он считает необходимыми выполнить немедленно, а также списком пунктов, на которые следует обратить внимание в ближайшем будущем…
И всё это за несколько сотен фунтов?! Думаю, никто не посмеет сказать, что хороший сюрвейер не заработал каждый из них.

Из журнала “Boat Owner” by Derek Harvey.
Перевод С.СВИСТУЛА.