Компания «Хардтоп Марин Украина» далеко не новичок на отечественном рынке моторных судов, но прошло около полутора лет, прежде чем ей удалось сделать серьёзный предпринимательский шаг — принять эксклюзивное дилерство по финским катерам «Targa».
И сегодня мы можем поздравить её с успехом. Изучение спроса в нашей стране и опыт продаж российского отделения компании недвусмысленно показывают: нашему потребителю уже недостаточно звучной «брэндовости» и люксового комфорта в каютах, он всё больше ценит мореходность в широком скоростном диапазоне — именно это нужно для активного мужского отдыха. На прошедшей в марте выставке KIBS Targa 37 стала одним из наиболее эффектных и посещаемых экспонатов.
О состоянии дел в начале нового сезона мы расспросили генерального директора «Хардтоп Марин Украина» Александра МАИСЕЙКО.
– Ещё десяток лет назад отечественный рынок моторных судов пребывал в плену малых размерений, был «сырым» и неподготовленным. Лучше всех продавались американские «пляжные» лодки для «быстрых» форм досуга либо простого стояния у бонов. Мы первыми в Украине решили развивать направление «морских внедорожников» – катеров, способных реализовать своего рода национальную мечту – гоняться по ухабам. Европейское судостроение культивирует как отдельное направление производство мощных мореходных катеров для профессионального и полупрофессионального использования. Они обладают классической корабельной архитектурой и предоставляют нормальный, не спартанский стандарт обитаемости и комфорта на борту, а главное – стопроцентно удовлетворяют жёстким нормам безопасности северных стран. Это значит: в какие бы суровые погодные условия вы ни попали вдали от места базирования, на таком судне сможете безопасно и надёжно возвратиться домой.
Политика нашей компании – ввозить только заслуженные брэнды с безупречной репутацией, чьё качество проверено временем. Таковы представляемые нами Aquador, Grand Banks. Начиная разрабатывать «внедорожное» направление, мы, как растущая компания, могли получить доступ к продукции таких же молодых верфей, заинтересованных в активном продвижении своей продукции. В частности, «Linex Boat» – их неординарные катера под маркой Nord Star уже нашли приверженцев в Украине. Мы первыми «раскатали» рынок «внедорожников» и первыми же хотим предложить отечественным клиентам лучшие образцы в этом секторе. А бесспорный лидер рынка морских «4×4» – конечно же Targa от «Botnia Marin». Это знает любой скандинав-мореход – и любитель, и профессионал. Достаточно сказать, что Targa моделей 42, 37, 31 закупила в служебных целях лондонская полиция, а модели ряда, начиная с 23-й, одобрены строгими скандинавскими органами надзора на категорию открытого моря B.
Надо заметить, что все годы свободного развития лодочного рынка Украины и России осторожная «Botnia Marin» занимала выжидательную позицию в отношении дилерства (несмотря на шквал предложений и на то, что регулярно тестировать её продукцию журналистам удаётся с конца 90-х). Такая ситуация продолжалась целых семь лет с момента появления у нас в стране первых джипов. Когда владелец верфи Йохан Карпелан убедился, что «Хардтоп Марин» способна не только авторитетно представить серьёзный брэнд, но и обеспечить его сервисную поддержку, развитие дилерской сети в регионах, он к концу 2008 г. принял решение об открытии официальной продажи Targa и в постсоветских странах.
– Каковы, по Вашему мнению, признаки развитости нашего рынка мореходных катеров?
– С появлением первых «внедорожников» пошёл процесс эволюции нашего покупателя. Суда подобной узнаваемой классической внешности способны оценить люди действительно неординарные, любящие море, уже опробовавшие разнообразные катера и пришедшие к пониманию целей того, куда и зачем они собираются ходить (именно ходить, а не пассивно стоять в марине). Сложилось и своего рода неформальное потребительское общество, широкая группа заинтересованных лиц, следящих за состоянием рынка, посещающих профильные выставки в Европе и Украине, общающихся с представителями верфей. В ней сформировалось определённое и подкреплённое наблюдениями мнение о том, что Targa – это лучшее предложение в классе. Тому доказательство – широкий выбор опций и политика удовлетворения индивидуальных потребностей каждого заказчика, вплоть до глубокой модификации конструкции. И это при серийном характере производства и абсолютном контроле качества.
Что характерно: строитель легко идёт на установку различных движителей, включая водомётные. И если катера большого размера от многих прочих верфей чаще оснащают прямовальными силовыми установками, то «Botnia Marin» предпочитает угловые колонки, а это более подходящий для наших стран вариант. Как известно, наши мелководные внутренние пути – беда для морских катеров с их увеличенной осадкой, колонки же вполне нормально прижились. Варианты с приводом IPS неплохо работают на море, и их главный козырь – фантастическая управляемость, достигаемая электронным принципом управления двигателями. Но теперь «Volvo Penta» распространила такие системы управления тягой и на обычные угловые колонки, что открывает широкие перспективы.
– Сказалось ли кризисное падение продаж на работе верфи?
– Однозначно: не сказалось. «Botnia Marin» загружена заказами на полгода вперёд, а приобрести новую лодку по принципу «плачу любые деньги за срочность» просто невозможно – дисциплина очерёдности отгрузки исключительно строга прежде всего потому, что каждый заказ требует инженерной подготовки сообразно исходным требованиям, и каждая лодка получается индивидуальной. На вторичном же рынке катера Targa появляются довольно редко и надолго не задерживаются, а уходят моментально. Впрочем, если уж о кризисе… «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: прежде заказ на самую крупную флагманскую модель ряда Targa 44 с приводами IPS требовал для реализации больше года, теперь же это можно сделать к следующему сезону с осени.
– Можно ли обрисовать некий усреднённый образ владельца катера Targa?
– Усилиями дилерских компаний Targa стала известна на всём материке – от сибирской тайги до британской полиции. В СНГ эти катера можно встретить на Балтике, Ладоге, Чёрном море и Байкале. Пора уже говорить о появлении особого сообщества владельцев Targa, которых роднит схожесть взглядов на идеологию пользования судном. Это люди среднего возраста, трудолюбивые и успешные, ценящие качество дорогих вещей. Они любят дальние путешествия, но при этом дорожат свободным временем, поэтому выбирают быстроходный, всепогодный и качественный катер, не гламурный, но прочный и мореходный. Как сказал один наш клиент: «когда покупаешь дешёвую вещь, радуешься один раз – при покупке, но потом весь срок её службы расстраиваешься. Когда покупаешь дорогую вещь – один раз грустишь, зато потом только радуешься». Водоизмещающие тихоходы – пока не для них. Мы постоянно отслеживаем мнение владельцев, держим с ними связь и способствуем скорейшему установлению контактов между действующими владельцами и потенциальными покупателями. Судя по отзывам, нареканий на качество судов нет, а тех, кто всерьёз интересуется катерами Targa, становится всё больше. Это действительно признаки роста судовладельческой культуры.
– Каковы планы «Хардтоп Марин» на наступающий сезон?
– На первую после открытия официального дилерства выставку мы привезли 31-ю модель, в этом году – 37-ю. Следующей будет флагманская 44-я. Судя по клиентскому интересу, наиболее востребованы старшие модели в ряду. Такая у нас особенность менталитета. Можно предполагать, что в качестве альтернативы 44-й будет проявлен интерес и к Targa 37, как бы уменьшенному варианту флагмана. Новая Targa 37 уже была представлена в Хельсинки и Москве, теперь – Киев. На предстоящем Балтийском бот-шоу в Петербурге, которое планируется 3-6 июня, в период белых ночей, мы выставим на воде почти весь ряд катеров этой марки. Ожидается также приезд представителей верфи. Прямо на выставке можно проводить тест-драйвы судов, и наверняка желающих будет много.
По материалам официального дилера Targa в Украине – компании «НТ-Марин Украина».