Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Конструктор Назаров: «наш» человек в Таиланде

#------

От редакции:
Альберт НАЗАРОВ. Свой первый проект лодки он создал в 11 лет, в 14 построил первый швертбот. Выпускник (1996) Севастопольского государственного технического университета. Кандидат технических наук (2004, Одесская морская академия). Член RINA (Royal Institution of Naval Architects) и SNAME (The Society of Naval Architects & Marine Engineers). Автор более 60 статей в яхтенных и научных журналах.
В 2004-м Альберт высадился в Таиланде со стареньким ноутбуком, 500 долларами в кармане и запасными штанами. И со знаниями, конечно…
В начале 2006-го создал и возглавил компанию «Albatross Marine Design Co., Ltd». Цитируем: «Сначала мы базировались на первом этаже съёмного дома, где в одной комнатушке сидели трое сотрудников и собака». Теперь этот солидный (11 человек) интернациональный дизайнерский коллектив с собственным большим офисом разрабатывает проекты малых судов для верфей и частных клиентов из Таиланда, Франции, Австралии, Китая, Малайзии, Индии, Шри-Ланки, ОАЭ, США, Израиля, Турции, стран Скандинавии, Камбоджи, Вьетнама… И, конечно же, России и Украины.
Совсем недавно его проект выиграл конкурс, организованный
журналами «Professional BoatBuilder» и «WoodenBoat» — из 58 проектов, поступивших из 17 стран, жюри отобрало по одному победителю в категориях «композитный корпус», «дерево» и «металл». Посылая в Таиланд поздравления от редакции, мы поинтересовались: а сколько судов по вашим проектам построено и сдано в эксплуатацию?
В ответ Альберт прислал внушительный список, прокомментировав: «…Это, конечно же, не всё — показываю только самое большое и самое новое». Думается, читателям тоже интересно увидеть плоды работы нашего талантливого земляка. Анонсы — от имени автора.

Прогулочные суда, яхты
AT800
Этот катамаранчик я спроектировал «для себя» (конечно, с учётом запуска в серию). Типичный катамаран в австралийском стиле, функциональный, с элементами «роскоши».
Спроектированы 4 версии: с кабиной, центральной консолью, боурайдер и «пайлот хаус» (с рулевой рубкой — Ред.) — всё на основе одного корпуса.
Кабинная модель – дневной круизер для семейного отдыха с элементами рыбалки и возможностью ночёвки. Чисто "дневная" альтернатива, хорошо подходящая молодёжной компании, – боурайдер. "Пайлот хаус" на ходу по волнам комфортнее боурайдера, а в большом переднем кокпите сидение конвертируется в сан-дэк или лежанку для ночёвки в летнюю ночь. "Центр-консоль" – для серьёзных рыбаков.
В высокой (1,9 м) кабине большая двойная кровать, туалет и место для компактного камбуза. Кокпит "фарширован" держателями для спиннингов, рундуками и ледовым ящиком. Носовая палуба, бортовые проходы и фрагменты кокпита выложены тиком, в обивках и тентовке использованы люксовые материалы.
Лодка трейлерная: ширина 2,5 м, вес с двигателем – 2,1 т. Диапазон мощностей подвесных моторов – 120-200 л.с. Сертифицирована по EC/RCD для категории C.
На ходовых испытаниях лодка с парой 140-сильных Suzuki легко разгонялась до 34 узлов, несмотря на приличное (3-балльное) волнение. Ходовой комфорт – как на судах классом "постарше" и забрызгивания практически не было минимальным – вот они, прелести катамаранных обводов с относительно полными оконечностями и высоким клиренсом моста.
Кабинная модель строится серийно, остальные осваиваются верфью.

AR980
32-футовый катамаран предназначен для семейного отдыха и чартера на внутренних водных путях и прибрежных акваториях морей.
Судно имеет две каюты в носовой части, «запасную» каюту – двуспальное место в левом корпусе, просторный санузел в правом. Салон размещён в уровне моста и включает Г-образный диван, обеденный стол, просторный камбуз с П-образной стойкой. Флайбридж необычно большой для 10-метрового судна и оборудован диванами, постом рулевого, стойкой для барбекю, сан-дэком. Машинные отделения – в изолированных отсеках корпусов, доступны с палубы.
Материал корпуса – армированный пластик. При постройке корпуса применены мультиаксиальные ткани Lintex и сотовый заполнитель Hexacor китайского производства, что позволило снизить вес конструкции при её разумной стоимости.
Проектом предусмотрена установка двух дизелей мощностью по 110-250 л.с. с приводом на гребные валы. Обводы судна оптимизированы на скорости около 20 узлов, что делает его эксплуатацию экономичной в переходном к глиссированию режиме, но допускает достижение скоростей более 30 уз. Головной катамаран с двумя двигателями FNM250 порожнем развивает 28 уз.

SB90
На сегодняшний день это своеобразный «флагман» спущенных по нашим проектам судов. В офисе этот проект прозвали «резиновым» – за то, что заказчик неоднократно менял длину в процессе проектирования с 71 до 90 футов, и за то, что строилось судно достаточно долго…
SB90 представляет собой кастом-проект спорткруизера, предназначенного для эксплуатации в тропиках. Здесь никто не будет лежать часами на солнце на сан-дэке – азиаты даже в кондиционированном салоне сидят с зонтиком, если на них падает свет из окон. (Я не шучу!) Поэтому максимизирован салон и внутренние помещения, которые очень просторны.
Главные размерения: длина наибольшая 27 м, ширина 6.2 м, осадка 1,6 м, водоизмещение порожнем – 68 т.
Судно имеет салон с мягкими уголками, баром и постом управления, каюту владельца с ванной комнатой, две гостевые каюты с отдельными санузлами, «детскую» каюту, санузел общего пользования, камбуз с отдельным входом. На транце предусмотрена подъёмная гидравлическая платформа и «гараж» для хранения оборудования и бортовой шлюпки. Верхний пост управления – на небольшом флайбридже.
Два дизеля Caterpillar C32 Acert мощностью по 1825 л.с. каждый с приводом на установленные в тоннелях пятилопастные гребные винты позволяют судну развивать скорость более 28 узлов. Запас топлива – 7000 л, запас воды – 1000 л (пополняется опреснителем). Генераторы мощностью 50 и 24 кВт обеспечивают работу мощной системы кондиционирования и прочих судовых потребителей. Машинное отделение удобно для обслуживания механизмов и просторно.
Материал корпуса – армированный пластик с широким применением мультиаксиальных тканей и сэндвичевых конструкций.
Постройка судна продолжалась в течение 3 лет и завершилась успешным спуском и ходовыми испытаниями. На фото видно, что спущенное на воду судно "село" идеально параллельно проектной (накрашенной) ватерлинии. Весовой контроль, неоднократное взвешивание в процессе строительства и авторское сопровождение – и вот результат. То же самое можно сказать о ходовых качествах…

STC790 "Crocodile"
Катамаран в стиле милитари. Концепция – визуально-агрессивный стиль и максимальное удобство для жизни на борту и рыбалки. Несимметричные обводы типа split hull с поперечными реданами и продольными реданчиками – всё для мягкого хода на короткой битой волне мелких заливов и озёр. С парой 175-сильных двигателей судно разгоняется до 45 узлов.
Палуба не загромождена оборудованием, кокпит также можно избавить от лишней мебели – рыбаки любят простор. Для них же – держатели удилищ, "боевые" сидения, ледовые ящики и прочие фишерменские "полезности".
Столь же прост, но функционален интерьер: большая двуспальная кровать, туалет, шкафчик и складной столик – подразумеваются эпизодические ночлеги на уик-эндах. Благодаря каюте, судно удобно как семейный круизер.
ТТХ: длина корпуса – 7,90 м; ширина – 2,55 м; водоизмещение порожнем – 2400 кг; запас топлива 2×200 л, воды 2×120 л; мощность двигателей – 2х115-200 л.с.; пассажировместимость – 8 человек.

T60
60-футовая классическая моторная яхта, была спущена на воду в ноябре 2008-го.
У нас в офисе этот проект неофициально прозвали "Титаник". За внешний вид, конечно. Типичная «богемная» лодка, удивительно просторная. Разумеется, индивидуальный заказ.
Её история началась, когда частный европеец пожелал стать обладателем уникального судна. Наиболее близкой к своей мечте заказчик считал моторную яхту "Romara" – 76-футовик, построенный верфью "Camper & Nicholson" в 1934-м. Нам предстояло создать чуть меньшую "сестричку" того же классического дизайна 30-х годов, но оборудованную по современным стандартам безопасности и комфорта.
В начале 2007-го приступили к разработке проекта, а в апреле – к строительству корпуса.
Визуальную архаичность очертаний яхты удалось обратить в преимущество – простые вертикальные и горизонтальные формы обеспечили максимальную площадь палубы. Отличный обзор из ходовой рубки, простой доступ на бортовые участки палубы, "настоящее" якорно-швартовное оборудование и два мощных подруливающих устройства позволяют легко оперировать судном.
Внутренние помещения судна очень просторны и по-домашнему уютны. Планировка: 3 двухместных каюты (каждая с собственным санузлом), гостиная, камбуз. Безопасность гарантирована носовой таранной переборкой, точно такой же отделён ахтерпик. "Классика" сохранена и в отделке интерьера – дерево и белая краска.
Судно водоизмещающее, на испытаниях разогналось до 12 узлов, крейсерский ход 9-10 узлов. Запас мощности позволяет судну идти полным ходом против ветра и волны. Проект сертифицирован строгим германским Ллойдом для категории "А" (океан).
Сейчас яхта эксплуатируется в Средиземноморье.

2. Малые коммерческие суда
Хороший и востребованный тип судов. Подобные проекты водных такси сейчас в постройке и в России, для Черноморского побережья Кавказа.

FC1000
Этот 10-метровый катамаран строится в полукастом-модификациях, но их можно объединить в 2 группы – дайверскую (на фото) и мини-паром (водное такси). На сегодняшний день построено и спущено 20 катамаранов, которые эксплуатируются от Камбоджи и Филиппин до… Турции и Италии.
Характеристики: максимальная длина – 10,88 м; ширина – 3,30 м; водоизмещение – 4200/7900 кг; мощность двигателей – 2x(200…300) л.с.; запас топлива – 2×800 л, воды – 2×100 л.
Судно стеклопластиковое, морского класса, способно преодолевать серьёзную волну. В удобном кокпите рассаживаются до 18 аквалангистов с оборудованием плюс 2 человека экипажа. В комплекте туалет, раскладные столики, опциональный сан-дэк и рундуки для снаряжения.
Суда строятся как в версии с подвесными моторами, так и со стационарными двигателями со «стерндрайвами». На испытаниях с парой "стационаров" по 260 л.с. каждый и половинной загрузкой испытуемый катамаран разогнался до 36 узлов. С подвесными моторами 2 х 300 л.с. – до 42 узлов.

3. RIB-ы
Мы делаем проекты необычных РИБ-ов служебного и специального назначения, хотя на судах этого типа и не специализируемся.

NS680
Это однокорпусный РИБ с D-трубой, за счёт которой получаем просторный функциональный кокпит. Размеры: длина корпуса 6.8 м, ширина – 2,20 м, вес порожнем – 1450 кг. Скорость с ПМ 225 л.с. и минимальной нагрузкой – 44 уз. Судно строится серийно.

NSCat680
Забавный РИБ-катамаран с носовой аппарелью. Снова применена D-труба. Спущен недавно, ещё идёт обкатка. Размеры: длина корпуса 6,8 м, ширина – 2,20 м, вес порожнем – 1350 кг. Скорость с двумя ПМ по 175 л.с. – более 50 узлов, удивительно мягкий ход на волне.
Интересно будет сравнить оба РИБа – они от одного производителя, правда, для начала на них потребуется установить одинаковые двигатели… Не секрет, что вертикальные ускорения на катамаране ниже (и следовательно многокорпусник комфортнее на ходу), но его нагрузочная способность – меньше.

OPH900
9-метровый алюминиевый RIB для перевозки до 20 человек. Головное судно построено за 2 месяца Охтинской судоверфью (Россия) по раскрою, разработанному Albatross Marine Design. Прагматичное и мощное, судно предназначено для интенсивного использования в северных водах. С парой подвесных двигателей по 225 л.с. оно развило 47 узлов и продемонстрировало отличную мореходность и маневренность.

4. Суда специального назначения
Мне нравятся эти проекты тем, что позволяют создавать негламурные суда с максимумом функциональности и в то же время гармоничные. Если при проектировании прогулочного судна подчас невозможно отойти от массовых стереотипов, навязанных глянцевыми журналами, то для спецсудов всё гораздо проще и успех проекта определяется целесообразностью форм и технических решений.

Oхта 1000
Многофункциональный алюминиевый катер, отмеченный призом «За лучший дизайн» от МЧС России. На сегодняшний день построено 2 судна.
Компоновка палубы – рубка с потопчинами, что позволяет по максимуму использовать внутренний объем. В широкой кабине обустроен салон с пультом управления, камбузом, сидениями и столом, трансформируемым в кровать. Под палубой – каюта для двоих с V-кроватью и изолированный санузел. Очень удобен на швартовке и манёврах второй пульт управления – в кокпите. Судно изначально спроектировано "под водомёт", но первый экземпляр укомплектован парой транцевых колонок и двигателями Volvo D4 по 225HP.
Испытания показали точное соответствие судна проектным ТТХ, вплоть до максимальной скорости – 36 узлов.

CROQ1270
Алюминиевый патрульно-десантный катер. Построено около 10 единиц, состоит на вооружении ВМС Нигерии и, возможно, где-то ещё…
Этот катер – развитие популярной концепции скандинавских CB90, подобные суда строятся от США до Китая и имеются на вооружении нескольких десятков стран. Помимо рулевой рубки для 2 членов экипажа имеется «салон», где в сиденьях вертолётного типа размещаются 20 десантников с амуницией, плюс машинное отделение и носовой отсек с запасными койками/местами для пострадавших. Высадка десанта осуществляется с носовой аппарели. Судно может быть оборудовано двумя пулемётами калибра 12.7мм и гранатомётом, приборами ночного видения и т.д.
Бронирование корпуса – на класс NIJ-3, остекление рубки – на класс NIJ-2.
Характерны темпы работы над проектом и постройки: имея разработанный несколькими месяцами ранее концепт, мы ударно начали делать файлы раскроя алюминиевых листов в конце августа, в середине сентября началось строительство 4 катеров (на двух разных верфях!), а в начале декабря 2 судна были уже на воде. Сдача судов заказчику состоялась в начале января…
Основные характеристики: длина наибольшая 12.7 м; ширина – 3.82 м; полное водоизмещение – 11,000 кг. Судно может быть оборудовано водомётами или приводами с ЧПВ. Первые два катера в полном грузу с двигателями 2х300 л.с. развили скорость 31 уз. при проектных 30 уз. На последующих катерах устанавливаются двигатели мощностью 400 л.с., что позволяет развивать скорость 38 уз. Особенно хочется отметить маневренность катера как на полном ходу, так и на малом при работе винтов враздрай и (что удивительно для привода с ЧПВ) – на заднем ходу.

МD1460
В этом проекте 14.6-метрового катера мы сотрудничали с известным шведским дизайнером Бо Золландером (дизайн рубки) и с лидером в области хай-тэк композитов компанией DIAB (конструкция и технология). Катер задуман как перехватчик, но на самом деле это демонстрационное судно, оно также будет использоваться для тестирования дизелей и приводов. Базирование – в Швеции.
На судне оборудована рулевая рубка, камбуз, двуспальная каюта, санузел, вместительный кокпит, установлены 6 подрессоренных сидений. С парой двигателей по 400 л.с. оно разогналось до 36 узлов. А позднее будет установлен третий двигатель, как и предусмотрено проектом.

P850
Катер P850 по прозвищу «Пятачок» – за тупую форму носа с носовой же аппарелью (тем не менее, удивительно хорошо идёт на волне). Спроектирован как рабочий или пожарный, есть ходовая рубка на 6 кресел и носовой кокпит, имеет «жёстконадутый» баллон-кранец. Длина наибольшая (корпуса/судна) – 8.40/9.14 м, ширина наибольшая (корпуса/судна) – 2.59/3.35 м, водоизмещение порожнем – 2700 кг. С двумя дизелями по 300 л.с. и угловыми колонками развивает скорость более 50 узлов.
Судно самовосстанавливающееся – в случае опрокидывания становится на ровный киль самостоятельно за счёт объёма рубки. Материал корпуса – алюминий.
В настоящее время катер базируется в Швеции.

Интервью-послесловие:
Ну что же, информацию к размышлениям (и богатейшую!) читатели «Фарватера» получили. А что имеется в «портфеле»?
«На чертёжном столе» сейчас – катер-перехватчик для ВМС Индии и экспедиционная яхта-катамаран для швейцарского заказчика. Также занимаемся исследованиями ходовых и мореходных качеств катамаранов (на эту тему недавно делал доклад на симпозиуме CPBS-2010 в США). Большое внимание уделяем важнейшей теме измерения перегрузок и ускорений на ходу – при наличии мощных малогабаритных двигателей и сверхлёгких материалов для корпуса именно способность пассажиров и экипажа «выдержать тряску» стала основным ограничивающим фактором скорости на воде.
Кроме того, экспериментируем с радиоуправляемыми моделями катеров на предмет устойчивости движения. Для наиболее ответственных проектов заказываем исследования гидродинамики в ведущих опытовых бассейнах – недавно гоняли 1.6-метровую модель 50-футового перехватчика в Хасларе (Англия). Ну и, конечно же, на основе богатого материала натурных испытаний совершенствуем методы прогнозирования ходовых качеств судов…

Есть ли главная идея, объединяющая сотрудников компании?
За последние годы выкристаллизовалась наша философия в области проектирования: «Мы проектируем практичные и элегантные суда для моря, а не гламурные игрушки для марин». Обычно мы не проектируем потерявшие всякий функциональный смысл в своей зализанности «мыльницы» (хотя и их тоже делали). Для нас любой дизайн – это компромисс зачастую противоречивых составляющих. А именно:

  • стиля
  • ходовых и эксплуатационных качеств
  • комфорта
  • безопасности
  • цены.

Удачный проект – это удачный компромисс всего перечисленного, с учётом приоритетов в каждой конкретной задаче.
Мы не из тех яхтенных дизайнеров, которые рисуют экстравагантный «ди-и-изайн», а потом кто-то ещё должен ломать голову, как втиснуть туда компоновку и двигатели, как это изготовить, «поедет» ли оно и как это всё сертифицировать…
Почти всегда (за очень редкими исключениями) мы делаем полный цикл проектирования сами, благо для этого у нас есть полный штат сотрудников – инженеров и дизайнеров, которые ведут проект от первого эскиза до файлов раскроя и отчёта о ходовых испытаниях. Своим небольшим коллективом в 11 человек мы выпускаем за год 20-30 проектов малых судов длиной обычно 30-50 футов, пока что не замахиваясь на мегаяхты. Думаю, что это ещё впереди…

Вместо эпилога
Да, у Назарова впереди ещё многое – «Фарватер» в это крепко верит. И хотел бы внушить эту веру своим землякам. В погоне за «ненашим» именем, распиаренной маркой, внешним гламуром они частенько «пролетают на деньги», так и не получив желаемой лодки. А она совсем рядом – современная, надёжная, комфортная, доступная. Уж если скандинавы нашли Назарова аж в Таиланде, то украинскому клиенту при поддержке «Фарватера» и вовсе легко будет выйти на контакт со «своим» яхтенным конструктором – авторитетным, порядочным и надёжным. Чтобы потом, демонстрируя своё судно, гордо сказать: «Знай наших!»


Альберт Назаров:
Рынок парусных лодок очень мал (5% от всего рынка малых судов) и практически полностью покрывается десятком-другим известных брэндов. Лишь небольшой процент кастом-судов достаётся всем остальным строителям. Основной «вкусный» сегмент – это рынок моторных судов, который растёт и ширится, благодаря доступности технологий и двигателей, и прогрессирует в обществе с массовой автомобильной культурой (не парусной!). В настоящее время в мире почти не осталось яхтенных дизайнеров, работающих чисто в «парусном» сегменте – есть лидеры, которых можно пересчитать на пальцах одной руки, а остальным приходится сочетать работы над парусными проектами с чисто моторными.
До кризиса число парусных и парусно-моторных проектов в нашем портфеле заказов составляло всего 15%, сейчас даже меньше.
С другой стороны, если замкнуться на «парусном снобизме», сидеть и ждать, когда тебе закажут «проект лодки для Кубка Америки», то, во-первых, невозможно быть коммерчески успешным дизайнером и содержать работающую структуру КБ, а во-вторых, невозможно накапливать опыт, который вырабатывается только при конструировании, реализации проектов и анализе результатов испытаний. Ведь, по сути, создание катера или гоночной яхты из хай-тэк материалов – практически очень близкие задачи.


Альберт Назаров:
Кризис заставил по-иному подойти к выбору направлений в проектировании. Следуя правилу «не складывать все яйца в одну корзину», помимо проектов прогулочных судов мы и ранее иногда работали над проектами специальных и малых коммерческих судов. В период кризиса рынок прогулочных судов попросту обрушился, но имеющиеся наработки позволили переориентироваться.
Рынок специальных и малых коммерческих судов даже в период кризиса оказался куда более платежеспособным. Более того, некоторые государства с наступлением кризиса разместили тендеры на поставку специальных малых судов, пытаясь поддержать отечественных производителей. В частности, страны, страдающие от пиратства, «оживились» в плане заказов катеров-перехватчиков. Создание таких судов гораздо лучше финансируется, что позволяет проводить проектные исследования и выдавать большую деталировку технической документации. Это сильно отличается от работы над проектами прогулочных судов и яхт, в которых заказчик платит из своего кармана и на проекте зачастую экономит…


Альберт Назаров:
Как относятся иностранцы к «нашему» яхтенному дизайнеру? Вопрос интересный. Если говорить в общем, то вполне нормально, и основной контингент заказчиков из Европы – это скандинавы. Некоторые подшучивают (за глаза): «водка и яхтенный дизайн не смешиваются», но таких с каждым удачным спуском нового судна становится всё меньше, и они постепенно начинают выстраиваться в очередь за проектами. Ведущие яхтенные журналы Азии, Австралии, Европы и США регулярно публикуют аннотации наших проектов и спусков, тест-драйвы наших судов; сами суда выставляются на ведущих бот-шоу.
Как относятся к нашей работе соотечественники? Это ещё более сложный вопрос. Как известно, нет пророка в своём отечестве. Для многих из них какой-нибудь Джон Смит – это уже априори авторитет в области яхтенного дизайна, даже если он по профессии стилист-парикмахер (есть и такие!). К сожалению, наш человек силён задним умом и приходит за советом только тогда, когда судно от Джона Смита «не поехало», или оказалось нефункциональным, или когда «проект» оказался набором картинок без проработки деталей… Тем не менее, есть контингент заказчиков и строителей, с которыми мы мыслим и работаем в унисон – здорово, что они есть! А лучше всего о качестве и возможностях говорят наши проекты и построенные по ним суда…