Друзья, прочитавшие о наших небанальных турецко-яхтенных происшествиях («Фарватер» №4/2010): «Да у вас не круиз, а какой-то мрачный экстрим-тур получился!..» Действительно, между строк того поучительного повествования трудно разглядеть весь кайф замечательного путешествия, динамичного, разнопланового и насыщенного эмоциями. Даже отчаянное невезение с техникой скорее добавило пикантности, чем огорчило — в итоге осталось «послевкусие» большого ПРИКЛЮЧЕНИЯ. Вот вам «обратная сторона медали».
Итак, в этом году нас уже целых 3 экипажа — маленькая флотилия! Начало июля — самый разгар лета, по прогнозу — много солнца и ветра, на ошвартованных у понтона яхтах «наводят марафет», а в PUPA-Marine заполняют наши «транслоги»… Впрочем, до часа «Х» у офиса компании (14:00 субботы, 3 июля) была ещё дорога на Бодрум. И была она для всех разная.
Бодрумские прелести
Самые занятые (ещё вчера работали) принеслись на такси из местного аэропорта, самые экономные – накануне автобусом из Анталии, куда забрасывает бюджетный WIZZ. А самые любопытные (включая автора и его детей) – таким же автобусом, но на 5 дней раньше.
Ибо Бодрум – это не только замечательная набережная, богатый сувенирами рынок и рестораны на все (ну, почти) вкусы. Это ещё и Галикарнас – важнейший город Малой Азии, родина историков Геродота (греческого) и Дионисия (римского), поэта Панасиса (которого почитали "вторым после Гомера"), а ещё двух воинственных Артемиссий (первая была союзником Ксеркса и так прославилась в сражениях, что греки за её голову назначили выкуп; вторая не только отбила атаку с мощного Родоса, но затем и покорила сам остров). Этот город несколько десятков лет был столицей Карии и лишь после разорения Александром Македонским утратил своё значение.
Но наибольшую славу городу принесло сооружение, называемое в числе семи античных чудес света. Его построила Артемиссия III, чтобы увековечить имя (и тело) своего мужа, правителя Галикарнаса, при котором город расцвёл и стал одним из самых крупных во всей Малой Азии. Имя правителя – Мавсол II, а наименование сооружения – Мавсолеум – стало общим для царских (и не только) усыпальниц…
И хоть помпезное сооружение было через 19 веков разрушено землетрясением, а в 1522-м разобрано рыцарями-иоаннитами (им стройматериал понадобился), пройти мимо останков "чуда света" лично я не мог. И всем советую разыскать его в удивительно нешумном квартале Бодрума недалеко от набережной. Сначала в небольшом музейчике изучить модель Мавсолеума и вдохновиться фильмом (на английском), а затем по фрагментам колонн и выложенной в фундаменте комнате-усыпальнице представить былое величие здания (кстати, турецкое правительство решило его восстановить!). Впечатляет.
Впрочем, "визитная карточка" туристического Бодрума – конечно же, замок-крепость Святого Петра, построенного в средние века родосскими рыцарями. Вот куда ушёл стройматериал из Мавсолеума!.. По крепости можно бродить добрых полдня, от дворика к дворику, осматривая множество музеев в башнях и внутренних зданиях. Большинство экспозиций – подводная археология, самый "хитовый" экспонат которой – макет "улу-бурунского корабля", торгового судна финикийцев конца XIV века до н.э. Как же разнообразно использована подводная находка! В одном зале воссоздана (в натуральную величину!) "картинка" на дне моря с обломками корабля и рассыпавшимся грузом, в другом – макет судна (тоже в реальном масштабе!), по которому ходить можно и нужно (в отличие от привычного нам "руками не трогать!"), в третьем – схема подводных археологических работ… В общем, крепость тоже нельзя пройти мимо.
Ещё в нашем "расписании" фигурировал амфитеатр, Миндосские ворота… И – специально для коллег с детьми: в Бодруме есть аквапарк, чуть поменьше анталийского, но безусловно достойный – смело планируйте один день, молодёжь спасибо скажет.
Вообще, именно семейным экипажам я горячо рекомендую зарезервировать хотя бы пару дней перед чартером на "отельный" отдых. Детям нужно адаптироваться не только к жаре, но и к непривычному окружению, языку (психологическая акклиматизация). Не забуду, как крепко держал папу за руку мой младший – а ведь он уже второй раз в Турции! Пара дней – "молодняк" осваивается и с удовольствием "вписывается" в турецкий образ жизни. Теперь можно и на яхту.
«На волю! В пампасы!»
Итак, суббота, понтон у самого выхода из внушительной бодрумской марины – именно здесь ошвартованы наши яхты. Формальности, как обычно, заняли минимум времени. Даже, я бы сказал, меньше, чем нужно – у поредевшего (разъехались по делам) PUPA-персонала явная "запарка", очень много работы на двух человек. Потому, увидев меня, Серкан вздохнул с облегчением: "Ну, тебе лодка точно знакома" – и убежал на другой понтон. Когда обнаружилось несколько пунктов недостачи по снабжению, долго его искал. Впрочем, в итоге ждали не его – закупка продовольствия затянулась как обычно, до 17 часов.
Кстати, выяснилось, что доставка продовольствия от местного супермаркета на борт чартерных яхт – "за счёт фирмы". Только об этом нужно знать, ибо иные хитрые водители делают вид, что "не в курсе" и выставляют счёт. Звонок в PUPA-офис – проблема исчерпана.
Век живи – век учись. О возможном отсутствии на борту тента уже писал в прошлом номере – спрашивайте заранее (Серкан вместо него выдал лишние простыни, но на свежем ветру их срывает…). Не удосужился проверить ремкомплект надувной лодки – в итоге, чтобы заклеить микроскопическую дырочку в нашей динги (откуда она только взялась?!), пришлось в Датче покупать местный вариант клея "Момент". Но самой неприятной проблемой мог обернуться недостаточно чёткий предстартовый инструктаж: "Ну, вам не впервой…". Да, взрослым достаточно пары слов: "Вот этот гальюн – без накопительного танка". Детям же нужна более чёткая формулировка: "на стоянке туда только по-маленькому" (как сказал Серкан – "for small business"). На одной из стоянок эта недосказанность "всплыла" у борта самым неприглядным образом – благо, никто не увидел… Турки ввели совсем недетские штрафы за загрязнение окружающей среды, причём не только на бумаге – много раз видел обход марины "экологическими чиновниками".
Наконец сборы, доукомплектация и предчартерная суета (ненавижу!) позади – выходим. В начале путешествия на борту всегда царит радостное возбуждение, а в этот раз оно "помножено на три" – до чего же замечательно оказалось уходить в море дружеской флотилией!
Ещё раз проверил давно выработанное правило – уходить сразу, в день приёмки. И – недалеко. Первый переход всегда несколько сумбурный – команда ещё не "притёрлась" к судну и друг к другу, взаимодействие на манёврах оставляет желать лучшего. Так пусть на это уйдёт остаток субботы, а с утра воскресенья судовая жизнь уже, "как часы" – только идти и получать удовольствие.
Что касается вечернего старта из Бодрума, то тут без вариантов: идём на южную сторону острова Караада, в естественную бухту (N36 57,927 E27 27,687), укрывающую от всего, что не с южных (SE, S, SW) направлений. Растягиваемся (якорь + конец на берег) уже в сумерках. Спокойно насладились бы мерным покачиванием, свежим воздухом и осознанием полной свободы, которая только в "бербоат-чартере" бывает, если бы не затянувшиеся "развлечения" на Kaan (Bavaria 50) с заклинившим редуктором ("картина маслом" – в прошлом номере, повторяться не буду). Но финал один – блаженный сон под пение цикад.
Утром пришлось принимать самое тяжёлое за всё путешествие волевое решение – разделяемся. Kaan возвращается на ремонт двигателя в Бодрум, а Axana (это наша Cyclades 50.5) с Calle (Dehler 35) идут "по плану". У меня, "адмирала флотилии", на душе кошки скребут не по-детски. К чести ребят с аварийной лодки – именно они настояли на разделении: "Нечего терять из-за нас время, идите, а мы догоним".
Выходим курсом на юг. Раздуло за 20 узлов, галфвинд (здесь западный ветер – превалирующий), раскатанная волна. Для 50-футовика просто идеально – размотали полный стаксель и с небольшим креном весело несёмся как по рельсам, слегка качаясь на гребнях. И при этом любуемся Calle, которая, даже зарифившись, периодически "черпает" фальшбортом и красиво ныряет форштевнем. У них – ощущения "настоящего" яхтинга (с полагающимися "страстями" и даже морской болезнью), у нас – скорость (чем длиннее лодка, тем она быстрее в сильный ветер) и ходовой комфорт (это к вопросу о выборе размера яхты – кому что важнее/интереснее).
А вот и первая остановка – залив Мерсинчик (N36 45,455 E27 28,711). Чудное место с нависшими над побережьем крутыми склонами, чистейшая вода и ни намёка на цивилизацию. Но мы не одни такие "умные" – с пяток яхт и гюлет здесь уже заякорились.
Бедные любители турецко-отельного отдыха – где же вы купаетесь!.. По-настоящему чистая вода вам и не снилась – она вот в таких заливах, подобных Мерсинчику: нереально лазурная и потрясающе прозрачная. Плавал бы и плавал, вылезать не хочется категорически. Единственное – ну очень солёная, после купания соль с головы смывать приходится обязательно, а то глаза щиплет.
После сытного обеда и вальяжного отдыха снова выходим в море – курсом на Книдос. Теперь – против ветра и волны, И хотя первый заметно ослаб, то волна, конечно же, осталась. Идём под моторами. И если даже наша 50-ка периодически громко "ухает" с гребня, то на Calle смотреть страшновато – иногда её днище оголяется от носа до фальшкиля… Но наши "юнгаши" (и не только они, кстати), чуть не визжат от восторга, летая на носу вверх-вниз, как на качелях. Ну надо же, а я думал, их морская болезнь свалит – дудки, папаня!.. (На следующий день, выдавшийся спокойным, старший даже ворчал: "Нецікаво – веселуха кінчилась").
Древности и опасности Книдоса
Огибаем мыс и – вот он, маяк Книдоса (N36 40,967 E27 22,746), большого античного города, одного из центров Дорического союза. Именно здесь выдающийся астроном (и математик) Эвдокс Книдский построил обсерваторию и создал солнечные часы, показывающие время года и суток. Именно здесь известнейший врач античности Эврихон основал вторую в истории медицинскую академию. Главный архитектор Александрийского маяка (ещё одного из чудес света) – Состратос – родом из Книдоса. В городе были два театра (на 5 и 20 тысяч зрителей), бани, храмы Аполлона и Афродиты. Последний украшала статуя работы Праксителя и она прославила город – впервые богиню изваяли обнаженной.
Уникальность города и в том, что, обезлюдев к VII веку н.э., он застыл в истории, как муха в янтаре – здесь так никто больше и не поселился. Здания со временем разрушались эрозией и землетрясениями, но не были "притоптаны" новостройками. Поэтому и сейчас можно разглядеть городские улицы, мозаику на полу дорийской церкви, чаны для оливкового масла, фрагменты лепных портиков, круглый (17 м в диаметре) фундамент храма Афродиты и постамент её знаменитой статуи. А ещё – найти те самые солнечные часы (мрамор!), сделанные в виде кресла (в которое немедленно сел мой младший).
Но на экскурсию мы пошли утром, а впереди была ночь. Сказать, что гавань полна – ничего не сказать. Прямо от входа пришлось в прямом смысле лавировать между стоящими на якоре яхтами, катамаранами и гюлетами (даже рыбацкие катерки попадались), выискивая "прореху", в которой можно было бы безопасно стать на якорь. В итоге стали хорошо, но в неприятной близости берега (когда-то он был островом, но греки дамбой соединили его с материком, образовав два порта). Когда вечером задул норд-вест (он здесь к заходу солнца ежедневно, как по будильнику, начинает посвистывать вдоль бухты) – всё было нормально. Но когда ближе к рассвету он повернул на северо-восток (горячий привет именитому Хейкелю, в лоции которого это направление и не указано, хотя местные знают – так дует каждую ночь) и засвистел прямо с высоких склонов, мне почти не спалось – слишком уж близки к нашему рулю были скалы… Но длинная цепь (отданная по-морскому, 7 глубин) отработала безукоризненно.
Неспокойная ночь случилась у всех яхт нашей флотилии. Calle среди ночи "пополз" на соседнее судно (благо, осторожный капитан Сергей предусмотрительно остался "кемарить" в кокпите) – аврал, перестановка, отдача двух якорей… Пришедший двумя днями позже Kaan тоже опасно сближался с соседом, но тут уж не выдержали нервы у турков – отошли, перешвартовались (местные профессионалы зачастую справедливо побаиваются малоопытных чартерников).
Утром народ "разбежался" и даже появились вакантные места у причала – туда сразу подошла Calle (забункероваться водой). Экскурсия, фотосессии "у истории", мороженое, холодное пиво (кому что милее) – в общем, привычное утро наслаждающихся жизнью и местным колоритом чартерников.
И последнее о Книдосе: вместе со входным билетом к древностям (8 лир) не забудьте взять русскоязычный буклетик. Занятно изложено. Хорошее настроение до конца похода гарантировано.
И снова в путь! Теперь уже – по Средиземному морю (есть мнение, что именно у Книдоса оно встречается с Эгейским). Замечательный летний день, слабенький ветер – идём под мотором. Но на яхте скучно не бывает: сначала купаемся "на шнурке" за транцем, потом по очереди бегаем снаружи борта, вися на фале в боцманской беседке. Ну где ещё ТАК дать волю сидящему глубоко внутри ребячеству??!
Снова прошли мимо Паламута (N36 40,209 E27 30,414) – ну просто не судьба мне проверить лоцийные рекомендации: "уютная стоянка с замечательными рыбными ресторанами" и "для яхт осадкой больше 2-х метров гавань не рассчитана". Непознанными остались также бухта Ova Buku (N36 40,980 E27 34,520, там есть ресторан) и Kargi Koyu (N36 41,995 E27 40,761) – идём прямо в Датчу (N36 43,254 E27 41,524).
Дачные фестивали
Говорят, ещё во времена древнего Рима этот городок считался лечебным курортом – здешний воздух «чистит» дыхательные пути. Вероятно, весной и осенью сюда действительно приезжают подлечиться – по крайней мере в мае даже на набережной царит покой и умиротворение. Но в разгаре лета центр городка – откровенная молодёжная тусовка: вечером начинается «фестиваль» с массовыми гуляниями и гремящей до двух часов ночи (а то и позже) музыкой (причём, в каждом ресторане – своя). Там – «живая» музыка, сям – большие экраны с футболом, в третьем месте – световое шоу… Даже малые дети здесь свободно разгуливают после полуночи – нонсенс по нашим понятиям.
Рестораны на набережной совсем недешёвые при том, что идеальное обслуживание не гарантировано. К примеру, рыбу нам принесли с «душком». Правда, сразу же заменили с кучей извинений и дальше всё было достойно, но «осадочек» остался.
Зато в отличие от «питательных точек» диких заливов, здесь таки есть выбор. В соседнем с мариной заливе (к северу) мы нашли ресторанчик, с вкусной пищей, не по-турецки ненавязчивым обслуживанием и – «надувным» хлебом (турецкое национальное чудо, которое редко встретишь на средиземноморском побережье) длиной метра полтора! Кстати, вечером столики выносят из-под навеса прямо на пляж и «комплектуют» свечами – очень романтично. Название ресторана запомнил: Dutdibi – вернусь с удовольствием.
Есть в городе и кондитерские – в одной из них мы «присели» (под предлогом «ублажить детей», хотя сами съели не меньше) на мороженое и сладости с чаем. Говорят, только в Датче готовят особый десерт – запечённый в инжире миндаль. Жаль, не нашли.
Зато нашли небольшое озерцо (с бьющими ключами, конечно же целебными – в этих краях всё либо лечебное, либо бывшая собственность Клеопатры), с приятненькой беседкой на берегу: понравилось не столько купаться, сколько потягивать коктейли или тюркиш-чай, сидя в плетёном кресле под соломенным навесом у воды.
Но для яхтсменов значимее другой факт: на всём турецком побережье от Бодрума до Мармариса это единственная точка с супермаркетами – здесь можно пополнить «стратегические» запасы. И доукомплектоваться всяческими «полезностями» – к примеру, мы купили рыболовные снасти, надувные нарукавники, резиновый клей… Порадовали местные сувениры: цацки явно с бодрумского базара, на которых маркером(!) не особо каллиграфически написано «Datcha». Просто, дёшево и сердито.
Сутки стоянки в марине для 50-футовика обошлись в 45 лир, вода и электричество – отдельно (ещё 15 лир). Муринги есть далеко не везде – при подходе держите якорь «на товсь». Коллеги активно практикуют якорную стоянку на рейде – в заливе не качает, дальше от шума-гама набережной, да и бесплатно.
Заправляют тут и топливом, но… В общем, вот история: в мае чартерный катамаран с российским экипажем пожелал залить топлива. Подъехал топливозаправщик, толстый шланг с переходником вставили в горловину, пошёл дизель. Но скорость подачи у него рассчитана на быстрый перелив, высоким давлением патрубок (изнутри корпуса) просто сбило с горловины и сотни литров соляры ухнули под пайолы – представьте эту вонищу во всех помещениях! Чартер у ребят мгновенно окончился – начались разборки с чартерной компанией… И так бывает.
Больше суток стоять здесь не планировали – хотелось «глубже» в природу. Но с Kaan радировали: «Мотор воскрес, догоняем» – и было бы свинством их не подождать. Во вторник флотилия воссоединилась, забункеровалась всем, что только обнаружила, и была готова к новым подвигам.
Продолжение – в следующем номере.