Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Адреналиновыжиматель «Stingray»

#Stingray

Утро 23 июня выдалось в меру солнечным, но с порывами северо-западного ветра до 12 м/с. Да и Днепр ничего приятного нам не сулил: с верхушек волн срывались седые "барашки". Но закрытая акватория бухты, где на стоянке находился наш катер, была относительно спокойной.

Взгляд сбоку
Нам повезло. На берегу стоял такой же катер, и мы внимательно рассмотрели обводы днища. Это многореданная конструкция типа "глубокое V", угол у транца 21 град. Такая конструкция в меру универсальна: килеватое днище обеспечивает комфортный ход на волнении, а реданы ускоряют выход на глиссирование и повышают статическую и динамическую остойчивость. Реданы по технологии "Z-plane" (без наружной вертикальной грани) не создают пузырьков воздуха в потоке, винт при этом работает эффективнее.
Линии борта без явных изломов, с "зализанными" очертаниями ветрового стекла и кожухов, закрывающих вентиляторы в корме — облик достаточно стремительный.

"От киля до клотика"
Расчехлили катер быстро. Тент прочный, на "молниях" и заклёпках-пистонах. В местах соединений нашиты специальные козырьки, чтобы вода не попадала в лодку.
Зайти на борт мы решили со стороны кормы, через "купательную" платформу со специальным нескользящим покрытием (залог безопасности). В середине платформы находится "мокрый" рундук, где удобно хранить плавательные принадлежности. А в её правую часть еще встроен опускающийся под воду телескопический трапик. Рядом, из специальной ниши извлекается душ.
Кормовой диван обшит светлой полированной кожей. На ходу здесь место для любителей "потрепать волосы ветерком" — лобовое стекло на таком расстоянии от ветра уже не защищает. Средняя подушка убирается, образуя проход с кормовой платформы.
Перед диваном можно установить столик на специальной "ноге". При необходимости диван быстро трансформируется в двуспальное место приличных размеров.
Под подушками дивана находятся крышки большого ахтерпика, где находится и двигатель. Его "капот" с обратной стороны отделан специальной фольгой — экран, отражающий тепло. Сам двигатель бензиновый, инжекторный, расположен по центру. Но его обслуживание абсолютно не затруднено: все работы не требуют от специалистов выполнения сложных гимнастических упражнений, как на некоторых судах, где для замены свечей зажигания нужно демонтировать часть палубы катера. Замена масла может осуществляться вакуум-установкой. Да и о безопасности подумали хорошо: трюм принудительно вентилируется и снабжен специальной помпой откачки воды.
Запускается мотор электростартёром, питающимся от аккумуляторных батарей. Их на борту две — в целях безопасности ("посадил" за время стоянки одну — вторая мотор запустит гарантировано). Предусмотрена специальная функция в переключателе: он позволяет перераспределять зарядку аккумуляторов, а также отключать один или оба.
Герметичного разделения ахтерпика на отсеки нет — слева и справа от двигателя стоят шумо-вибро-поглощающие полупереборки, закрепленные на специальных сайлент-блоках. За ними — в остальной части ахтерпика — объёмные пространства для снаряжения. В "нашем" катере там были уложены стол и дополнительные детали дивана. Но места еще оставалось предостаточно.
Рядом с диваном по бортам встроены ящик для льда и мойка. Вода в мойку подаётся электронасосом автоматически, при открытом кранике. Под мойкой — ниша для переносного холодильника.
В передней части кокпита стоят два кресла — для рулевого и пассажира. Рабочее место рулевого аскетичным уж никак назвать нельзя! Тут и приборная панель, как в современном супердорогом автомобиле, и регулируемая по углу наклона рулевая колонка. Управление акселератором и реверсом сблокировано в одном рычаге. В креслах предусмотрены и регулировка наклона, и упоры, и специальная откидная дуга, облегчающая рулёжку в положении полусидя (для удобства при швартовке).
Все приборы легко читаемы и интуитивно понятны, хотя надписи — на английском. В качестве дополнительного оборудования рядом установлен эхолот с цветным дисплеем и меню на русском языке.
Открыв и откинув в сторону среднюю часть ветрового стекла, получаем выход на бак (носовую палубу). Туда ведут отформованные ступени. Держаться на палубе удобно за развитый нержавеющий релинг.
В передней части палубы установлен прожектор и якорная электролебёдка, а на самом носу в специальном роульсе по походному крепится якорь.
Две пары палубных швартовных уток — у ветрового стекла и на корме.
Теперь заглянем под палубу. Вся передняя часть судна — это просторная каюта, в которой свободно может разместиться несколько человек, причём и сидя, и лёжа. По центру, под специальной крышкой, встроен биотуалет, рядом искусно замаскирована газовая плитка. Среднюю часть каюты можно быстро "заложить" матрасиками, образовав полноценное двуспальное место.
Освещение и вентиляция решаются при помощи открывающихся бортовых иллюминаторов (они снабжены антимоскитными сетками) и большого круглого палубного люка, который в поднятом состоянии удерживается специальным газовым амортизатором.

"Отдать швартовы!"
Команда в катере, ключ в замке зажигания. Поворот ключа — и мотор заурчал. Практически слышен только его звук — недетский "басок" мотора большого рабочего объёма. Вибрация не ощущается, и если бы не стрелка тахометра да звуковое сопровождение, можно было бы подумать, что мотор ещё не запущен.
Дав двигателю поработать на холостых оборотах, отчаливаем от пирса.
При переводе рычага передачи из нейтрали на "вперёд" отчетливо ощутили небольшой толчок. Сказывается нешуточная мощность мотора и хороший упор винта.
Откидная колонка редуктора регулируется гидравликой по углу наклона, для оптимизации работы в различных режимах плавания. Определить положение колонки помогает специальный прибор на панели. Регулировка осуществляется нажатием трёхпозиционной клавиши на рычаге ("трим").
На малом ходу выходим на акваторию Днепра, где нас встречает недружелюбный ветер и волнение. Постепенно набираем ход. Выход на глисс произошёл на скорости около 20 км/ч. Проверяем скорость по GPS — совпадает.
Тем временем продолжаем постепенно набирать ход. Когда находишься в кокпите, кажется, что высота борта невелика. Но это обманчивое впечатление: у выходящего на глиссирование катера ватерлиния может опускаться более чем на 70 см.
Около 90 км/ч — максимум. Примечательно, что на этой скорости катер практически не "бьёт". Только изредка, перепрыгивая волны от встречных катеров, ощущаем незначительное "дельфинирование" — корпус отрывается от поверхности воды и как бы перелетает по верхушкам волн.
Испытаем ходовые качества более тщательно. Первое — резкий набор хода. Переведя рычаг из нейтрали в "самый малый", тут же толкаю его "до упора". Ответ последовал незамедлительный: тело вдавливается в кресло, а руки сами собой ищут что-либо подходящее, чтобы ухватиться и зафиксироваться. Мощь!
Второе — резкое маневрирование. Мы на полном ходу при нешуточных перегрузках испытывали правый и левый развороты на 180 градусов при максимальном вывороте. Винты ни разу не "схватили" воздух, упор всегда максимальный — колонка "Bravo 3" в действии. Ощущения при этом достаточно "адреналинистые". Вот где нужен ремень безопасности и выраженная боковая поддержка кресел! Чека аварийной остановки мотора на "приборке" присутствует и окрашена в пожарный ярко-красный цвет — "лихим наездникам" очень советуем надевать её на руку.
Можно ли катер перевернуть? Наверное, можно, стоит только сильно захотеть. Но если рулевой владеет хоть элементарными навыками, запустить в "оверкиль" такую махину достаточно сложно. Да и конструкция сама подсказывает о начале недопустимых действий. Катер кренится на бок, тебя вдавливает в кресло, судно начинает зарыскивать на верхушках больших волн… Несмотря на "покладистое" управление и добротную остойчивость, вылететь при этом за борт — проще простого! Несколько резких рывков руля вправо-влево, и если не удержался — проверяй на себе температуру забортной воды (особо это относится к пассажирам на заднем диване).
На полном ходу катер управляется очень легко, благо помогает гидроусилитель руля. Зато в водоизмещающем режиме руль вялый и катер немного рыскает. Увы, каждая конструкция обводов днища предполагает свои особенности рулежки! С набором оборотов "вялость" исчезает, и уже нет необходимости в перехватах руля: всё делается уверенно и с одного захвата.
На заднем ходу катер так же проявляет качественную "покладистость" в управлении, но, включая реверс, не стоит злоупотреблять скоростью. Транец "нагребает" такую волну, что не мудрено и в кокпит захлеснуть. По ходу эксперимента мы ограничились только заливанием "мокрого" кормового рундука на "купальной" платформе.
В каюте хорошая звукоизоляция, мерный гул не давит на уши. И только незначительное подрагивание корпуса на волнах напоминает о том, что судно в движении.

Резюме
В общем и целом мы остались довольны "Stingray". Его высокие ходовые качества, лёгкий выход на глиссирование, хорошая управляемость, высокая остойчивость простят новичкам ошибки в рулёжке без каких либо последствий. А мощный мотор, регулируемая колонка, и многие другие особенности конструкции делают его незаменимым для тех, кто любит спортивный стиль и активный отдых на воде.

Дмитрий ПЯТАК,
Независимый эксперт, Мастер-пилот.