Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Берегите швартовы

#Майстер-клас #Швартовка

Очень распространённая в средиземноморских бухтах и заливах постановка на якорь — с завозом длинного конца на берег. И хорошо, если на берегу установлены битенги (как у турков в Фетийском заливе — да-да, прямо под соснами!) — конец надёжно закреплён и при этом не портится. Но гораздо чаще крепить его приходится за острые камни…

Думаю, все видели эти камни и скалы — природа, будто специально, «затачивает» их края. Под нагрузкой трос (обычно — мягкий, ведь с таким швартовом удобнее работать) активно истирается об эти «ножи», быстро приходя в негодность. Разлохмаченные куски команда периодически подрезает (а куда ж денешься?!.), укорачивая конец, уменьшая дистанцию от кормы яхты до мели. Если чартерника «поймали» на порче конца — это может стоить ему части депозита. Словом, сплошные проблемы как для владельца яхты (чартерной компании), так и для капитана (арендатора).

А ведь избежать этих проблем — пара пустяков!

Предусмотрительные чартер-операторы доукомплектовывают яхты парой концов (метра по 3-4) старых жёстких канатов (их обрывки в портах обычно на свалках валяются). Не нашли на борту ничего подобного? Спросите во время «чек-ина». Объясните, что это для сохранности их же матчасти — пусть поищут. (Понятно, что понадобится такая снасть в регионах, где завоз длинного конца на скалистый берег — частая практика. То есть, это почти вся Турция, многие острова Греции…)

Итак, действуем. Канат связывается глухой петлёй — к примеру, рыбацким узлом (очень универсальный брамшкотовый на толстом жёстком канате может развалиться). А уже к петле крепится (штыком с обносом!) длинный завозной конец. Снасть готова к использованию.

Теперь при швартовке к необорудованному берегу матросу, завозящему конец, достаточно выбрать подходящий камень и набросить на него петлю. Процедура предельно быстрая (не надо узлы вязать), да и капитан спокоен (ведь если команда неквалифицированная, иной раз такого навяжут…).

В случае же отхода при сильным боковом ветре, когда нужно «отстрелить» конец, матрос легко отдаст штык с обносом, позволив яхте «выскочить» на простор без задержки. А затем без суеты забросит в динги освободившуюся петлю и привезёт её на яхту.

Богдан ПАРФЕНЮК, инструктор IYT (smilesailing.bogdan@gmail.com).