Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Страхование яхт по-английски

#Interlegal #Консультація

Не секрет, что яхта – это ценное приобретение, которое требует больших затрат на содержание и обслуживание. Вполне естественным представляется желание владельцев защитить столь дорогое имущество от различных рисков. Одним из наиболее целесообразных способов такой защиты является страхование яхты, ставшее полноценным элементом культуры яхтинга.

С 2005 года Interlegal помогает клиентам страховать яхты на европейском рынке в надёжных страховых компаниях с высоким рейтингом – например, в компании Inter Hannover (International Insurance Company of Hannover).

При страховании нужно обращать внимание на условия страхования, цену услуг и репутацию компании, а также наличие разветвлённой сети представительств, чтобы обеспечить страховое покрытие в любом регионе мира. Если яхта куплена в кредит, банк может либо самостоятельно определить страховщика, либо принять выбор клиента, если у последнего есть особые предпочтения и мотивы.

После выбора страховщика подаётся заявление и минимальный необходимый пакет документов. Затем страховщик оценивает потенциальный риск (технические характеристики яхты, её возраст, стоимость, тип, флаг яхты, районы навигации и пр.), может осмотреть яхту, определяет размер страховой премии и франшизу, составляет проект страхового полиса.

Оплата страховой премии и оформление страхового полиса происходят после согласования сторонами всех условий.

Основными видами страхования являются следующие два:
Hull&Machinery (H&M) – страхование корпуса и оборудования/материалов, включая двигатель, тендер яхты, но исключая деньги, драгоценности, предметы искусства.
H&M страхование бывает следующих разновидностей:
1) страхование полной гибели (total loss) и повреждений;
2) страхование только повреждений;
3) страхование только полной гибели.
Third Party Liability (TPL) – страхование гражданской ответственности судовладельца перед третьими лицами.

TPL страхование включает в себя страхование ответственности судовладельца за вред, причинённый третьим лицам и/или их имуществу, окружающей среде, а также жизни или здоровью человека.

TPL является очень важным элементом страхования, так как для захода практически в любой европейский порт требуется наличие TPL покрытия, иначе яхте может быть отказано в судозаходе.

На практике, при страховании прогулочных яхт, оба вида покрытия, H&M и TPL, обычно объединяются в одном полисе и страхуются одним страховщиком.

Бывают случаи, когда выгоднее осуществить H&M страхование у одного страховщика, а TPL страхование – у другого. Например, если страховая компания не имеет представителей в портах определённого региона, где планируется эксплуатация яхты. Это имеет особую важность для страхования ответственности. Такая опция выгодна также в тех случаях, когда ввиду большой стоимости яхты один страховщик не готов взять на себя ответственность за полную стоимость. В этом случае корпус страхуется в одной страховой компании, а ответственность – в P&I клубе.

Европейские страховщики зачастую руководствуются английскими правилами страхования – «Оговорки о страховании яхт Института лондонских страховщиков» (Institute Yacht Clauses Cl. 328 (1.11.85). В отдельных случаях страховщики применяют свои специальные исключения/дополнения к базовым правилам.

Рассмотрим подробнее, что и как страхуется по Institute Yacht Clauses.

ЧТО ЗАСТРАХОВАНО?
Судно (яхта), состоящее из: корпуса, машин и механизмов, шлюпок, устройств и оборудования, являющихся неотъемлемой частью судна.м

Страховщик имеет право выбора порта для постановки в док или ремонта яхты (страхователю возмещаются и дополнительные расходы по рейсу, указанному страховщиком).

Отдельное внимание следует уделить порядку УВЕДОМЛЕНИЯ страховщика о страховом случае/убытке. Такое уведомление должно быть направлено страховщику незамедлительно и до проведения сюрвейерского осмотра, а в случае кражи или умышленного повреждения должна быть извещена полиция.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО к рассмотренным выше рискам можно застраховать скрытые дефекты корпуса и машины, поломку узлов, взрыв котлов, военные и забастовочные риски, потери и повреждения личного имущества застрахованных лиц, а также униформы команды, являющейся собственностью владельца судна и пр.

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ РИСКОВ, например: падение подвесного мотора за борт; судовых лодок, имеющих проектную скорость свыше 17 узлов, если не оговорено иное; бегучего такелажа, если при этом не повреждены реи или не было контакта с препятствием; личного имущества; штрафных убытков, присуждённых в порядке наказания; военные и забастовочные риски (войны, революции, захваты, аресты, брошенные боеприпасы и т.д.); риски воздействия радиоактивных веществ, вызванных ядерным заражением и др.

d. Ответственность перед третьими лицами:
• гибель или повреждение другого судна или имущества;
• причинение вреда жизни или здоровью третьих лиц;
• любая попытка или непосредственно подъём, удаление или уничтожение обломков судна;
• законные судебные издержки, понесённые Страхователем.
c. Гибель и повреждения, исключая мотор и соединения (кроме стойки, вала или винта):
• скрытых дефектов в корпусе или оборудовании, поломки валов или взрывов котлов (исключая расходы на замену или ремонт дефектных частей, сломанных валов или взорванных котлов);
• небрежности любого лица, за исключением стоимости восстановления повреждения, возникшего в результате небрежности либо нарушения контракта при проводимых за счёт Страхователя ремонта или технического обслуживания.
b. Гибель или повреждения произошли не в результате отсутствия должной заботы владельца или менеджера – застраховано от:
• происшествий при погрузке, выгрузке, перемещении оборудования, механизмов, машин и топлива;
• взрывов;
• злоумышленных действий;
• кражи судна или шлюпок, навесных моторов, машинного оборудования.
ОТ ЧЕГО ЗАСТРАХОВАНО?
a. Гибель или повреждение застрахованного объекта от:
• опасностей и случайностей в морях, озёрах, реках и других судоходных водах;
• пожара;
• аварийного сброса имущества за борт;
• пиратства;
• при столкновении с доком или портовым оборудованием, наземным транспортом и летательными объектами;
• землетрясения, извержения вулкана и удара молнии.

Когда яхта в отстое: при подъёме или транспортировке (буксировке) и спуске на воду; при передвижении на верфи или у места стоянки; при демонтаже, разборке, установке оборудования, плановом или капитальном ремонте; при проведении сюрвейерского осмотра (включая постановку и вывод из дока, периоды стоянки на приколе на плаву или при буксировке в другое место, но в границах порта или места отстоя судна).

ГДЕ ЗАСТРАХОВАНО?
Когда яхта на ходу: в открытом море и внутренних водах; в порту, доке, местах стоянки, швартовки; на понтонах; при стоянке на твёрдом или жидком грунте; в месте хранения на берегу, включая подъём и спуск на воду.

Страховщик имеет право провести тендер или потребовать проведения дополнительного тендера на ремонт яхты.

Также в страховых полисах обычно детально не прописывается, кто управляет яхтой, где она базируется/хранится. Но страховщики делают специальные гарантийные оговорки (warranties), нарушение которых судовладельцем может повлечь невыплату страхового возмещения при наступлении страхового случая:
a. Professional skipper/crew warranty – гарантия судовладельца, что яхтой всегда управляет лицо, которое имеет на то права, то есть профессиональный шкипер.
b. Fire fighting and safety equipment warranty – гарантия судовладельца, что яхта всегда будет должным образом оборудована необходимым противопожарным и иным оборудованием для обеспечения безопасности на яхте.
c. Warranty regarding use of the subject-matter insured – гарантия судовладельца, что яхта эксплуатируется только в личных целях.
d. Licences, permits and compliance with laws warranty – гарантия судовладельца, что во время эксплуатации на борту яхты есть все документы, требуемые государством флага и международными правилами для данной яхты.
e. Change of flag warranty – гарантия судовладельца, что он будет незамедлительно информировать страховщика о смене флага.
f. Laid-up warranty – гарантия судовладельца, что яхта базируется в безопасном и охраняемом месте.

Владение яхтой, её использование и обслуживание – это многосторонний процесс, требующий надёжной защиты, которой можно достичь с помощью страхования. При этом следует ответственно отнестись к процессу заключения договора страхования и детально указать все желаемые условия, что вполне реально при наличии современного развитого страхового бизнеса, индивидуального подхода страховщиков к каждому клиенту и их заинтересованности в предоставлении услуг высокого качества.

Кирина РЯШЕНЦЕВА
riashentseva@interlegal.com.ua
Юрист
Interlegal, Международная юридическая служба

Ирина ВОЕВОДИНА
voyevodina@interlegal.com.ua
Старший юрист
Interlegal, Международная юридическая служба
www.interlegal.com.ua