Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Осторожно! Чартер-мошенники или “развод” от Sun Charter / Solar Yachting

#Майстер-клас #Чартер

Аренду катамарана Lagoon 450 F мы оплатили ещё в декабре 2018-го, через компанию Sun Charter Generalagentur Rosendahl GmbH & Co. KG (Германия). Получили подтверждение, что за нашим капитаном (Богдан Парфенюк) забронирован катамаран Dream Life 2018 года постройки, который находится в оперировании Solar Yachting (Фетие).

3 мая 2019-го, в субботу, около 13:00 мы прибыли в марину Фетие и обнаружили наш катамаран… с другими туристами на борту. На вполне закономерный вопрос: «С чего бы это?..» владелец компании Solar Yachting Ayhan Avci (который идеально владеет русским) сообщил нам примерно следующее: «Если бы вы пришли раньше, тогда проблемы были бы у тех туристов».

Мы показали фото бронировки и договор (в котором по непонятным причинам не указан год и название катамарана). На что Айхан ответил, что из немецкого офиса пришло подтверждение бронировки другого Lagoon 450 FFethi Toprak постройки 2016-го. Мы объяснили, что не бронируем катамараны старше одного года и не будем брать этот.

Айхан ответил безапелляционно: берите этот (мол, “они ведь одинаковы”), всё равно других катамаранов у него нет. С немецким офисом наш украинский агент оперативно связаться не смогла. Очень расстроенные, мы согласились с ультиматумом, отложив разборки с немецким офисом на потом — отпуск ведь уже начался. Капитан начал принимать катамаран. Забегая наперёд: лучше бы мы отказались сразу…

Проблемы начались тотчас же после выхода — в 17:00 субботы.

Как оказалось, холодильники на яхте не мыли и даже не разморозили: наросты льда, гнилостные лужи и ужасный запах. Пришлось мыть самим.

Большая конфорка газовой плиты ужасно коптила — кастрюли и чайник быстро покрывались сажей. Заменили газовый баллон — без изменений. Почистили конфорку — помогло лишь на короткое время. Конфорку потом мыли ежедневно…

Бортовая лодочка была отличная — RIB с мощным Honda 20. Но именно “была” (когда-то): мотор постоянно глох на малых оборотах (явно “забыли” обслужить) и… не поднимался в принципе: на сломанной ручке газа отсутствовали кнопки электроподъёмника. Звонок в компанию, ответ механика: «Не переживайте, мы знаем, что это не вы сломали, это предыдущий клиент…» Ну спасибо! А что мы не могли высадиться с сухими ногами на пляже (в необычно — как для юга Турции в мае — холодную и дождливую погоду) — это для компании, видимо, несущественно.

Вечером завели генератор — он проработал ровно 5 минут и выключился, замигав лампочкой перегрева. Капитан проверил — не поступает вода охлаждения (на сдаче судна Айхан завёл генератор лишь на минутку — тот и нагреться не успел, конечно).

Забегая наперёд — перед сезоном поленились заменить крыльчатку насоса.

О “мелочах” вроде недокомплектации (всего один фальшфеер, всего 2 винных бокала…) на фоне уже сказанного и говорить нет смысла. Тем более, на фоне последовавшего…

В субботу и воскресенье переходы были короткими и “ленивыми” — тому причиной штиль и мелкий нудный дождик. В понедельник погода наладилась, и мы, наконец, начали путешествие по чудным бухтам Фетийского залива: Бойнуз Буку, Томб Бэй, Терсане… в последней и закончили. Ибо при обычном маневрировании (разворот на месте, отдача якоря, задний ход к берегу) винт левого мотора просто слетел с вала и ушел на дно.

Столь серьёзная авария может быть вызвана разве что ударом сэйлдрайва (колонки) о скалу или наматыванием на винт цепи. Чем и “не пахло” — погода была более чем спокойная, а предыдущие стоянки были на “свободном” якоре, без подхода к берегу.

Дефект монтажа? Заводской брак? Мы можем лишь догадываться: в базовой марине запрещено купаться (да и что можно было бы увидеть снаружи, не демонтируя винт?!), поэтому состояние приводов остаётся на совести техсостава чартер-оператора.

Мы сделали всё, что могли: безопасно пришвартовали судно к понтону ресторана, позвонили в техподдержку и даже подрядили дайвера — винт ведь штука дорогая.

Думалось, что чартер-оператор будет благодарен за сохранение матчасти и, конечно, компенсирует расходы на дайвера. Забегая наперёд — мы были более чем наивны.

В бухте острова Терсане мы потеряли сутки — механики чартер-оператора привезли винт и установили его лишь после обеда следующего дня. Заодно попытались отремонтировать генератор и… не смогли — столь необходимых “расходников”, как крыльчатка насоса, на судне также не оказалось. «Приедем к вам ещё завтра». Ну ладно, по крайней мере мы снова “на ходу”.

Тем временем нам переслали ответ из офиса Sun Charter украинскому агенту, осуществившему бронировку: «Да, наш менеджер ошибся и записал за вами катамаран 2016-го года. Но турецкий оператор сообщил, что катамараны одинаковы и клиент не имеет по этому поводу никаких претензий…» Чудесно! Клиента “поставили раком” (мол, “альтернативы этому катамарану всё равно нет, берите, что дают!”) и отрапортовали в главный офис: “Клиент доволен!” Об извинениях и, тем более, компенсации — ни слова.

А ведь мы принципиально заказываем в чартер только новые (не старше 1 года) катамараны. Не секрет, что под этот бизнес с верфей поступает откровенный “ширпотреб”, на котором буквально через пару лет начинают отваливаться элементы мебели и люков, перестают закрываться шкафчики, туалеты начинают пованивать, механизмы — отказывать, пайолы (половицы) — скрипеть… Мы имеем право пользоваться новым судном и платим столько, сколько за него просят. Этот катамаран у меня уже 17-й. Но впервые с нас взяли деньги как за новый, а выдали “уставший”, при этом даже не извинившись. Иначе, как вопиющим неуважением к клиенту, этот факт не объяснишь.

Какая из компаний несёт за это ответственность? Думается, что обе. Турецкий оператор явно дезинформирует немецкий офис, а тот и не подумал связаться с клиентом и переспросить, действительно ли всё так. При том, что осознаёт свою ответственность за допущенную ошибку.

Но подмена судна более старым — это были ещё “цветочки”, а “ягодки” начались по возвращении в “домашнюю” марину. На нас решили свалить ещё и собственные технические проблемы. Цитирую пересланное агенту письмо из немецкого офиса: «Ваш капитан повредил колонку». Понятно, что немцы цитируют написанное турками, а последние, имея на руках оставленный нами депозит (2000 евро), не смогли устоять перед соблазном оплатить свои технические просчёты за чужой (в данном случае наш) счёт. И сделали это в самой отвратительной манере — затягивая время, ссылаясь друг на друга и даже опускаясь до откровенной лжи.

Наш капитан улетал в пятницу вечером, поэтому вернулись мы заранее — ещё в 15:30 (а не в 17:00, как предусмотрено договором). Быстро заправились, ошвартовались на место и попросили принять у нас катамаран. Нам улыбались и постоянно обещали “через 5 минут”, каждый раз “испаряясь” — то “только яхту пришвартовать”, то “в офис за бумагами”… Только к 18:00 Айхан (знавший, что капитану нужно уехать не позже 18:30) соизволил обьясниться: он считает, что мы повредили колонку, а потому депозит нам не вернёт. На вопрос капитана: «А как, по-вашему, я повредил колонку?» Айхан начал откровенно лгать: «Мне сразу перезвонили из ресторана Терсане, что на катамаране резко перебрасывали ручки газа с полного переднего на полный задний». А ведь с понтона ресторана даже теоретически нельзя было увидеть ручки двигателя — в том положении катамарана к понтону их (ручки) закрывала приборная панель…

У нашего капитана 28 лет опыта командования яхтами (а свою первую чартерную он принял ещё в 2002-м), безупречная репутация шкипера и разносторонний опыт управления плавсредствами — он журналист-испытатель яхт и катеров, член международного тест-жюри (Best of Boats Awards). У нас это третий совместный яхтинг. А мне предлагают поверить, что такой капитан умудрился в спокойных условиях сломать колонку и не заметить этого?!.

Не знаю, чем закончится дальнейшее препирательство с чартерной компанией и их главным немецким офисом. Но точно знаю, что к ним я уже не вернусь. Яхтинг должен приносить только положительные эмоции, и в Турции — замечательной стране с дружественными людьми — достаточно чартерных компаний, которые бережно относятся к клиентам. А потому незачем иметь дело с обманщиками, для которых деньги дороже репутации.

…Лишь во вторник вечером мы получили рапорт об экспертизе — понятно, что техники заинтересованной компании настаивают на виновности капитана. Только аргументация сомнительная: «Вы намотали на винт рыбацкие снасти, которые создали напряжение, а потом слишком резко маневрировали — у нас есть свидетели». Не сомневаюсь, что Айхан договорился о “правильных свидетельских показаниях”, но он не учёл, что в ресторане яхтсменов нет, и об очевидной несуразности (невозможности увидеть рукоятки двигателей под определённым углом зрения) его не предупредили. А на присланных фотографиях видно, что срез на винте выглядит ну никак не “свежим” — его сломали гораздо раньше. Вот так легко открывается ложь!

После длительной дискуссии на повышенных тонах (представьте наше состояние!) Айхан заявил, что не хочет со мной разговаривать, а капитану вышлет результат экспертизы: «Завтра мы поднимем катамаран из воды и там будет ясно, чья вина». Только после часа препирательств нам удалось “вырвать” у компании чек о получении от нас депозита — перед стартом нам даже такого документа не дали…

Александр КОЗИН.

  • Дмитро Потоцький 02.09.2019
    Случай один из многих, к сожалению. Запишите в этот список чартерную компанию Riginos charter и White sails. Рекомендую обратиться к юристам, подать в суд и в общество защиты прав потребителей. Суд конечно дело долгое, а общество защиты прав потребителей ими займётся с удовольствием.