Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Предстартовый инструктаж

#Майстер-клас #Предстартовый инструктаж

Что капитан ОБЯЗАН донести до команды перед стартом путешествия, чтобы вместо приятного отдыха не получились «сплошные нервы» и недоразумения? Ведь у каждой яхты свои особенности, неизвестные новичкам. А ещё море, как известно, не прощает грубых ошибок. Итак…

Техника безопасности (для всех!)
– каждый член команды обязан взять выданный капитаном спасжилет, подогнать «под себя» застёжки (если нужно) и затем положить в своей каюте. Быть готовым быстро его найти и по команде капитана надеть (днём или ночью);
– места хранения огнетушителей и медицинской аптечки – запомнить;
– одерживать яхту от причала или другой лодки можно, ТОЛЬКО засунув в щель кранец. Никаких «рукой или ногой», иначе травма почти гарантирована;
– ходить по палубе во время движения – только обутым (чтобы пальцы уберечь от многочисленных железяк) и очень аккуратно (по наветренному борту, не наступая на троса и другие предметы – падаешь мгновенно!);
– при ходьбе жёстко выполняем английское правило: «одна рука для судна, вторая – для себя». Т.е., одной рукой всё время придерживаемся за что-то, надёжно прикрученное к яхте (показать, за что можно);
– яхта на ходу под парусами кренится (для новичков это сюрприз). Оставленные на столе предметы скатятся на пайол, а незакреплённые нож или вилка вполне могут в кого-нибудь воткнуться;
– опасное место №1: «Осторожно, гик!» Показать, что это такое, и где нельзя находиться по команде рулевого «курс гикоопасный!»;
– опасное место №2: трап-сходня (который иногда так и норовит «спрыгнуть» с понтона либо съехать в сторону). Показать, как по ней ходить и чего избегать, чтобы не упасть в щель между пирсом и кормой яхты;
– опасное место №3: трап на входе в салон. Пользоваться им – только лицом к ступеням и держась за поручни. Кто это правило игнорирует – нередко отбивает копчик или (того хуже) затылок;
– опасное место №4: камбуз (на ходу). Показать кардан плиты, научить не выравнивать её на крене (кастрюля/чайник с кипятком при этом запросто свалятся на колени). Предупредить об опасности варки/жарки на волнении (риск ожогов);
– купаясь, не трогайте неизвестных вам особей – некоторые морские рыбы и медузы жалятся. На мелководье опасайтесь наступить на морского ежа – длинные иголки вонзаются в тело глубоко и там обламываются. Если кончик не вытащить – будет нагноение;
– если выпал из яхты на ходу: 1) не паникуй! 2) никуда не плыви! Держись на одном месте, экономя силы и тепло, подавай знаки яхте (голосом, руками). Когда судно к тебе подойдёт — выполняй команды капитана.

Техника яхтинга (для тех, кто намерен активно помогать на ходу и швартовках)
– инструктаж по работе с якорной лебёдкой: безопасность, необходимые обороты двигателя, обмен сигналами с рулевым, техника отдачи и выборки цепи;
– инструктаж по заведению швартовов – длинного на берег. Защитная обувь (против ежей), умение оперировать тузиком, а также завязать швартовочный узел и нарастить конец (связать с другим);
– инструктаж по заведению швартовов – коротких на пирс. Понимание «наветренного конца», умение быстро зафиксировать швартов на берегу (в кольце или на кнехте), умение заложить конец на утку;
– убедиться, что минимум один яхтсмен (кроме капитана) умеет пользоваться VHF-радиостанцией и знает, на каких каналах кого вызывать и как именно (причём, по-английски);
– показать, где хранится спасательный плот и как его отсоединить (под руками должен быть стропорез).

Корабельные нюансы (для новичков)
– экономия воды: её расход лимитирован объёмами баков. Пополнять её запасы можно только в марине и за деньги;
– экономия электроэнергии: на якорных стоянках (и на ходу с выключенным двигателем) она лимитирована ёмкостью бортовых аккумуляторов. Лишний свет выключать, холодильник выключать или уменьшать его потребление (если явно «садит» батареи);
– розетки на 220В: работают только на стоянках при подключенном бортовом питании. Если есть инвертор – показать, как им пользоваться (включение и лимитация нагрузки). Если есть кондиционер и генератор – освоить оперирование;
– штурманский стол — священная территория. Запрет ставить сюда любые жидкости (под крышкой — карты и лоции!).

Туалетные «неожиданности» (для новичков, остальным тоже стоит напомнить — забывают…)
– общее правило №1: даже мужчины решают все свои дела только сидя (кто вообразил себя снайпером и не попал – тут же моет за собой);
– общее правило №2: в унитаз спускается ТОЛЬКО то, что вышло из «организма». Никаких бумаг и салфеток!.. Автор засора оплачивает прочистку (это дорого);
– общее правило №3: в заливах и на якорных стоянках пользуемся ТОЛЬКО гальюнами со сборным баком. Без него на стоянке «по-большому» не ходим (всплывёт же под бортом…). В маринах пользуйтесь береговыми туалетами;
– унитаз с ручной помпой: как и при каких положениях переключателя смыва качать. Прокачиваем «с запасом», учитывая длину «выхлопного» шланга. После пользования клапан смыва перекрываем («флажок» – в правое положение);
– «электротуалет»: показать кнопки смыва и опорожнения. ВАЖНО: наложить запрет на поедание оливок (арбуза и всего прочего, что с косточками) – те легко выводят из строя систему смыва; – на крене посетители «подветренного» санузла контролируют: не наполняется ли унитаз и раковина. Если «да» – информируем капитана или сами перекрываем соответствующий кингстон;
– вода из поддона в душе сливается не сама собой, а электропомпой (показать кнопку).

Как не укачиваться (для новичков и всем со слабым вестибулярным аппаратом): – на ходу сидите в кокпите и держите в поле зрения горизонт (лучше по носу яхты);
– в каюте лучше лежать (если переход длинный – самое время отоспаться);
– таблетки от качки (если таки решили ими воспользоваться) принимают до отхода, а не когда уже мутит.
От чего почти наверняка начнёт мутить:
– от согнутых поз, особенно в каюте. Что-либо рассыпали по пайолам – соберёте по приходу. Или попросите это сделать кого-либо из «мореманов»;
– от чтения и мелкого рукоделия;
– от «сидения» в электронных гаджетах.
Если начало укачивать:
– немедленно выходите из каюты в кокпит!
– яхта опускается с большой волны – вдыхаем, поднимается на гребень – выдыхаем;
– лучшее занятие для укачавшегося – «рулёжка» (человек переключается и забывает о проблемах).

Профилактика: перед выходом хорошо поешьте, но не пейте спиртного (а «с бодуна» лучше в море вообще не соваться). Не наедайтесь чесноком, помидорами и другими продуктами, стимулирующими отрыжку.

Яхтенная этика
– Не прыгайте на палубу своей или чужой яхты – внутри грохот жуткий;
– для яхты – своя, «бортовая обувь» (с мягкой резиновой подошвой). То есть: вернулись с берега на борт – тут же переобулись;
– если яхты ошвартованы лагом (бортами в несколько рядов), то через чужие суда нужно проходить по палубе, но никак не через кокпит – это «приватная» территория. Не заглядывайте в открытые люки и иллюминаторы;
– общаясь вечером в кокпите, помните, что на соседних яхтах, возможно, уже спят – убавьте громкость себя и музыки;
– ни в гавани, ни в открытом море ничего не выбрасывайте за борт – только в мусорные пакеты, которые утилизируются в марине;
– если рядом швартуется яхта – повесьте с этой стороны кранцы и будьте готовы принять её швартов (особенно, если там семейный экипаж, что почти всегда означает нехватку исполнителей). Вам ведь нетрудно, а завтра вас так же подстрахуют – это один из непреложных морских законов.

P.S.
Некоторые пункты, возможно, кому-то понадобится более тщательно «расшифровать» либо аргументировать. В таком случае не стесняйтесь, обращайтесь – расскажу, научу…

Богдан ПАРФЕНЮК,
инструктор IYT
(smilesailing.bogdan@gmail.com).