Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Коммерческие яхты и требования безопасности

#Комерційна експлуатація яхти #Консультація

Яхты, которые используются в коммерческих целях (коммерческие яхты – commercial yachts), должны соблюдать более строгие правила, чем яхты, которые используются только в частном порядке (в качестве прогулочных – pleasure yachts).

Прогулочные яхты предназначены исключительно для личного пользования их владельцами и гостями, в то время как коммерческие яхты перевозят пассажиров и поэтому подвергаются более строгим требованиям безопасности, схожим, а в некоторых случаях и аналогичным тем, которые применяются к коммерческим пассажирским судам.

Правила коммерческого использования прогулочных судов, в том числе правила безопасности, разрабатывались в течение 1990-х годов и поэтому являются довольно новыми. В отличие от правил коммерческих перевозок, которые часто вводятся после крупных инцидентов или трагедий в море, правила использования яхт были разработаны с конкретной целью удовлетворения потребностей и ожиданий индустрии.

Коммерческая регистрация яхт была ключевым фактором быстрого развития яхтенного рынка за последнее десятилетие. Представляя более строгий набор правил и положений, коммерческая регистрация позволяет владельцам яхт извлекать прибыль от фрахтования своих лодок и пользоваться всеми другими финансовыми выгодами, получаемыми в результате их коммерческой эксплуатации.

Правила безопасности (Safety Codes)

Большинство администраций флага требуют, чтобы яхты были сертифицированы в соответствии с их собственными специальными правилами безопасности. Хотя в настоящее время существует несколько сводов правил, можно выделить некоторые общие нормы:
A. Новые суда обычно обязаны строго придерживаться правил.
B. Существующим лодкам могут быть предоставлены освобождения от требований правил или эквивалентные требования (grandfather clause).
C. Строгость требований безопасности уменьшается, когда уменьшаются пределы навигации и ограничиваются условия эксплуатации.
D. Требования безопасности возрастают, когда яхта имеет валовый тоннаж (gross tonnage), превышающий 500 GT (что соответствует моторной яхте длиной от 45 до 50 м и выше).
E. Правила безопасности применяются ко всем судам длиной 24 м или более в длине по грузовой ватерлинии.
F. Правила безопасности обычно ограничены яхтами с валовым тоннажом менее 3 000 GT (что соответствует моторной яхте длиной от 85 до 90 м).
G. Яхты сертифицированы для перевозки максимум 12 пассажиров.

Кодекс больших коммерческих яхт (LY3 Code)

Кодекс LY3, разработанный Британским агентством морской и береговой охраны (MCA), является самым популярным сводом правил безопасности. Это первый кодекс, который был разработан в сфере яхтенной индустрии. Этот кодекс применяется флагами Red Ensign Group (Великобритания, Каймановы острова, остров Мэн, Бермудские острова, Гибралтар, БВО и т.д.). Некоторые определения, используемые в кодексе LY3
– Новым судном считается яхта, строительство которой началось после 16 декабря 1998 года.
– Яхта с малой дальностью означает существующее судно валовой тоннажностью до 500 GT или новое судно до 300 GT, эксплуатация которого ограничена силой ветра до 4 баллов по шкале Бофорта и в пределах 60 морских миль от безопасной гавани.
– Гавань означает порт или убежище любого рода, которые предоставляют защиту от опасной погоды. Кодекс LY3 основан на международных стандартных конвенциях (SOLAS, MARPOL, Load Line и т. д.), которые адаптированы для яхтенной отрасли.

Некоторые примеры основных технических характеристик Кодекса LY3

  Корпус и оборудование (hull and machinery)
Требования к конструкции и прочности яхты устанавливаются признанными классификационными сообществами. Чертежи конструкций должны быть одобрены, корпус и надстройки осматриваются сюрвейером и должны соответствовать утверждённым планам.

  Водонепроницаемость (water-tightness) и остойчивость (stability)
Все яхты должны соответствовать требованиям остойчивости неповреждённого судна. Кроме того, для всех яхт, кроме яхт с малой дальностью, должны быть соблюдены критерии аварийной остойчивости.

Это означает: водонепроницаемые переборки устроены таким образом, чтобы гарантировать, что любое незначительное повреждение корпуса судна приведёт к затоплению одного отсека, но не к потере судна.

  Погодостойкость (weather-tight) и надводный борт (freeboard)
Владельцев и дизайнеров часто волнуют неэстетичные решения, такие как высота наружных дверей, установка глухих иллюминаторов, ограничения размера окон, высота фальшборта.

Эти меры безопасности необходимы для предотвращения попадания воды на яхту при случайном повреждении или просто по причине залётной воды. Кроме того, это необходимо для безопасного пребывания персонала на открытых палубах. В частности, надводный борт устанавливается в соответствии с Конвенцией о грузовой марке (International Convention on Load Lines) и маркируется с каждой стороны корпуса диском контрастного цвета. Это связано с условиями нагрузки судна, с требованиями к прочности и остойчивости корпуса.

Фальшборт и/или ограждения на всех доступных палубах должны быть не менее 1 м для защиты экипажа и пассажиров.

  Международные конвенции
Все суда, к которым применяется LY3, должны быть обследованы и сертифицированы в соответствии с Международной конвенцией о грузовой марке. Яхты с валовой тоннажностью более 400 GT должны соответствовать требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL 73/78).

  Спасательная техника
Требования различаются в зависимости от навигации, валовой вместимости и длины судна. Для судов объёмом более 500 GT требуются спасательная лодка и специальная шлюпбалка, одобренные Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (SOLAS).

Яхты более 500 GT должны быть обследованы и сертифицированы в соответствии с требованиями, предъявляемыми SOLAS к строительству и безопасности оборудования.

Очевидно, что вопрос коммерческой эксплуатации яхты требует намного более глубокого анализа, чем при эксплуатации яхты в личных целях, соответственно собственникам яхт не обойтись без консультаций у профильных специалистов.

Все суда более 300 GT необходимо обследовать и сертифицировать в соответствии с требованиями SOLAS к радио.

Ирина ВОЕВОДИНА, Кирина РЯШЕНЦЕВА
Interlegal, Международная юридическая служба