Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

БОЛЬШИЕ ЧАРТЕРНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

#Майстер-клас #Чартер

Я их обожаю! Конечно, здорово пояхтить недельку в Греции или Турции — красоты!, колорит!, чистейшее море!, красивейшие бухты!, симпатичные городки!.. Но в таком каботаже мало НАСТОЯЩЕГО яхтинга — круглосуточного, с “боевыми” вахтами в открытом море; с ночным бегом по лунной дорожке; с потрясающими восходами/закатами… А дельфин-шоу, на которые выскакивает весь экипаж; а философские беседы на ночных вахтах; а простые “кулинарные” радости (горячий чай с печеньками или макароны по-флотски)… Дорогого стоит адреналиновый сёрфинг на волнах; возбуждение от налетевшего шквала или приближения “вон той тёмной тучки с подозрительно рваными краями”… Но самое главное — только в дальних многодневных переходах появляется чувство БОЛЬШОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ, с познанием чего-то нового как вокруг себя, так и в самом себе…

Вот это гораздо серьёзнее, чем летняя “прогулка под парусами” в Турции/Хорватии. Тут и промочит основательнее, и перепады температуры возможны существенные, а уж “качать” наверняка будет по-морскому (знаю случаи, когда люди по ходу списывались на берег, напрочь не вынеся морской болезни). И времени надо резервировать минимум 2 недели (до 5-ти, если речь о пересечении Атлантики с запада на восток).

Маршруты могут быть разные, хоть выбор и невелик — не так много чартерных компаний практикует “one way” (в одну сторону) на дальние дистанции. Мы ходили с Канар на архипелаг Кабо Верде, с Азорских островов до Мадейры и Гибралтара… Но самый популярный дальний маршрут — конечно же, Балеары-Канары.

Он возник благодаря компаниям, имеющим чартер-базы на обоих архипелагах. Летом у них аншлаг на Майорке-Ибице, а Канары малолюдны. Зато зимой — наоборот, гораздо популярнее именно “острова вечной весны”. А потому весной и осенью больше половины всего флота “перегоняется”, соответственно, то на восток, то на запад. Раньше это делали профи-шкипера, а потом кто-то додумался предложить и эту функцию клиентуре.

Маршрут с Майорки до Тенерифе (или Гран Канарии) — один из моих любимых. И не только потому, что целых 3 недели живём на борту (романтика морского скитальца). Маршрут чудесен своим разнообразием.

Пальма (Майорка) — Гибралтар
Первый этап, на который обычно уходит неделя. Нам предстоит пройти остаток Средиземноморья и Альборан — до самых “Геркулесовых столбов“. Это 450 морских миль (кстати — в 3 раза больше, чем обычно проходят за стандартный недельный чартер). А по ходу маршрута — цепочка интереснейших испанских городов, мимо которых пройти и не увидеть — истинное преступление.

Этот этап также — “генеральная репетиция” океанского яхтинга. Первые сутки (до Аликанте) экипаж “притирается” друг к другу и судовой жизни, втягивается в вахтенный режим и привыкает к кренам и качке. Достаточно быстро приходит привычка восстанавливать силы после ночных дежурств на руле и снастях, сохранять бодрость и отличное настроение. И, не сговариваясь, все обычно требуют “не стоять ночью в порту — идти дальше, но чтобы днями побольше городов увидеть”. Если погода позволяет — так и делаем. День на Аликанте — ночной переход до Картахены — день на город — ночь до Малаги… Оно того стоит. Ибо:
Аликанте — штаб-квартира кругосветной регаты Volvo Race, здесь есть интереснейший музей с “живыми” яхтами-участницами и забавными экспонатами. А над городом — красивая крепость, венчающая величественную скалу (наверх поднимают лифтом), тоже с музеями и инсталляциями — интересно! В порту стоит каравелла — ресторан и музей, где воссозданы сцены (местами — довольно жёсткие) судовой жизни времён Колумба.

Картахена — “город романтиков и поклонников истории”. Здесь остались следы пяти (!) цивилизаций: иберийцев, карфагенян, римлян, византийцев, арабов… Плюс нынешняя, испанская. Пир души для любителей древности и архитектурных шедевров: римский театр, Августеум (резиденция священников императора Октавиана Августа), пуническая стена (возведена карфагенянами), Каса-де-ла-Фортуна («Дом Судьбы» — римский дом I века до н. э., с мозаикой и настенной живописью), Замок Консепсьон XIII века… А ещё Арсенал Картахены, Базилика-де-ла-Каридад, дом-музей Сервантеса…

Малага не сильно уступает Картахене в истории — она основана ещё финикийцами в XI в. до н. э. Над ней возвышается величественная крепость Алькасаба (дворец мавританских правителей Малаги, IX в.) с двумя кольцами стен, многочисленными башнями и укреплёнными воротами. А ещё там стоит взглянуть на причудливый кафедральный собор XVI в. — его южная колокольня так никогда и не была достроена, дворец Паласио-де-ла-Адуана (XVIII в.), замок-маяк Хибральфаро (перестроен в XIII в. из более раннего сооружения, предположительно — финикийского), римский театр и амфитеатр Флавия, кафедральный собор Энкарнасьон, Пласа-де-Торрос (древний центр проведения корриды)…

Даже те, кому безразличны история и архитектура, неравнодушны к узким улочкам исторических центров, южно-испанскому колориту и, конечно же, блюдам местной кухни (одной паэльи — ого сколько видов!) под местное же вино.

Серия марш-бросков заканчивается в проливе Гибралтар, где мы сутки отдыхаем в Сеуте.

Юридически это испанский порт, но по факту — Марокко, всё вокруг “говорит” о северо-африканском происхождении города и “корнях” его населения. Прошлый раз мы не отказали себе в удовольствии проехаться с таксистом на высокий мыс, выдающийся в пролив. И убедились, что даже самая удачная фотография не передаёт всего того великолепия, открывающегося взору…

Проверка Атлантикой
Гибралтар пройден, мы в океане. Впрочем, нет — в ОКЕАНЕ! Вряд ли кто из мальчишек в детстве не мечтал выйти под парусом в этот необозримый простор, ощутить величественное океанское “дыхание” даже в штилевую погоду. И вот он перед нами!

Куда бы мы ни направились (сразу на Канары, или на Мадейру) — у нас около 600 морских миль или порядка пяти суток пути. Много это или мало? Для тех, кто без И-нета и Фейсбука жить не может, — очень много. А чтобы постичь “океанский дзен” — маловато.

Это волнующее ощущение приходит не сразу. Первые сутки-двое “прикачиваемся” и привыкаем к размеренности яхтенного бытия. Накопив за испанские “марш-броски” недосып, при первой же возможности с удовольствием падаем “на боковую”. А яхта медленно, но верно отмеряет милю за милей по волнистой бесконечности…

Но вот организм втянулся в режим, на вахты поднимаемся уже без усилия над собой, с каждым днём замечая всё больше прекрасного вокруг: как искрятся волны, как причудливо громоздятся облака, с каким послушанием яхта реагирует на малейшее движение руля. Самые прожжённые романтики будят друг друга на рассвете — пофоткать или просто посмотреть. А уж если пришли дельфины и устроили весёлую круговерть — равнодушных нет никого. (Кстати, после удивительно бедного дельфинами Средиземноморья в океане — ну просто сплошной дельфинарий!..)

А где-то на 4-й или 5-й день приходит ощущение полной гармонии с волнами, ветром, яхтой…

Вам всё равно, какой курс доллара, что делается в политике и отремонтированы ли в Киеве ливнёвки. Вы уже “на автомате” рулите и поправляете паруса, подолгу общаясь с партнёром по вахте о чём-то более интересном, философском, возвышенном. Вы смотрите за борт и улыбаетесь подходящей волне — какая красивая, глянь! И с отличным настроением и чашкой чая в руке ожидаете очередной рассвет… Или закат…

Так приходит “дзен”. Не ко всем, конечно. Обычно команда делится на два “лагеря”: одни на 5-е сутки посматривают на горизонт в нетерпеливом ожидании («Ну когда уже?!!»), а другие — с нотками сожаления («Ну, вот всё и заканчивается…»). Другие — именно те, кто успел прочувствовать…

Острова в океане
Третий этап может начаться на Мадейре или на Ланзароте — смотря какой маршрут запланирован. В этом году мы идём “северным” — через Мадейру на западные Канары. В любом случае, третий этап — это неспешное изучение океанских островов (по крайней мере — начиная с Ла Пальмы). Дело сделано, мы почти у финиша — можно расслабиться и дать волю любознательности.

Мадейра. Её особый колорит начинается прямо в марине Фуншала (столицы): внутренняя стена мола разрисована пиктограммами — океанские “пересекатели” постарались, традиция. Картинки порой настолько красивые, что закрадывается мысль — люди именно к этому готовились ещё на старте, брали с собой трафаретки, краски, кисти…

Вино на острове (кто ж не слышал про “Мадейру” или “Мальвазию”?!) — культ и традиция: виноделен здесь хватает, есть несколько дегустационных залов, откуда уйти без покупки пары “бутылочек” — себя не уважать (очень вкусное).

На ближайшую гору ведёт канатная дорога, причём вагончик по пути “пробивает” облака — так наверху влажно и пасмурно. Там — ботанический сад, красивая церквушка… А спустился вниз — и снова солнышко. Кстати, здесь здесь бытует забавная традиция: спускаться вниз по брусчатке (!) на санях (!!). Судя по количеству разряженных в национальные одежды “саночников” — очень популярное у туристов действо.

Неленивые могут отправиться на пешую экскурсию в горы — им покажут красивые ущелья и удивительный “высотный” вид на океан. Для щадящих себя — стандартный красный автобус “без верха”, где гид расскажет, в частности, об островном культе Криштиану Роналду: стадион его имени, улицы и пр. (Криштиану — родом с Мадейры).

Отдохнув и набравшись впечатлений, мы выходим на финальный переход до Канар. 240 морских миль, до двух суток хода — и мы на Ла Пальме, северо-западном острове архипелага.

Санта Круз — милый городок, по которому приятно прогуляться. Узкие разукрашенные цветами улочки, деревянная церковь, балкончики и много красивой резьбы — это всё влияние Марокко. Крепость над городом небольшая, но стоит посмотреть. Интересен морской музей, построенный в форме каравеллы: верхняя палуба действительно напоминает корабельную (вплоть до руля и капитанской каюты), а вот двумя уровнями ниже — вполне современные помещения с экспонатами. То там, то сям натыкаемся на забавного человечка (очень похож на Наполеона) — этакий “тотем” города.

На автобусе можно проехаться на юг острова — к вулкану. Последний раз он извергался всего 50 лет назад. Кратер грандиозен и свеж, вокруг него — “лунный пейзаж” из чёрных и разноцветных “слоёных пирогов”. И, конечно же, захватывающий дух вид на океан…

Следующий остров — Ла Гомера. Он щеголяет “домиком Колумба” — мол, адмирал тут пожил перед тем бессмертным путешествием… Сомнительно сие, однако развешанные в домике картины посмотрел с удовольствием. А главное, что стоит сделать на острове — взять авто и хорошенько “покататься” по огромному национальному парку, который ввиду значительного перепада высот богат растениями нескольких климатических зон. Там принято гулять пешком — в парке проложено множество маркированных тропинок. Увы, для этого несколько дней надо…

Финишный переход — на Тенерифе. Для яхты это действительно финиш, а у нас — целый веер возможностей: Ла Лагуна (старинный городок с самобытной архитектурой), парк Анага на севере, Лоропарк в Пуэрто де ла Круз на западе, долина Маска на юге… И, само собой, — вулкан Тейде, наивысшая вершина Испании (около 4 км над у.м.). Даже если не повезёт на неё подняться (вот мне уже 3 раза “облом”: в сильный ветер канатку не запускают…), то дорога до вулкана среди “лунных кратеров и долин”, а за ней национальный парк Дель Тейде вполне стоят потери времени и денег на арендованный автомобиль.

И это всё я перечислил места, где был лично. А ведь, подозреваю, не видел на тех островах ещё многое…


Это действительно Большое Чартерное Путешествие. С приключениями, “проверкой себя” и познанием нового. Оно останется в памяти на всю жизнь, будет вызывать ностальгию и требовать повторения. А потому в октябре я снова иду по любимому маршруту. Команда уже с авиабилетами и полна ожиданий. Впрочем, свободная каюта ещё есть…

Богдан ПАРФЕНЮК, инструктор IYT (smilesailing.bogdan@gmail.com).