Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

34 Кубок Америки: новая эра или изощрённая авантюра?

#------

14 февраля 2010 года в Валенсии открылась новая страница истории старейшего спортивного трофея планеты — Кубка Америки. Будущее, начертанное владельцем команды BMW Oracle Лари Эллисоном и СЕО команды Расселом Кутзом, выглядело заманчивым. Лари говорил о «доступном Кубке», представляющем интерес для широкого зрителя и позволяющем всем участникам зарабатывать деньги.
Что из этого получилось, не ясно даже сейчас, когда новые лодки Кубка Америки вышли на воду в рамках нового формата соревнований.
Кажется, команда четырёхкратного обладателя Кубка Америки Рассела Кутза сама до конца не понимает, что она натворила.

Ни в коем случае не критикуя происходящие изменения в формате Кубка Америки, всё же стоит признать, что решения нынешнего Защитника Кубка разделили сообщество фанатов парусного спорта на два антагонистических лагеря. Это не консерваторы и футуристы, а скорее оптимисты и скептики. Первые уверены, что Кубок имеет светлое будущее, вторые пророчат затмение. Но все едины в одном — будущее всё-таки есть.
И строительство такого «светлого будущего» началось весной 2010. В интервью CNN Лари Эллисон рассказал, что хочет видеть 34 Кубок Америки доступным для всех желающих, увеличить аудиторию его фанатов и создать условия для заработка команд через расширение ТВ-трансляций. «Мы сделаем такой Кубок Америки, – говорил миллиардер, – что команда с бюджетом в несколько миллионов уже сможет участвовать!» После сотен миллионов, потраченных командами 33 Кубка Америки, таким обещаниям очень хотелось верить.
Позже эти идеи были конкретизированы на совместной пресс-конференции Рассела Кутза и Винчензо Онорато – владельца команды Mascalzone Latino, которая была признана Претендентом на 34 Кубок Америки. Как известно, Претендент участвует в составлении Протокола будущего КА – свода правил, согласно которому будет организован отбор соперника и сам матч за обладание «Старой кружкой».
Пресс-конференция состоялась в мае 2010 в Риме. Общественность ожидала услышать, на чём будут соревноваться в будущем Кубке Америки, но этого представители BMW Oracle и Mascalzone Latino не объявили. Сообщалось, что ведётся работа над новым проектом лодок, быстрых и зрелищных. Два дизайнерских дома из США и Великобритании работали над созданием правил класса одно- и многокорпусной яхты, из которых будет выбрана будущая машина для 34 (и последующих?) Кубков Америки. По словам Кутза, выбор проекта должен быть оглашён в сентябре 2010. Главное требование к проектам – возможность соревноваться как при 5, так и при 35 узлах ветра, что важно для стабильности ТВ-трансляций, на которых надеялись зарабатывать американцы.
Кроме этого, СЕО команды-Защитника огласил ряд ключевых дат подготовки 34 Кубка Америки: 31.08.2010 – публикация Протокола, 1 октября – открытие возможности подавать заявки на участие, 31 декабря – оглашение места проведения матча, 31.01.2011 – окончание приёма заявок от участников.
Кроме прочего, «римские тезисы» означали конец эры лодок класса АСС5, на которых Кубок Америки разыгрывался с 1990-х годов. В принципе, это было предсказуемо, но старый флот ещё активно использовался. С ноября 2009 по ноябрь 2010 команды-участницы предыдущих Кубков Америки, которые остались за бортом 33 Кубка, организовали цикл соревнований на яхтах АСС5 – Louis Vuitton Trophy. Задачей этих гонок было сохранение дееспособности команд, которые оказались на грани выживания. Louis Vuitton Trophy позволил реанимировать такие команды и создать новые с прицелом на участие в 34 Кубке. Соревнования проходили с успехом, в некоторых этапах принимали участие более 10 команд, включая новые проекты Azzurra (Италия), Team Origin (Британия), Synergy (Россия), Greek Challenge (Греция), Artemis (Швеция), Aleph (Франция), All4One (Франция/Германия). Они соревновались с ветеранами Кубка – Emirates Team New Zealand, Luna Rossa, Mascalzone Latino, BMW Oracle (его присутствие вселяло надежды на привлечение этих команд к будущему розыгрышу Кубка).
Но ничего подобного не случилось. Ближе к концу лета 2010 в кругах Кубка Америки прошли слухи о том, что Защитник и Претендент сделали выбор в пользу многокорпусных яхт для 34 Кубка, и в Новой Зеландии началось строительство таких лодок. Детали в прессу не попадали, но тем не менее Team Origin и Luna Rossa заявили о своём нежелании принимать участие в 34 Кубке Америки, хотя Протокол ещё не был обнародован.
Пресс-конференцию в Валенсии, где Oracle и Mascalzone Latino должны были объявить о выборе лодок, ждали с замиранием сердца. Несмотря на циркуляцию слухов о выборе в пользу катамаранов, многие надеялись, что Рассел в последний момент откажется от этой идеи. Но присутствие на встрече с прессой главного дизайнера студии, проектировавшей катамаран Денниса Коннора, а затем и USA17 Питера Мелвина, расставило все точки ещё до главного сообщения.
И всё же Кутз удивил многих. И не столько своим решением провести 34 Кубок Америки на 72-футовых катамаранах, сколько рядом других новаций. Для адаптации команд к принципиально новому типу лодок будет проведен цикл гонок на 45-футовых катамаранах с твёрдым крылом, который должен называться America’s Cup World Series. Кроме него, планировалось создание «юниорского Кубка Америки», обновление формата TV- и Интернет-освещения соревнований, создание независимых структур для организации Кубка Америки. Ну и главная новость: 34 Кубок Америки состоится осенью 2013 года.
Состояние парусного сообщества после пресс-конференции в Валенсии блог Sailing Anarchy назвал «хаосом». Последствия выбора 72-футовых катамаранов с твёрдым крылом для Кубка Америки были более серьёзными, чем может показаться на первый взгляд. Под вопросом оказалось будущее таких соревнований, как Med Cup и World Match Racing Tour. ISAF была поставлена в ещё более неудобное положение из-за своего решения исключить катамараны из олимпийской программы.
С другой стороны, резко возрос интерес к соревнованиям многокорпусников уровня Гран-При. А их оказалось не так и много – всего одно. Цикл гонок на катамаранах Extreme 40, потерявший титульного спонсора в 2010 году, переживал тяжёлый сезон. Но выбор Кутза изменил ситуацию. В один момент Extreme Sailing Series стали очень популярны, а шкиперы катамаранов – востребованными. В сезон 2011 года заявились Artemis, ETNZ, Luna Rossa и Alinghi, а всего команд было более 10. О таком составе участников может мечтать любое коммерческое предприятие.
Свою долю успеха получили и другие классы. Терри Хачинсон, приписанный к тому моменту шкипером Artemis в 34 Кубке Америки, и Дин Баркер, шкипер ETNZ, вместе с братьями Пейрон из Франции начали тренироваться на катамаранах А-класса. Пресса вспомнила о существовании «Малого Кубка Америки», где катамараны с твёрдым крылом использовались чуть ли не с 1960-х годов. Сама идея твёрдого паруса заняла умы многих энтузиастов, и такие конструкции появились даже на гидрофойл-лодочках класса Moth.
Но вернёмся на уровень Кубка Америки. До открытия официального срока подачи заявок на участие (1 ноября) оставался месяц. Пресса жаждала увидеть, что за катамараны строятся под Оклендом уже несколько месяцев? И вот 6 октября журналисты посетили верфь в городе Ворквурт, в 40 минутах от Окленда. Здесь уже собирался АС45 катамаран – первый из флота машин, которые, по задумке Кутза, будут использоваться для тренировок и соревнований в рамках America’s Cup World Series, пока не придёт время пересаживаться на 72-футовые кеты. Каждой команде следует купить один или два таких катамарана на верфи в Ворквурте, а 72-футовый катамаран участники должны проектировать и строить самостоятельно. Ценник АС45 выглядел как 650 000 евро.
В этот момент вспомнилось весеннее интервью Лари Эллисона, который обещал командам с бюджетом в несколько миллионов участие в 34 Кубке. Без сложных калькуляций становилось понятно, что это просто невозможно. Специалисты КА прямо высказывали мнение, что без 100 млн. евро в 34 Кубке Америки делать нечего. Какое уж там участие «меньших» команд, если даже сам Претендент – итальянская Mascalzone Latino – прямо заявил о трудностях с финансированием кампании…
Пока маркетинговые службы команд искали спонсоров, на первый план вышли команды, управляемые олигархами. Первое официальное заявление о своём участии в 34 Кубке сделала шведская Artemis – давний друг Oracle Racing. Остальные выжидали оглашения места проведения матча. За это право боролись Ньюпорт и Сан-Франциско в США, а также ряд городов в Европе. Ходили слухи, что Берлускони предлагал Кутзу 500 000 млн. евро за право провести 34 Кубок Америки в Италии. Здесь стоит сказать, что финансовые требования Защитника к городу-претенденту были настолько высокими, что мало кто реально мог осилить такие расходы. В декабре 2010 стало понятно, что кроме «домашнего» Сан-Франциско реальных вариантов у Oracle нет. Да и тут не обошлось без шантажа и давления, которое американский олигарх применил к властям города, чтобы вынудить их согласиться на длительную концессию большой части набережной Сан-Франциско для проведения Кубка. Эта возня растянулась на долгие месяцы, и Oracle чуть не пропустили срок официального объявления Сан-Франциско местом проведения матча.
Тем не менее американский рынок устраивал многих и это позитивно повлияло на ход подачи заявок для участия в соревнованиях. Появились и первые партнёры. В Кубок Америки вернулся Louis Vuitton, под брэндом которого проводились циклы отборочных соревнований Кубка в течение 20 лет.
И всё же главной интригой было количество и качество команд, которые могут себе позволить раскошелиться на 34 Кубок Америки. В течение зимы и весны 2011 года появлялось много сенсационных заявлений и такой список изменялся в широких пределах. Казалось бы, пресс-конференция в Сан-Франциско должна расставить всё по местам, однако это было не так.
На встрече с прессой, которая состоялась 15 июня, объявили, сколько команд имеют возможность бороться за право оспаривать Кубок. Их было 9, но названы только 8. Сам список представлял собой перечень участников предстоящих 13 этапов ACWS, или Международной серии (регат) Кубка Америки (2011-2013) и участников квалификационных регат (формат пока неизвестен) Louis Vuitton Cup. Собственно, в матч за право обладать Кубком Америки, который состоится в сентябре 2013, попадёт только одна команда кроме Защитника (Oracle).
Ещё два важных момента. Американский блог Sailing Anarchy после объявления списка привёл слова менеджера по коммуникациям ACEA Стефани Мартин, которые косвенно подтверждают, что перечень может быть дополнен позже. Кажется, Oracle Racing тоже надеется на это, так как обычно в Кубке Америки участвует в два раза больше команд, и критики янки не избежать.
Собственно, 8 команд – это:
China – China Team, Mei Fan Yacht Club;
France – Aleph – Équipe De France, Aleph Yacht Club;
France – Energy Team, Yacht Club de France;
Italy – Venezia Challenge, Club Canottieri Roggero di Lauria;
New Zealand – Emirates Team New Zealand, Royal New Zealand Yacht Squadron;
Republic of Korea – Team Korea, Sail Korea Yacht Club;
Sweden – Artemis Racing, Kungliga Svenska Segel Sallskapet;
United States – Oracle Racing, Golden Gate Yacht Club (Defender).
Девятая команда была названа в июле. Ею стал итальяно-испанский проект, созданный менеджерами команды 32 Кубка Америки «+39 Challenge». Сейчас она называется Green Comm Racing и представлена яхт-клубом Валенсии.
Как видно из списка, большинство команд – малоопытные проекты (Китай, Корея, Швеция, Франция) или вовсе авантюрные бравады (Италия). Важно и отсутствие в списке Претендента – Mascalzone Latino. Так случилось потому, что весной 2011 года Винчензо Онорато устал бороться за выживание и официально сложил полномочия Претендента на 34 Кубок Америки. Его место заняли шведы Artemis.
Что и говорить, такой состав участников вполне удовлетворял команду-Защитника 34 Кубка. Если учесть, что к началу соревнований первого этапа America’s Cup World Series в Кашкайше 6 августа между командами образовался большой дисбаланс в объёме проведенных тренировок на катамаранах АС45, то Oracle имели реальную конкуренцию в лице только одной команды – ETNZ.
Подтверждением этому стали гонки в Кашкайше. В процессе подготовки к старту первого этапа America’s Cup World Series из обоймы выпала последняя итальянская команда – Venezia Challenge. Итальянцы якобы не оплатили свой АС45 катамаран и были лишены права его использования. В свою очередь, менеджмент команды пригрозил Oracle судом, назвав решение Защитника «односторонним и предвзятым». Американцам пришлось выставить два катамарана от команды Oracle, чтобы сохранить заявленное ранее количество участников.
Буквально с первого дня гонок 6 августа в Кашкайше новозеландская ETNZ доминировала во всех видах программы America’s Cup World Series. Это и гонки флота, и матч-рейс и драг-рейсинг на отрезке в 500 м. Несмотря на инновации Oracle в формате гонок, системе зачёта результатов и штрафов, новозеландцы идут первыми по всем статьям. Вполне вероятно, что команда Дина Баркера станет именно той, кто на 72-футовом катамаране выйдет осенью 2013 года в Сан-Франциско, чтобы отобрать Кубок у своего земляка Рассела Кутза.
Что касается непосредственно качества соревнований на АС45 в инновационном формате, а также их освещения, то пока сложно делать какие-либо выводы. Катамараны действительно очень скоростные, а физическая нагрузка на команды значительно возросла. Здесь уже нет места «дядечкам с сигарами» – гонки больше напоминают Олимпийские игры. Соответственно, в командах много молодёжи из олимпийских классов, что весьма радует.
Налицо большая организационная работа со стороны управляющих органов – Americas Cup Race Management и Americas Cup Event Management. ТВ-картинка также довольно разнообразна и информативна благодаря многоголосому комментарию и видеографике. Но вот незадача: Oracle заломили такую цену за ТВ-трансляцию, что крупные спортивные телеканалы просто не стали с ними разговаривать. Пока ТВ-права приобрела лишь новозеландская TVNZ, а гонки в прямом эфире в других частях планеты можно увидеть только на YouTube.
Возможно, позже ситуация будет развиваться в положительную сторону. Ведь в течение 2011-2013 годов запланирован десяток регат America’s Cup World Series. Известно пока расписание только первых четырёх:
Event One: Кашкайш, Португалия, 6-14 августа;
Event Two: Плимут, Британия, 10-18 сентября;
Event Three: Сан Диего, США, 12-20 ноября;
Event Four: Ньюпорт, США, 1-15 июля 2012.

После окончания гонок America’s Cup World Series летом 2013 все участвующие команды пересядут на АС72, которые должны быть уже готовы для соревнований Louis Vuitton Cup и собственно матча за право обладать старейшим спортивным трофеем планеты. Сейчас всё только начинается!