Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Яхта на лето. Опыт россиян, который не грех перенять

#------

Считается, что яхта – это дорогое удовольствие. Но есть варианты, при которых, затрачивая не более $200, вы получаете настоящую гоночную яхту… на лето.

Специалисты говорят, что обслуживание яхты – это 10% от её стоимости в год, к тому же владельца окружают постоянные заботы и дилеммы: где регистрировать и держать лодку летом, а где зимой, как её перевозить, от чего страховать, где ремонтировать? Тысячи и тысячи вопросов встают перед собственником любого судна. И на этом фоне существующий уже несколько лет пример московской парусной школы выглядит весьма заманчиво.
Основная задача Экспериментальной школы высшего спортивного мастерства (ЭШВСМ «Хлебниково») – готовить спортсменов для российской сборной. Существующая с 1998 года, школа в начале 2000-го получила новую инфраструктуру и превратилась в парусный центр международного уровня. Сейчас на территории ЭШВСМ есть всё необходимое. В главном здании находятся современные учебные залы, раздевалки, сауны для спортсменов; имеется просторный эллинг. Есть судейское здание, парусная мастерская, гостиница и столовая. А также конференц-залы, пресс-центр и многое другое. На акватории отличный понтон для спортивных яхт, где свободно размещался флот «Финнов» и 49-er проходивших в ЭШВСМ в 2005 году чемпионатов мира. Понтон никогда не пустует – спортсмены летом держат на нём свои суда, благо близко и удобно спускать лодки. Для крейсерских яхт построена большая марина с полным сервисом прямо на пирсе.
В конце 90-х ЭШВСМ закупила около 40 яхт класса «Снайп» (половину из Санкт-Петербурга, половину из Дании). На «Снайпе» гонялись сильные российские спортсменки – победительницы чемпионата мира 1998 года Екатерина Скудина и Татьяна Ларцева.
О том, что можно взять яхту на лето, я услышала в 2007 году от своих друзей-крейсеристов. Все выходные, когда не было крейсерских регат, они где-то пропадали и возвращались очень довольные. Поскольку швертботной практики у меня не было, а начинала я с «крейсера», на котором за руль меня бы никогда не пустили, «Снайп» – это был шанс взглянуть на парус глазами рулевого.
Таким образом в мае 2008 года я приехала в ЭШВСМ и вступила в Ассоциацию класса «Снайп» (взнос с двоих членов экипажа – по 550 руб. и 5000 руб. – «невозвратный депозит», покрывающий все поломки сезона). Потом из примерно 10 лодок мне было предложено выбрать cвою. Остальные лодки были уже записаны за кем-то. Так к началу сезона я стала обладательницей настоящей гоночной лодки с отличными парусами (пришлось упорно выбивать их у тренера) и толкового, но упрямого матроса. Далее лодку надо было помыть, вооружить и отвезти на понтон, где она и стояла до конца сезона.
Подписав при вступлении в Ассоциацию заявление (там перечислены все регаты сезона), я отдавала себе отчёт, что их будет много. Но на самом деле их было очень много, поскольку, помимо внесенных в календарь, проводились ещё дополнительные регаты. На практике иногда трудно было совмещать «Снайп» с участием в крейсерских соревнованиях. Однако для тех, у кого со временем по выходным всё в порядке, «Снайп» – идеальный выбор.
Такая практика может быть интересна:

  • спортсменам, которым важно постоянное участие в регатах;
  • крейсеристам, желающим большего адреналина;
  • всем, кто хочет научиться ходить под парусами в реальных спортивных условиях.

Передо мной встала серьёзная задача – научиться ходить на «Снайпе». Было два варианта: походить с кем-нибудь в качестве матроса или взять уроки у Мастера. Мне посчастливилось «поймать» Татьяну Ларцеву, которая согласилась меня чуть-чуть поучить. Двух уроков, конечно, было маловато, но для общего представления, как что работает, – достаточно.
Люди, мало знакомые со «Снайпом», иногда относятся к нему с некоторым снисхождением – лодка им кажется медленной и слишком простой. На самом деле это не так: «Снайп» – очень интересная лодка! Это особенно ощущается в гонках. Не имея спинакера, матросу надо работать с «выстреливающей» реей стакселя. Её несение – отдельная наука! Рулевой же постоянно должен «играть» с наклоном мачты. На довольно тяжёлой лодке огромное значение приобретает тактика. Когда начинаешь чуть-чуть в этом разбираться – становится очень интересно и хочется учиться всё больше и больше. В международной практике часто спортсменов сажают именно на «Снайп», чтобы они оттачивали своё мастерство в гонках.
В конце сезона лодка разоружается и сдаётся. И на следующий год можно взять либо её снова, либо выбрать другую.
Пять причин, по которым «Снайп» – хороший выбор и для профессионала, и для новичка:

  • тяжёлый корпус уравнивает экипажи разных весовых категорий и упрощает подбор шкотовых;
  • шкотовому не нужно выходить на трапецию, и вы можете приглашать погоняться друзей, относительно далёких от спорта;
  • небольшая площадь парусности делает лодку достаточно безопасной и удобной для первых шагов на яхте;
  • довольно насыщенный календарь регат позволяет оттачивать/приобретать мастерство в реальной, боевой обстановке;
  • возможность взять такую же лодку за рубежом для участия в международных регатах (на Канарских островах, например).

В 2009-м стоимость аренды лодки немного выросла. Это связано, в том числе, и с большим количеством поломок. Все лодки, гонявшиеся в прошлом году, постоянно требовали ремонта матчасти и парусов. Зато есть и положительные изменения – планируются курсы для новичков. В любом случае стоимость аренды швертбота несопоставима с арендной платой за «крейсер». Например, мои знакомые в прошлом году брали старенький «Конрад-25 РТ» за 70000 руб.
Чтобы яхтсменам было интереснее гоняться, по итогам каждого года определяется рейтинг рулевых. Чем в большем количестве соревнований участвуешь (и побеждаешь), тем выше твой рейтинг. На конец 2008 года в нём было 39 яхтсменов. Пока соревнования собирают от 10 до 20 лодок. Если полезная практика сдачи яхты на сезон будет продолжаться, да ещё дополнится профессиональным обучением – думаю, многие с удовольствием пересядут на «Снайп». Замечательная организация регат, отсутствие проблем с ремонтом, хранением и оборудованием лодки делают опыт московской школы очень интересным и достойным подражания.
Юлия Скачкова: «Для меня «Снайп» – это возможность погоняться. Хорошо, что можно прийти и за смешные деньги взять лодку. У нас это – единственное место, где можно взять спортивную лодку в аренду. Не просто для чартера и «покатушек», а с целью погоняться. Три-четыре регаты в сезон полностью удовлетворяют спортивные амбиции «старого» яхтсмена, отошедшего от спорта. Единственное – команда, но это тоже не проблема, одного можно найти.
Лодка простая – мачту воткнул, прикрутил и поехал. Спинакера нет, с реей справиться легко, откренки, верёвки и руль – подходит и новичкам «в возрасте». Не сложно, но всё-таки лодка-двойка. Ценный класс. Именно поэтому его стали культивировать за рубежом.
У директора ЭШВСМ была идея собрать спортсменов разных классов на общие гонки, сплачивающие и объединяющие сильных яхтсменов. В 1997 году идея набрала обороты, такой азарт появился! Были регаты, на которых не хватало лодок, тогда ввели отборочные этапы. К сожалению, у нас плохо развиваются неолимпийские классы, и со сменой руководства ЭШВСМ той массовости уже нет».
Татьяна Ларцева: «Я на «Снайпе» выросла и заработала имя в спорте. Идеальная возможность приобщать людей к парусу. Интересная лодка, на которой можно пройти хорошую школу».

Ольга ЕФИМОВА-СОКОЛОВА.


«Снайп» – швертбот-двойка международного класса
Технические данные

  • Длина – 4.72 м
  • Минимальный вес – 172.8 кг
  • Площадь парусов – 10.7 м2 (грот – 7.5 м2 и стаксель – 3.2 м2)
  • Высота мачты – 6.50 м
  • Идеальный суммарный вес экипажа – 120-150 кг
  • Конструктор William Crosby, Texas USA
  • Стоимость – около 10000 Евро.

«Снайп» – один из популярных классов-монотипов в мире. С 1931 года построено более 30000 яхт. В 28 странах мира, включая Россию, класс «Снайп» имеет свой флот. Международная ассоциация класса «Снайп» (SCIRA) основана в 1932 году (www.snape.org). В 1991 году «Снайп» появился в России. Через некоторое время была основана Российская ассоциация класса «Снайп».