Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Чемпионат Украины по аквабайку

#------

30 июня – 1 июля, днепропетровский яхт-клуб «Бартоломео». Здесь уже привычно видеть участников официального Чемпионата Украины по аквабайку. В этом году клуб проводил его 1-й этап.

Итак, регламент: соревнования лично-командные, в 3-х классах гидроциклов – до 1000 куб.см, свыше 1000 куб.см и «Ски-Дивижн» («стоячие»). Участники соревнуются в трёх дисциплинах: кольцевая гонка, параллельный слалом и фристайл.
Первый вид – заезды по размеченной буйками кольцевой трассе (сложной конфигурации: прямой «скоростной» участок, затем «змейка» в обратном направлении). Их 3 серии, 15 минут каждая, по занятым на финише местам гонщику начисляют очки.
Второй пункт программы – дуэли на выбывание по олимпийской системе. Выставлены две параллельные трассы, спортсмены едут по «змейке» в обе стороны, всего один круг. Затем меняются дистанциями – второй круг. Победитель определяется по сумме времени прохождения обоих кругов.
Третий вид – фристайл. За 3 минуты гонщик показывает все трюки и пируэты, на которые способен.
География представительства гонщиков впечатляет: Черкассы, Черновцы, Одесса, Луганск, Донецк, Днепропетровск, Львов, Полтава! Но многочисленные (как на первых чемпионатах) команды уже «не в моде»: всего собралось 16 спортсменов. На кону – вполне приличный призовой фонд: 3200 долларов.
Один из самых опытных и титулованных аквабайкеров Украины Игорь Арутенянц сегодня не гоняется. Он – президент Федерации аквабайка Украины, под эгидой которой проходит Чемпионат. И руководит он не из-под зонтика на берегу, а с «боевого коня», лично управляет расстановкой буев, проводит участников по дистанции, даёт стартовые отмашки.
Спортсмены готовятся к первым стартам кольцевой гонки. Безусловные фавориты самого престижного класса – «свыше 1000» – Орест Возный (Львов) и Андрей Храпунов (Одесса). Их дорогие модерновые гидроциклы специально тюнингованы под гонки – ресурс двигателей всего 25 часов, после чего – замена или «капиталка» (Храпунов: «Мне этого ресурса даже на третий этап не хватит – буду готовить новый гидроцикл»). Не менее известны и другие спортсмены: Карпов – мастер спорта, который показывал незаурядные результаты ещё в 2000-м; Дьяченко и Петрусенко – участвуют не в каждых гонках, но регулярно и небезуспешно.
Старт! И – какой сюрприз! Молодой и никому не известный Юрий Кондратьев на серийном «гидрике» навязал фаворитам нешуточное сражение! На «прямой» его снаряд, конечно, отставал, но «змейки» проходил великолепно, снова и снова настигая лидеров. Упорнейшая борьба до самого конца, и лишь пара ошибок всё ставит на свои места. Выглядело это очень захватывающе.
Аквабайк – именно спорт, а не демонстрация «навороченной» техники. Молодой (18 лет!) Кондратьев, как оказалось, чемпион Украины по мотокроссу – отсюда и тактическая выучка, и чувство манёвра, которые компенсировали «слабость» техники. Спортсмены цокали языками: ему бы ещё «чувство воды» – и парень будет побеждать наверняка. Вот оно, новое поколение!
Старт класса «до 1000» – и снова сюрприз! Здесь в списке фигурируют Герасименко и Борзов – очень опытные спортсмены, каждый с длинным «послужным списком» наград и титулов. Но победил мало кому известный Рассоха, который, как и Кондратьев, взял в аренду серийный гидроцикл. И этот выигрыш не был случайностью: Рассоха выиграл в сентябре Кубок города. Очередное подтверждение, что наряду с деньгами в этом спорте есть место интеллекту и умению самого спортсмена.
Кольцевая гонка – занятие атлетическое, матёрые гонщики после заезда приходили в себя минут по 20. Но в «Ски-Дивижн» заявились два спортсмена по 12 лет: Тимофей Пащенко и Андрей Егельницкий. И гонялись на равных с двумя взрослыми мужиками! Судьи говорили: «Ставить их вместе, конечно, некорректно, но мы решили провести такой эксперимент». Естественно, время на дистанции укоротили до 10 минут, но всё равно как для детей – на грани спортивной героики.
Параллельный слалом нивелирует преимущество в технике – здесь нет скоростной прямой, всё решает техника прохождения виражей. Гонки очень короткие, наверстать упущенное просто нет времени, малейшая ошибка решала всё.
Участники разбиваются на пары «слепым жребием». Серия захватывающих поединков и… в классе «до 1000» Юрий Кондратьев доказывает, что его вчерашние «подвиги» не случайны – 1-е место!
Пауза между заездами. У спортсменов есть время на передышку, судьи расписывают промежуточные результаты. А зрителям скучать не дают: на дистанции – катер с вейкбордистом. Прыжки, кульбиты, пируэты – один сложнее другого!
Наконец, последняя часть соревнований – фристайл. Ну, тут уж спортсмены расстарались: аквабайки становились «на дыбы», ныряли под воду, закладывали диковинные пируэты… Самый богатый арсенал показал Сероштан (кто-то из соперников: «тут он, конечно, дока»).
Финальное награждение победителей проводилось, конечно же, на фестивальной площади клуба «Бартоломео». Гордые собой победители и призёры, кубки, дипломы, призы от спонсоров… И общее фото на память.
А на банкете мне запомнились слова Андрея Храпунова: «Да, этому хлопцу чуть опыта – и он меня однозначно объедет. Очень хорошо – смена растёт». Совершенно искренне, без зависти и злобы. Снимаю шляпу перед настоящим спортсменом!
Второй и третий этапы Чемпионата пройдут, соответственно, в Одессе и Запорожье. Жизнь продолжается…

P.S. Спасибо всем, кто поддерживал Чемпионат: генеральному спонсору компании «Логос Спорт» (официальный и эксклюзивный дистрибьютор компании BRP), яхт-клубу «Бартоломео», «Бомбардир-клубу» Украины и персонально Шамоте Валерию Николаевичу (почётный президент украинского «Бомбардир-клуба» и президент корпорации «Логос»). А также партнёрам: «Creative Club Bartolomeo», торговой марке «AleXX» и клубу «AleXX Free Way».


Игорь АРУТЕНЯНЦ, президент Федерации аквабайка.
Аквабайк – молодой вид спорта, резко прогрессирующий с начала 21-го века. Популярный во многих странах мира, в том числе в соседней России. Да и в Украине на любительском уровне им занимаются уже давно. А с 2005-го у спортсменов назрела необходимость объединиться – в результате был организован первый Чемпионат Украины.
Нынешний – третий. Но для нас он особый. Дело в том, что под эгидой водномоторной федерации мы ощущали себя «младшими братьями» морально устаревших скутеров, массовость которых ныне под большим сомнением. И вместо взаимодействия – навязывание методов работы, обычных для постсоветской аппаратной системы.
В таких условиях нормально развиваться невозможно, поэтому в январе нынешнего года и была создана отдельная федерация. Этот этап Чемпионата – наш дебют, мы его организовали и провели сами.

В нынешнем Чемпионате примерно столько же участников, что и в предыдущих, но резко расширилась их «география».
Это предмет нашей гордости: аквабайк представлен уже в 21 области Украины! Раньше многие приезжали без серьёзных претензий на результаты. Теперь же почти все участники – опытные спортсмены, которые явились за победой. Причём появляются команды с профессиональным подходом – специально тренируются, тюнингуют гидроциклы, привозят механиков-профессионалов…
Второй этап планируем уже международным – приедут россияне с очень серьёзной техникой.

А каков уровень Украины на фоне зарубежа?
Пока не блестящий. В той же России аквабайк развит очень высоко. И в первую очередь – за счёт правильной организации спонсорства. Польза от этого обоюдная, потому и желающие инвестировать деньги в спорт не переводятся. Отсюда и уровень гонок: только призовой фонд – от 8 тысяч долларов. Соответственное отношение к технике: в Москве я видел два аквабайка по 65 тысяч евро каждый, специально подготовленные под гонки.
Но и мы двигаемся в этом направлении. Сейчас и в Украине появилась техника мирового уровня – у одессита Андрея Храпунова и львовянина Ореста Возного. Ожидаются ещё три аналогичных.
В этом году хотим попасть на Чемпионат Европы в Венгрии – надо понемногу набираться международного опыта. Просто так приехать и победить невозможно – кроме хорошей техники нужен ещё и опыт.

А есть ли в Украине спортсмены, которые только этим и занимаются, т.е. профессионалы?
Нет пока, только продвинутые любители. А вот в России есть, причём уже 3 года. Там иначе нельзя: в Чемпионате России 9 этапов, из них 8 идут в зачёт, значит, пропустить можно только один. Соревнования очень красивы, собирают множество зрителей. Особенно грустно сравнивать фристайл – у нас только учатся этой красивой дисциплине.
Кстати, далеко не всем по душе скорость аквабайка, многие получают удовольствие именно от силовых акробатических элементов. На одних российских соревнованиях я видел 40 гидроциклов, из которых на трассу гонок вышла только половина! Зато другие вышли только на фристайл. И снаряды у них принципиально другие, сделанные «под фристайл»: там тяговый мотор, который не даст скорости, зато обеспечивает незаурядные рывки. И корпуса максимально облегчённые, из композитных материалов. Это можно сравнить с мотоциклами или багги, которые прыгают по горкам и препятствиям – там нужен мощный крутящий момент для прыжка или сальто.
Но ничего, 8 нашихучастников на нынешнем этапе Чемпионата – уже хороший старт. Тем более, что если их будет больше, то на дистанции должно быть уже 4 корс-маршала (судьи на дистанции – Ред.). Международная федерация запрещает отмашки флажком с берега, как мы раньше делали – это небезопасно. Зона делится на 4 части и каждый из корс-маршалов отвечает за свой участок. У них связь с главным судьёй, с бригадой «скорой помощи» и ещё должны быть специальные носилки на буксире за аквабайком, чтобы в случае чего мгновенно спортсмена доставить в больницу – тут секунды решают многое.
Кстати, во всём мире уже бесспорно: на любом пляже оказать помощь в течение 30 секунд можно только на аквабайке. У остальных плавсредств нет такой скорости реагировани. Я лично видел ужасный случай в посёлке Кирилловка Запорожской области: 9-летний мальчик тонул, а спасти его было просто нечем. Всего 10 минут он пробыл в воде – летальный исход. Отдыхающие и предприниматели платят немалые деньги, а система спасения всё ещё на архаичном уровне. В этом смысле у нашей Федерации тоже большие планы по сотрудничеству с МЧС.

Значит, у аквабайка не только спортивно-развлекательное предназначение?
Именно так: это плавсредство очень оперативное и притом безопасное – водомёт, под кормой ничего не вращается. Даже при наезде на умеренной скорости на пловца травматизм практически исключён. Позволяет подъехать в любую точку пляжа – будь там мель или водоросли. И не требует реаниматора на борту: скорость доставки на берег такова, что пострадавший за считанные секунды оказывается в карете «скорой помощи» со специалистами и оборудованием. А это главное: ведь при спасении на воде именно профессиональные действия в первые минуты играют определяющую роль.
Вернёмся к Чемпионату Украины. Начинали вы (см. «Фарватер» №4/2005) с двух видов программы, а теперь ввели третий – параллельный слалом. В чём его особенность?
Во-первых, он более красочен, поскольку проходит ближе к берегу, зрителям всегда понятнее и интереснее дуэли. Во-вторых, именно в этом виде гонок нивелируется разница в технике – всё дело в мастерстве на манёврах.
Мне показалось, что в этих гонках один промах решает всё – наверстать практически невозможно. Не отпугивает людей слишком высокая цена за единственную ошибку?
А чем это отличается от бега на короткую дистанцию? Четыре года готовился к Олимпиаде, а на старте нога скользнула – и всё насмарку. У нас всё дело в чувстве возможностей гидроцикла: слишком резко «крутанул» – занесло, перестраховался – отстал…
Значит, победит тот, кто ощущает поведение машины максимально тонко – и всё?
Нет, здесь ещё и опыт огромную роль играет. Именно поэтому как у нас, так и в мире очень много спортсменов возрастных. Можно идеально выйти на поворот, но не учесть волну от соперника или прошедшего неподалёку катера – и «улететь» на ровном месте. Всё может сыграть на тебя или против, надо понимать и очень быстро принять единственно правильное решение – тогда будут стабильно высокие результаты.
Но дистанция ведь очень короткая – волна может помешать только одному спортсмену и не успеть к другому. Справедливо ли это?
А справедлив ли неожиданный заход ветра на лавировке яхт? Точно так же кто-то оказался в выигрыше, а другому, значит, не повезло. Что делать?! Таковы нюансы технических видов спорта.
Раньше старты давались с пляжа, а теперь – с ходу. Почему?
Мы изменили это намерено. Во-первых, квалифицированная команда помогает своему спортсмену стартовать (притапливает корму гидроцикла – Ред.), но ведь не у всех есть возможность содержать команду. Во-вторых, для старта с берега нужен специальный погружённый понтон: в момент рывка мощный водомёт пропускает через себя всё, что есть на дне, подобно пылесосу. Соответственно изнашивается дорогостоящая техника, бьются винты (один водомётный импеллер – более 1000$ – Ред.). Вот и решили стартовать с хода.
Но при одновременном разгоне по отмашке невозможно соблюсти абсолютную точность – зачастую кто-то на полметра-метр впереди другого.
Если снаряды уже набрали скорость, то этот метр значения почти не имеет – на одном неверном манёвре теряется в 10 раз больше. Конечно, когда наберётся достаточно участников высочайшего уровня, тогда и этот метр начнёт играть роль. Тогда и борьба за поул-позишн будет, сразу введём квалификационные заезды для предстартовой расстановки (как у автомобилистов). Но пока это невозможно – дефицит судей. В Украине только 2 (увы!) человека имеют международный сертификат.
Но самое отрадное, что я вижу как на Чемпионате, так и вообще в стране, – интерес молодёжи. Значит, у нас есть будущее. Молодым аквабайк, безусловно, нравится, побуждает оторваться от пассива или глупостей – проявить себя в спорте ведь действительно интереснее, чем в компьютерных играх! Считаю это одной из главных своих задач: передавать детям всё лучшее, что мы знаем и можем. И привить им вкус нормальных человеческих отношений и спортивных рекордов.


Дмитрий ЩЕРБИНА, вице-президент Федерации аквабайка.
Для чего большинству владельцев гидроцикл? Для удовлетворения своего эго. Посмотрите на пляж в выходной день – там народ такой фристайл показывает, что иным спортсменам не снилось! Но всё это – чтобы «порисоваться» перед друзьями и женщинами. А спорт – борьба на равных с себе подобными, с достойными соперниками. Тут нужно показать не просто результат, а результат лучший, чем у соперника. Для этого собрать в кулак все лучшие качества. Но большинство людей напрягаться не любит, поэтому в спорт и не идут.
На первых наших соревнованиях ещё были «эпизодические» гонщики. Но уровень Чемпионата растёт, и без регулярного повышения мастерства они отстают всё заметнее. Вот почему сегодня участников примерно столько же, как и в 2005-м, но нынешние гораздо выше по классу – они прошли естественный отбор.
Допустим, человек сегодня поучаствовал, а завтра ему всё это надоест. Но он поедет к себе домой и будет там кататься – страсть ведь никуда не денешь. На него будут смотреть и учиться – ведь он получил опыт соревнований и своим примером будет стимулировать новичков.
Аквабайк – действительно «зажигательный» снаряд, который не может не стимулировать активный отдых, а за ним и спорт. Причём, даже условия при этом вторичны. Вот во Львове – где они вообще тренируются? А в Донецке? Тем не менее люди приезжают и показывают незаурядные результаты. И не первый год – к примеру, команда «Вояж» из Донецка.
Спортсмены друг к другу уже ездят, «продвинутые» снаряды покупают… А, к примеру, Храпунов уже думает о командной тактике: чтобы его напарники «крыли» соперников, пока он в отрыв будет уходить. И уже готов купить им гидроциклы, обучить…
Все они любители – то, что им нравится, делают в свободное от работы время. Но при этом входят во вкус, работают над техникой, сами над собой… (На фуршете тост прозвучал: выпьем за любителей, которые стимулируют появление профессионалов). И это уже не группки из трёх городов, а пол-Украины. При том, что не все приехали – по объективным причинам не выбрались Киев, Феодосия…
А сколько ещё «очагов спонтанных гонок» – кто знает? В Крыму, как оказалось, операторы прокатного сервиса начали регулярно устраивать гонки между собой. Собираются в определённом месте и выясняют, кто круче. Пока это не гонки, а зарубы – по непонятным правилам, без квалифицированного сопровождения, в полном отрыве от зрителей. Но раз есть интерес, то можно его поставить на цивилизованную основу: пригласить их к нам или к ним приехать, посмотреть, что и как они делают, ознакомить с Правилами – наверняка они будут только «за», чтобы было на равных условиях, разнообразно и безопасно.
Это – одна из задач нашей Федерации: изучать опыт того, что уже происходит, доносить его до людей, привозить туда своих участников. Не насаждать, а стимулировать, развивать имеющееся. Увеличение количества и размера украинских марин, равно и флота, неизбежно, поэтому и массовость таких мероприятий тоже определённо вырастет. В этом мы и видим развитие водномоторного спорта.