Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Трамплин в большой яхтинг, или Grand Regatta

#------

Каждый яхтсмен (будь он гонщиком-олимпийцем или семейным круизером) может рассказать собственную историю приобщения к прекрасному миру паруса. Одного друзья-крейсеристы пригласили в гонку, другого папа отвёл в детскую секцию, третьему знакомые одолжили байдарку с самодельным парусным вооружением… Всем им повезло – нашлось на чём попробовать. А если нет ни друзей с яхтой, ни городской секции?

В СССР одно время продавался парус Антеро Катайнена, который крепился струбцинами к транцу гребной лодки, превращая её в мини-швертбот. Я "стартовал" именно благодаря такому парусу: он был достаточно дешевым, чтобы отец его купил ("а давай попробуем!") и достаточно простым, чтобы доверил мне, пацану-шестикласснику. Это и были два главных условия для начинающего.
Видимо, точно так же думали конструкторы харьковской компании Grand Marin, создавая принципиально новую модельную линейку. Grand Regatta – это небольшие (3,1 м и 3,7 м) лодки, которые комплектуются не только вёслами и подмоторным транчиком, но и (опционально) простым парусным вооружением.
Сначала о лодках, обводы и силуэт которых напоминают английскую шлюпочную классику: приполненный (для всхожести на волну) нос, псевдо-клинкер добавляет продольной жесткости и, вместе с лёгкой погибью борта и тёмно-синим ширстреком (верхним поясом обшивки), придаёт лодке визуальное благородство. К "внутрянке" подошли прагматичнее: стеклопластиковый корпус сделали однодэчным. Конечно, вставка-кокпит смотрится красивее, но сколько "проживёт" заполнитель междудэчного пространства?.. И что потом делать с расслоившимися "скорлупами" (судьба большинства "Пелл")?.. А тут всё честно: открытое (почти по всей длине лодки) крашеное днище, достаточно толстое, под ногами не "играет" вообще. Есть и минус: с такого днища труднее удалять воду и грязь.
Для пассажиров отформованы три банки (сидения по-шлюпочному). Кормовая однозначно удобнее на RG370: она П-образная, с участками вдоль бортов. Именно на боковой секции удобно сидеть рулевому на румпеле (двигателя или навесного руля). Ещё один "плюс" старшей модели: швертовый колодец врезан в центральную банку и не занимает полезного места кокпита. Конечно же, лодки непотопляемы – под банками спрятаны блоки плавучести. По периметру кромки борта идёт резиновый привальный брус, защищающий корпус при ударе, к примеру, о бетонный пирс.
Деревянные лакированные вёсла с хромированными уключинами – тоже дань классике. Красивые, факт. Хотя лично я не люблю, когда весло в руке вращается. Но кому-то эстетика будет важнее – согласен.
Осталось упомянуть дренажную пробку и черпак – и вот вам полное описание стандартной поставки. Хорошая лодка для неторопливого семейного катания по озеру, небольшой речке или для выезда на рыбалку. Далеко ехать – ставим мотор.
А теперь представим, что у владельца-рыбака подросли дети. Первое, что сделает мудрый папа, – купит и установит вторую пару вёсел (это предусмотрено). Маленькие гребцы сначала будут по одному помогать взрослому, потом детям можно и всю лодку доверить – пусть тренируются парой. Уметь грести – столь же нужный навык, как и кататься на велосипеде.
Вторая стадия "оморячивания" – покупка парусного вооружения. Мачта, два паруса, шверт и руль – всё элементарно. На RG310 мачта ставится свободно, на старшей модели – растянута вантами. Для шкотов предусмотрены простейшие щелевые стопоры, для руля к транцу прикручиваются петли с фиксатором. Грот надевается на мачту "карманом", стаксель поднимается фалом. Площадь парусов достаточно мала, больше никаких талей/лебёдок не нужно.
Жаль, в харьковском Клубе юных моряков лодка RG370 оказалась некомплектной, да и с ветром не сложилось – так-сяк опробовал лишь RG310. И мог бы поумничать по поводу неудобной проводки гика-шкота (конфликтует с румпелем), великоватого угла стакселя (не позволяет круче лавироваться) и заметной тенденции уваливаться. Но стоит ли? Во-первых, судёнышко наверняка рассчитывалось на ход как с парой парусов, так и под одним гротом (если на борту только один) – идеальная центровка принесена в жертву универсальности. Во-вторых, любые оптимизации наверняка потребуют дополнительных блоков и стопоров, а это – деньги и усложнение конструкции. Если "дитё" войдёт во вкус – вместе с папой "наворотят" судно как надо, по себе знаю.
Я лично прочувствовал, какой кайф способна доставить лодочка, когда появляется ветер – откуда и берётся резвость и ходкость! А КЮМовцы показали мне "мастер-класс", отработав на швертботе по всем правилам гоночного искусства: с закреном на лавировке и подъёмом шверта на фордевинде. Вот оно, главное предназначение лодки: попробовать и войти во вкус! Этих ребят уже смело можно садить на "420" или "Луч-2"…
Прочность свободной мачты RG310, думается, соразмерна с пределом бесстрашия молодёжного экипажа – при усилении ветра наверняка уберут сначала стаксель, потом и грот. А если детки постарше/побесстрашнее или сам папа решил освоить парус, то лучше обзавестись RG370 – и лодка просторнее, и мачта понадёжнее раскреплена, и парус побольше.

Думаю, главное у инженеров Grand Marin получилось. Grand Regatta имеет все шансы стать отличным "трамплином" в большой яхтинг для очень многих. Было бы желание.

«Фарватер» информирует: дистрибьютор лодок Grand в Украине – компания «Компонент».