Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Правда о независимых розливах солодов

#------

Как хорошо с приятелем вдвоем
Сидеть и пить
Простой шотландский виски…
А. Вертинский.

Не могу не согласиться с Александром Вертинским при условии, что «простой» – это «интересный».
Кроме культовых и просто известных вискикурен и многочисленных «самогонщиков» в Шотландии существуют так называемые независимые негоцианты. Кто они, чем занимаются и как к ним относиться?

Вообще слово «негоциант» в питейном мире имеет некий негативный оттенок. Сложилось мнение, что они скупают чужую продукцию для купажей или прямого бутилирования и клеят собственные этикетки. В результате за умеренные деньги можно получить нечто из мира виски, «сделанное в Шотландии». На самом деле картина мира значительно богаче.
В рядах независимых, кроме «этикеточников», есть весьма достойные компании, которые, помня и о собственном благе, делают ставку на эксклюзивный и высококачественный продукт. Новые краски, рискованные эксперименты, реализация собственных идей, идеалов… Можно сказать, ими движет национальная шотландская гордость и угроза, что наследие Шотландии может затеряться в недрах мультинациональных компаний. Короче говоря, это фанаты отечественного продукта и маньяки солодовых виски. То есть, наряду с массовыми, добротными и вездесущими брэндами виски есть индивидуальные, редкостные и драгоценные солоды* от энтузиастов.
Поэтому у истинного ценителя бутылочка от Independent Whisky Bottlers может вызвать замирание сердца или, наоборот, усиленное сердцебиение.
Специалисты самыми достойными считают всего пять компаний из десяти почитаемых потребителями: Signatory Vintage, Murray McDavid, Adelphi, Gordon&MacPhail и Cadenhead. Вот именно о них мы и будем говорить далее.

ЛУЧШИЕ ИМЕНА
Signatory Vintage Scotch Whisky Со. Компания основана в 1988 году и разливает виски от многих редких и уже давно не существующих вискикурен. Эндрю Симингтон, один из братьев-основателей и управляющий директор, культовая фигура для знатоков виски, говорит, что у него в наличии свыше 1100 бочек в возрасте от трёх до 50 лет.
Murray McDavid. С 1995 года предлагает самые отборные молты, поэтому число их позиций невелико.
The Adelphi Distillery. Когда-то была самой большой вискикурней Шотландии, закрылась в 1902 году и была возрождена в 1993 правнуком последнего владельца. Закупает небольшое количество лучших солодовых виски и разливает при бочковой крепости.
Gordon& MacPhail. Основанная в 1895 году, компания предлагает самое большое разнообразие виски (около 500 марок) с сотнями вариантов – от нетрадиционных годов выпуска известных вискикурен и продукции тех вискикурен, чья продукция используется только для купажей головными компаниями (т.е., в открытой продаже их вообще нет) до виски уже «спящих» вискикурен. Самая знаменитая серия – Connoisseurs’ Choise.
William Cadenhead. Старейший шотландский независимый поставщик. С 1842 года специализируется на однобочковых выпусках без холодной фильтрации, а также на роме, выдерживая его в дубе.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ТяжкА трудовая доля честного негоцианта. Чтобы завоевать сердца потребителей, надо быть в постоянном поиске путей для роста, развития. Приходится работать по принципу «волка ноги кормят»: негоциант покупает оригинальную бочку спирта у производителя и далее выдерживает её столько лет, в тех условиях и в таких бочках, как считает нужным. В итоге появляются удивительные штучные продукты: уникальные винтажи, версии, нетрадиционно выдержанные в бочках из-под коньяка, французских вин, порта, хереса, кальвадоса и т.д. Кстати, такие бочки, в отличие от бурбонных, весьма недешевы, поверьте.
После этого свою продукцию надо продать. А покупатели консервативно хотят слышать названия узнаваемых брэндов. Поэтому, если негоциант не внесёт в свой ассортимент хотя бы одно название известного брэнда, ему будет крайне сложно предложить и какие-то малоизвестные версии. В общем, девиз негоциантов можно сформулировать как «изобретательность, гибкость и смелость идей».
Раньше вискикурни не очень-то убивались за ассортимент – выпускали одну версию своего брэнда и не тужили. Как только в этом бизнесе появились приличные независимые негоцианты и стали предлагать тот же хорошо знакомый брэнд с версиями разного возраста, из разных типов бочек – интерес к виски значительно подскочил, в том числе возрос спрос на официальные розливы. Это было на руку и тем, и другим.

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА
Сегодня потребителя больше всего интересует качество, а не количество. В Шотландии существует огромное множество производителей самого разного уровня, поскольку условия позволяют «самогонить» на каждом хуторе. Поэтому проблема качества очень остро стоит. Специалисты бьют тревогу: рынок наводнён некачественной продукцией! Почему небольшие компании независимых негоциантов не всегда могут предложить продукт высокой пробы – да потому, что даже бочка самой лучшей вискикурни может содержать виски не лучшего качества, что уж говорить о безвестных предприятиях! Если приличный негоциант отказывается купить плохую бочку, то всегда найдётся кто-нибудь, кто согласится её разлить. Поэтому Имя, только Имя негоцианта может служить порукой качества.

СОБСТВЕННАЯ ВИСКИКУРНЯ
Начавшийся, благодаря независимым ботлерам, бум на рынке солодового виски пришёлся на момент, когда запасы выдержанного виски остались невелики. И многие производители ограничивают продажу своего виски негоциантам. Ведь через несколько лет запасы небольших вискикурен закончатся.
Независимый негоциант – это такая профессия, которая не может приносить доход всегда. Вот одна из причин, почему независимые стали задумываться и предпринимать определённые телодвижения в направлении недвижимой собственности «с именем».
Другая причина – производители, видя интерес покупателей, сами стали выпускать разные версии своих брэндов. А так как многие из них имеют собственный рынок сбыта, свой коммерческий отдел и свои программы по продвижению продукции и могут продавать свой продукт по привлекательной цене, негоциантская жизнь значительно осложнилась. Собственная вискикурня для негоцианта – это необходимый баланс и путь для выживания, дальнейшего развития бизнеса, а также восполнение недостающих объёмов при постоянно растущем спросе.
Кроме того, есть ещё такой пунктик, как удовлетворение собственных амбиций: быть не только ботлером, но и дистиллером весьма почётно. Владелец собственной вискикурни и разливочной установки, находящейся под строгим контролем, в глазах потребителей имеет значительную достоверность и более весомый статус. Поэтому рано или поздно независимые приобретают собственную вискикурню, и даже не одну. Это могут быть «спящие», «засыпающие» в отсутствие Мастера или толкового менеджера, а также известные и усиленно работающие, но с удовольствием сдающиеся на милость достойного победителя. Примеры: Signatory Vintage приобрёл самую крошечную вискикурню Edradour (всего 90 тыс. литров в год), Murray McDavid – Bruichladdich; Gordon&MacPhail – владелец Benromach, a Cadenhead – Springbank.
Кроме поддержки собственного статуса это обеспечивает и новые возможности, т. е., интересность ассортимента, основу существования компании. На своей вискикурне легко проводить эксперименты с различными типами перегонки и разными видами бочек, создавать версии разной бочковой крепости, нефильтрованные виски и винтажи.

НА НАШИХ ПОЛКАХ
Когда у нас пошёл вал почитания виски, в первую очередь продавались, естественно, купажи – в их продвижение вкладывались немалые средства владеющих ими корпораций. А на этой волне появился и спрос на их составляющие, которыми эти брэнды так гордятся. У нас «независимые» версии, можно сказать, появились рано – поскольку среди импортёров оказались их поклонники и просто умные люди. Поэтому сейчас найти на полке достаточно широкую линейку от Signatory Vintage, Gordon& MacPhail и William Cadenhead – самое обычное дело. В специализированных винных бутиках, естественно. Так что нам доступны и весьма редкие выпуски от закрытых и спящих вискикурен. Иногда они представляют розливы одной вискикурни – тогда есть интереснейший шанс сравнить, чем они различны. Например, каждый, кто дружелюбно относится к виски, просто обязан попробовать легендарный десятилетний Laphroaig. А для того, кто считает себя знатоком, это вообще святое дело. Но поскольку сейчас достать этот напиток в Украине легально практически невозможно, нам приходится, скрепя сердце, соглашаться на его вариации – мне недавно достался Signatory Vintage Laphroaig 1991 15 yo (53,7%), bottle #139 of 212, выдержанный в бочке из-под бурбона. Он обладает совершенно неожиданным лимонным цветом. Аромат тоже удивляет: благодаря дополнительной выдержке от привычной йодистости-торфянистости ушла добрая часть восторга, хотя солоноватые и сладковато-медицинские тона (вымоченные в сиропе бинты) остались. Да, вкус у него солидарен с ароматом – это достаточно мягкий, несколько эстетский вариант в противовес стандартному десятилетнему Laphroaig. Поэтому к изменениям придётся сначала притерпеться, как говорят профи, «припиться». Но всё же это мощное и явно островное виски, которое дарит богатый изысканный спектр ароматов, привкусов и финиша. Например, йодистость в обрамлении мёда и долгое цветочно-ванильное послевкусие. Проявился даже какой-то забавный дюшесный тон – однозначно работа бочки. Интересно, что его бочковая крепость ничуть не мешает восприятию, а после разбавления и подавно. Виски очень удивляет и учит, как с помощью бурбонной бочки и дополнительной выдержки можно резко изменить лицо айловского деликатеса. Этот напиток для отдыха, в том числе для очень энергичных личностей. Адресуется тем, кто согласен на что-то новое в островном виски, и будет явно близок любителям умеренных равнинных вариантов.


* Речь идёт о Single Malt Scotch, односолодовых виски, чья уникальность заключается в способности воспроизводить особенности местности производства, или, выражаясь винным языком, – терруара. Такие молты изготовляют исключительно из спиртов, произведённых на одной и той же вискикурне, а Vintage – ещё и из спирта одного года перегонки.