Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Послушай рыбака и… сделай, как он

#------

Хотите увидеть, как рождается на востоке заря, серыми космами поднимается над рекой утренний туман; услышать радостный щебет непуганых птиц? Тогда садитесь в лодку и отправляйтесь на рыбалку!

Там, среди камышей и волн, к вам придёт осознание того, что вы не властелин мира, а его составная часть, и только в гармонии с природой вы ощутите истинное счастье, там восстановятся ваши силы, столь необходимые в борьбе за жизнь и за денежные знаки в том числе. Которых, признаться, потребуется немало: ведь рыбная ловля входит в десятку самых дорогих хобби, поэтому экипировка и оснащение рыболова высокого класса вполне могут быть имиджевыми. Чтобы соответствовать статусу, успешному бизнесмену придётся заплатить за необходимые для рыбной ловли вещи круглую сумму. И основной её составляющей станут расходы на плавсредство.

Вопрос выбора
Деление плавсредств на лодки, катера и яхты довольно условное. Все они, согласно официальной классификации, относятся к так называемым малым судам. Надувные лодки (или попросту «резинки») отличаются удобством при транспортировке, хорошей скоростью (при условии установки на них мощного подвесного мотора), но недостаточно презентабельны, а также непригодны для рыбалки на обширных водных пространствах. Они обладают довольно скромными мореходными качествами, а в случае внезапного сильного ветра находиться далеко от берега в надувной лодке очень неуютно.
Большие каютные круизеры, а тем более моторные яхты со стационарным двигателем, подчеркнут ваш престиж, однако такой тип судна создан не для рыбалки, а для прогулок на воде. Существенная высота бортов очень неудобна при вываживании рыбы, а крупному судну не пробиться в интересующее вас место: рыболовные тропы в основном проходят через леса, луга и прочую пересечённую местность. Яхта, как правило, спускается на воду с началом весенней навигации и «привязана» к местам стоянки. Акватория моторных яхт ограничена водохранилищем.
Компромиссом и оптимальным решением могут стать лодки с металлическим корпусом, которые проектируются и изготавливаются специально для рыболовов. От надувных они отличаются гораздо лучшей мореходностью и удачной компоновкой, а по сравнению с яхтами – мобильностью и продуманной эргономикой для рыболовных нужд. На такие плавсредства, как правило, устанавливается подвесной мотор. Лодки транспортируются на трейлере до любого нужного рыболову водоёма, а требований к местам спуска на воду немного.
Существуют определённые параметры, которым должна соответствовать лодка, идеально подходящая для рыбной ловли в условиях Украины:

  • иметь надёжную конструкцию, состоящую из продольных и поперечных несущих элементов;
  • быть сделанной из максимально прочного, долговечного, но и минимально лёгкого материала;
  • обеспечивать наивысший уровень безопасности при передвижении на воде: не терять остойчивости даже при смещении нагрузки на один борт;
  • гарантировать целостность днища даже в случае использования мощнейших подвесных моторов;
  • иметь установленное леерное ограждение для обеспечения безопасности при передвижении по катеру в условиях волнения, а также противоскользящее покрытие днища;
  • при заполнении водой оставаться на плаву даже с полной загрузкой;
  • позволять опционально устанавливать любое вспомогательное рыболовное и навигационное оборудование и обеспечивать надёжную защиту его во время плавания;
  • иметь минимально возможную осадку для удобства спуска на воду и маневрирования в мелких местах, которыми изобилуют прибрежные участки днепровских водохранилищ;
  • обеспечивать комфортную эксплуатацию в морских условиях: иметь высокие мореходные качества и антикоррозионное покрытие корпуса, рассчитанное на устойчивость к солёной воде и морским организмам.

Различные производители (а их очень много) делают основной акцент на те или иные из указанных характеристик, поэтому потенциальному покупателю стоит определиться, что из перечисленного для него является первоочередным, а что – второстепенным.
Возможности для выбора зависят не только и не столько от размеров вашего кошелька, сколько от конкретных намерений (предпочтёте ли вы рыбачить в одиночестве либо с компанией, на небольшом искусственном водоёме или в открытом море, имеет ли приоритетное значение комфорт или вы готовы поступиться всем ради скорости).

Дополнительное оборудование
Кроме основного оснащения, лодка по возможности должна быть укомплектована базовым набором дополнительного оборудования. К нему можно отнести навигационные и эхолокационные приборы, троллинговый двигатель и специальные рыболовные приспособления.
Эхолот поможет рыболову в установлении наиболее перспективных «рыбных» мест (резкие перепады глубин, ямы, перекаты). Современные модели позволяют определять не только наличие и глубину нахождения рыбы, но также умеют отличать её от других подводных объектов (ветви затопленных деревьев, брошенные сети и т. д.), показывают её приблизительный размер.
Кроме того, эхолот обязательно должен быть вперёдсмотрящим. Это означает, что происходит трёхмерное сканирование воды и вниз, и в пределах некоторого конуса, направленного вперёд и в стороны. Данная опция позволяет определить возможные подводные препятствия на пути лодки.
GPS-навигатор с точностью запоминает места наибольшего улова, а также прокладывает маршрут через камыши. Покупая эхолот, обязательно поинтересуйтесь, установлена ли в приборе карта той местности, где вы планируете выходить на воду.
Точно так же, как для автомобильных навигаторов «зашивается» карта дорог и придорожных объектов, для лодочных устанавливается карта местности со всеми проходами, проливами и каналами. Она выручит вас, если по каким-либо причинам (забывчивость, сбой прибора) вы не сохраните маршрут, по которому выходили на воду в незнакомой местности. Верховья Киевского водохранилища — Мекка столичных рыболовов — представляют собой настоящий лабиринт камышовых плавней. Иногда требуется пройти 8-9 км, чтобы добраться до открытой воды (а по прямой к ней меньше километра).
Троллинговый двигатель устанавливается рядом с основным. Как правило, это маломощный подвесной мотор (до 10 л.с.), обеспечивающий комфортную ловлю троллингом или, как говорили раньше, «на дорожку». Иногда используют электротроллинг. В мощных двигателях тоже предусмотрен режим «троллинг», однако он разрабатывался для морской ловли, поэтому для удачной рыбалки в реках Украины его недостаточно: развиваемая катером в данном режиме скорость слишком велика для наших хищников. Маломощный двигатель создаёт меньше завихрений, работает тише основного и, что особенно важно, менее погружен в воду. К тому же он всегда может выручить рыболова в случае отказа главного мотора.
Кроме второго двигателя, важным приспособлением для троллинга (данный метод ловли применяет большая часть современных рыбаков, имеющих катера) считаются так называемые даунриггеры – приспособления, позволяющие установить на них троллинговые удилища и быстро вытащить рыбу в случае клёва. Они дают возможность ловить одновременно на несколько удилищ. Даунриггеры особенно удобны в условиях чистого дна — на фарватере и глубинных участках водохранилищ.

Брэнды
Среди огромного количества лодок, выпускающихся мировыми производителями, особо необходимо отметить следующие торговые марки:
Tracker (США) — отличное судно как для рыболовов, так и для отдыха. Лодка разработана для быстрого движения и имеет цельносварную конструкцию. Некоторые специалисты считают это недостатком: при определённых ударах корпус может разойтись по шву (всё сложнее: клёпаные конструкции меньше "устают" со временем, но плохо переносят местные удары – отсюда распространение "клёпки" на акваториях с песчаными берегами и "сварки" – с каменистыми. Ред.), однако нельзя не отметить хорошую ремонтопригодность сварных лодок. Предназначены для внутренних водоёмов со спокойной водой (www.tracker.ua).
Buster (Финляндия) — больше подойдёт для тех, кто предпочитает спокойный отдых на воде, возможно, даже семейный. В модельном ряду есть как прогулочные, так и специализированные рыболовные катера. Особое внимание разработчики уделяют их безопасности: они не переворачиваются, даже если вся нагрузка ложится на один борт, и остаются на плаву, полностью заполненные водой, благодаря наполнителю из вспененного полиуретана между обшивкой и каркасом судна. Buster — более скоростные и мореходные лодки, чем Tracker, благодаря большей килеватости, что даёт меньший радиус поворота и позволяет лучше держать волну. Но на стоянке Buster сильнее кренится при перемещении пассажиров от борта к борту (www.buster.com.ua).
Linder (Швеция). Отличительная черта этих лодок – идеально спроектированный алюминиевый цельносварной, прочный и лёгкий, скоростной, устойчивый к переворачиванию, непотопляемый, малошумный корпус. Лодки Linder оснащены тремя баками плавучести, что обеспечивает их непотопляемость. Устойчивые, сбалансированные, с глубоким килем, рёбрами жёсткости и наклёпанными реданами, они отлично держат курс на волне, не рыскают на ходу. Одна из основных особенностей производителя — исключительная лёгкость лодок (79-286 кг), комфортабельность и удобство перемещения в сочетании с высокими ходовыми качествами. Только Linder может буксировать воднолыжника под 15-сильным мотором — так удачно спроектирована лодка (www.tci-ukraine.com.ua).
LUND (США) — несомненно, это один из лучших в мире производителей высокотехнологичных рыбацких лодок. Именно на лодках этой торговой марки выступает большинство профессиональных рыболовов на чемпионатах мира. При сборке корпусов лодок используется уникальная по своей прочности технология двойной проклёпки, а клёпаные соединения – лучшие из существующих на сегодня – недаром они так широко применяются в самолётостроении. Производитель предоставляет пожизненную гарантию на корпус. Стрингеры, шпангоуты и привальные брусья – всё, что обеспечивает корпусу жёсткость и надёжность, – это цельнотянутые элементы из алюминиевых сплавов. Системы IPS и IPS2 усиливают пояс наружной обшивки, делают ход лодки плавным и уравновешенным за счёт расположенных на днище продольных рёбер (реданов). Она более устойчива на поворотах и при различных маневрах. Двойное сэндвич-днище и борта лодки заполнены пеноматериалом и обеспечивают положительную плавучесть (даже полностью залитая водой лодка не утонет). Пеноматериал и особое продольное размещение топливного бака в днище придают лодке очень высокую устойчивость, при передвижениях по лодке во время рыбалки она практически не кренится (www.motoexpress.com.ua).

Выбор правильной лодки не всегда даётся просто. Если вы искушённый пользователь, то, конечно же, можете положиться на свой опыт. Но если вы никогда не владели лодкой, то вам целесообразнее обратиться за консультацией. И всё же, независимо от того, к какой категории вы принадлежите, прислушайтесь к нашему совету: при покупке лодки выбирайте именно ту, которая даст вам наибольшую свободу.