Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Парусный 2010-й: события и рекорды

#------

Подходящий к концу парусный год только на первый взгляд кажется бедным на крупные события. Да, Volvo Ocean Race и Vendee Globe прошли, но всё-таки 2010-й год был очень крутым: состоялся 33 Кубок Америки и закончилась эпоха АСС5 лодок в этом соревновании; несколько классов провели первые чемпионаты мира; многокорпусники вернулись в олимпийскую программу, но оттуда убрали Star; Алексей Борисов взял «серебро» на Кильской неделе, а Франк Камм на Groupama 3 обошёл вокруг Земли менее чем за 50 дней! Это кратко. А теперь вспомним некоторые подробности.
Итак:

Январь
Только под новый 2010 год не без помощи суда определилось место проведения 33 КА. По настоянию BMW Oracle им стала Валенсия, хотя количество дел на рассмотрении судьи Корнери не уменьшалось (см. предыдущие номера журнала).
Первыми парусный сезон-2010 открыл класс 49er. Чемпионат мира стартовал на Багамских островах уже 2 января. Собрался солидный флот из 60 экипажей, 26 стран! Среди них и наши Лука/Леончук. Ребята хорошо прошли квалификацию, были уже почти в пятёрке, но перед решающими гонками травмировался Георгий и в итоге украинцы заняли только 16 место. Свой третий титул чемпионов мира завоевали испанцы Икер Мартинез и Хавьер Фернандес. Вскоре после этой победы они оставят олимпийские гонки и начнут тренироваться в классе IMOCA60.
Следующим чемпионат мира проводил класс «Звёздный». Уже в 4-й раз его принимал яхт-клуб Рио-де-Жанейро. В акватории знаменитого пляжа Копакабана собрался внушительный флот из 81 судна. Победили «золотые» призёры Циндао – британцы Перси/Симсон.
Далее эстафета соревнований в олимпийских классах перешла к Майами, где 24 января открылся второй этап Кубка ISAF. Целый ряд европейских стран (Украина в том числе) на этих соревнованиях представлены не были.
В это время во французском Бресте в полной готовности к старту находятся два макси-тримарана Groupama 3 и Banque Populaire V. Оба ждут благоприятного «окна» для прохода к мысу Доброй Надежды в погоне за Кубком Жюля Верна за самую быструю кругосветку. Эти сверхсовременные машины – давние соперники. Последний раз они мерялись силой в августе 2009-го, когда гнались за рекордом пересечения Атлантики. Тогда победил более мощный Banque Populaire V. Но в 2010 году все лавры – у его соперника, Groupama 3. Долгих 10 дней он ждал в Бресте нужной погоды, не дождался и вышел на дистанцию 30 января на свой страх и риск (это была их третья попытка)… Banque Populaire V не рискнул выйти и потерял все возможные титулы в 2010 году.

Февраль
В начале месяца украинская Федерация парусного спорта избирает нового Президента. После эпохи Василия Гуреева на пост приходит руководитель Николаевской федерации Сергей Исаков. Появляются надежды на качественные изменения, которым, однако, не суждено сбыться. Отставка Исакова по собственному желанию принята в ноябре. О его деятельности не сказано ни слова.
И снова внимание мировых медиа приковано к Валенсии. Там уже во всю разминаются на воде участники 33 Кубка Америки – катамаран Alinghi 5 и тримаран с твёрдым крылом USA17. Парусная общественность не знает, чего ожидать от соревнования этих машин, хотя, конечно, твёрдый грот BMW Oracle выглядит очень внушительно. Первая гонка намечена на 8 февраля, однако в Валенсии сначала не было ветра, а потом его стало слишком много.
33 КА стартовал только 12 февраля. USA17 финишировал на 15 минут раньше соперника, и стало понятно, что обычные паруса Alinghi 5 не могут тягаться с твёрдым крылом BMW Oracle. Развязка состоялась 14 февраля, когда USA17 с отрывом в 5,3 минуты выиграли вторую гонку и 33 Кубок Америки в целом. BMW Oracle через 20 лет вернули Кубок Америки в США, а Рассел Кутз стал первым в истории 4-кратным победителем Кубка. Сразу же после победы американская команда принимает заявку претендента 34 КА от итальянской команды Mascalzone Latino. Президент команды Винчензо Онорато – давний друг BMW Oracle. Он поддерживал американцев в их борьбе с Alinghi и теперь BMW Oracle обеспечили дальнейший успех своих начинаний, которые шокируют мир Кубка во второй половине 2010 года.
Когда стали известны детали 34 Кубка Америки, Alinghi заявили, что не желают принимать в нём участие. Но есть мнение, что Эрнесто Бертарелли, владелец команды, готовит какое-то коварство, так как Alinghi в 2011 году возвращаются в класс катамаранов Extreme40, в котором уже тренируется добрая половина будущих участников 34 КА.
Параллельно развивается проект Рассела Кутза RC44. Первый этап цикла соревнований четвёртого сезона открылся в феврале в Дубае. Всего запланировано 6 этапов, в том числе и первый официальный чемпионат мира. Год стал очень успешным для RC44: кроме чемпионата мира впервые соревнования пройдут в США, а флот пополнится несколькими новыми командами.

Март
Франк Камм и его Groupama подошли к мысу Горн. Если в середине Южного океана Камм имел преимущество в 700 миль к контрольному времени Orange II, то на огибании мыса – только 184 мили. Но это ещё не конец приключений. На выходе в Атлантику Камм вообще ушёл в «минус», чтобы после пересечения экваториальной зоны нагнать и перегнать условного противника. 20 марта Groupama 3 пересёк линию финиша у острова Уэссен и стал новым обладателем Кубка Жюля Верна. Франк Камм улучшил рекорд Orange II 2005 года более чем на 2 суток! Чтобы обогнуть «шарик», Groupama 3 потребовалось всего 48 дней и 7 часов на средней скорости в 18.7 узла. На радостях руководство команды заявило Groupama к участию в следующем Volvo Ocean Race. А для самого Камма 2010 год приготовил ещё ряд громких побед.
Одновременно с 33 Кубком Америки WSTA продолжает регаты Louis Vuitton Trophy. В Окленде во второй декаде марта проходит очередной этап этого соревнования. Победили, конечно, новозеландцы. Но удивила российская Synergy: в Окленде Яблонски не выиграл ни одной встречи и Synergy покинула соревнование после отборочного тура. Взлёты и падения преследовали российскую команду во всех соревнованиях 2010-го. Впрочем, как и ранее. Только в этом году классов, где выступала команда, стало больше.

Апрель
В начале месяца открылась олимпийская регата «Принцесса София» в Пальма де Майорка. Это третий этап Кубка ISAF. От Украины участвуют только «досочники» Масливец и Оберемко. Наши опытные олимпийцы заняли места во второй десятке, но при всех вводных это неплохой результат.
Апрель – напряжённый месяц для олимпийских классов. Сразу после регаты в Пальме стартовал четвёртый этап Кубка ISAF во французском Йере. Наши спортсмены представлены в половине классов, причём много юниоров. В классе Laser std. квалифицируются в «золотой» флот Кудряшов, Сайдуков и Владимиров. София Ларичева и Павел Бабич в классе Byte CII на чемпионате мира в Ницце получают лицензии на первую юношескую Олимпиаду в Сингапуре. К сожалению, в классе досок BicTechno 293 лицензии украинским юниорам не достались.
В процессе подготовки Synergy к новому сезону ТР52 AUDI MedCup случился самый громкий «развод года»: из команды ушёл украинский рулевой Сергей Пичугин. На данный момент в самом знаменитом российском экипаже остался только один украинец – Игорь Матвиенко.

Май
Водоворот событий вокруг 34 Кубка Америки начинает закручиваться. 6 мая в Риме BMW Oracle и Mascalzone Latino проводят первую пресс-конференцию. Рассел обещает независимый орган управления КА, новый класс лодок, небольшой бюджет участия, расширенные медиа-возможности для спонсоров и так далее.
11 мая в Хорватии открывается чемпионат Европы в классе Finn среди взрослых и юниоров. Из украинцев лучший результат показывает Алексей Борисов (в третьем десятке). Антон Садчиков получает десятый результат среди юниоров. Свой титул подтвердил хорват Иван Клякович Гаспич, а вице-чемпионом Европы становится будущий чемпион мира, восходящая звезда класса из Британии Эд Райт.
В Греции проходит ещё один чемпионат Европы – в женском матч-рейсе. Неожиданно побеждает россиянка Екатерина Скудина. В матч-рейсе она второй год и не всегда попадала даже в десятку на мировых соревнованиях наивысшего уровня. Но здесь явно поймала кураж и впереди у неё ещё ряд громких побед.
Олимпийские классы продолжают соревноваться в рамках известнейшей Delta Lloyd Regatta в Медемблике – пятый этап Кубка ISAF. Украинцы выступают в Finn, 470, Laser std, RSX, Star. К сожалению, результаты показывают только представители «советской школы» украинского паруса. Впервые после длительного перерыва на старт вышел экипаж Василия Гуреева/Владимира Короткова. Украинский «Звёздник» занимает 10 место в Медемблике, а в классе RSX Оля Масливец чуть-чуть не дотягивает до пятёрки.
Родион Лука в составе российского экипажа класса LaserSB3 побеждает в Кубке Европы во Франции. Этот экипаж просто ворвался в международный флот класса и на чемпионате мира 2010 в Италии (июль) Team Russia с Родионом Лукой занял место в десятке, хотя реально претендовал на пятёрку. Здесь же экипаж из Одессы Валерия Полового стал третьим в «серебряном» флоте.

Июнь
Месяц открыл чемпионат Европы в классе Star. В итальянской город Виареджио прибыли 150 экипажей! Новыми чемпионами стали немцы Полгар/Кой, которые победили самый большой флот соперников в истории класса. У экипажа Гуреев/Коротков – 24 место.
Что для «Звёздников» удивительно, то для Laser и Laser Radial норма: на чемпионат Европы в этих классах в Таллинне собрался флот из 250 участников. Украину представляли 8 спортсменов. В Сандарте лучше всех выступил Владимиров – 34 место, но Кудряшов дважды из 12 гонок пришёл первым! В Radial Настя Гафенко закончила соревнования 44-й, но в одной гонке из 11 проведенных была первой. Оба титула достались хорватам: чемпионами Европы стали Тончи Степанович и Таня Михелич.
Зато порадовали украинские «финнисты». На престижной Кильской неделе Алексей Борисов завоевал «серебро»! Этот сезон Кильской регаты вообще можно считать удачным для нас. Масливец финиширует в пятёрке, Оберемко – 6-й; в 470(ж) Коломиец/Дмитренко становятся 13-ми.
А самые лучшие результаты месяца у команды UKR8 в классе «Дракон»: на Чемпионате Европы в Венгрии команда Хендриксена/Сидорова/Леончука взяла первое место! Украинским экипажам команды «Трансбункер» покорилось ещё много соревнований этого года в Европе, но главный приз – Золотой Кубок 2010 – ускользнул в руки RUS27 «Аннапурна» Андрея Логинова.
В профессиональном парусе свои баталии. Испания продолжает развивать флот IMOCA60. Ещё в феврале две лодки – Estrella Damm и W Hotels – прошли от Нью-Йорка до Барселоны, а в июне FNOB инициирует гонку «Вокруг Испании» с участием двух французских лодок IMOCA60 и шести новых испанских экипажей. Всё это делается для расширения участия испанцев в кругосветных гонках IMOCA60. Пока ещё французы превалируют, но присутствие испанцев растёт и достигнет 50% флота в Barcelona World Race 2010-2011.

Июль
Это был жаркий месяц для олимпийских классов. Проведено 7 международных первенств наивысшего разряда и ещё чемпионат мира среди юниорских классов в Стамбуле. На чемпионате Европы в классе Byte CII украинские юниоры показали прекрасные результаты: София Ларичева получила бронзу, а Павел Бабич вошёл в первую десятку!
Отличились юниоры и на чемпионате Европы в классе Laser: Яснолобов и Каплунов квалифицировались в «золотой» флот. На чемпионате Европы в RSX Оберемко финиширует в десятке.
А вот чемпионат мира в 470 не принёс большой радости: Украина была представлена целой группой экипажей, но в «золотой» флот смог пройти только один. И не мужской, как ожидалось, а женский – Коломиец/Дмитренко. Среди мужчин экипаж Журавлёва/Мацуева занял 34 место в «серебряном» флоте. Более удачным для Украины стал в этом классе чемпионат Европы, где и мужской, и женский экипажи квалифицировались в «золотой» флот, а Коломиец/Дмитренко финишировали почти в десятке.
В классе ТР52 закончился третий этап цикла AUDI MedCup. И уже второй этап подряд новозеландская команда не побеждает. В июне в Марселе победу праздновали Quantum Racing, а в Барселоне впервые с 2007 года победила команда Artemis. Но по итогам сезона 2010 ETNZ снова стали первыми и покинули класс ТР52 непобеждёнными.
В последний день месяца во Франции стартовала традиционная регата Figaro. Это её 40-й сезон. Почти во всех этапах регаты победил молодой шкипер Армель «Шакал» ле Кле. Это восходящая звезда французских океанских гонок. Он финишировал вторым в Vendee Globe 08/09 и ещё одно место на подиуме его ждало в конце года.

Август
Он открылся рядом очень интересных соревнований. На Майорке стартовала традиционная Copa del Rey. Таллинн принимает чемпионат мира в классе Melges 24. В Соленте стартует регата «1851 Cup». На Майорке победители были настолько убедительны, что соперники просто скучали. В Copa del Rey аргентинский TP52 Matador выиграл 9 гонок из 12 и второй раз подряд победил в этом соревновании. В Таллинне итальянская команда UKA UKA Racing в одни ворота «делает» весь флот и досрочно становится дважды чемпионом мира. Украина была представлена тремя экипажами, команда «Бармалей» Василия Гуреева заняла 45 место. И, наконец, в Соленте во встрече BMW Oracle и Team Origin все гонки, кроме одной, выигрывает британская команда. Кстати, это было её последнее соревнование на лодках АСС5 класса. В конце октября владелец команды сэр Крис Миллз заявил, что не будет участвовать в 34 КА, а также не видит смысла гоняться на последнем ивенте LVT в Дубаях в ноябре.
Шкипер команды Team Origin Бен Ансли решает готовиться к Олимпиаде 2012. На открывшейся 9 августа в Веймуте регате Sail for Gold он (впервые после Олимпиады 2008) садится на Finn. Его выступление более чем достойное – 4 место. То, что Британия – сильнейшая страна в Finn, подтверждает и следующий за Sail for Gold чемпионат мира в этом классе. Две медали достаются британцам: впервые «золото» в своей карьере выигрывает Эд Райт, а «бронза» досталась Джилзу Скотту.
А вот в классе Laser Великобритания начала уступать свои позиции Хорватии и Австралии. На чемпионате мира, который проходил в Гемпшире, Ник Томсон и Поль Гудисон уступили молодому австралийцу, уже трижды чемпиону мира Тому Слингсби. За эту и другие победы Том был в ноябре признан «Яхтсменом года».
23 августа стартует Round Britain and Ireland Race, где встретились две лодки прошлого сезона Volvo Ocean Race с новыми командами на борту. Это бывшая Ericsson 4, ныне тренировочная лодка команды Groupama, и всё та же Telefonica Blue. Борьба между будущими участниками нового сезона Volvo очень напряжённая. Победил более опытный в океанских гонках Франк Камм, а Икер Мартинез, хоть и хорошо знаком с лодкой, всё же уступил французу. Более того, Камм снова установил рекорд. На сей раз это время огибания Великобритании однокорпусным судном. Groupama прошла дистанцию в 1802 мили за 5 дней 21 час и 26 минут, что означает улучшение рекорда Ди Каффари на 14 часов!
В Сингапуре открылась первая юниорская Олимпиада, на которой Павел Бабич занял 5 место в мужской дисциплине в классе Byte CII, а София Ларичева – 14-я в том же классе.

Сентябрь
Центральное событие месяца – объявление BMW Oracle нового класса лодок для 34 Кубка Америки. На пресс-конференции в Валенсии сообщили, что следующий Кубок состоится на 72-футовых катамаранах с твёрдым гротом. Сам матч будет проведен в 2013 году. До этого состоятся новые соревнования Americas Cup world series, а также юниорский Кубок Америки. Далее: уже наполовину готов катамаран «переходного» класса АС45, который будет использоваться командами в 2011 году в Americas Cup world series, чтобы привыкнуть к гонкам на многокорпусниках и тренироваться, пока каждый участник построит себе один или два АС72 катамарана.
После таких новостей будущие участники Кубка начали осваивать гонки на многокорпусниках. 1 октября Дин Баркер, рулевой ETNZ, появился на последнем этапе Extreme Sailing Series в Альмерии за рулём катамарана Extreme 40. Терри Хачинсон, который после окончания сезона ТР52 привлечён командой Artemis в качестве рулевого для их «Челенджера», проведёт весь ноябрь в тренировках на таком же катамаране в Майами.

Октябрь
С 3 по 9 октября в Валенсии проходят два центральных чемпионата мира в профессиональном парусе. Новым чемпионом мира становится американская команда Quantum Racing. На втором месте аргентинский Matador. Российская Synergy наконец-то попадает на подиум с «бронзой». Причём у россиян опять новый рулевой. Это Евгений Неугодников, которого команда также заявит и на участие в новом классе RC44.
На чемпионате мира в RC44 Synergy появилась впервые. Лодка только прибыла с венгерской верфи и россияне проигрывают все гонки, но рассчитывают на победу в будущем. Удивляет количество классов, в которых представлена команда. Это TP52, RC44, ACC5 и матч-рейс.
Первым чемпионом мира в RC44 стал молодой рулевой команды BMW Oracle Джеймс Спитхилл. У себя на родине 33-летний австралиец назван «яхтсменом года».
Начался сезон у океанских гонщиков. 17 октября стартовала первая из трёх крутых оффшорных гонок – Velux 5 Oceans. Она проводится с 1982 года (с 4-летними перерывами) и считается старейшей и самой длинной одиночной гонкой в мире – протяжённость дистанции около 30 000 миль! В отличие от Vendee Globe в этой гонке предусмотрено 5 остановок. В нынешнем сезоне стартовали только 5 шкиперов, хотя изначально планировалось участие 8 лодок. Последней потерей стал австралиец Гарри Голдинг, который не смог прибыть на старт в Ла-Рошель, хотя идти ему было недалеко: с февраля этого года он и его Eco60 OZ базировались в Британии. На старт вышли американец Бред ван Лью на яхте Le Pingouin, который уже участвовал в этой гонке в 1988 году и финишировал третьим во второй группе. Крис Сентмор-Майор только недавно финишировал в кругосветной гонке Clipper Round the World Race, а сейчас идёт на лодке сэра Роберта Нокс-Джонсона, которая переименована в Spartan. Впервые в кругосветке участвует польский шкипер Збигнев Гутковски из Гданьска. Бельгиец Кристоф Булен на яхте Five Oceans of Smiles пережил первое приключение ещё до начала гонки. Во время перехода к старту его яхта потеряла мачту и команде поддержки пришлось в считанные дни найти и купить ещё одну Eco60, которую быстро подготовили и перекрасили. Канадский шкипер Деррик Хетфилд известен по последнему сезону Vendee Globe, где он финишировал девятым! До этого он участвовал ещё в двух сезонах "Венди", а также в 2002 году в Around Alone (которая позже стала называться Velux5Oceans).
31 октября из Сан-Мало на Гваделупу вышел флот гонки Route du Rhum. Это 90 бортов в нескольких классах: от гигантских тримаранов до Class40 и меньших лодок. Первый финиш тримарана Groupama 3 Франка Камма стал кульминацией его победного сезона 2010 года. Ранее Франк получал все титулы в команде, и злые языки говорили, что самостоятельно он не сможет показать хороший результат. Но Камм доказал безосновательность этих мнений.
Второй сенсацией флота стала победа в классе IMOCA60 Ролана Жардина на Veolia Environnement. Он стал первым шкипером, которому удалось победить в гонке дважды и при этом подряд! Вторым финишировал молодой Армель ле Кле на Brit Air. Сезон 2010 ле Кле может считать вполне удачным: победа в Figaro, AG2R, а теперь и второе место в «Ромовом рейсе».
Корифеи класса использовали Route de Rhum для последней проверки своих новых лодок перед главным стартом сезона – Barcelona World Race. Эта гонка проводится только второй раз, но уже утроила свой флот. 31 декабря на старт в Барселоне выйдут 15 экипажей на IMOCA60. Это будет настоящее испытание для молодого испанского флота, так как французы построили много новых лодок: PRB 3 Винсента Риу, Virbac-Paprec 3 Жана Пьера-Дика (победителя прошлого сезона гонки), Foncia 3 Мишеля Дежуа. Новые лодки приобрели Ролан Жардин – Veolia Environnement (бывшая ВТ) и Алекс Томсон – Hugo Boss (бывшая Pindar). Что и говорить, гонка будет под стать Vendee Globe!

Ноябрь
Этого месяца, а точнее, конференции ISAF, которая проходила с 5 по 10 ноября в Афинах, приверженцы многокорпусников в Олимпиаде ждали с замиранием сердца. После исключения класса Tornado из олимпийской программы для Лондона-2012 «катамаранисты» всеми возможными способами лоббировали восстановление этой дисциплины в программе Олимпиад. И вот случилось: сначала комитет по классам, а затем и Генеральная Ассамблея поддержали возвращение многокорпусных лодок в Олимпиаду, начиная с 2016 года. Правда, пока не определён класс, но, вероятно, им снова станет Tornado. На том же форуме в Афинах были полностью пересмотрены все олимпийские классы и решения Ассамблеи многим не понравились. Во-первых, был исключён Star. Во-вторых, 470 сделали смешанным классом. В-третьих, RSX теперь спорит за своё место в Олимпиаде с кайтсерферами… А также в программу пока включен и женский «скиф», которым, вероятно, станет 29er. Все эти решения ещё должна подтвердить полугодовая конференция ISAF, которая состоится в мае 2011 года в Санкт-Петербурге.
Среди названных классов как-то странно выглядит кайтсерфинг. Однако есть один аргумент в их пользу. В ноябре WSSR ратифицировал рекорд скорости, установленный при помощи ветра – 54 узла! И этот рекорд принадлежит не яхте и не тримарану, а именно кайтсерферисту из США Робу Дугласу… Это настоящий вызов энтузиастам скорости, например, Алану Тебальду, создателю гидрофойл-тримарана L’Hydroptere, который в прошлом году установил рекорд скорости в 53 узла. Сейчас Алан работает над проектом сверхскоростного тримарана для океанских гонок. Надеемся, что в следующем году он вернёт себе титул создателя самого быстрого девайса, движимого только силой ветра.
(От редакции: совсем недавно L’Hydroptere разогнался до немыслимых 61 узла… но сразу после этого перевернулся.)

Декабрь
С 7 по 12 декабря Майами принимал последний этап сезона RC44. В Мельбурне 12 декабря стартовал первый этап Кубка ISAF сезона 2011 в олимпийских классах. В Сиднее 26 декабря традиционно будет дан старт гонке Сидней-Хобарт. Прямо на Новый год стартует кругосветка Barcelona World Race.
Украинские спортсмены примут участие в международных соревнованиях в Испании, Хорватии и Катаре. Это будет традиционная регата Xmas Race в Испании, в которой примут участие три наших «финниста». Флот Laser и Laser Radial отправится на этап Кубка Европы в Хорватию, а два наших экипажа 470 – в Катар на юниорский чемпионат мира 2010. Желаем им всем удачи!