Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

МУЖИКИ!!! или «Через океаны с Energy Diet»

#------

«Дорога в 10 000 ли начинается с первого шага»
(древнее китайское изречение)

25 марта 2013 г. на острове Пхукет (Таиланд) завершилась длительная кругосветная экспедиция, состоявшая из четырёх этапов. Возглавляемая Анатолием Куликом — бессменным капитаном и «вечным двигателем» всех своих начинаний — команда российских яхтсменов на 12-метровом парусном катамаране причалила к тому самому пирсу, от которого и стартовала в далёком 2008 году. Ликование встречающих, ажиотаж в рядах прессы и телевидения, усталые улыбки измученного Океаном экипажа… Ещё бы! Ведь впервые в истории мореплавания земной шар обойдён на хрупком надувном судне!!! И сделали это простые сибирские мужики…
Впрочем, как это часто в жизни случается, начиналась экспедиция отнюдь не гладко. И, если уж детально разобраться, то не с Пхукета — гораздо раньше…

Предыстория
Уроженец Краснодара, Анатолий ещё со школьных лет пристрастился к туристическим походам и путешествиям: были исхожены предгорья Кавказа, сплавлялся он и по его бурным речушкам… В институте активно занимался спортивными танцами, любит это дело до сих пор, однако тяга к водной стихии всегда перевешивала (шутка ли — к настоящему времени практически весь Союз изъездил!). С 1980 года всерьёз увлёкся парусным туризмом.
В 1989 году, оставив «науку», он основывает приватную фирму по изготовлению спортивных лодок и снаряжения: начинал с фанерных швертботов, со временем стал клеить и надувные катамараны…
Впрочем, несмотря на полную занятость, парусный туризм кэп не забросил. Но теперь, выбираясь в поход или на регату, Анатолий берёт с собой одну из моделей, склеенных на собственной верфи — чтобы в реальных ветро-волновых условиях лично испытать своё детище. И за десять лет таких тест-драйвов, накопив громадный опыт (как яхтсменский, так и конструкторский), Кулик «вылизал» свои суда до совершенства. Отныне его фамилия — брэнд, его фирменная продукция пользуется стабильным спросом… Успех? Несомненно. Но потомственный кубанский казак, волею судьбы осевший в Новосибирске, и не мыслит почивать на лаврах. «На надувном судне — через Индийский океан!» — вот какая у него теперь мечта.
Впервые в настоящем океане
Три года ушло на выбор и обмозгование маршрута. Главная спортивная цель, стоявшая перед командой, — поднять на новую высоту планку сложности путешествий, совершаемых на разборных туристских парусных судах.
В качестве основного плавсредства выбрали SibCat 27. Аналогично прочим куликовским многокорпусникам, он снабжён разборным прочным «куликоидом» — трубчатой четырёхгранной пирамидой, служащей и остовом палатки, и силовым каркасом 8,5-метрового судна. Причём палатка из негниющего, стойкого к солнечной радиации ПВХ-тента соединена с палубой так, что даже при накрытии волной внутри задраенной «каюты» сухо. (Кстати, шуточное определение «куликоид» со временем прижилось настолько, что впору снимать кавычки. Патент РФ, между прочим). Однако главная «фишка» конструкции — многослойные несущие поплавки, в каждом из которых по четыре воздушных баллона: маленький кормовой, большой основной и два дополнительных двухсекционных. Особенность последних: любой из двух при 100% накачивании полностью перекрывал объём другого (живучесть судна — прежде всего!).
…Приземлившись с полутонной багажа в ОАЭ, пятеро сибиряков-единомышленников (Анатолий Кулик, Геннадий Пикалов, Юрий Маслобоев, Евгений Ковалевский и Павел Гридин) в темпе «утрясли» досадные промахи, собрали и спустили на воду свой SibCat 27 и через семь дней, 19 декабря 2006 г., наконец-то отправились в поход. «Мы не брали с собой надувных спасплотов — по сути, мы уже были на нём!»
Стартовав с восточного побережья Аравийского полуострова (ОАЭ), мореплаватели прошли вдоль Омана, затем через Аравийское море — к Лаккадивским и вдоль Мальдивских островов (с остановкой в Мале), далее — к югу полуострова Индостан (Полкский пролив + Шри-Ланка), следующий переход — через Бенгальский залив до Андаманских островов и, наконец, — завершающий бросок через Андаманское море с финишем в Пхукете (Таиланд) 15 февраля 2007 года.
За этот 3700-мильный переход всем его участникам присвоено звание «Выдающийся путешественник России». Однако дерзкое двухмесячное плавание не столько утомило, сколько раззадорило команду. Мол: «Индийский океан мы осилили, так почему бы не попробовать вокруг света — пусть даже и в несколько этапов?!!»
Вокруг «шарика» — на многокорпусных туристских «надувастиках»!
Великое это дело сибиряки решили начать с точки финиша их прежней экспедиции, но на этот раз идя в обратном направлении — с востока на запад. Год ушёл на подготовку и сборы, и вот 17 февраля 2008 г. SibCat 28 отваливает от пхукетского пирса.
Тёплый тропический океан встретил не очень гостеприимно: на 3-й день «с концами» смыло геннакер, затем у Никобарских островов попали в такой дикий сулой, что напрочь растрясло левую рулевую коробку. (Кое-как починенный, левый руль так и не работал до самой Шри-Ланки — почти 1500 км шли под одним правым!). Очередная неприятность: в Мале сошёл на берег Александр Проваторов (работа!) и на борту остались только «кэп» да молодой матрос Алексей Саратовкин. Однако мало того, что теперь вся нагрузка ложилась на двоих, — в придачу и мотор после Гоа сломался.
Впрочем, восхитительных моментов океан тоже дарил предостаточно (цитирую из судовых записей):
«…Иногда на палубу залетают маленькие рыбки, ночью кальмарик запрыгнул.
…Штиль, ни ветерочка. Днём к нам подошла черепаха. В длину зверюшка метра четыре, как раз поперек катамарана. Грандиозная конструкция.
…Утром, совершая моцион по носовой палубе, я обнаружил водяную змею. Змея выплыла из-под поплавка, потом куда-то занырнула. И всё это посреди моря!..»

«Таиланд — Мальдивы — Гоа — Фуджейра». Почти 8000 км Индийского океана малочисленный экипаж катамарана одолел за 50 дней, в полночь на 7 апреля «кинув якорь» в порту Фуджейры (ОАЭ). Яхтсмены тут же радировали родным: «Состояние команды бодрое, самочувствие — тоже». Первый этап Siberia Transocean позади!
Второй этап первоначально планировался через Красное, Суэц и Средиземное море — прямо в Атлантику. Но потом передумали: Сомали недалеко, пираты… Поэтому в феврале 2009-го русские туристы прибыли в Гоа (Индия), откуда и стартовали 10 числа на Сейшелы. Экипаж: А.Кулик, В.Манилов, И.Ивлев, А.Сажнов и Н.Храповицкий.
Как и рассчитывал капитан, протяжённость маршрута «Гоа — Сейшельский архипелаг» (в том числе финальный 2500-километровый «нон-стоп») составила 3500 км. И катамаран «Экспедиция» прошёл весь этот путь за 20 дней, причалив к острову Виктория 3 марта. Правду говоря, задачей-максимум мыслился 2-месячный вояж с конечной швартовкой в Кейптауне, но пришлось пока остановиться на достигнутом: ввиду глобального экономического кризиса на дальнейший путь уже не хватало денег…
Третий этап прошёл под слоганом «Через океаны с Energy Diet»: капитан Кулик всё-таки нашёл серьёзного спонсора, поддержавшего его начинание.
Из-за «недоработки» на 2-й стадии теперь сибирякам предстояло покрыть около 12500 км — от Сейшел до самой Бразилии. Из них 7000 км приходится на Атлантику, и если получится, это будет рекордный безостановочный переход на спортивном надувном судне (соответствующая заявка на рекорд уже подана в Книгу Гиннесса). Правда, вместо «боевого» SibCat-28 далее пойдёт тримаран (куликовской верфи, естественно). Он уже дожидался на о.Маэ, куда 7 ноября 2010 г. прибыла старая бывалая команда: А.Кулик, Е.Ковалевский, П.Гридин и Ю.Маслобоев. Евгений Ташкин, фото-видеооператор от спонсоров, зачислен пятым членом экипажа.
Через день тюки с тримараном сгружены, за три дня Energy Diet был собран, спущен на воду и даже испытан. Однако далее… А далее островные власти запретили тримарану покидать Сейшелы — пару дней назад в местных водах пиратами были атакованы два судна-рыболова… Нарушать запрет несерьёзно, оплачивать эскорт слишком дорого (как минимум, $40000!). Реальный выход: переправиться на Мадагаскар или Маврикий, откуда вроде бы разрешён выход в море.
25 ноября команда и упакованный в багаж тримаран перебираются на остров Маврикий. Затем две недели растаможки, лихорадочная сборка и, наконец, капитан вносит в судовой журнал запись: «Путешествие началось — 15 декабря тримаран Energy Diet покинул порт Луи!»
23.12.2010 г. прибыли на Мадагаскар. 07.01.2011 г. — в порт Дурбан. Здесь 10 дней отоваривались и копили силы, стартовав 17 января к Ист-Лондону.
Из записок «Адмирала Джека» (Евгения Ковалевского):
«…Моя вахта сегодня с 21.30 до 24.00. Встал и понял: океан начал очередную «проверку на вшивость». Огромные волны набегают с кормы и наваливаются прямо на кокпит.
…Утро 18 января. Тревожно. Что-то должно произойти. Океан уже совсем не шутит. Женя Ташкин фиксирует скорость судна 38.8 км/час. И развязка не заставила себя ждать. Мы взлетаем на гребень и стремительно ныряем вниз. Передняя часть катамарана исчезает под водой. Он теряет управление. Две стальные трубы в носовой части левого аутригера ломаются, двухметровый выход поплавка заворачивает вниз и внутрь — аврал. Ситуация угрожающая. Вдруг перед нашим носом вырастает огромная стальная стена. Это корабль, идущий прямо на нас…
Юра Маслобоев и Женя Ташкин невероятными усилиями выправляют левую гондолу, доламывая согнутые на 120 градусов металлические трубы. Баллон расправляется — к счастью, он не порван. Я выбрасываю плавучий якорь. Ташкин и Кулик выползают на левую гондолу. Юра подаёт верёвки и деревянные брусья. Я снимаю на видеокамеру, предварительно упрятанную в защитный бокс. Волны обложили со всех сторон. Высота их от 5 до 7 м. Вот уже два бруса подвязано. Идущий сухогруз почти нависает над головой. Ташкину, основному вязальщику, плохо, его не отпускает морская болезнь, но он, превозмогая тошноту, вяжет верёвками на закрутках наше деревянное спасение. Рвота бросает Женю на сетку, его сменяет Кулик. Юра орудует ножом, рискуя поранить и себя, и меня, так как я пытаюсь снимать, максимально вписываясь в происходящие события.
К великой радости, на корабле заметили нашу скорлупку. Корабль сбавил ход и остановился в 50 метрах чуть правее нас…»

Издавна юго-восток Африки вызывал у мореходов ужас: господствующие здесь южные ветра встречаются с сильным Мозамбикским течением, образуя волновую толчею. Сколько кораблей тут погибло!.. Тем не менее Energy Diet, преодолевая штили и шторма, упорно следует вдоль берега, направляясь к мысу Игольному — самой южной точке Чёрного континента.
Перед самым входом в Кейптаун команда имела очередное испытание «на вшивость». Дело в том, что ветер определённого направления как бы концентрируется прибрежными скалами, вдобавок мелководье ещё вздыбливает волну. В общем, даже с берега — жуткое зрелище. Местные называют это «Дыханием Дьявола». И сибирякам «повезло»: прежде, чем добраться до тихой пристани, они нутром прочувствовали это «дыхание».
Из записей Е.Ковалевского:
«…27 января 2011, утро. Скорость ветра 30-35 узлов (15-18 м/сек). Мы идём, куда и планировали, — в гавань Аут-Бэй, пригород Кейптауна.
Впереди двуглавая гора. Это знаменитый мыс Доброй Надежды, мыс нашей мечты. Но именно здесь разбиваются корабли…
…Скорость ветра стремительно растет, 30-40 узлов. Виден заход в марину. Справа и слева скалы. Надо заходить из-под правого берега. Но там огромная прибойная волна. Страшна не столько её высота (кажется, что не менее 8 м), сколько почти вертикальная передняя стенка. Скорость ветра уже просто бешеная — 50 узлов (25 м/сек)…
…Раздается резкий хлопок — заполоскало стаксель. Порывом ветра разогнуло стальной карабин. Парусов нет. Нас просто серфит по поверхности…»
.
Вышедшие навстречу катера морских спасателей (NRSI) в любую секунду готовы были взять тримаран на буксир, но Кулик жестами дал понять: «Худшее вроде позади — сами попытаемся». Получилось!
Отоспавшись и отдохнув, команда взялась за ремонт Energy Diet. Основное внимание было уделено раме судна: все её фиберглассовые детали заменили металлическими.
Кстати, о конструкции и параметрах тримарана: это три надувные гондолы, объединённые пространственной рамой-фермой из стеклопластиковых труб с натянутой на них тканевой палубой. А пятигранная пирамида, служащая основанием мачты и каркасом для палатки-рубки, сделана из стальных труб. Надувные поплавки изготовлены из особо прочной (на полиэфирной основе) воздухонепроницаемой ткани. Все они разделены герметичными переборками на три автономные секции, причём дно продублировано вторым слоем ткани, что делает его практически непробиваемым. Палатка-рубка состоит из двух независимых секций: носовой (грузовой «гермомешок») и кормовой (жилой отсек с двумя гамаками). Парусный гардероб: основной и штормовой гроты, три стакселя, кливер и геннакер. С таким набором можно нести эффективную парусность при ветрах от 1 до 8 баллов…
Длина судна 11 м, ширина — 7,6 м, вес порожнем — 800 кг (после реконструкции — около тонны). Мачта возвышается над водой на высоту 12 м. В разобранном виде длина упаковки не превышает 3,8 м, вес каждой — не более 50 кг.
Из записей Е.Ковалевского:
«30 января 2011. Вечером поехали в Кейптаун. В небольшом африканском ресторанчике Кулик возжелал танцевать сальсу (наш капитан в Новосибирске широко известен в узких кругах, как превосходный танцор). Толя поначалу присматривался к танцующим парам, оценивал их уровень, сравнивал со своим. Наконец капитан допил очередной бокал вина, ощутил готовность к танцевальному творчеству и смело пригласил высокую мулатку. Нежные движения заскорузлых кистей, отточенные пассы гибкого обветренного тела подхватили мулатку и закружили в бесшабашном сальса-ритме…»
3 февраля отремонтированный и спущенный на воду тримаран вновь покачивался у пирса марины, его команда в кают-компании клуба давала пресс-конференцию. После «официоза» всех пригласили на коктейли «Energy Diet». Желающих оказалось много, даже началось столпотворение. Остаток спонсорской продукции отдали спасателям, которые оказали русской команде неоценимую поддержку в условиях экстремального захода в гавань.
7 февраля тримаран покинул Кейптаун, 13-го судно прибыло в Уолфиш-бэй (Намибия). Итого командой Energy Diet пройдено 5600 км. Чуть меньше половины…

(Продолжение следует.)

По материалам www.kulik.ru и ocean.energydiethd.com

P.S. Вопреки своим заверениям, Анатолий Кулик уже инициировал новые гонки через Черное море на «надувастиках». Подробнее — в следующих номерах «Фарватера», одного из медиаспонсоров проекта.