Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Мифы и реалии яхтинга

#------

«…Плавание под парусами – плавание ради удовольствия,
спорта, ради острых ощущений и
безмятежного наслаждения жизнью».
В. Гловацкий, польский яхтсмен.

Интерес к яхтингу в Украине достаточно высок. С другой стороны – особого изобилия белых парусов в водной акватории не наблюдается. В чём же причина? В советские времена само собой подразумевалось, что обыкновенному человеку яхтинг недоступен. Что под парусами ходят или спортсмены, или «избранные». Пришло время развеять эти мифы!

1. Яхтинг – это дорого
Действительно, в футбол играть дешевле: даже суперсовременный мяч стоит от силы пару сотен долларов, а вот яхта – от 15 тыс. евро до миллионов. Но нужна ли вам собственная яхта?
«Для того, чтобы получить удовольствие от отдыха или отпуска на яхте, её не обязательно покупать, можно просто арендовать – взять в чартер. К примеру, круиз под парусами по Чёрному морю от Балаклавы до Турции и обратно обойдётся в 400 евро (на человека – Ред.). Такой отпуск может себе позволить человек со средним доходом», – утверждает Максим Данько, директор чартерной компании «Максис-Яхтинг».
Существует два вида чартера. «Bare-boat» («голая» яхта) означает «арендовать яхту без экипажа». Т.е., сам взял, сам и управляешься. Несомненные плюсы: на борту нет лишних людей, которые «напрягают» вашу компанию или семейство; отдых получается действительно активным и романтичным, с элементами моряцкой практики, вахтами на руле и даже навигации (кто в детстве не мечтал быть капитаном?!).
И режим отдыха подбирается «под себя»: можно лениво бродить между маринами (от ресторана до ресторана), можно заняться поиском нетронутых человеком уголков дикой природы, а можно и в гонках поучаствовать – подобные чартерные регаты-фестивали достаточно популярны в Средиземном море, к примеру «Эгейская регата» или «Неделя Мармариса».
Минусы чартера «bare-boat»: в экипаже хотя бы пара человек должна быть толковыми яхтсменами, минимум один – с соответствующими капитанскими «корочками». Да и яхта может быть размерами не более 50 футов – суда бОльших размеров всегда комплектуются профессиональной командой.
Если подобралась компания абсолютных новичков, да к тому же обожающих, чтобы их «прокатили» и обслужили – нет проблем, заказывайте второй вид чартера – экипажный («crewd charter»). Ваше дело – указать капитану пункт назначения, а стюарду – любимые блюда. А затем можно наслаждаться плеском волн и окрестными видами. Но, скажем честно, это уже не совсем яхтинг…
Если же первичное увлечение крепчает и переходит в устойчивое хобби, а душа просит регулярного драйва – можно напроситься в состав экипажа. Просто идите в ближайший яхт-клуб и поговорите с капитанами – наверняка у многих недобор рабочих рук. Прекрасный способ не только обучиться азам хождения под парусами, но и возможность стать полноценным яхтсменом. А там и о собственной яхте задуматься можно…

2. Разве это отдых – шторма и болтанка?..
«При правильном выборе круизного маршрута и сезона – хорошие погодные условия обеспечены», – возражает Олег Дерняев, яхтенный капитан, компания «Interyachting» (Кипр). Самые распространённые ареалы для чартерников – среди островов или вдоль побережья, с недлинными переходами. В случае ухудшения погоды всегда можно укрыться в бухте или марине.
Далее: если ветер больше шести балов, яхты обычно в море не выходят. «Зачем портить себе отдых болтанкой? – спросят вас итальянцы, – Сходите лучше в оперу, музей или в ресторан. А на следующий день, когда море утихомирится – снова в путь».

3. На небольшой яхте нет комфорта
«Комфортабельность современных яхт поразительно отличается от тех, что были доступны в советские времена», – поясняет Константин Коновалов, чартерный яхтенный капитан.
Современные яхты – это мини-дачи на воде, со всеми надлежащими условиями и даже спутниковым телевидением. Просмотрите рубрику «Эллинг» нашего журнала, и вы в этом убедитесь. Такое фешенебельное оформление можно встретить не только в эксклюзивных яхтах, но и в относительно доступных Bavaria, Hunter и т.д. Как правило, в любой яхте длиной от 10 м имеется минимум две раздельные спальни, кают-компания (с камбузом), изолированный санузел с душем, аудиосистема, холодильник… А в лодках побольше да посолиднее есть и видео, и кондиционер, и даже джакузи!

4. Яхтинг опасен для жизни
Конечно: вода – не самое безопасное место изначально, будь то купание на пляже или круиз на большом лайнере. Но обратимся к статистике: яхтинг, как оказалось, гораздо безопаснее, чем дайвинг, горные лыжи, езда в маршрутке и даже переход улицы по «зебре».
А наиболее удивительное вот что: парусная яхта признана одним из самых безопасных видов судна! «Именно поэтому во всех странах мира на яхты самые низкие страховые ставки», – подтверждает Александр Казнадей, президент Федерации парусного спорта Киевской области, капитан яхты «Океан». Неисчислимо количество случаев, когда яхта спокойно выдерживала шторма, которые оказывались не под силу здоровенным теплоходам…

5. Паруса – только для спортсменов
Этот стереотип ведёт своё начало со времён Советского Союза, когда основные усилия были направлены на подготовку яхтсменов олимпийского класса. Мы же говорим о яхтинге, как о способе отдыха. Возрастной диапазон людей, занимающихся парусным спортом, – не ограничен.
«В любой марине мира на борту яхты можно увидеть как семейную пару с годовалым ребёнком, так и пожилых людей», – говорит Дмитрий Яровой, чемпион мира по яхтингу.
В Европе и США вообще популярно после выхода на пенсию покупать небольшое парусное судно, и отправляться в степенные странствия – как в близлежащее море (или по рекам и каналам), так и вплоть до кругосветки. И у нас на водохранилищах обычное дело, когда на яхте управляются с парусами когда 80-летний дедушка вместе с внуком.

Если я не смогла развеять ваши сомнения и развенчать устаревшие стереотипы о недоступности отдыха на яхте – отправляйтесь в ближайший яхт-клуб и испытайте себя в роли яхтсмена. Уже после первого «крещения», как говорят заядлые морские волки, «вы либо полюбите яхтинг на всю жизнь, либо на борт больше ни ногой». Но если вас проняло, поймёте: яхтинг – это даже не хобби. Это образ жизни.