Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Майская «Фарватер»-флотилия, или Первый — пошёл!

#------

Именно «первый».
Ибо если уже на пути домой тебя с горящими глазами спрашивают: «Когда следующий раз?», значит — получилось!
И — продолжение следует!

Отдельное большое спасибо снова хочется сказать руководству PUPAYachting и их украинскому агенту Катерине Лях. На подготовительном этапе обстоятельства, как никогда, складывались против Флотилии. «Ну вы понимаете, ну это жизнь» (Жванецкий). Но Катя всегда предлагала удачные решения проблем, причём они далеко не все были выгодны компании. Вспомнились слова Джана Эрертема, владельца PUPA-Yachting: «Наше кредо — приумножать друзей, а не клиентов. Это не всегда приносит прибыль, но друзья остаются с нами на долгие годы». И это правда: за всё время работы с ними я не припомню ни одной не полюбовно решённой проблемы!
Даже коротко соприкоснувшиеся с ними проникаются доверием. Из записок Люды Мелентьевой: «Нужно сказать, что в PUPA-офисе работают действительно отличные люди…» Спасибо, что вы есть!

Только факты

  • Старт: 1 мая 2011
  • Финиш: 6 мая 2011
  • Маршрут: Мармарис-Гёджек-Гемилер-Экинджик-Мармарис
  • Дистанция: 135 морских миль.
  • Флот: 7 яхт, от 33 до 52 футов.
  • Участники: 32 человека, возрастом от 3 лет 10 месяцев до 60 лет.

Этот поход задумывался («Фарватер» №1/2011) в первую очередь как подспорье для начинающих капитанов-чартерников (психологическая, техническая и консультационная поддержка) и «кузница кадров» — толковых яхтенных матросов. Но подключились семьи, дети и просто любители активного отдыха, поэтому грех было не расширить программу экскурсиями: удивительные ведь места — Малая Азия, с ней половина греческого эпоса связана! Что в итоге получилось — пусть скажут сами участники (их мнения я собрал через 2 недели после мероприятия, в уютном киевском кафе).

Глазами молодых капитанов
А действительно, где ещё в Украине готовят капитанов-чартерников? Нет, не теоретически – парусных школ хватает, "корочками" обеспечат как отечественными, так и международными. Практические занятия по постановке на якорь, взятию рифов, швартовкам лагом и кормой проводят уже единицы. Но хватит ли этих знаний и навыков, чтобы взять под свою ответственность яхту? Дмитрий Допиро, капитан Oventrop (Dehler 37):
– Можно сколько угодно ходить матросом и рулевым, можно освоить парковки и работу с парусами… Вроде бы уже всё ясно. Но только приняв яхту под свою команду, начинаешь с ней действительно знакомиться. По-настоящему, тэт-а-тэт. Когда приходит осознание ответственности за ВСЁ на борту и начинаешь реагировать на каждый новый звук или запах, на изменившийся ход. И решая проблемы, о существовании которых ещё вчера не подозревал, всё отчётливее осознаешь вероятность гораздо более серьёзных: что, если в самый ответственный момент двигатель заглохнет, или ветер чрезмерно усилится, или якорь сдаст…
Дмитрий знает, о чём говорит. До Флотилии он "яхтил" в хорошую погоду с опытными капитанами и кажущаяся беспроблемность той практики взрастила в нём зерно самоуверенности: ну что тут сложного? Человек решительный и легкообучаемый, он прошёл теоретический курс, быстро освоил манёвры и эволюции – почему бы и самому лодку не взять?!
Теперь, когда в его "послужном списке" обрывы снастей, ремонт фановой системы, срыв с якоря и даже навал килём на грунт, он любому скажет: дерзать можно и нужно, но с кем-то опытным в пределах VHF-радиосвязи:
– Без самостоятельной практики шкипером не стать. Но чтобы при этом "дров не наломать", Флотилия – идеальный способ.
Если Допиро не хватало "нахоженности", то другим начинающим шкиперам – навыков маневрирования. У Дениса Мелентьева, капитана Descartes (Harmony 38), за плечами немало миль и навигаций по Днепру, он отработал в нашей чартерной команде прошлым летом, но во главе экипажа – впервые:
– Да уж, идти матросом или капитаном – разница огромная! Особенно, если практики управления под двигателем не густо. Помнится, первая постановка на якорь была просто безумной: умудрились даже соседей краспицами зацепить.
Денису действительно досталось: в его команде был опытный рулевой, но вот матроса-универсала и не хватило. А становиться на якорь пришлось уже в темноте!..
Тут надобно вспомнить и "судьбу-злодейку": чартерный самолёт, на котором летело большинство экипажей, сильно опоздал, а потому приёмка лодок и закупка провизии затянулись на воскресенье. Плюс технические проблемы на двух лодках… В итоге из расписания "вывалились" якорный и шлюпочный тренинги, а на ночёвку к острову Баба пришли к концу светового дня. Для несработанных экипажей со шкиперами-новичками – серьёзнейшее испытание.
К этой ситуации лучше других подготовился Дмитрий Мельников – капитан Aquamarine (Oceanis 34). Как и Денис, он немало "яхтил" на реке, но никогда не "парковал" крейсерскую яхту. А экипаж – супруга и двое детей. Поэтому они приехали накануне и успели основательно потренироваться. Таня освоила якорную лебёдку, а старший Сергей (10 лет) – завоз швартова на берег. Потом вся Флотилия любовалась маленьким бесстрашным матросом, лихо оперировавшим бухтой каната диаметром в его руку! Папа Дмитрий, тем не менее, не скрывает:
– Сами, без Флотилии, мы бы не рискнули выбраться. В такой компании чувствуешь себя увереннее, и интереснее, конечно.
Радикальнее всех к наработке опыта подошёл Максим Короленко, капитан Schnecke (Sun Odyssey 36i). В его активе и переход по Черному морю и штормовой яхтинг на Средиземке – всё в экипаже. А в свой первый шкиперский выход он пригласил лишь одного матроса:
– Именно чтобы работы у обоих было "по горлышко". В большой команде каждый выполняет свою небольшую обязанность, в итоге разъезжаются, зачастую не освоив все яхтенные работы. А мы тут гарантированно освоили всё, причём, меняясь. Хорошая школа получилась!
Максим улучил час экскурсионного (для Флотилии) времени, чтобы потренировать подходы к понтону. А вечером из Фетхие (куда экипаж Schnecke решил отлучиться) пришла СМС-ка: "Первая швартовка в марине удачно завершена!" Я гордился.
Важнейшая функция Флотилии – подстраховка и взаимовыручка. На швартовках экипажи заводили соседям концы, одерживали лодки от навала, возили друг друга в ресторан (не у всех динги были с двигателями). А уж тех-помощь и консультации – само собой: на Descartes засорялся слив сточного бака, на Oventrop помпа не качала воду, на Toska (GibSea 33, одесский экипаж Александра Захарова) не сразу нашли выключатель якорной лебёдки… Даже бывалый Александр Манько (капитан Amore Tera, Cyclades 43.4), за плечами которого не одна тысяча миль, два перехода Черного моря и 8-балльный шторм, год назад по достоинству оценил яхтинг "в компании", когда у его Bavaria 50 двигатель заклинил на заднем ходу…
Наверное, даже Всевышний проникся "обучательной" функцией Флотилии и ниспослал экипажам необычно большое количество поломок и проблем (впрочем, в начале навигации их всегда больше). В процессе их решения и приходит бесценный "опыт, сын ошибок трудных". И с каждым днём моё вмешательство требовалось всё реже, капитаны осваивались быстрее, манёвры на швартовках становились всё увереннее и красивее – шкиперы просто на глазах "обрастали мясом" собственной практики!

Как становятся яхтсменами
Но ещё интереснее было наблюдать за реакцией тех, кто в море (а тем более – на борту яхты) впервые. Владимир Киселёв, старший помощник на Moskenes (Harmony 52):
– У меня два самых ярких воспоминания. До середины второго дня думалось: "Как мне всё это не нравится!..", а в конце последнего: "Неужели всё заканчивается?! Когда следующий раз?!" Действительно, сначала "не пошло" – и погода была неуютная, и слегка укачивало. Но к концу 2-го дня вдруг всё резко поменялось: организм привык, тучи разошлись, солнце пригрело и начался кайф, который с каждым днём только усиливался.
И снова придётся вспомнить недобрым словом авиакомпанию, которая сначала перенесла рейс на утро субботы, а потом – почти на конец дня. В итоге ребята встали рано, а прилетели поздно, уставшие и с накопленным после рабочей недели "недосыпом". Анна Киселёва, жена Володи:
– Первые два дня были мрачных: я вымотана перелётом, плюс на яхте всё непривычно, ещё и укачало – словом, я себе сказала, что это не для меня и больше не повторится. Но в какой-то момент жизнь вокруг просто расцвела, эмоции пошли сплошным позитивом и настроение изменилось диаметрально – хочу здесь всю жизнь провести! А когда совсем обвыклась, уже не хватало хода под парусами, лавировки, крена – меня просто "пёрло" от всего этого!
Итак, вывод №1: прилетать лучше заранее. Чтобы отдохнуть от самолёта и привыкнуть к климату. Увы, большинство не может себе этого позволить, ибо в пятницу ещё на работе… Но стремиться нужно. Артём Полищук (Moskenes):
– Как же здорово, что мы приехали заранее и даже успели потренироваться (с семейством Мельниковых) в постановке на якорь! В итоге с первого же дня я чувствовал себя комфортно, нравилось всё происходящее, и с каждым днём – всё больше. Нравились бурные переходы, ночные швартовки, пасмурное небо и даже дождик.
Артём – просто находка для экипажа: всегда рад любой работе с парусами, завозам троса на берег, рулёжке, вывешиваниям кранцев… У нас всё сделано – он ехал (на динги) завозить швартовые соседям. И даже посуду мыл с блаженной улыбкой на лице – ему было хорошо всё время. Впрочем, давно замечено, что все "активисты" на яхте – как дома, а у Артёма более 600 прыжков с парашютом. К нам присоединился именно "попробовать парус" – подозреваю, не последний раз.
А вот одессит Юрий Сафронов приехал именно практически освоить то, чему уже начал учиться в одесской парусной школе. Но изучать по книгам – одно, а познавать на яхте – совсем другое:
– У меня после Флотилии просто революция в голове, прогресс колоссальный!
Вспомнился комплимент от моего матроса на "Украинской бизнес регате – 2010": "Да я за неделю здесь понял больше, чем за курс лекций в парусной школе!" А ещё вспомнилось, что начальные курсы по системам IYT и RYA проходят только на борту яхты – никаких классных занятий.
В морском деле есть своя романтика, она увлекает и взрослых, и детей. 11-летний Андрей Лозенко (Descartes) долго и настойчиво атаковал меня: "Научите морским узлам!" Все экипажи азартно лавировались даже в неприятную волну. И, не сговариваясь, тренировали "Человек за бортом!".
Константин Фисун (Oventrop)
– Отлично сходили, я бы продолжил. И побольше бы тренировок в пути. Хотя и так хватило, чтобы ощутить, что такое ветер, как яхта себя ведёт в разных условиях…
Как ни странно, на современном круизере работы на всех может не хватать. Анна Киселёва:
– Мне не хватило применения. Я была туристом, который за всем наблюдал, фотографировал и иногда участвовал. Яхта оказалась уж больно атлетичной – я однажды просто повисла на стакселе, в итоге мужчины всё из рук забирали.
Да уж, наша Harmony 52 – действительно для мощных парней. Грот мы поднимали минимум вдвоём (тяжелый), а нирал закрутки генуи так истёр собственные блоки, что и его тянуть приходилось вдвоём, причём нешуточно напрягаясь. И сама генуя такой площади, что, пару раз мотнув шкотами, оставила на моих рёбрах чувствительные синяки. В итоге для девушки остались штурвал (в порядке очереди!) и кранцы. Анна:
– Даже когда капитан на тузике покинул борт и мы предвкушали, мол, "поработаем, джентльмены!", в итоге все бортовые операции сделали настолько быстро и просто, что даже разочаровались. Ходила и перевязывала кранцы правильными узлами…
Я действительно настолько уверовал в свою команду, что позволял себе даже совсем уйти – чтобы не мешать осваивать лодку. И с гордостью смотрел, как это у них получается – спокойно и уверенно. Как и должно получаться у настоящих яхтсменов, выходящих в море за удовольствием.

О прелестях морских скитаний
Александр Калашник (Amore Tera):
– Люди, которые этого не пробовали, просто не поймут как это здорово! Нравится всё: и ход под парусами, и красивые стоянки, и исторические артефакты. Кстати, в этот раз мы гораздо лучше совместили яхтенную составляющую с познавательной – здесь же на каждом шагу история! И ещё: по моим наблюдениям яхты примагничивают позитивных людей.
Саша уже не новичок: прошлым летом он также был в экипаже Александра Манько, одерживал лишённую реверса 15-тонную "махину" и вручную поднимал её цепь с якорем. Словом, "посвящение в матросы" прошёл. А вот отзывы начинающих "мореманов". Сергей Мирошник (Amore Tera):
– Я на Днепре прошёл суточную гонку – понравилось. Но здесь впечатления намного ярче: с волной, зачерпыванием бортом волн, кренами и вообще адреналином. Морская болезнь? Мы же статей в "Фарватере" начитались, на ходу были почти всё время в кокпите – береглись. В итоге, без проблем. Пожелание для будущих Флотилий: побольше бы мероприятий и конкурсов – словом "расцветить" бы.
Людмила Мелентьева (Descartes):
– Моря я опасалась. На Днепре хорошо и привычно, а вот большая волна, думалось, накрыть может. Но в первом же переходе пришла уверенность, что лодка, как поплавок, выпрыгнет на любую волну и ничего плохого не произойдёт. А ещё ощутила, что на ходу уходят в небытие время, бизнесовые проблемы и всё, чем озадачиваешься дома. Волна за волной, ветер дует, брызги летят в лицо и вообще состояние, которого хочется ещё и ещё. Теперь море люблю больше, чем реку.
Людмила Бочарова (Oventrop):
– Сначала думала что "не моё", удовольствие пришло где-то с третьего дня. Самое замечательное – здешние пейзажи, природа. Места тут удивительные!
Кстати, одна из проблем Флотилии – выбор между экскурсиями и тренировками. Капитаны приехали за опытом и умением – им бы подольше практиковаться. Но приглашённые ими друзья и родственники больше "катаются", для них береговая программа – непременное удовольствие. Да и сами "мореманы" возвращались с "хамама Клеопатры" или острова Гемилер с просветлёнными лицами. Из записок Люды Мелентьевой: "…Мы добрались на самую вершину острова прямо к маяку. Оттуда открылся вид, равного которому я не видела никогда в жизни! Раскинув руки, стояла лицом к заходящему солнцу и на душе так было хорошо! Даже странно, что вот прямо сейчас мы на Средиземном море, на яхте и видим красоту, которую большинство наших соотечественников может видеть только на картинках в интернете!.." Впрочем, столь же активно вчерашние "пассажиры" проникались самим процессом движения под парусами. Василий Дерипапа (Amore Tera):
– Особенно понравился предпоследний день, когда в сильный ветер паруса чуть не касались воды. Адреналинистое ощущение, я это люблю. Ещё хочу.
Кстати, на яхте полно развлечений, о которых мало кто догадывается. Например, купание на шнурке (на ходу, конечно), массаж пяток (свесив с кормы ноги на приличной скорости), бегание по борту (зависнув в боцманской беседке над волнами) или даже лежание на носу. Рецепт последнего: лечь на живот, высунуть голову за борт и смотреть, как форштевень режет волны. Что тут такого? А попробуйте! Ада Мелентьева (13 лет, Descartes):
– Как жаль, что лежание на носу мы открыли только на 5-й день. Конечно, не насмотрелась – ещё бы недельку!..

Вместо послесловия
Татьяна Малета (Amore Tera):
– Я до сих пор оттуда не вернулась. Телом на работе, но утром, в обед и вечером пересматриваю фотографии… Прихватило просто с головой – море впечатлений!
Марина Чеканникова (Oventrop):
– А самое неприятное будет, если ты скажешь, что мы больше никогда не пойдём!
Пойдём, Марина! И не раз! И не только туда – идей много!
Буду их публиковать на страничке "Флотилия" (в разделе главного меню) сайта ukryachting.net.
Или в группе "ФАРВАТЕР-флотилии" на Facebook.
В конце концов, спрашивайте по E-мail info@ukryachting.net или телефону +380504411177
Продолжение следует!

Богдан ПАРФЕНЮК,
капитан Moskenes, организатор Флотилии.


Отдельное большое спасибо снова хочется сказать руководству PUPA-Yachting и их украинскому агенту Катерине Лях. На подготовительном этапе обстоятельства, как никогда, складывались против Флотилии. "Ну вы понимаете, ну это жизнь" (Жванецкий). Но Катя всегда предлагала удачные решения проблем, причём они далеко не все были выгодны компании. Вспомнились слова Джана Эрертема, владельца PUPA-Yachting: "Наше кредо – приумножать друзей, а не клиентов. Это не всегда приносит прибыль, но друзья остаются с нами на долгие годы". И это правда: за всё время работы с ними я не припомню ни одной неполюбовно решённой проблемы! Даже коротко соприкоснувшиеся с ними проникаются доверием. Из записок Люды Мелентьевой: "Нужно сказать, что в PUPA-офисе работают действительно отличные люди…"
Спасибо, что вы есть!