Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

«Деревянная классика» Финляндии

#------

Самолёт плавно снижается над Финским заливом, а я разглядываю балтийские шхеры, архипелаг небольших островов на подлёте к столице Суоми. Свершается моя давняя мечта – воочию познакомиться с классическим деревянным судостроением Скандинавии.

За последние годы мы так привыкли к пластику, что совершенно забыли о дереве. А ведь это древнейший судостроительный материал! Бывая в Европе, я не раз удивлялся той любви и бережливости, с которыми наши западные соседи относятся к старым судам. Такие лодки поддерживаются владельцами в идеальном состоянии; даже самые старые и «убитые» корпуса покупают и продают, реставрируют, заново оснащают и – спускают на воду!
Наверное, каждый видел отреставрированный ретромобиль. Таким же образом французы и немцы, англичане и шведы, и даже сверхпрактичные американцы возрождают до лакового лоска старые деревянные суда – у них это приравнивается к художественной и даже научной работе!
Не знаю, идут ли финны «впереди планеты всей» в этом плане, но увиденное впечатлило и меня и Сергея Ступницкого (менеджера командировавшей нас сюда «Панавто»), с которым мы вместе фотографировали деревянные суда – классические балтийские шхуны и фолькботы.
Прямо в сердце финской столицы – многочисленные причалы. Интересно то, что нет чёткого разделения: деревянные яхты соседствуют с пластиковыми и металлическими, приватные – с чартерными.
В марине царит морской дух, выраженный в символике – «горячие финские парни» не ленятся стаскивать ко входу старинные адмиралтейские якоря, винты от ледоколов, цепи, кнехты и блоки.
Из полезного отмечаем, что на подходе к причалу, где выстроены шхуны для круизов, – стенд. На стенде – фото и информация о каждом паруснике: название, владелец, технические данные. Любой прохожий может с этим ознакомиться, не отрывая капитана от дела!
А у капитанов – дел невпроворот. С самого утра в марине уже кипит работа – с истинно скандинавским упорством команда трудится над чистотой лодок, – здесь убеждаешься, что сохранность дерева на воде держится на трёх «китах»: Бережливости, Уходе, Внимании.
Матти Луона, владелец и капитан лодки Nora (рыбацкого баркаса, переделанного в прогулочное судно), рассказывает:
Nora – моя жизнь и моя любовь. Я вышел на пенсию, купил старый корабль и реставрировал его – теперь всё свободное время я провожу с друзьями в море.
А чем Вы занимались до пенсии?
Так, – улыбается капитан, – импорт-экспорт…
Что покорило меня в его лодке – почтенный возраст. Судно было построено в 1943 году, дизель на нём – 1949 года. Вы не представляете, как всё сохранено и ухожено!
В те времена Финляндия была на военном положении, – говорит капитан Луона, – и здесь не строили рыбацких лодок. Поэтому баркас был построен в нейтральной Швеции из прочнейшего шведского дуба. Видите – он идеально сохранился до сего времени!
Осмотрев корпус, проникаешься уважением к дереву и к шведским кораблестроителям 1943 года.
Дальше в марине несколько кораблей парусных – то, что называется «классическая балтийская шхуна». Это суда со своей историей и особенностями в конструкции, многим из них за 100 лет! Откуда они появились?
Финны рассказывают, что большая часть шхун была построена в XIX веке, когда застраивался Хельсинки – необходимо было к городу подвозить щебень и песок из удалённых карьеров. Для этих целей были построены грузовые шхуны. Потом на них возили другие грузы – доски, дрова, потом ловили рыбу, а потом… Думаете, всё было попилено или затоплено? Ничего подобного! Корпуса подновили, отремонтировали, переоборудовали каюты, и теперь этот флот – украшение финской столицы и национальное достояние!
Школьники на каникулах приходят с учителями сюда на экскурсии – опытный шкипер объясняет, как устанавливать паруса, как называются снасти, как работают механизмы. Интересно? Ещё бы! Своеобразная конструкция – высокий борт, всё тщательно укрыто на палубе – особенности северного судостроения. Ещё удивляет рогатая печная труба, торчащая над кубриком шхуны. Это – обыкновенная печка, которая стоит на каждом таком судне! А что вы думаете – на Балтике не холодно? Холодно ещё как – люди говорят, что на некоторых северных шхунах есть даже камины! Не думаю, что ими пользуются при сильной качке…
Дальше у причалов – небольшие юркие лодки, открытые, с длинным румпелем, который начинается, понятно, у транца, а заканчивается у самой мачты. Почему? Шкипер позапрошлого века мог ставить паруса в одиночку, не отходя от румпеля. Правда, когда сейчас на эти лодки установили моторы, моряки жалуются, что при вибрации от двигателя такой длины румпель неудобен. Но это уже другой вопрос, главное – престижно быть владельцем оригинальной эксклюзивной лодки, всё остальное – мелочи…
Может быть, именно на этом держится неувядающая любовь северных яхтсменов к своим традиционным парусникам? Рассматривая их в водах Финского залива, вспоминаешь старую поговорку – «Классика всегда в моде». Думаю, об этом вспомнят и в наших водах…

Константин КОНОВАЛОВ.