Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

«Гафельный парус» и барная стойка в «ластичном вестибюле» или Ещё раз о переводной литературе

#------

Что парусно-яхтенного чтива становится всё больше и больше – это замечательно. Даже если она почти сплошь переводная. Однако зачастую количество информации растёт пропорционально снижению её качества. Электронные переводчики при поверхностном знании темы становятся кладезем анекдотов и ляпов, где «брашпиль вклинивается между роульсом и кнехтом». Так вот: раскрыв ещё один толстый глянцевый журнал, недавно появившийся в России, помимо массы красивых картинок мы обнаружили весьма занимательный перевод.

Читаем: «Парусное вооружение выполнено с бермудским шлюпом и бушпритом»… Вот ведь: слова вроде бы стоят правильные, а по сути чушь несусветная.
«Отличающееся подчёркнутой вытянутостью форм судно может иметь парусную площадью, распределённую между тремя мачтами, и таким же количеством носовых парусов».
«Носовые паруса», может, и понятнее рядовому читателю, только совсем не к месту возникает ассоциация с носовыми платками, которые ну никак не подходят для 53-метровой шхуны, которую автор описывает.
Ещё одно интересное название – «гафельный парус»: «Оснащенный мачтой в 40.3 метров катамаран обладает парусной площадью (гафельный парус + солент), составляющей 375 квадратных метров…» Насколько я знаю, гафельным бывает вооружение. И, кстати, что такое «солент»?
Далее. На приличной моторной яхте, оказывается, должно быть «место для рыбалки на крупный улов». Читаем оригинал: «Но самым большим новшеством данного творения Х является организация помещений, хотя уже само по себе помещение кокпита, связанного двумя лестницами с кормовой платформой, являющейся местом для рыбалки на крупный улов с баками для живой наживки и холодильниками, представляется очень индивидуальным решением».
Продолжаем: «Из-за своих кулинарных пристрастий хозяева судна решили превратить помещение, отведенное под кастрюли и конфорки (находка! Это, наверное, чтобы не писать банальное слово «камбуз»), в связующий элемент между наружной частью (чего?) и расположенным внутри обеденным залом. Перемещаясь отсюда в сторону носовой части, после ластичного вестибюля, (А это что? Красивый дизайнерский термин?)»
Ладно, с дизайном моторных яхт ещё как-никак, но вот парусные яхты дают воображению автора (или переводчика) разыграться не на шутку: «Не перестают привлекать к себе внимания размеры как двух продольных мостиков, так и носовой палубы с мачтой, окаймлённой лебёдками фалов». Ну до чего ж красиво! Так и хочется взять кисть и изобразить эту мачту, «окаймлённую лебёдками фалов». После этого «бизань с устройством сматывания», «сматывающие устройства Х для носового паруса» и «погон гафельного паруса», уже знакомого читателю, на творческие находки больше не претендуют.
Более загадочным получилось следующее описание интерьера всё той же яхты: «Далее, в сторону носовой части, идут две двухместные каюты для гостей и наконец – зона экипажа, включающая, помимо трёх кают, кухню и расположенную в центре зону прокладки курса… Но уже начиная с пятой лодки, находящейся сейчас на Карибских островах, зона прокладки курса простирается по всей правой стене». Вот это да! Пятая лодка – просто сумасшедшая удача для штурмана, которому отведена вся правая стена яхты! Видимо, туда рекомендуется прикнопить все карты Карибского моря, чтобы, не дай Бог, не пропустить появление пиратов.
На другой 45-метровой парусной яхте применено интересное решение по оборудованию флайбриджа: «В Х сразу обращаешь внимание на красивый флайбридж, оснащенный удобными диванами и местами для принятия солнечных ванн, а также большим обеденным столом. Отсюда же открывается прямой доступ к наружному посту управления яхтой, снабжённому всеми удобствами» Вот это действительно яркое, свежее решение – все удобства вынесены на флайбридж, чтобы рулевой не слишком отвлекался от управления яхтой и маневров.
Вы никогда не задумывались, что же является «душой» яхты? Движитель? Нет, не верно. Можете гадать, но никогда не додумаетесь до такого простого решения, воплощённого на той же яхте (уже под флайбриджем): «Пройдя через двойную дверь, ведущую в гостиную, открывается скрытая «душа» яхты, главной характеристикой которой является внимание к деталям интерьера (Вот где собака порылась! Ещё немного – и мы уже приближаемся к разгадке.) Барная стойка в кокпите (‼! Вот она, родимая, где находится!), например, (а что, очень удачный пример!) продолжается изогнутой линией в дневной зоне; настенные панели из инкрустированного красного дерева, опять же с орнаментом из восьмиугольников и прямоугольников…» Барная стойка в дневной зоне с орнаментом! Это что-то из романов Стивена Кинга про сумрачную зону. Или из сказок про Кащея Бессмертного, чья смерть спрятана в яйце, а яйцо в утке и так далее. Господа судовладельцы, счастливые обладатели барных стоек на яхтах! Берегите их! Страхуйте их дополнительно. И пусть ваши яхты живут долго и счастливо!
Не пугайтесь, но на яхте есть и ночная зона! Видимо, для нежелательных гостей. «Извилистая лестница ведёт в ночную зону. Перила из гнутого дерева и настенные панели тонкой работы даже для этого «служебного» (вот, автор сам проговорился, какая это тяжёлая работа – устранять ненужных гостей), связующего два мира (опять себя выдал) – ночной и дневной – помещения».
Вот теперь стало понятно: заказчик этой яхты – пират, подрабатывающий в Карибском море. Это подтверждает и дальнейшее описание: «Иллюминаторы кабины выходят на две стороны, переднюю и левую, позволяя всегда держать под контролем ситуацию в море». Так что будьте осторожны, пираты Карибского моря не выдумка! Журнал-то совсем свежий – № 2/2008.

И в завершение – немного романтики. Это уже про другую яхту: «24-метровое парусное судно, которое рождается с намерением создать связующее звено между морем и небом» Красиво, правда? Далее автор объясняет: «Бороздить море, унесённые ветром (немного из разных опер, но тоже впечатляет), означает испытать богатство одиночества и молчания, пространственно-временный континуум, в котором настоящее существует вне границ времени». Это у нас парусный спорт – так это парусный спорт, а тут – пространственно-временный континуум! Это вам не хвост собачий – Романтика!
Далее рассказ идёт про какую-то Патрицию. У неё, несмотря на романтический склад характера, видимо, боязнь открытого пространства, поскольку: «Находясь на судне, можно наблюдать за морскими пейзажами, которые проецируются с помощью телекамеры». Также романтичной девушке не подобает крутить грубый штурвал, поэтому навигационные мониторы находятся «возле рулевого устройства на 2 человека с рулевым колесом».
Итак, оставим нежную Патрицию в компании переводчика. И спасибо ему и авторам за такое занимательное чтение. Ждём продолжения!

Ольга ЕФИМОВА-СОКОЛОВА.