Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Zodiac Pro 20 Man

#Zodiak

Если для Украины RIB-ы всё ещё в диковинку, то в Европе и Америке их не счесть. Причина – в исключительно удачном сочетании свойств материалов корпуса: жесткое днище даёт отличные скорость и поведение на волне, а надувные борта обеспечивают завидные лёгкость и грузоподъёмность.
Очередную возможность «обкатать» RIB я получил в Стокгольме. Речь о Zodiac Pro 20 Man – флагмане ряда-бестселлера у самого известного в мире производителя «надувнушек».

Для начала беседую с представителями Zodiac – как они сами характеризуют новую (2006 года) модель. Назвали 4 главных пункта:

  • повышенная мореходность – днище специально проектировалось на морскую волну;
  • большая вместимость – 20 человек или 2,8 тонны груза (недурно для 8-метровой лодки!);
  • повышенная автономность – большой бак (450 л) позволяет далеко уехать;
  • универсальность – на большую плоскую модульную палубу можно установить самую разную «начинку» (в зависимости от использования).

Итак, лодка передо мной: ровная линия борта, слегка приподнятый нос, белый пластик палубы, серые баллоны по периметру, центральная консоль с сидениями примерно на середине длины. На самом носу – «глазастая» (с ходовыми огнями) пластиковая отформовка (как бы её «по-умному» назвать?) с полуклюзом и местом крепления якорного роульса. Шаг в корпус – два объёмистых рундука под фиксирующимися крышками. Швартовный битенг уютненько расположился в самом носу, перед баллоном, что хорошо – перешагивая с носа на пирс, об него зацепиться малореально.
Ещё шаг вниз – я на палубе (или в кокпите – как кому нравится). Внимание на баллоны – из той самой «1100-грамовой Strongan Duotex (собственная разработка Zodiac), которая легче и мягче PVC и хайпалона (не решился сдувать баллоны, чтобы проверить), при отличной стойкости на порезы и истирание». Все швы сварные, на них и на материал – 5-летняя гарантия производителя. По верху сквозь внушительные «кипы» продеты петлевые рукоятки (за них положено держаться пассажирам, которые сидят на баллонах).
Обращаю внимание, что баллон не приклеен к пластиковому комингсу палубы – его можно отсоединить от днища (такая опция – только у Zodiac). Технари утверждают, что процедура установки/съёмки занимает порядка 15 минут и может быть сделана как на берегу, так и на воде. Достоинства очевидны: изношенный или повреждённый баллон можно заменить на новый, его удобно снять при перевозке на трейлере или на зиму. О недостатках – ниже. В собранном и накачанном состоянии баллон не может отсоединиться даже теоретически. В местах трения о комингс наклеен дополнительный слой ткани.
Консоль симметричная, с большими площадями под установку приборов. В центре – рулевое колесо, справа рукоятка электронного управления, кнопка запуска, слева – переключатели немудрёной электроразводки (она здесь «в стандарте»). По периметру ветрового стекла – нержавеющий релинг (безопасность), внизу – упор для ног. Со стороны носа к консоли пристроено двойное сидение, под которым – объёмистый рундук.
Двойное сидение рулевого – оригинальной угловой (в разрезе) формы: удобно рулить как сидя, так и стоя (опираясь на вертикальную часть сидения). Оно отбрасывается вперёд, обнажая «бардачок» для полезных шкиперских мелочей. По периметру – нержавеющий поручень (для сидящих или стоящих сзади).
Дальше – пассажирское двойное сидение, конечно же, с рундучком (кстати, все рундучки запираются на практичные и безопасные резиновые защёлки). А в кормовой части палубы (или всё-же кокпита?) – ещё один вместительный рундук (их общий объём – 1700 литров).
Палуба выполнена с нескользящим рифлением, она самоотливная (по углам видны солидные водостоки). А внутри корпуса (где «живут» топливный бак и блоки плавучести) установлены 2 днищевые электропомпы.
В самой корме, за высоким нержавеющим релингом – самоотливной рецесс, рассчитанный как для одного, так и для пары моторов. В нашем случае – один Suzuki-300.
В заключение снова вспоминаю разговор с производителями: «буксировочные рымы лодки расчитаны на тягу до 0,5 тонны, а законцовки баллонов – армированные, для защиты от удара кормой (правда, первым ударится мотор)». Уж не обессудьте, но эти данные я не проверил.
Но – мотор прогрет, швартовы отданы – выходим на простор! На борту 4 человека и 2/3 бака топлива (это о загрузке), несущественная волна (шхерные условия).
Тест «с места в карьер» – вышли на глиссирование за 4 секунды. Газ на максимум, поиграл «тримом» – GPS показал 44 узла. Лодка устойчива на курсе, никаких рысканий во всех диапазонах скоростей.
Заламываю максимально резкий поворот – спокойно описали циркуляцию, скорость при этом упала до 33 узлов. Отмечаю существенную разницу в сравнении с «жесткой» мотолодкой: RIB ведёт себя как багги, поворачивая почти без крена (поднятый в статике над водой баллон на повороте входит в воду) и цепко «держась» за воду. Всем пассажирам приходится крепко держаться – столь значительно боковое ускорение. Ещё одно преимущество RIB: глиссирование на очень низкой скорости – в нашем случае всего 14 узлов (!).
За рулём удобно, контроль лодки прекрасный, манёвры выполняются в удовольствие на всех скоростях. Волну от проходящих судов действительно принимаем комфортно. На волнах побольше вступающие «в действие» баллоны заметно прыгают и характерно похлопывают по комингсу палубы. Пробую на них сидеть (это ведь «штатное» размещение пассажиров при полной загрузке) – к прыжкам быстро привыкаешь, дискомфорта нет, но разок пальцы непроизвольно попали в щель между баллоном и комингсом – ударило больно (это о недостатке пристежной конструкции). Но, по справедливости, эта проблема возможна в единственном месте близ кормы, где высота комингса плавно повышается. Ещё одно «тонкое место»: в эту же щель неизбежно будет попадать песок и грязь, накапливаясь там до очередного отсоединения баллона от днища.
Кстати, во время движения не только я пересаживался с места на место, иногда экипаж создавал явную продольную асимметрию, но лодка этого практически не «замечала» (не кренилась) – ещё одно отличие от «жесткой».

Резюме
Пожалуй, только холодной осенью применение Zodiac Pro 20 Man (как и любой открытой лодки) сужается исключительно до профессионального: дайверы ценят в ней мягкие борта (удобно вылезать-залезать, нет риска ушибиться), рыбакам по душе мобильность, свободный периметр борта и остойчивость, спасателям нужна её вместительность и безопасность (центр тяжести настолько низко, что лодку практически нереально перевернуть даже на резких манёврах), а для обслуживания марин RIB вообще идеален – по периметру ведь сплошной кранец!
Зато летом… Снова вспоминается мой датский коллега Карел, который так аргументировал феномен популярности RIB-ов в Европе: «Я свою 6-метровую на трейлере везу куда хочу – ни малейшей привязки к акватории. На месте быстро сбросил – и погнал. На борту обычно мы с женой, да две мои взрослые дочери (каждая с бой-френдом), да груз – какая ещё лодка при таких габаритах и загрузке столь легко разгонится?!» И представил, как можно загрузить Zodiac Pro 20 Man, которая точно так же без проблем возится за трейлером (сдул борта – вошёл в «дорожные» габариты), и с каким удовольствием разлягутся на палубе дети (прямо среди палаток и пикниковой утвари), когда сразу 2-3 семейства выберутся на уик-энд. А как хорошо будет здесь развесёлой молодёжной компании с «таблетками» и водными лыжами (стойка для буксировочного фала – в списке опций)!..
Не может быть, чтобы лодки со столь замечательными свойствами не распространились и в Украине.