Задолго до финиша текущих соревнований менеджмент Volvo Ocean Race был озадачен будущим гонки. К этому подталкивали две важнейшие проблемы: наименьшее количество участников за всю историю и удручающее состояние лодок, которые прошли тогда ещё только половину пути Volvo Ocean Race 2011/12.
Решение вопроса было предложено в виде перехода от класса Volvo Open 70 к монотипному Volvo 65OD для двух последующих сезонов гонки. Широкая публика была ознакомлена с решением менеджмента Volvo Ocean Race на специальной пресс-конференции 28 июня, во время остановки гонки в Португалии. Конечно же, мир сразу разделился на тех, кто поддержал смену класса, и тех, кто жестоко критикует этот шаг.
Вовлечённые в парусные новости читатели знают, что проект монотипа для Volvo Ocean Race обсуждается с начала года. В конце мая, во время остановки VOR в Майами, Sailing Anarchy опубликовали информацию о вариантах смены класса, которые менеджмент гонки собирается предложить руководству концерна Volvo. Среди этих вариантов самым жизнеспособным был именно проект монотипа.
Перед тем как сделать окончательный выбор, менеджмент Volvo Ocean Race располагал рядом опций. По информации Sailing Anarchy, рассматривались варианты "заморозки" существующего дизайна лодки Telefonica в качестве монотипа. Также обсуждалась, хотя и не вошла в финальный шорт-лист, идея усовершенствования дизайна Whitebread 60, который существовал до 2000/2001 гг. Третьей (и не последней) опцией было создание единого монотипного дизайна лодок для VOR и гонок IMOCA. Поговаривают ещё, что рассматривался вариант перехода к многокорпусникам.
Известно, что оба крупнейших цикла океанских соревнований (VOR и IMOCA/Vendee Globe) испытывают сложности с набором участников в связи с кризисом. В общих чертах идея единой лодки для VOR и IMOCA предполагала создание 65-футового монотипа с набором планировок кокпита для одиночного и командного плавания. Интересно, что именно 28 июня и VOR, и IMOCA провели важные встречи: VOR приняли 65-футовый дизайн монотипа от Farr в качестве проекта лодок для будущих двух сезонов гонки, тогда как менеджмент IMOCA отложил вопрос смены дизайна лодок до окончания предстоящего сезона Vendee Globe. Как справедливо замечают парусные медиа, две организации не могли одновременно огласить переход на новый класс из-за разницы в календарях, но ещё более из-за разной системы принятия решений: IMOCA голосует всем составом владельцев лодок, тогда как в VOR всё решает владелец прав на гонку. Учитывая, что студия Farr известна работой в обеих классах, теоретически остаётся возможность реализации этого проекта.
Пока же утверждён и публично анонсирован только проект Farr Volvo 65OD для будущих двух сезонов. Технически Farr 65OD выглядит так:
Длина корпуса: 20,4 м (палуба – 19,8 м, общая длина – 21,95 м)
Ширина корпуса: 5,6 м
Осадка: 4,7 м (качающийся киль)
Вес лодки (пустой): 10750 кг
Мачта: 30,3 м (два бакштага, установлена на палубу)
Длина бушприта: 2,15 м
Площадь грота: 151 кв.м
Стаксель: 135 кв.м (скрутка)
Грот + "код 0": 451 кв.м
Грот + генакер: 550 кв.м.
В сравнении с VO70 новый 65-ф монотип будет на 1,5 м короче, на 0,1 м уже и на 3 т легче. Зато увеличивается длина пилона и бушприта. Это позволяет при незначительном сокращении высоты мачты только чуть-чуть уменьшить площадь парусов. Также изменён план размещения водного балласта. Все эти факты позволили руководителю проекта создания нового монотипа, бывшему главному мерителю VOR Джеймсу Дадду отбивать атаки некоторых критиков, которые заявляли, что новые лодки будут медленней. Дадд уверен, что будущие монотипы способны развивать ту же скорость, что и VO70, а кроме этого – за счёт уменьшения физической нагрузки на команду – станут доступны женским экипажам.
Что касается постройки лодок, то эту работу возьмут на себя четыре известные верфи. Это Multiplast (Франция), Persico S.p.A (Италия), Decision S.A. (Швейцария) и Green Marine Ltd (Британия). Последняя будет заниматься сбором лодок из разных частей, а также их продажей.
Реализация такого проекта, по мнению руководителей гонки, позволит значительно снизить бюджеты команд. Ведь, по информации прессы, менеджмент Volvo потребовал от СЕО Volvo Ocean Race Кнута Фростада обеспечить не менее 8 команд на старте ближайшего сезона. Это, якобы, было единственным условием присутствия Volvo в гонке. Ведь нынешние 6 команд – самый маленький флот гонки со времён её рождения.
На пресс-конференции Фростад заявил, что команда с бюджетом 12-15 млн. евро (на одну лодку) может быть конкурентоспособной в следующем сезоне. Цифра впечатляющая, так как нынешние бюджеты команд достигали 30 и более млн. евро. Стоимость готовой к соревнованиям лодки вместе с парусами будет составлять 4,5 млн. евро. Дальнейшей экономии позволит добиться сокращение количества парусов (пока не решено, будут ли паруса также монотипными) и экипажа – с 10 до 8 человек (в женских экипажах останутся те же 10).
Очень важным фактором снижения затрат станет долговечность лодок. Заявлено, что построенные для ближайшего сезона лодки смогут участвовать на равных и в следующем сезоне. Дополнительными способами удешевления участия станут создание единого пула запчастей для всех экипажей, оптимизация логистики и работы береговых команд.
Как заявлено на пресс-конференции, уже подписан контракт между консорциумом верфей и Volvo на постройку этих самых первых 8 лодок нового проекта. Строительство начнётся 1 августа 2012-го и первая лодка будет сдана в июне 2013-го. Стоимость лодки назовут 1 сентября 2012 года, а правила класса будут объявлены 1 ноября этого же года. Положение о регате сезона 2014/15 и маршрут появятся 21 декабря 2012 года.
Первые оценки проекта монотипа не заставили себя ждать. Руководитель ETNZ Грант Дальтон одобрил действия менеджмента гонки. Дальтон, как человек, знающий сложности финансирования проектов, считает, что любое сокращение затрат полезно. В то же время новозеландец заявляет, что и 15 миллионов – немалая сумма, и это всё ещё большая проблема.
Напротив, новый проект подвергся резкой критике со стороны дизайнера лодок-победителей последних трёх сезонов Хуана Куймуджана. Начиная от принципа выбора дизайнера и заканчивая юридическими вопросами организации продажи и эксплуатации лодок, Куймуджан полностью отрицает разумность принятого решения. По его словам, предложенный вариант создания монотипа не решает ни одну из поставленных задач, в то же время уничтожая саму суть привлекательности гонки VOR.
Один из идеологов и руководителей проектов «Фазиси» и «Гетьман Сагайдачный» в гонке Whitebread Евгений Платон дал свою оценку нововведениям: «Whitebread/Volvo пережила уже три смены классов, и всегда это были положительные шаги. В своё время при переходе к W60 была решена проблема устаревшей системы IOR. Новые лодки класса W60, которые появились в 1993-м, были очень современны и более быстрые, чем крупные макси-яхты», – продолжает украинский яхтсмен. – Они просуществовали три сезона, до появления VO70. В свою очередь, VO70 прошли три смены правил, то есть три сезона, и сейчас есть необходимость реагировать на изменившуюся экономическую ситуацию. Конечно, удешевление кампаний является ответом вызовам времени. Что касается заморозки инноваций, которые предполагает монотип, то (по логике и основываясь на заявлении руководителей VOR) можно предположить, что после двух предстоящих сезонов правила будут изменены и, возможно, в дизайн будут внесены коррективы в духе времени! Добавлю также, что удешевление проектов позволит вернуть дух старой-доброй Whitebread, когда проект начинали с малых денег, постепенно привлекая дополнительное финансирование».
Конечно, пока ещё рано судить о результатах инициатив менеджмента VOR, но одно можно сказать смело: больше команд и более крепкие лодки – это именно то, что мы, болельщики, хотим видеть в будущих гонках.