Статистика утверждает, что 80% технических неполадок связаны с кабелями и их соединениями: то где-то обрыв, то контакты окислились… А если провода тянутся на топ мачты, то поиск и устранение неисправности не просто проблематичны, но и попросту опасны. Поэтому идея "отбросить провода – использовать радиоволны" напрашивалась сама собой.
Наверное, до сих пор немногие яхтсмены знают, что вот уже несколько лет, как выпускаются беспроводные навигационные приборы, использующие для передачи данных радиоволны сверхвысокой частоты (СВЧ). Сегодня – речь о TACKTICK, одной из фирм-производителей подобного оборудования.
Суть навигационных приборов от TACKTICK – их автономная работа от индивидуальных солнечных элементов и передача данных на дисплей при помощи СВЧ (WiFi-технология).
Скажем сразу: полностью уйти от прокладки кабелей не удалось – в тёмном трюме солнечные батареи работать не будут, а без питания схема мертва. По проводам подаются бортовые 12 В, а также полученные от датчиков лага, эхолота и магнитного компаса сигналы. Последние выводятся на так называемый "корпусной передатчик", а уж он, используя WiFi, "гонит" информацию на дисплеи. Других кабелей в системе нет.
Так что же предлагает английская TACKTICK?
Одессит Альберт КАБАКОВ (его фирма "Катран" специализируется на яхтенной продукции, в т.ч. и Tacktick) оснастил свою яхту (подробнее – см. в рубрике "На всех широтах") целым навигационным комплексом. "Оптом значительно дешевле," – говорит Альберт Васильевич. – "У нас получилась единая бортовая сеть, где показания датчиков ветроуказателя, лага и эхолота передаются на оба дисплея, … можно самому выбирать данные, которые нужны в настоящий момент, и выводить их на экран (экраны) в необходимом виде… Количество информации просто поражает!"
Для лучшего представления о возможностях TACKTICK приведём это "количество информации".
Аналоговый дисплей (Т112) выводит следующие данные:
Двойной цифровой дисплей (Т111) выводит данные в две строки (показание каждой настраивается самостоятельно):
Альберт КАБАКОВ поделился собственным опытом установки приборов:
– Поскольку оборудование беспроводное, перед установкой на мачту и другие труднодоступные места его необходимо инсталлировать (согласовать рабочую частоту и прочее – в инструкции всё написано): делов на пару минут…
Первой установили флюгарку. Повторюсь – никаких проводов, никакого питания не надо. Главное – правильно сориентировать её относительно носа яхты. Что удобно: при перевозке яхты на трейлере флюгарка легко снимается (чтобы не повредить, её можно упаковать в кейс).
Затем установили лаг и эхолот: просверлив в корпусе "Катрана" два отверстия, оба датчика посадили на герметик. (Надо заметить, что непосредственно в корпусе крепится фланец, в который уже вставляется собственно датчик. Чтобы он не обрастал, на стоянке во фланец втыкают доковую заглушку.)
Теперь дисплеи. Вся установка свелась к прикручиванию на переборку специальной быстросъёмной защёлки (три шурупа). Для каждого дисплея в наборе имеется защитная крышка на экран и по два комплекта этих защёлок. Можно привинтить их в кокпите и, скажем, возле штурманского столика в каюте. Теперь дисплей при необходимости можно переносить за собой, работая с ним и в кокпите, и в каюте за штурманским столиком. А оставляя яхту в яхт-клубе, можно всё это навигационное добро забирать с собой, ведь снимается оно за секунды! И спи спокойно…
Работая вдвоем, мы установили все приборы за полтора часа. А единственное, о чём в результате пожалели, – что сэкономили на магнитном компасе. Придётся докупать…
В заключение: компания TACKTICK на сегодняшний день – бесспорный лидер на рынке беспроводных яхтенных приборов. Подтверждением этому – многочисленные международные награды, которых TACKTICK регулярно удостаивается с 1996 года.