Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

PIMEX 2004 и некоторые особенности азиатского яхтинга

#------

Выставка яхт и катеров в Пхукете PIMEX-2004 – это, конечно, не сногсшибательный Дюссельдорф, но и не полупустая Одесса. Проводимая на перекрестке мировых яхтенных путей, она овеяна солеными ветрами Индийского и Тихого океанов и имеет свой неповторимый колорит. Уверен: рассказ об этом экзотическом мероприятии и ситуации в местном яхтинге будет полезен для "водного сообщества" Украины, претендующей на развитие туризма вообще и яхтинга, как его неотъемлемой составляющей.

Место действия – Пхукет (Phuket) – в Индийском океане (Андаманское море), принадлежащий Таиланду, остров площадью 810 квадратных километров. Соединен с материковой частью – провинцией Пханг-Нга – насыпной дорогой. Ландшафт – тропические леса, песчаные пляжи и скалистые утесы, плантации кокосовых пальм и каучуковых деревьев, рисовые поля. Население острова – южные тайцы и островная народность чао-наам.
Большинство населения исповедует буддизм, а 35% составляют мусульмане. Пхукет на сегодняшний день – один из наиболее "раскрученных" и цивилизованных мировых курортов с достаточно развитой инфраструктурой водных видов отдыха. Цивилизованность туристического сервиса бросается в глаза прямо в аэропорту – билеты на такси продаются в кассе. Здесь вы не встретите полукриминальных "разводил"-таксистов, каких большинство на Симферопольских вокзалах, не говоря уже о "сотрудниках в серой униформе", вымогающих деньги с приезжих. Уровень цен, опять же, не в пример запредельным крымским, и это при совершенно ином сервисе…
Возможности для яхтинга
Вокруг острова Пхукет разбросано множество более мелких скалистых островков. Обилие естественных стоянок и маршрутов, масса достопримечательностей делают эту акваторию привлекательной для круизов. Ветровые условия просто идеальны для парусных судов, поэтому Пхукет за последние годы стал своеобразной "Меккой" для яхтсменов. Для малых судов имеются якорные стоянки в хорошо защищенных бухтах Чалонг и Наи-Харн, пирсы и на сегодняшний день две яхтенные марины – Yacht Haven и Boat Lagoon.
Марина Boat Lagoon своим появлением обязана карьеру, когда-то располагавшемуся на ее месте. Со временем разработки в карьере прекратились, направленными взрывами был сделан узкий и длинный проход к морю с глубиной фарватера 0,3 м в отлив у входа (там имеется песчаный бар). По периметру лагуны расположились небольшие дома с гостиничными номерами, офисами и магазинами, наплавные и стационарные причалы с тиковым (!) настилом. В настоящее время, несмотря на наличие 170 причальных мест и 120 мест для стоянки на берегу, лагуна переполнена, и на Пхукете ведется строительство еще двух марин, одну из которых – Phuket Royal Marina – планируется сдать в эксплуатацию летом 2005 года.
Судоподъемное оборудование Boat Lagoon – это несколько судоподъемных телег грузоподъемностью 30, 40 и 60 тонн, соответствующий П-образный причал для спуска судов, а также слип. Естественно, администрация заботится о сохранности яхт: охрана в аккуратной униформе работает предупредительно, четко и вежливо.
В принципе, если даже не посещать бот-шоу, а просто в любое время пройти по периметру Boat Lagoon, то как минимум половину ассортимента выставки можно увидеть в магазинах. Здесь можно купить или заказать практически всё, а наличие на складах наиболее популярных моделей и яхтенного оборудования существенно ускоряет процесс.
Уровню сервисного обслуживания в Boat Lagoon тоже можно позавидовать. Мастерские и сервисные центры в отсутствие владельцев позаботятся о судах, подготовят их к сезону. Хозяин одной из таких сервисных фирм австралиец Скотт Брэдли показал нам свои владения. Его Precision Shipwright Service выполняет переоборудование судов, "межсезонный" ремонт и сервисное обслуживание. Процесс выглядит примерно так: над судном сооружается навес (на Пхукете тропические ливни – практически ежедневное явление), после чего выполняются корпусные работы. В ремонте одновременно находится 3-5 яхт длиной до 20 метров. Штат фирмы всего 8 человек, поэтому в преддверии сезона привлекаются субподрядчики. Цены, прямо скажем, немалые, но заказчик платит за действительно высококачественный ремонт в минимальные сроки.
Особенности отрасли
Особенностью яхтенного и вообще водного бизнеса Таиланда я бы назвал существование весьма своеобразных "ниш" производителей и потребителей. В основном, тайских потребителей и госструктуры обслуживают тайские же компании, за небольшим исключением с тайским менеджментом и подходом к производству. Кроме того, есть значительное число иностранцев, проводящих в Таиланде как минимум несколько месяцев в году. На них ориентировано большинство компаний, фактическими владельцами которых являются выходцы из Австралии, США, Европы, ЮАР. Именно компании второй группы и составляли основу выставки, в то время как крупнейшие из тайских катеростроительных фирм (например, Seat Boat и Marsun) вообще не принимали в ней участие. Кстати, объем производства последних в десятки раз превышает объем производства фирм с иностранными владельцами… Особняком стоит постройка рыболовных и туристических традиционных тайских судов (в основном из дерева) длиной до 25 м – строятся и ремонтируются они на рыбацких верфях наёмными бригадами.
Выставка
Бот-шоу PIMEX (Phuket International Marine Exhibition) была организована 9-12 декабря на территории Boat Lagoon: 30 причалов, открытые площадки общей площадью 3000 м2, а также специально сооруженный павильон площадью 2000 м2 (с кондиционерами). В выставке принимали участие 144 компании из 18 стран, при этом 40 судов экспонировалось на воде. Всё это на 40% больше прошлогодних показателей. Как конструктору, мне были не особо интересны расхваливающие "товар" дилеры и дистрибьюторы, поэтому основное внимание я уделил знакомству с производителями судов и оборудования, изучению моделей яхт и катеров, а также особенностей отраслевого рынка и бизнеса в регионе.
В отличие от отечественных мероприятий, где налицо засилье белых "кроссовочных" катеров и RIB-ов, ассортимент стоящих в Пхукетской марине и представленных на выставке судов совершенно иной. Это, во-первых, надёжные и добротные парусные крейсеры 12…18 м, проложившие путь в тихую Бот-Лагун через океаны. Поражает количество судов с округлой или вельботной кормой и длинным плавниковым килем – более половины всех стоящих в Лагуне парусных яхт!
Широко были представлены моторные катамараны австралийского типа, большинство из которых я бы назвал скорее "плавучими дачами" (house boat), чем мореходными судами. Несколько компаний в Таиланде – "Phuket Water Taxi", "Buzzcats" и другие – строят такие суда по австралийским же проектам. Катамараны 8…10 м приводятся в движение подвесными моторами. Работоспособность этой системы на морском волнении при килевой качке сомнительна, что подтверждается наличием на некоторых судах горизонтальных пластин-стабилизаторов в кормовой части. Но, думается, такой тип мелкосидящих быстроходных судов с хорошей обитаемостью мог бы быть перспективным для плаваний по внутренним водным путям Украины. Круизные парусные катамараны были представлены "Seawind", "Thai Marine Leisure" и "Latitude 8 Yachts". Как правило, лишь немногие из этих судов обладают полноценными лавировочными качествами и предназначены в основном для чартера как мотор-сэйлеры.
Типовой ассортимент белых пластиковых катеров и моторных яхт был разбавлен несколькими шикарными классическими моделями, выполненными из тика и красного дерева. Восхищение моих спутников однообразно-белым катерным ширпотребом прошло, когда я распахнул дверцы камбузного шкафчика и продемонстрировал довольно посредственное качество формовки корпуса тайваньскими рабочими.
Большой популярностью в регионе пользуются мореходные яхты траулерного типа (trawler yacht), серию которых представляла "Selene Ocean Trawlers". Строящиеся на Тайване и в Китае по американской технологии суда имеют сертификаты ABS и ISO, что необычно для Азиатского региона.
Мой интерес вызвало появление в этом сезоне 8-метровых гоночных яхт Phuket 8 и Buzz 8, построенных компаниями "Latitude 8 Yachts" в Пхукете и "Buzzcats" в Саттахипе. Оба проекта имеют австралийское происхождение и реализованы проживающими здесь австралийцами. Эти яхты получили возможность "выяснить отношения" в Королевском Кубке, проводимом параллельно с PIMEX-2004. Экстремальная Phuket 8 по проекту Джона Дункансона cделана из дерева (рейка) с оклейкой стеклопластиком. На сегодняшний день построено 4 таких яхты. Интересная деталь – вогнутая форма бортов, образующая крылья для откренивания. При транспортировке призматические блоки крыльев демонтируются.
Необычную парусную яхту (точнее, её модель и фото) Sleeker 45 в стиле "performance cruiser" представили итальянские специалисты из "Sleeker Boats". Конструктор яхты Оливиеро Годи рассказал, что судно спроектировано для эффективного обмера по международной системе IRC. Необычен примененный материал корпуса – алюминиевый сплав Sealum, что делает проект несколько экзотическим (я бы даже сказал – трудозатратным). При изощренной системе набора толщина наружной обшивки составляет от 3 до 8 мм, рангоут изготавливается из углепластика. Еще одно необычное парусное судно – двухмачтовый 8-метровый прогулочный катамаран с вооружением "кэт-биплан" производства "Samui Ocean Yachting".
Эти проекты и технологии для единичного и мелкосерийного строительства (впрочем, характерного для 90% предприятий малого судостроения во всем мире) не идут ни в какое сравнение с технологиями крупносерийного строительства на "DK Yachts" (см. "Фарватер" №5/2004), также представленной на выставке.
"Hobbie", как всегда, привезла серию катамаранов, а также швертбот для начинающих Hobbie-Bravo (в шутку называемый местными яхтсменами "Hobbie-нонсенс"). В Таиланде регулярно проводятся гонки на катамаранах, наиболее популярны модели Hobbie и Nacra. Причем, в клубных гонках используется система Yardstick, позволяющая объединять в зачетные группы суда разных типов. Выставленные Hobbie пластиковые каяки снабжены плавниковыми движителями с педальным приводом, а также вёслами. В случае выхода на берег модуль движителя легко поднимается вверх. Этот тип легких и сравнительно недорогих судов популярен у туристов для исследования островов и вылазок на удаленные пляжи.
Надувные суда на PIMEX – это в основном яхтенные тузики и спасательные плоты от "Mermaid Maritime", "Hummerhead Marine" и "Lehman Thai Nautica".
Очень широко были представлены производители судового оборудования, систем и всего того, без чего судно еще не судно: "Tritex" (Сингапур), "Octopus Electrical", "Siam Cooling Systems" (Таиланд) и др. Я воспользовался возможностью познакомиться с новыми моделями гребных винтов разных типов, в том числе складных и флюгерируемых. Судя по представленному ассортименту, наибольшей популярностью для круизных яхт и мотор-сэйлеров в регионе пользуются винты типа Autoprop, Maxprop и подобные. Они эффективны в работе, позволяют уменьшить сопротивление при движении под парусами, и имеют возможность регулировать шаг винта, когда судно стоит на берегу.
О парусном производстве стоит сказать особо. Находящийся в Пхукете филиал австралийской компании "Rolly Tasker" фактически является монополистом в Таиланде. Кстати, именно эта австралийская фирма, основанная четырехкратным чемпионом мира Ролли Таскером в далеком 1949-ом, шила паруса на знаменитую яхту "Гретель", участвовавшую в финале Кубка Америки в 1962-ом… Мне довелось бывать на их производстве: это солидных размеров парусный плаз, две установки компьютерного раскроя. Впрочем, технология Таскера является традиционной (в отличие от "секретной технологии ламинирования", которую мне доводилось видеть ранее на "Quantum Sails"). Штат Таскера составляют около 40 человек, в основном женщины-тайки. Помимо пошива и ремонта парусов Таскер имеет собственное "веревочное" производство и внушительный склад дельных вещей, выполняет такелажные работы. Объем заказов таков, что в настоящее время компания расширяется и строит производственное здание в пять раз большей площади…
На выставке присутствовали фирмы, занимающиеся строительством марин, – "Sea Slip Marinas" и "Bellingham" (Австралия), "Marina Systems International" (Таиланд), "Marina Technology & Construction" (Сингапур) и др. Из чартерных компаний была представлена, например, международная "Sunsail", имеющая школу RYA в этом регионе.
Не обошлось на выставке и без продавцов мега-яхт и одновременно вилл, малопонятных юридических услуг и курортных объектов, а также представителей турфирм. Но они не превалировали в общей массе участников (38 из 144), занимая отдельное помещение.
Государственная политика в области яхтинга и малого судостроения
Наихудшие времена яхтенная отрасль Таиланда пережила в 1997 году, когда в сочетании с дефолтом (тогда инфляция достигла 100%) была введена 240% таможенная пошлина на ввоз в страну предметов роскоши, к которым были отнесены яхты и катера. Местные старожилы называют этот период "черным": отрасль тут же практически прекратила существование, выжить смогли только фирмы, имеющие государственные подряды. За последние годы ситуация выправилась в лучшую сторону: пошлина на импорт малых судов постепенно снижалась и с этого года составляет 0% (ноль процентов), что было достигнуто во многом благодаря лоббированию "Пхукетских" и Министерства по туризму Таиланда. Теперь в невыгодной ситуации оказались местные судостроители: они по-прежнему вынуждены платить от 7 до 30% пошлины на ввоз комплектующих, что ставит их в неравное положение с иностранными производителями. В то же время стоимость рабочей силы в Таиланде намного ниже, чем в других странах региона, что особенно выгодно при выполнении трудоёмких корпусных работ. Наметилась тенденция к уходу тайских "полуфабрикатов" на дооборудование в Малайзию, точнее – на соседний остров Лангкави, который сам по себе является зоной duty-free (оно и понятно: бывший премьер Малайзии – выходец с этого острова!). Потом эти суда "импортируются" в Таиланд с нулевой таможенной пошлиной.
Кроме того, правительство Таиланда может разрешить создание зоны duty-free на отдельной верфи. Правда, такой привилегией могут воспользоваться только достаточно мощные тайские компании. Существует механизм возврата пошлины при реэкспорте продукции. В целом ситуация в малом судостроении куда благоприятнее, чем в Украине, где таможенная пошлина на яхты и оборудование составляет 60%, а административные барьеры превышают все мыслимые пределы, несмотря на постоянное декларирование властями приоритета туристической отрасли…
Заметим также, что технического надзора за малыми судами в Таиланде не существует, равно как и сертификации судостроительных предприятий. Также отсутствует неоправданно сложная система лицензирования «пассажироперевозок» малыми судами, с некоторых пор практикуемая у нас. Поэтому, казалось бы, тайские суда вроде должны быть потенциально опаснее. Но на деле статистика аварийности судов в Таиланде ненамного превышает таковую по Украине. И это при том, что малый флот куда многочисленнее и эксплуатируется круглогодично! Очевидно, здравый смысл иногда все же лучше, чем упование на сверхстрогие Правила и развитую малоэффективную бюрократию. Более практичное решение проблемы безопасности – это наличие в наиболее оживленных местах быстроходных катеров водной полиции (как это организовано в Таиланде), а не десяток различных чисто бюрократических «контролирующих» служб и организаций, «играющих в безопасность» на бумаге, как в Украине.
Министерство по туризму Таиланда уделяет большое внимание позиционированию страны как центра водных видов отдыха: например, им был представлен стенд на недавно прошедшем Парижском бот-шоу, да и PIMEX-2004 не стал исключением. Содействие туристической отрасли и повышение качества услуг – это важная составляющая государственной политики Таиланда.
Королевский Кубок Таиланда
Королевский Кубок – это гонки яхт, проводимые параллельно с бот-шоу. Дело в том, что в молодости нынешний король Таиланда Рама IX Адульядет Пхумипхон был азартным гонщиком на швертботах и даже строил их своими руками. Известен случай, когда он в 1966 г. на собственноручно построенном "ОК-динги" пересек Сиамский залив от Хуа-Хина до Саттахипа (а это, как-никак, около 50 миль!), высадился на военно-морской базе и учредил руль от своего швертбота в качестве переходящего приза. Гонки на Королевский Кубок, начиная с 1987 года, регулярно проводятся в преддверии дня рождения Его Величества – 5 декабря, который является национальным праздником Таиланда. В гонках 2004 года принимали участие яхтсмены из 16 стран на 70 яхтах в 9 классах. Гонщики из России в последние несколько лет участвуют в Кубке на арендованных яхтах. Не изобретая свой национальный велосипед, соревнования проводятся с использованием международных систем обмера IRC (для круизеров) и SBR (для яхт, классифицируемых как sportboat). Основная борьба в наиболее спортивном классе sportboat ведется между командой Королевских Военно-Морских Сил и яхтами пхукетcких экспатриантов. В этот раз победителями стали австралийцы на только что спущенной на воду Buzz 8…
Помимо упомянутого Кубка в Таиланде регулярно проводятся Пхукетская парусная неделя, Хуа-Хинская регата и другие гонки (в том числе клубные регаты выходного дня), собирающие до 140 вымпелов.
Резюме
Комплексное развитие малого судостроения, туризма, великолепные природные условия и инвестиции в строительство марин, плюс достаточно грамотное законодательное регулирование отрасли и политическая стабильность делают Таиланд все более привлекательным для любителей отдыха на воде. О таком подходе к яхтингу можно сказать только, что он является примером для подражания.

P.S. Когда материал уже был готов, с Андаманского побережья пришло известие о мощном цунами, обрушившемся в том числе и на Пхукет. Масштабы трагедии стали ясны только через несколько дней: 159 тысяч погибших в странах Азии и Африки, из них в Таиланде – более 5 тысяч человек, в том числе и внук короля страны… Марина «Boat Lagoon» не пострадала, т.к. расположена на восточной стороне острова и хорошо защищена. Наибольшие разрушения и жертвы – в западной части острова в курортной зоне Патонг-Бич и расположенных на побережье рыбацких поселениях. Уничтожены и получили повреждения много рыболовных и туристических судов, которые были опрокинуты 9-метровым гребнем или выброшены на берег. Даже корвет ВМС Таиланда оказался на берегу. Характерный факт – правительство Таиланда сразу же объявило о материальной помощи пострадавшим на восстановление судов…

Альберт НАЗАРОВ