«Горячую новинку» от Linex Boat Oy мы подробно представили в прошлом номере, но – по фото, видео- и печатным материалам от российских дилеров и шведских коллег-журналистов. Тем интереснее было сравнить всё это с собственными впечатлениями – на Finnboat Floating Show 08 я два часа обкатывал и исследовал головное судно новой серии.
Оба выставленных на бот-шоу «Норд Стара» – новый флагман (40-й) и его предшественник (31-й) – ошвартованы рядом. Сразу бросается в глаза их «фамильное» сходство: приземистые тёмно-синие корпуса классических пропорций и очертаний, острые «морские» носы с развалом к палубе, бортовые проходы (walk-around) с высокими фальшбортами и мощным круговым релингом, «траулерные» рубки… Т.е., стиль и концепция остались прежними (забегая вперёд – и внутреннее расположение очень похоже). Зато прилично изменились масштабы судна – практически во всём.
К примеру, полурубка на носовой палубе теперь достаточно просторна для полноценного сан-дека – его матрацы при необходимости быстро прикнопливаются (а на 31-м здесь только присесть можно было). Бортовые проходы и носовые участки палубы (всё под тиком, конечно) стали явно шире. Возросли размеры кокпита, что особо заметно по длине кормового дивана (на 31-м здесь могли сесть двое, а на 40-м – уже четверо). Удлинился и козырёк над кокпитом. Но наиболее ощутимо «вырос» флайбридж.
Туда ведёт не аскетичный вертикальный трап, а уже полноразмерная лестница с тиковыми ступенями. Проход закрывается прозрачной лючиной – для комфорта в кокпите при дожде. А наверху, вместо лаконичного «капитанского мостика» (на 31-м – двойное сидение, пульт управления и антенно-радарная мачта), устроен полноценный лонж для отдыха и общения: большой тиковый стол, который с двух сторон огибается диваном, дополнен вэт-баром с грилем и холодильником. Ну и, конечно, шикарный пульт управления с центральным водительским креслом и обилием приборов (полный контроль как навигационных параметров, так и внутренних систем и механизмов). Полноценной высоты бортА в сочетании с круговым релингом дают безопасность и уют – в общем, флайбридж откровенно достоин и более взрослой моторной яхты.
Планировка салона практически не поменялась: обеденный уголок по левому борту, пост рулевого по правому; за ним, в корму – камбуз, напротив которого – вход в кормовую каюту и туалет. Разница, опять-таки, в размерах. И в отделке.
Обеденный стол приличных размеров, с откидными боковинами и барной нишей в центре. Если к нему повернуть кресла водителя и штурмана, то имеем посадочные места на 7 человек. Правда, диван и кресло правого борта от стола далековато – к тарелкам придётся нагибаться, при обеде всем экипажем это минус. Видимо, Руде Линдквист (конструктор лодки) запланировал, что регулярно обедать будут четверо (остальные на вахте или ловят рыбу), а для полного сбора экипажа гораздо важнее функциональность «кают-компании» – под руками ещё одна плоскость для бутербродов и ещё один бар (выдвигается из рундука за диваном). Большой экран телевизора и музыкальный центр вмонтированы в панель над лобовым стеклом.
Пост рулевого удобный и функциональный – здесь тот же полный набор приборов для контроля судна и собственного местоположения в пространстве, что и на флайбридже. Очень удобно подрессоренное кресло с боковой поддержкой и регулировками. И, очень ценимая опытными рулевыми, дверь на боковую палубу прямо у кресла – швартоваться можно даже в одиночку (подошёл правым бортом к стенке – шагнул на палубу – завёл швартов). По левому борту – такая же дверь (кроме удобства швартовки и передвижения по судну – отличная вентиляция даже в жаркий день).
Значительно возросли (продолжаем сравнивать с Nord Star 31) и объёмы камбуза – теперь и мойка двойная, и рундуков побольше, и навесной шкаф повместительнее. А ещё добавилась духовка.
Входим в мидель-каюту. Для одного здесь шикарно – зашёл, с удобством сел и переоделся, разложил вещи в объёмные рундуки и ящики. Можно «расширить» лежанку до двойной, но при этом пропадает возможность переодеваться сидя. И теперь каюта закрывается дверью.
Рядом вход в кормовой санузел – шикарных размеров, с вакуумным унитазом, отдельной душевой кабиной и гламурной подсветкой рядами голубых светодиодов (впечатляет, честно).
Снова проходим через салон и спускаемся в носовые апартаменты (теперь здесь две каюты и ещё один туалет).
Каюта владельца – по-прежнему в носу. Очень просторная: большое двуспальное ложе, симметрично установленные шкафы (один с вешалками, другой с полками), небольшие трюмо в бортовых тумбах и телепанель на переборке. В бортах – иллюминаторы, в подволоке – люк (т.е. с дневным светом и вентиляцией здесь полный порядок). Восхитило зеркало на подволоке (второе, как обычно, на таранной переборке). Из каюты владельца – прямой вход в санузел, который, правда, поменьше, чем кормовой, зато отдельный.
Гостевая каюта – по левому борту: двуспальная кровать, широкое сидение (переодеваться здесь удобно), приличных объёмов рундуки и шкаф.
И общее впечатление: привычно (для «скандинава») прагматичная обстановка новой лодки явно добавила в люксовости – много деревянных панелей (массив), вставок и окантовок; хорошо подобраны ткани зашивок диванов и занавесок; боковые окна салона закрываются стильными тиковыми жалюзями… Nord Star 40 – судно явно имиджевое со всеми вытекающими последствиями.
Но хватит статики – пора и за руль взяться! На борту 6 человек и полные баки горючего. Под палубой разогреваются два Volvo Penta по 435 л.с. каждый, приводящие соответственно пару IPS600 (кстати, наш Nord Star 40 – первое судно Финляндии, спроектированное именно под IPS). За бортом – свежий ветер, который на открытых плесах разводит ощутимую волну (порядка 1 м).
С положения «полный стоп» даю полный газ – глиссируем через 9 секунд. Что любопытно: при разгоне нос незначительно поднимается и дальше дифферент остаётся неизменным.
Максимум, что смог выжать – 41 узел, чуть меньше официальных данных (вполне адекватно при встречной волне). Более важно то, что ход очень комфортный, яхта идёт, как танк по равнине, очень слабо реагируя лишь на кильватерные волны проходящих судов. Ту же волну, на которой средние катера уже вынуждены сбрасывать ход, Nord Star 40 просто «не замечает», разбрасывая её мириадами брызг по сторонам.
Попытки резко «выкрутить» руль на полном ходу не перехватывают дыхание – судно маневрирует степенно, без больших кренов. Безопасность гарантирована даже с новичком на руле.
Передал руль коллегам (тестирую с англичанами; кстати, один из них – сын «того самого» Бернарда Олесински!), проверяю ощущения в разных точках судна. В носу на большой волне наверняка будет не особо уютно (физика), а вот на диванах салона, в кормовой каюте и на флайбридже комфортность хода восхитила – минимум заметных толчков, ударов как таковых вообще не ощутил. Тяжёлое мореходное судно – на таком даже серьёзные переходы вряд ли будут в тягость. Очень хороша и звукоизоляция – на ходу в салоне мы свободно общались, не сильно повышая голос.
…
Итак, кто он, Nord Star 40? Он уже больше, чем «водный джип», как характеризовали 31-ю модель. Это – полноценный эксплорер: высокие проходимость и мореходность, неплохая автономность и приспособленность к различным условиям. Мощный корпус выдержит любые адекватные нагрузки, а репутация верфи гарантирует его долгую жизнь (или, другими словами, очень медленное обесценивание). Внутренние помещения уже достаточно просторны, чтобы 6-7 человек путешествовали в комфорте. А глубинная добротность и респектабельность соответствуют уровню VIP.
Фото Богдан ПАРФЕНЮК, Зарий ЧЕРНЯК/«Капитан-Клуб»
«Фарватер» информирует: официальный представитель Nord Star в Украине – компания «НТ-Марин Украина».