Концепция Commander 410 пришлась очень кстати как в северных, так и в средиземноморских водах. Скандинавы оценили комфорт на борту при любых погодных условиях, компоновку с камбузом в корме салона, периферийное остекление и прямые выходы из рубки на бортовые участки палубы. Южанам же понравился солидный флайбридж, большой сплошной салон с широким выходом в кокпит и простор в каютах. И тем, и другим по душе добротный классический дизайн и дерево ручной работы, которым отделан практически весь интерьер.
Давайте мысленно вернёмся на Boot-Dusseldorf и внимательно изучим это интереснейшее судно на стенде Nimbus.
Правильные пропорции корпуса, строгие прямые линии борта – стиль консервативный, но вечно живой. Укреплённые на рубке декоративные тиковые фрагменты с логотипом и названием модели выгодно подчёркивают свободную от скоротечных модных течений классику.
На носу – короткий бушприт (с якорем работать и на пирс сходить удобно), по обеим сторонам рубки – «притопленные» в палубу бортовые проходы (walk-around), по периметру – солидный нержавеющий релинг (плюс ряд поручней вдоль рубки и по периметру кокпита – с безопасностью здесь всё в порядке). Дань северной прагматичности: на комингсах рубки с каждого борта укреплены небольшие тиковые ступени – как аварийный выход с флайбриджа.
А мы поднимемся туда по «парадному» трапу (из кокпита). Флайбридж полноценных размеров (не просто «капитанский мостик», как зачастую на «скандинавах»), со столиком и диванами в кормовой части. Рулевому и его помощнику уготованы удобные кресла, с боковой поддержкой и обивкой из дорогой «алькантары»; на полноценных размеров приборной панели штатно ставится большой карт-плоттер, под стекло полки хорошо «ложится» лоция или схема акватории – навигатор не пожалуется. «Фишка» флайбриджа – второй сходной трап прямо в салон (об этом позже).
Возвращаемся в кокпит: элегантный столик, кормовой диван (тоже под «алькантарой») с нависающим сверху козырьком. Последний – защита от солнца и мелкого дождя, а также «хранилище» тента, которым в непогоду можно быстро закрыть весь кокпит. Солидная транцевая дверь ведёт на купальную платформу с забортным трапом, «мокрыми» рундуками (для всяческих масок/ласт) и штатными нержавеющими держателями для кранцев. Под ногами – конечно же благородный и практичный тик, как и в кокпите, и на палубных проходах.
Салон спланирован по «южному» образу и подобию: он большой, просторный (впечатление усиливают большие окна), с солидным уголком для обеда и отдыха (на удобном диване за столом с удобством сядут четверо). Напротив – по-домашнему обставленный камбуз (плита, духовка, двойная мойка, большой холодильник, объёмные шкафы, полки и шкафчики). Именно здесь и в кокпите (слайдерная дверь открывает широкий проход, визуально объединяя помещения в одно пространство) хозяин и его гости будут проводить бОльшую часть свободного времени.
В носовой части салона по левому борту расположился основной пост управления с деревянным штурвалом и деревянной приборной панелью (да и вообще в Nimbus 410 Commander мало что не из дерева), в которую тоже встроен карт-плоттер с большим экраном. Солидное кресло, приступка для ног, рукоятки спаренного (2 двигателя) управления и большой стол (под карту или лоцию) – просто и исчерпывающе.
По правому борту – двойное пассажирское сидение, за ним – трап на флайбридж. И выходы на бортовые палубные проходы рядом с сидениями. Насколько же удобно здесь рулевому: от одного поста управления до другого – буквально несколько метров, при подходе можно шагнуть к борту, чтобы точнее «прицелиться» или подать швартов (столь большой яхтой можно даже в одиночку управиться!), для контроля противоположного борта не нужно оббегать рубку… И, что немаловажно, в салоне всегда отличная вентиляция (люк-дверь в подволоке, плюс три двери на палубу и в кокпит, плюс бортовые форточки в остеклении), что жизненно важно в летний зной.
Ступени (вперёд-вниз) в широком центральном проходе ведут в каюты. Их здесь две: носовая (для владельца) и бортовая (для его гостя). Каждая каюта – с отдельным санузлом, вместительными шкафами для одежды, большими полками. Носовая каюта, конечно же, просторнее, с большим двуспальным ложем и отдельной душевой кабиной в санузле. Бортовая – хоть и одиночная, но тоже очень просторная и обставлена не менее уютно, чем у хозяина. По VIP-стандартам переночуют трое. А в случае наплыва гостей можно трансформировать в двуспальную кровать обеденный уголок салона.
Все помещения добротно изолированы, по-штатному разведено мощное отопление, на лобовое стекло «дует» дефростер, оно снабжено солидными стеклоочистителями – навигацию можно затянуть практически до ледостава. Помещения очень эргономичны, везде хватает поручней (большинство – ажурные деревянные). Дерево отделки (ещё раз – оно тут везде) великолепно подобрано по структуре, хорошо подогнано, шкафчики облагорожены классическими жалюзи из планок, слани – решётчатые. Пир души…
На ходу (это уже я цитирую моих английских коллег, испытавших яхту) 410 Commander очень стабилен, прекрасно «работает» даже с большой волной и легко управляется. В каютах и салоне при этом удивительно мало шума. А обводы днища с тоннелями создают относительно мало волн – значит, и топлива меньше расходуется, и помехи ошвартованным судам не столь значительные, как с «глубоким V».
Выводы
Я бы назвал Nimbus 410 Commander яхтой джентльмена – именно в английском понимании этого слова. Т.е., человека, который ценит благородную классику, чувствует стиль и стремится к глубинной добротности всего, что его окружает. Большой шумной компании он предпочтёт узкий круг общения, но примет своих гостей по высшему разряду. В круизе или путешествии он эпизодически нуждается в экстриме тяжёлых погодных условий (чтобы ощущать себя настоящим мужчиной), но в остальное время хочет пользоваться достойным его статуса комфортом.
«Фарватер» информирует: официальный представитель Nimbus в Украине – компания «Адмирал».
Успешная на всех мировых рынках серия Commander изготовляется одним из подразделений группы Nimbus – компанией Storebro, история которой началась в одноимённом поместье ещё в 1728-м. Правда, полноценной верфью она стала лишь в 1946-м, но новый вид деятельности «лёг на грунт» двухвековых традиций качества и основательности. И вот результат: на катерном рынке компания заслужила титул «гордость нации», а одну из её моторных яхт (Storo 40) приобрёл Его Величество король Швеции!
Философия верфи – сочетание передовых технологий, классического дизайна, скандинавской надёжности и продуманности каждой детали. Но особое место отведено работе (в основном ручной!) с деревом. Основатель производства Ивар Густавсон приводил рабочих к себе домой в поместье Сторебро и просил провести рукой по поверхности большого рояля в столовой. После чего говорил: «Наши катера будут такими же». Storebro не просто выполняет полный цикл постройки судов, что далеко не всем верфям под силу. Большой цех «краснодеревщиков» изготовляет также интерьеры яхт и катеров многих других именитых судостроителей. Качество обеспечивается на самом раннем этапе – ещё когда фирма-поставщик только заготавливают пиломатериалы для верфи, то, начиная с отбора брёвен, все операции уже контролирует мастер от Storebro.
Основная клиентура верфи – финансовая элита, умело сочетающая бизнес с отдыхом на воде.