Наш сегодняшний «герой» – тот самый, флагман KIBS-2008, который я кратко анонсировал в прошлом «Фарватере». Судно уже в родной стихии и готово к выходу на днепровские просторы.
Немного теории от Linssen
…Или три главных пункта, которые нужно знать до знакомства с конкретной яхтой.
Первый – обводы. Судно водоизмещающего типа, с «неторопливо-силовым» двигательным комплексом и добротной защитой винта и руля мощнейшим скегом.
Второй – конструкция корпуса. Он из корабельной стали солидной толщины (днище 6 мм, всё остальное – 5 мм). Схему усиливающего набора, последовательность сварных работ и технологию антикоррозийной защиты трудолюбивые и педантичные голландцы отрабатывали десятилетиями.
Третий – по экстерьеру, компоновке и внутренней отделке яхта – «классика» в самом глубоком значении этого слова.
Что имеем в сумме? Гарантию «неубиваемости» яхты при самых жутких происшествиях – мощный корпус спокойно выдержит даже удары о пирс или риф с полного (10-11 узлов) хода. «В комплекте» с врождённой мореходностью – высочайшая безопасность экипажа в любых условиях, простота в обслуживании, несложный и недорогой ремонт. В сумме с долговечностью материала (в отличие от пластика, металл на порядок медленнее накапливает усталостные напряжения) имеем гарантию чрезвычайно медленного снижения изначальной стоимости. Добавим фактор «вечности» классики – покупая такую яхту, можно быть уверенным, что она никогда не устареет морально, сохранит представительские качества и будет переходить из поколения в поколение как ценнейшая семейная реликвия.
Всё просто, не правда ли? Но лишь голландцы оказались способными собрать в один «букет» нехитрые составляющие этой философии и, обогатив его «аромат» высоким качеством исполнения деталей, довели до «шедевра». Никто в мире даже не пробует создать в этом секторе конкуренцию.
Шагнём на борт
Снова смакую благородную «классику» очертаний судна: солидный тёмно-синий высокобортный корпус с изящной седловатостью, круговой привальник из витого каната, развитая белая надстройка, на носу – наклонная мачта. По периметру – полноценный «корабельный» проход, надёжно защищённый высоким фальшбортом и мощным трубчатым леером поверх него; на носовой палубе – «взрослый» брашпиль и люк якорного ящика; швартовые заведены за внушительного размера сверкающие полировкой кнехты. Это не катер-«переросток», коими выглядят иные пластиковые яхты, это настоящее судно, уже своим видом внушающее солидность и мощь.
На борт можно войти через открывающиеся проёмы в леерном ограждении борта, либо (как в нашем случае) с кормовой купальной площадки (кринолина), откуда на ходовой мостик по обеим бортам ведут витые трапы.
Я не зря употребил «корабельный» термин «ходовой мостик» – именно так сподручнее назвать эту зону на кормовом возвышении. Она полностью тентуется в закрытую кабину, если дождливо или холодно; либо же оставляется бимини-топ – от солнца; или убирается всё, если хочется быть ближе к природе. В любом случае рулевому обеспечен хороший обзор и защита от брызг. Ветровое остекление – секционное, каждая секция может откидываться, понижая подмостовый габарит (в европейских каналах – очень нужная опция). На светлом фоне надстройки тёмными панелями выделена приборная панель с полным набором нужных капитану инструментов и рукояток управления (не хватает только картплоттера, но место под него зарезервировано). Сверкающий полированным деревом и нержавеющими спицами штурвал подстраивается «под» рулевого. Удобное кресло с развитой боковой поддержкой и подножкой тоже подстраивается по высоте и удалению от штурвала.
В корму от рулевого поста – тиковый стол с диваном по его периметру. В хорошую погоду здесь хорошо как на ходу (свежий воздух, плеск волн, почти не слышен шум двигателя), так и на стоянке (романтический ужин на закате или бодрящий чай с ароматом утренней свежести). Под сидениями – объёмистые рундуки.
Под палубой
В салон ведёт трап слева от поста рулевого. Море дневного света – остекление по большей части периметра (кроме кормовой части), стёкла в рубке специальные двойные, в усиленных рамах (стойкость на удар плюс теплоизоляция). Вечером, впрочем, тоже светло – в подволоке несколько рядов точечных светильников. Вечером приватность можно обеспечить штатными занавесками, а для проветривания открывается центральная часть лобового стекла.
Салон обустроен как место отдыха и общения на ходу и стоянке: большая подкова дивана с приличного размера кофейным столом. Напротив – длинная барная стойка, в которую встроен поднимающийся из рундука плазменный экран телевизора.
Вперёд и вниз – привычная на «голландцах» обеденная секция: слева стол с мягкими сидениями (на 4-х), справа – отлично укомплектованный камбуз. Последний исполнен и оборудован «по-домашнему: длинный сплошной разделочный стол (из кориана), двойная мойка, 4-конфорочная плита, большой холодильник, объёмные рундуки со штатными держателями для посуды… Все условия для приготовления кулинарных шедевров.
В кубрике – гостевая двуспальная каюта «пульмановского» (двухъярусного) расположения. Большой платяной шкаф, полки, рундуки – разложиться можно как в хорошем отеле. У гостей «личный» санузел с вакуумным унитазом, умывальником, встроенным в кориановую столешницу, большим зеркалом и вместительными полками для санитарных принадлежностей. Сантехника – как дома.
Но гораздо сильнее впечатляют кормовые апартаменты (для владельца, конечно), куда спускаемся по центральному трапу из салона. В просторной (от борта до борта) каюте по центру на подиуме расположили двойную кровать «кинг-сайз» с прикроватными тумбочками по бортам и индивидуальными бра на кормовой стенке. А между этими светильниками – люк на кринолин. Представляю, какое удовольствие прямо с кровати рассматривать медленно уходящие за горизонт пейзажи. А спортивного телосложения владелец может после вечернего купания (и пресного душа, если нужно – он в комплекте кринолина) «нырнуть» через люк прямо на кровать своей каюты (чтобы не «светиться» перед остальными гостями).
По периметру каюты владельца – вместительные рундуки, в один из них при желании запросто станет стиральная машина. А справа-слева от входа – двери в туалетную и душевую комнаты (именно так, раздельно). Снова приходится констатировать – оборудование и сантехника вполне «домашние», на полках поместится всё, что необходимо, особенно женщинам (вплоть до набора пенок-гелей-кондиционеров), а зеркало здесь – в полный рост.
В системе жизнеобеспечения продумано всё до мелочей: эффективное водяное отопление, климат-контроль с электронным управлением, хорошо организованная вентиляция, выдвижные ящички, фиксаторы дверей, уплотнения… И, конечно же, потрясает качество «деревянных» работ: благородные тёплые тона вишни в обстановке высшего уровня представительности.
По назначению это – не «тусовочное судно», это уютный загородный дом (для полноты ощущений разве что камина не хватает). На этой яхте супружеская чета сможет месяцами наслаждаться спокойным круизом по рекам и озёрам, каналам и водохранилищам, надолго останавливаясь в облюбованных местах и принимая в гости детей, внуков и гостей.
На просторе…
Глубоко под палубой мерно заурчала пара 4-цилиндровых дизельных Vetus-Deutz Turbo DT 44 (2 х 114 л.с.) – судно отходит от причала. Приступаем к изучению его «повадок».
Впрочем, на водоизмещающей яхте замеры скорости – далеко не самое главное. Сведущие в гидродинамике хорошо знают, что максимальный разгон здесь зависит исключительно от длины корпуса по ватерлинии и для нашей яхты ограничен 10-ю узлами (точное замеренное значение – 10,2 уз). Но работа дизеля на полных оборотах уместна лишь в экстремальных случаях или против сильных ветра и волны. А наш Linssen 430 должен ходить на круизных 8 узлах – именно на такой скорости понимаешь, в чём его прелесть: на мостике приятный плеск воды лишь чуть разбавлен низким ненапрягающим урчанием двигателя. От такого сочетания совсем не устаёшь, можно целыми днями наслаждаться круизом без опаски, что к вечеру голова будет раскалываться (неизбежное зло после нескольких часов на любом «глиссере»). И берега вдоль бортов «перемещаются» достаточно медленно, чтобы наслаждаться их видом. Не зря ведь голландские моторные яхты столь популярны у пожилых яхтсменов, которым уже не в удовольствие воевать со снастями, но – их требования к шумности и комфортности хода самые высокие.
Это – главное. А в остальном голландские суда в своих повадках очень схожи: плавный ход без резких толчков, прекрасная всхожесть на волну, отличная управляемость на малых оборотах (швартоваться в узкой марине на такой яхте гораздо проще, чем на глиссирующей).
Я не имел возможности замерять потребление топлива, но по данным производителя при 8 узлах двигатели будут «съедать» ежечасно 10 л дизеля. При вместимости штатных баков 1160 л это означает около 115 часов (больше 4,5 суток) непрерывного хода или пробег 1700 км. Вдумайтесь: на одной заправке – от Киева до Днепро-Бугского лимана и обратно!
Выводы
Главный из них: эта яхта создана для наслаждения долгими путешествиями. В которых отдыхаешь от бешеного ритма нынешней жизни, возвращаешь душе давно забытый покой и уравновешенность, «напитываешься» окружающей природой. И никакие капризы погоды или происшествия не смогут испортить этот «пир души» – ибо надёжность, мореходность, послушность в управлении и комфортабельность любого из Linssen близки к абсолюту. Эта истина читается в названии («Grand Sturdy» означает «супервыносливый»), отдаёт эхом в мощном стальном корпусе и обволакивает домашним уютом внутренних помещений. Действительно счастлив, кто понял и подарил себе удовольствие под именем Linssen Grand Sturdy 430 AC Mark II.
«Фарватер» информирует: официальный представитель Linssen в Украине – компания «Boat Trade Studio».