Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Grand Marine — команда мастеров, делающих добротные лодки

#Grand

Кто построил вашу лодку (катер/яхту), где и как? Это ведь очень важно: любое изделие бережно хранит энергетику и тепло рук своих создателей. Добрая ли это энергетика, умелые ли эти руки, можно ли всецело довериться своему судну?
За ответами еду в Харьков, на предприятие, которое отмечает первые 10 лет работы. На Grand Marine.

Мой скромный «багаж знаний» до поездки: здесь производят RIB-ы и надувные лодки; продукция недешёвая, но качественная; завод в Украине, но дизайн лодок канадский…
Дмитрий Владимирович БОРОДИН, заместитель директора:
Не совсем так. Предприятие основал бывший совладелец компании Brig, выехавший на ПМЖ в Канаду. Он также наш зарубежный дистрибьютор, общается с клиентами, ездит по бот-шоу – словом, внимательно следит за тенденциями на мировом рынке. Наделённый творческой жилкой, он присылает итоговые рекомендации в виде эскизных концепт-дизайнов. А уж мы воплощаем эти наброски в новых проектах, разрабатывая как теоретические чертежи, так и всю документацию полного технологического цикла постройки.
Общаться мы только начали, но пока – немного фактов.

"Изюминки" дизайна
Надо сказать, результат такого коллективно-интернационального творчества впечатляет. У лодок Grand – хорошо узнаваемый индивидуальный стиль, причём не только во внешней атрибутике (красивая синяя или серая стрелка на светлом корпусе). Лодки "широколобые" – читай, в носу ёмче своих "одноклассников". А баллоны – с изящной погибью, что не только приятнее глазу, но и избавляет от пары склеек (меньше швов – выше надёжность).
Днища RIB-ов – "глубокое V", проверенный гарант комфортного хода и хорошей всхожести на волну. Но острый форштевень срезан под меньшим углом, килевая линия продлена в нос – так чуть выше скорость и лучше маневренность. Конусные законцовки баллонов отклонены вниз: на скорости законцовки работают на поддержку, уменьшая дифферент на корму. На малых лодках применены даже поперечные реданы, призванные "подсосать" воздух и уменьшить ходовое сопротивление. С этими капризными элементами мало кто связывается, но у конструкторов Grand всё получилось – их лодки ходят быстрее безреданных аналогов.
Ещё одно ноу-хау предприятия – обводы HSH (High-Step-Hull): баллоны приподняты относительно днища на высоту ступени (Step). Вышедший на глиссирование корпус приподнимает баллоны над водой, уменьшая сопротивление – ещё один плюс в "копилку" скорости. А на лодках Golden Line глиссирующая поверхность затянута в корму, по обе стороны мотора – такая конфигурация (extended running surface) уменьшает стартовый дифферент и позволяет глиссировать с меньшей скоростью.
Теперь – о модельном разнообразии.

На любой вкус и кошелёк
Основная специализация компании – RIB-ы, столь любимые в "морских" странах. Самый малый – 2,5 м длины, флагман – 6,5 м.
Tenders предсказуемо служат бортовыми разъездными лодками при моторных и парусных яхтах. Небольшие (2,5-3,3 м) и относительно лёгкие, они намного быстрее своих "мягкоднищевых" собратьев – отчего и ценятся. Базовая версия – с лёгкими поперечными сидениями и румпельным управлением, но если малый вес и компактность не обязательны, можно укомплектоваться рулевой консолью (исполнение Sport).
Riders – универсальные разъездные RIB-ы средних размеров (3,7-4,7 м). На них и на рыбалку, и с семейством на пикник, и просто "полетать" с ветерком (или с воднолыжником на буксире)… На "вкус и цвет" – выбор управления: румпельное (свободная палуба), спортивная консоль (посадка – как на мотоцикле) или с рулевой стойкой и двойным сидением (исполнение Люкс).
Cruisers – две старших модели (5,5-6,5 м), размер которых позволяет и сан-дэк на носу обустроить, и солидные припасы в рундуки разложить. Соответственно расширяется "дальность действия" и повышается ходовой комфорт на волнах.
Эти три модельных ряда – составляющие подгруппы Silver Line. Признаться, по каталогу я не разобрался, чем она отличается от Golden Line – второй подгруппы RIB-ов. Спрашиваю у главного конструктора Владимира Ильича БОРОДИНА:
Наша цель – создавать продукцию высококачественную, но доступную широким слоям потребителей. Требования эти, понятно, взаимоисключающие, но экономить мы предлагаем на другом – комплектации. Основа каждой модели Silver Line – лодка со свободной палубой, без консоли, дополнительных сидений и с минимальным "фаршем", её можно использовать с румпельным управлением. А при желании и финансовой возможности – доукомплектоваться до необходимой конфигурации. Более того: палуба сделана так, что на неё станет любая консоль из присутствующих на рынке – вдруг кому-то так дешевле и удобнее. Формы у Silver Line достаточно простые, единственный интегрированный отсек (до Cruisers – Ред.) – якорный. Словом, мы создали возможность покупать недорогие, но добротные RIB-ы – хотим, чтобы и в Украине водномоторники массово оценили их преимущества. Кроме того, свобода "подстройки" конфигурации лодки под собственные нужды очень уместна при профессиональном использовании – не зря, к примеру, поляки закупают и оборудуют Grand-ы как пожарные суда.
У Golden Line идеология совершенно другая – прогулочных катеров. У них ёмкие рундуки, интегрированные консоли ("чужую" уже не прикрутишь), формы более изящные, дополнительная глиссирующая поверхность (extended running surface) в корме (в частности, лыжников буксировать проще). Базовая комплектация несравненно богаче. Их покупают для семейного отдыха и как элитные тендеры.
В Golden Line тоже есть Tenders (3,4-3,8 м) и Riders (4,8 м). Кстати, о последнем: ждите тест-драйв в следующем "Фарватере"…
Среди лодок с мягким днищем самая представительная серия – Сorvette (5 моделей 2,4-3,6 м). Столь же ёмкие (широкий нос) и изящные (с плавно-гнутыми баллонами), как и соразмерные RIB-ы, но с надувным кильсоном, они замечательно подходят и для рыбалки, и для семейных выездов на природу. Замечательная опция для каждой модели – надувной настил (аэр-дэк): с ним лодки очень лёгкие и собираются явно быстрее. Автомобилисты и яхтсмены наверняка оценят.
Ranger (3,8-4,6 м) – лодки для суровых испытаний. Дайвинг, патрульная служба, путешествия в сложных условиях, даже морские переходы – диапазон применения весьма широк. Кроме сверхпрочного исполнения выделю прелюбопытную опцию – деревянный киль, резко повышающий продольную жёсткость. И покупают их, как оказалось, не только профессионалы – например, немцы активно путешествуют на них в море, выезжая автомобилем в отпуск.
Elf – "надувнушки быстрого развёртывания", лёгкие и компактные. Приехал, быстро собрал – уже рыбачишь, а вечером – в обратной последовательности. Если далеко ехать не нужно – берём наборную слань и маленький моторчик. Для скорости же есть кильсонное исполнение.
Но имеются и весьма нестандартные изделия с маркой Grand. К примеру, надувные каноэ Argus – альтернатива разборным туристическим байдаркам. Каноэ остойчивее, вместо каркаса – надувной настил, и главное: на корму можно навесить моторчик. Владимир Ильич:
Их канадцы берут в больших количествах. А у нас – на сплавы по быстрым рекам. Они же лёгкие – сдул и на плечо забросил. И собираются очень быстро…
Ещё одна "фишка" компании – гребно-парусные шлюпки Regatta. Уже не надувные – цельный пластик. Задумка: простые и недорогие лодочки для рыбалки, неспешного катания и осваивания паруса. Впрочем, Regatta достойны отдельной статьи, и она будет.

Как рождаются лодки
Производство занимает 2 этажа: наверху – изготовление отдельных блоков, внизу – сборка. Большинство операций – ручной труд. Мой гид – главный конструктор Владимир Ильич (его здесь называют трогательно – "папа наших лодок"):
– Корпуса формуем вручную, напыление стекловолокна не применяем. Не так технологично, зато толщина стеклопакета строго определённая. Формовщики получают уже раскроенный набор стекломата, возможности ошибиться у них просто нет: в каждой лодке уложено ровно столько слоёв, сколько запроектировано. Впрочем, вес готового изделия мы тоже контролируем…
Наша задача – сделать лодку качественной, но недорогой. Потому виниловые смолы не применяем – только полиэфир. RIB-ы ведь на воде практически не хранят – на палубе или на трейлере. Разве что S550 и S650, но и их днища от осмоса не страдают, как практика показала.
Пластиковая палуба лодок Silver Line изнутри усиливается фанерой. Она нужна в первую очередь как основание для "чужих" консолей – их в любом месте можно закрепить саморезами на герметике. А для "своих", штатных, есть нержавеющие закладные – крепим болтами. На лодках Golden Line, предназначенных для моря, фанеру из корпуса вообще убираем (в "младших" моделях её уже нет), чтобы даже теоретически нечему было портиться со временем.
Переходим в "надувной" цех, где горками уложены контролируемые баллоны и аэр-дэки. Каждый – с биркой, на которой помечено, когда накачали и каким давлением. Владимир Ильич:
Надувной настил (аэр-дэк) – конструкция непростая, ткань со множеством нитей между верхней и нижней плоскостями. "Гаражные" предприятия их не делают – не умеют. И накачиваются они до давления в 2,5 раза выше балонного. Как и баллоны, они выдерживаются накачанными сутки: если падение больше 1% (а не "сдулся") – ищем утечку, ремонтируем или отбраковываем.
Спускаемся в сборочный цех, где созданные наверху днища и баллоны склеивают в одно целое. Владимир Ильич:
В малых лодках (до 4,7 м) баллон приклеивается к пластику по нижней кромке, а по верхней по желанию заказчика клеится герметизирующий бульб-профиль, который не даёт попасть в щель песку и грязи. На больших лодках баллон клеится по обеим кромкам.
Напоминаю о ноу-хау французского Zodiac – съёмных баллонах. Не было ли такой идеи? Владимир Ильич пожимает плечами:
Часто снимать баллон всё равно никто не станет: это ведь больше шести метров в лик-паз надо просунуть – процедура напрягающая… Малые лодки перевозятся легко, потому доставить сюда на ремонт, случись что, проблем не будет. Наши мастера при необходимости отрезают баллон от пластика очень быстро, приклеить новый тоже труда не составляет. Считаю, в съёмном варианте есть смысл на лодках от 7 м, где баллон большой и сложный – удобнее прямо на воде отстегнуть его от днища и увезти на ремонт.

Покупатель всегда прав
Дмитрий БОРОДИН:
Предсказать популярность модели или опции – дело неблагодарное, только по отзывам и заказам можно судить. К примеру, на S470 мы сделали опциональный встроенный топливный бак – вроде размер уже требует. Но он оказался невостребованным – практически все пользуются переносными. В итоге опцию ликвидировали. А вот на G480 – наоборот: все проданные в этом году RIB-ы – со встроенным баком на 55 л. Хотя лодки практически одинаковые…
Или вот сделали по просьбе австралийского дилера комплект защиты на киль и нижние части баллонов – мол, "на наших камнях очень спасает". Изготовили фильеру для профиля, начали поставлять только в Австралию… А в итоге эта опция стала очень популярной везде: теперь порядка 50% лодок заказывают с ней. А многие из сэкономивших через год привозят потёртую лодку на ремонт, с комментариями: «Жаль, что сразу не защитились!»
Словом, любую новую задумку сначала прописываем как опцию, и смотрим на реакцию клиента. Стало активно востребоваться – нередко переводим в "базу".

Лично меня в списках опций очень удивили поручни на консолях – это ведь элемент безопасности, почему бы не включить их в "стандарт"? Дмитрий:
Да, так было бы правильнее. Но мы не хотим отказываться от индивидуальных просьб клиента, а их мотивация такая разная – от максимального удешевления до "без этой трубы – красивее". Впрочем таковых не более 5%, остальные поручень ставят. А прикручивать по просьбе гораздо разумнее, чем по просьбе демонтировать.
Директор Grand Marine Татьяна Андреевна МЕРКУЛОВА:
Политика нашего учредителя – угодить клиенту. Отсюда много опций, вариантов расцветок, возможность эксклюзива. Для маркетинга это большой плюс, но вот для производства – не меньшее неудобство. Приходится "раздувать" склад, каждая эксклюзивная лодка притормаживает весь процесс. А если таковых сразу 7-8 и все заказы срочные… К примеру, наш немецкий дилер – тот ещё сюрреалист: «Хочу чёрный низ с белым верхом (или наоборот – Т.А.) …Вот тут, пожалуйста, обрежьте, а здесь – сделайте заглушки…» Иной раз смотришь на результат и диву даёшься – кто ж такое покупает?!
Но скажем прямо: возможность выбора дорогого стоит. "Выстроить" собственную лодку, подобрав к голому Silver-корпусу консоль (из 3-4 вариантов!), сидение (их также несколько), аксессуары – это практически поучаствовать в создании, вложить в её "характер" и свою лепту! Речь ведь не о банальном транспортном средстве, любимое судно – это всегда часть души…
Впрочем, "здоровый дух" может быть лишь "в здоровом теле". Потому сконцентрируемся на пунктах качества.

Составляющие "здоровья"
И действительно, почему "надувнушки" столь сильно могут отличаться по цене? Признаться, когда меня об этом друзья спрашивают, аргументов находится немного. Спросим у профессионалов. Технолог Вадим Аверченко:
Первый пункт – ткань. Можно использовать лучший на рынке, а можно покупать более дешёвые аналоги. Дешевле они обычно за счёт включения в полимер вторсырья – это чётко определяют тесты в Политехническом институте, куда мы регулярно отправляем образцы. А ведь от качества полимера зависят эксплуатационные характеристики ткани, в первую очередь долгоживучесть – материал прежде времени становится грубым, шероховатым, выцветает и теряет прочность…
Далее – клей. Его температурная стойкость бывает 85 градусов, а бывает и 60. Мы испытываем образцы каждой партии на прочность и термостойкость, данные протоколируются и хранятся на фирме. Мелкие производители просто клей покупают и пробуют. Клеит? Да. Температуру держит? Какую-то держит… А ведь в самый солнцепёк тёмная ткань нагревается жутко – недавно под Киевом лодка просто расклеилась, незадачливые рыбаки еле ноги унесли! Разрывает обычно нос, это 2 отсека, а на малой лодке их всего два. Не утонете, но сразу же остро встанет вопрос, как домой добраться – ведь глиссировать наверняка не получится…
Мы нашли в Украине единственное предприятие, фанера которого нас устраивает. Они её производят почти исключительно на экспорт, нам отпускают как исключение, небольшими порциями. От водостойкости фанеры ведь напрямую зависит долговечность лодки, отсюда жёсткость входной проверки каждой партии: 16 часов кипячения, потом сутки остывает, ещё 4 часа кипятим, остывает и – испытание на сдвиг. Та, что мы покупаем, по основным характеристикам лучше бакелизированной (!).
Гелькоут для пластиковых конструкций – отдельная тема. На мелких производствах в белый (самый дешёвый, ценой 2,5-3 евро/кг) прямо на месте добавляют краситель – для экономии. На цветостойкость ведь никто не проверяет: ну, в лучшем случае корпус быстро выгорит; в худшем – ранний осмос… Мы же покупаем гелькоут по 4,2 евро/кг, с хемостойкой базой – через пару месяцев из него практически полностью уходит стирол и получается практически пищевой пластик – с изделия даже кушать можно!
И так – по каждому пункту. Ведь хорошее изделие получается лишь из хороших комплектующих!

Дмитрий БОРОДИН:
Можно клеить баллоны, просто полагаясь на опыт, мол – что с ними станется?!. Но эпизодически "стаётся" у всех, как практика показывает: там нечаянно "тернули" и не заметили, тут зацепили чем-то острым… Именно поэтому у нас действует тройная проверка: после первой (внутренней) проклейки швов накачали – и сутки контроль давления; после наружной проклейки – ещё сутки и уже готовое изделие – снова сутки, теперь уже повышенным давлением. Всё это лишние трудозатраты, занятые производственные объёмы, по времени процесс растягивается, производительность труда падает… Небольшие компании не могут себе такого позволить.
Точно так же они не могут себе позволить входной контроль поступающих материалов – это отнимает время и средства. А ведь даже у именитых поставщиков случаются конфузы. К примеру, Hypalon мы покупаем у мощнейшего концерна – казалось бы, «круче» некуда. Но однажды наш входной контроль обнаружил недопустимый косослой по утку – после склейки это неизбежно вылилось бы в остаточный изгиб плавногнутого баллона. Только раз – но было… Факт.

Татьяна МЕРКУЛОВА:
Если тесты показали брак – партию возвращают. Но проблема нашей реальности в том, что процедура возврата по рекламации очень длительная и дорогостоящая, да и возврат НДС – проблема всеукраинская. Поэтому на отказ от бракованных материалов способны лишь мощные компании – дорого это.
А ещё гаранты высокого качества – высококвалифицированные специалисты с соответствующей зарплатой. Но не секрет, что работа сезонная и мелкие предприятия рабочих нанимают на сезон, нередко каждый год новых. Мол, "за месячишко научим". Только вот до хорошего уровня их учить минимум полгода, а до профессионального – год и больше: у нас новичок минимум 6 месяцев отрабатывает, прежде чем ему ответственную операцию доверяют. Тем более, работа специфическая, этому нигде не обучают.

Команда
О ней Татьяна Андреевна говорит с особой гордостью и воодушевлением:
Коллектив – наша главная ценность. Расскажите вашим читателям именно об этих людях, которые своими руками и интеллектом создают лодки крепкие и практичные, быстрые и красивые – от одного их вида получаешь эстетическое наслаждение.
Иначе и быть не может, они все тоже обожают отдых на воде – кто с друзьями и удочками, кто с семейством. Потому хорошо знают толк в лодках. И здесь не просто зарабатывают – они вносят свою лепту в общее дело. Переживают, когда мало заказов, если сбой или брак. А случись запарка, много отгрузок или форс-мажор – сами остаются сверхурочно. Это люди, одержимые общим делом. Я могу на них положиться.

"Текучка" на Grand Marine очень низкая. За годы работы уволилось всего несколько человек, причём о "сожжённых мостах" и речи нет – звонят, заходят. А кое-кто даже признался, что жалеет об уходе, несмотря на более высокую зарплату на новом месте. Татьяна Андреевна:
Лично я считаю достижением, что на предприятии все нормально общаются, от рабочего до директора. В любой день любой рабочий может прийти к директору, заместителю или главному конструктору с проблемой, претензией или предложением по производству или улучшению модели, если с начальником производства он вопрос решить не может. Даже если предложение и невыполнимо – важно, что люди хотят сделать лучше. А из каждого предложения можно "выжать" рациональное зерно.
Наверное, лучшая иллюстрация здорового духа в коллективе – "фирменные" праздники. Их в году несколько: открытие и закрытие сезона, день рождения компании. Представьте себе: примерно 300 человек (100 сотрудников с жёнами и детьми) выезжают на природу со всеми имеющимися лодками. В большом котле варится кулеш, народ веселится, а дети осаждают то одну, то другую моторку – им водный "драйв" интереснее взрослых посиделок!

Полмира знает Grand
Лодки, сделанные с душой и толком, просто не могут не востребоваться. Татьяна Андреевна:
Наша дилерская сеть, конечно, не столь впечатляюща, как у наших коллег – Brig-а. Тем не менее нас любят и стабильно покупают в Австралии, Греции, Германии, Норвегии, Финляндии, Канаде, Голландии, Франции, Чехии, Эстонии, Венгрии, Ирландии, России, Польше… Более того: мы изначально работали именно на экспорт, в Украине вышли на рынок лишь через 3 года после основания.
Grand из года в год выставляется в Дюссельдорфе – весьма и весьма знаковый показатель. А в Норвегии существует даже Клуб любителей Grand: лодочники переписываются, обмениваются опытом и ежегодно собираются на "съезды", с семьями и пивом. И надо видеть этот внушительный флот!..

P.S.
Grand – действительно лодки с хорошей энергетикой. Ибо их делают правильные люди, из правильных материалов и правильным способом. С умением и душой. Таким лодкам можно довериться.

«Фарватер» информирует: дистрибьютор лодок Grand в Украине – компания «Компонент».