На самой верфи говорят о линейке Aleutian, как о семействе супер-яхт. Но насколько же они отличаются от сходных по размеру «фестивальных» посудин, коими кишит Средиземноморье! Уже по внешнему виду напрашивается другое сравнение — малые корабли.
И дело не только в «морских» (приполнённых, с развалом к палубе) носах и развитых надстройках. Aleutian переняли от «старших братьев» даже такие чисто корабельные элементы, как повышенный в передней части корпуса борт, прикрытые сверху палубные проходы и даже мощные волноломы на баке. Но главное — повышенная автономность. В самом деле: редкая из моторных яхт сможет пересечь океан на одной заправке, а Aleutian — может!
Впрочем, корабельные внешность и сущность не мешают этим судам оставаться высшей пробы люксовыми. Весь интерьер – работы квалифицированных краснодеревщиков, десятилетиями специализирующихся именно на "старой-доброй" классике. Grand Banks – это Rolls-Royce водномоторного рынка.
Но, в отличие от знаменитых авто, Aleutian – намного больше, чем элемент престижа и свидетельство статуса его владельца. Это – дом-крепость, корпус которого (минимум 22 мм сплошного пластика!) выдержит любой шторм и будет служить верой и правдой десятилетиями. Это – уют и комфорт владельца во всех его путешествиях. И это – инструмент самого путешествия: судно способно на длительные марш-броски с крейсерской скоростью 23 узла (максимум – 28).
До недавнего времени в линейке Grand Banks Aleutian производились суда длиной от 19 до 23 м. Новая модель (всего 17,6 м) – ответ на пожелания клиентов получить яхту столь же качественную и автономную, но более экономичную как в покупке, так и в эксплуатации.
Grand Banks 53 Aleutian RP – на стенде Boot-Dusseldorf. Солидный, ёмкий корпус традиционно украшен имитацией деревянной обшивки – элемент стиля. Палуба – столь же привычно тиковая, с высоким фальшбортом по всему периметру вокруг надстройки. Кокпит абсолютно свободен (если не считать держателей кранцев), при необходимости меблируется лёгкими деревянными столами-стульями. Просто и функционально.
Спереди надстройку огибает "португальский мостик" – палубный проход, отделённый от носовой палубы мощным фальшбортом-волноломом. Две солидные дверцы в этом фальшборте ведут к швартовно-якорному устройству и удобному диванчику для романтиков.
Вход в салон – из кокпита и с палубного прохода правого борта. Кормовая часть салона – кают-компания: два дивана, ажурный кофейный столик, барная тумба и большая телепанель. Внушительные окна надстройки наполняют помещение дневным светом, а шторы и комбинация точечных и фоновых светильников обеспечивают уют вечером. Воздух кондиционируется индивидуально (забегая наперёд – в каждом помещении).
Пара ступеней отделяет кают-компанию от передней части салона с кухней-столовой и постом управления. Камбуз – двухостровной, с очень просторным разделочным столом, плитой, духовкой, посудомоечной машиной, холодильником… Всё, как дома. И объёмы для утвари соответствующие.
У правого борта – охваченный П-диваном обеденный стол на четверых. Пятое место – развёрнутое в сторону стола шикарное кресло рулевого (с боковой поддержкой и разными настройками). Понятно, что обед на пятерых – на стоянке или в открытом море, когда яхта управляется автопилотом.
Пост рулевого не выпадает из классической канвы убранства гостиной – наоборот, он в неё прекрасно вписан. Низко посаженный резной штурвал, лаконичная и вместе с тем исчерпывающе укомплектованная приборная панель – ни отнять, ни прибавить. Периферийное остекление большой площади обеспечивает рулевому хорошую обзорность.
Впрочем, ещё лучше обзорность со второго поста управления – на флайбридже. И, думаю, капитан (судно явно рассчитано на управление самим владельцем) оценит второй вход наверх – по трапу прямо из салона. Оба прохода перекрываются по-океански – мощными люками.
Приборная панель на флайбридже повторяет основную по функциональности, но выполнена в практичном пластике. Под ногами тоже специальное синтетическое нескользящее покрытие, не требующее ухода годами. Обустройство вполне привычное: кресла пилота и штурмана, большая тумба вэт-бара (гриль, холодильник, мойка, стол…) и обеденная группа с двумя диванами – фактически вторая кают-компания. Большой бимини прикрывает сидящих от палящего солнца. В кормовой части флайбриджа – мощная кран-балка, оперирующая разъездным RIBом.
Вернёмся в салон, к трапу в каюты. В носу их две – VIP (просторная, в носу двуспальное ложе) и гостевая (две раздельные кровати одна над другой у левого борта). В обеих вместительные платяные шкафы и ящики для вещей, индивидуальные телепанели и кондиционеры. Санузел один, но просторный, с отдельной душевой кабиной.
Приватность апартаментов владельца обеспечивается не просто дверью – спуском из салона по отдельному трапу; расположены на самом миделе (здесь качка меньше сказывается). Двуспальная кровать "королевского" размера, платяной шкаф, книжная полка – вполне домашний уют. И просто огромный санузел с отдельной душевой кабиной, длинной столешницей умывальника и множеством ящиков.
Отдельный вход – в складское помещение, с большими рундуками и встроенной стиральной машиной (на этой яхте живут годами, всяческой утвари – как дома). Сквозной проход, звукоизолированная дверь – мы в машинном отделении, где вольготно расположились два мощных Cummins. Вокруг каждого свободный доступ ко всем вентилям, фильтрам и патрубкам.
Коллеги-американцы, испытавшие Grand Banks 53 Aleutian RP в 30-узловый ветер и 2-метровую волну, рапортуют о замечательной комфортности хода даже в столь серьёзных условиях. Против моря и волны судно шло 22-узловым ходом, без сильных ударов даже об отдельные высокие гребни. Не доставило проблем и попутное волнение, обычно неприятное для полуглиссеров. Испытатель охарактеризовал яхту как "лучшую в своём классе" и отметил, что, к своему удивлению, не нашёл ни единой серьёзной претензии к проектировщикам. Что касается работы исполнителей, то после спуска и передачи лодки заказчику первые заявки на сервисное обслуживание (заменить-подкрасить-подмазать) обычно появляются не раньше, чем через 6 лет – это уже из практики…
И напоследок
Не секрет, что на рынке больших моторных яхт сейчас застой – кризис, увы, вносит коррективы. Не похвастают и Grand Banks – их "старшие" модели продаются небойко. А вот новых 53 Aleutian доставлено уже 7 корпусов, осмотренный мной продан прямо с выставки. Похоже, с новым судном инженеры верфи "попали в точку"…
«Фарватер» информирует: официальный представитель Grand Banks в Украине – компания «НТ-Марин Украина».