Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

GPS для народа

#------

Еще несколько лет назад мобильный телефон считался роскошью и диковинкой для широкого круга населения. Теперь в порядке вещей наличие двух-трёх. И вовсе не ради пижонства, а для экономии на связи и удобства дозвона клиентов. Разумеется, такая полезная и нужная штука, как приемник GPS (глобальная позиционная система), также постепенно движется в массы, тем более, что разобраться с ним даже проще, чем с телефоном.
Большинству рыболовов нет смысла выбрасывать лишних полтысячи за красивую игрушку супер-GPS или высокопродвинутый эхолот. Нас интересует практичная вещь за минимальные деньги. Осмелюсь определить, что главное, а что второстепенное в приборе GPS для наших нужд. Надеюсь, мои заметки будут интересны тем, кто выбрал себе прибор, но ещё не до конца разобрался, что с ним делать. Для них – рекомендации по конкретным моделям и краткое описание наиболее важных приёмов использования прибора.

Для тех, кто забыл или не знает, напоминаю принцип работы GPS: на орбите крутятся несколько десятков спутников, посылающих сигналы на Землю. Прибор ловит эти сигналы и распознаёт своё местоположение, рассчитав его по геометрическим формулам.
Задачи GPS:

  1. Поймать сигналы спутников в самых сложных условиях (туман, ограниченная видимость неба) и показать координаты вашего местоположения. Далеко не все приборы справляются с этой задачей (слабая чувствительность). Точность не имеет критического значения, у всех приборов около 3-8 м. Координаты нужны для того, чтобы вас быстро и легко могли найти ночью и в тумане, если что-то случится. Можно продиктовать координаты по мобильному телефону или (ещё лучше) послать sms знакомому; связаться по телефону 8-код города-01 с МЧС (хотя я пришёл к выводу, что от них мало толку) и вызвать помощь, например, если вы терпите бедствие на лодке, на льдине и требуется медицинская или техническая помощь.
  2. Возможность легко внести в прибор продиктованные координаты. Например, чтобы оказать помощь товарищу, терпящему бедствие, или зовущего к ночному костру. Очень удобно конкретно узнавать точку вчерашнего клёва.
  3. Возможность записывать пройденный путь и пройти по нему назад. Желательно хранить большое количество путей. Практика показала, что даже 15 маловато.
  4. Маркировка (засечка) точки. Необходима для обозначения «клевого» места, парковки машины, нахождения базы и т.п.
  5. Показания скорости движения. Очень помогает троллингистам для определения оптимальной скорости ведения приманки. Следует только делать поправку на течение. Скажем, измеряли скорость течения со свободно плывущей лодки. Получилось 1 км/час. Если оптимальная скорость проводки, предположим, 5 км/час, то против течения нужно будет поддерживать скорость 4 км/час, а по течению — 6 км/час. В обоих случаях относительно воды будет 5 км/час.
    Также эта функция просто необходима для настройки лодки и мотора на наилучшую скорость. Выбор экономичного режима движения (скорости) тоже удобен по GPS. Как правило, это скорость, удерживающая лодку в глиссировании на минимальных оборотах двигателя. При этом за кормой создается минимальное волнение. На образование волны лодка и мотор тратят энергию, что отражается на расходе топлива. Поэтому, чем глаже вода за кормой при наименьших оборотах двигателя, тем экономичнее.
  6. Возможность просматривать электронную карту. Наличие даже чёрно-белой карты в приборе даёт возможность проложить путь на нужный топографический объект, не зная его координат. Но необходимо убедиться в достаточной подробности карты, просмотрев знакомый район рыбалки. Например, вы вышли на лодке в Сорокошах и хотите дойти до Страхолесья. Находите на карте этот населенный пункт, даёте прибору команду проложить на него маршрут, и двигаетесь по стрелке или дорожке на экране. Или же вышли с базы и забыли засечь точку старта. Найдите приблизительно это место на карте прибора и поставьте забытую точку для возвращения к ней.
  7. Русифицированное меню. Это всем понятно. При покупке попросите продавца сразу установить русский язык.

Набором этих возможностей, кроме предпоследней, обладают почти все приборы GPS рассматриваемой категории. Наша задача – отобрать модели, лучше всего справляющиеся с этими функциями. Помимо выше указанных функций важно учитывать следующие характеристики.
Хороший прием спутников (исходя из первой задачи). Количество каналов означает количество захватываемых спутников на орбите, обычно от 12 до 16. Чем больше – тем легче прибор определяет координаты в трудно просматриваемых местах (в лесу, в горах, на улицах города). Что касается тумана, то здесь именно чувствительность приёмника. Ещё одна особенность: через лобовое оргстекло лодки сигнал может искажаться или слабеть, особенно когда мокро. Поэтому рекомендую установить выносную антенну, если такая возможность предусмотрена.
Не слушайте басни, что какой-то приёмник ловит сигналы в помещении. Если и словит полтора спутника, то будьте уверены – любой из приёмников словит столько же.
Время работы от аккумуляторных батарей. Часто прибору приходится работать несколько суток с перерывами на ночь. Потому очень желательно обеспечить питание от внешнего источника. Лучше всего через прикуриватель, что позволит подзаряжаться и в машине, и в лодке.
Всегда держите запасной комплект батареек. Внимательно контролируйте время работы батареи (желательно по индикатору на экране), чтобы избежать неожиданной разрядки. Берегите энергию, притушив подсветку экрана. При любой возможности включайте внешнее питание. А лучше сразу купить аккумуляторы с подзарядным устройством, чтобы не разориться на батарейках.
Если батарейки сели, выньте их из прибора и, не деформируя, постучите о твёрдую поверхность. При надобности вставьте батарейки в прибор, обдумайте, как найти в меню засеченную точку и определить направление к ней. Включайте прибор. Энергии на задуманную операцию хватит. Когда прибор укажет направление на точку, штурман (если вдвоём) засекает ориентир. И не спускать с него глаз, указывая направление рукой, в то время как рулевой управляет лодкой.
Особенности корпуса. Все приборы имеют приблизительно одинаковую степень водозащиты — стандарт IPX-7, что допускает притопить прибор на 1 м и держать 30 минут. Если влагозащита как-то заявлена, то защита от механических повреждений (ударопрочность) тестом не расписана. При оценке этого качества нужно больше обращать внимание не на форму корпуса, а на качество пластика корпуса, его склонность к тресканию (хрупкость). Некоторые производители делают корпус толстостенным, при этом теряется плавучесть. Другие делают лёгким и сравнительно эластичным, он прыгает при падении, как мячик, и умеет плавать. Но такой легче раздавить.
Напрашивается вывод: при опрокидывании лодки первостепенно нужно спасать не мешки с рыбой или ящики с блёснами, а телефон и GPS, которые потом спасут вас. Точку крушения нужно как можно быстрее записать в прибор, чтобы вернуться в это место с маской или, если глубоко, то с аквалангом.
Экран. Чем больше и выше разрешение (детальность), тем лучше управлять лодкой или машиной, минимально задерживая взгляд на экране. Обращайте внимание на мощную регулируемую подсветку. Это поможет хорошо видеть экран и эффективно беречь энергию. Если цветной с картой — просто супер. Но это уже другие деньги.

Выбор ценовой категории и тестовых заданий
Самые дешёвые нет смысла рассматривать: они слишком примитивны и не могут в достаточной мере выполнять возложенные на GPS функции. В первую очередь это связано с небольшим малопиксельным (малой детальности) экраном с недостаточной подсветкой – чтобы на нём что-то разобрать, нужны немалый опыт и развитое воображение (имеется в виду детализация схематики движения или картографии – прим.ред.). К тому же из-за малой мощности могут быть проблемы с ловлей сигналов спутников в сложных условиях (туман, лес, постройки, стекло автомобиля или лодки). Условно обозначим приемлемый уровень дешевого, но полноценного прибора – около 300 долл. США.
Приборы подверглись следующим испытаниям:

  • Создание помехи для приема спутников;
  • Запись пути и прокладка курса по следам назад;
  • Визуальный тщательный осмотр герметичности и ударопрочности корпуса;
  • Проверка на плавание и водонепроницаемость;
  • Оценка удобства в руке и работа клавишами;
  • Тщательное изучение заявленных характеристик;
  • Пользование меню, засекание (маркировка ) точек, работа с картой.

Модели
Есть три основных производителя приемников GPS — Garmin, Magellan, Lowrance. Все используют американские спутники.
GARMIN – самая развитая фирма-производитель приемников. Не смею заявлять, что самая лучшая, но модельный ряд у неё самый длинный.
Garmin GPS 72
Модель разработана для морской эксплуатации.
Чувствительность — гарантированно достаточная.
Питание — две батарейки (аккумуляторы) АА, 16 часов работы. Предусматривается подключение кабеля внешнего питания.
Экран — довольно большой, но малое количество пикселей (разрешение экрана). При этом видимость показателей отличная.
Корпус — плавающий, крепкий, водонепроницаемость внушает доверие,
Сильные стороны: большой экран, надежный корпус, со всеми функциями справляется, встроенная база данных морских бакенов (речникам не надо).
Слабые стороны: не безукоризненно прорисовывает путь назад (срезает повороты), ориентирован в основном для морского использования, относительно малое время работы батареи, отсутствие выносной антенны и карты.

Garmin GPS 60
Чувствительность — превосходная, так же как и скорость процессора (работы прибора). По этим показателям, кажется, он даже превосходит 276 С.
Есть подключение выносной антенны.
Питание — две батарейки (аккумуляторы) АА, 28 часов работы. Предусматривается подключение кабеля внешнего питания.
Экран — сравнительно небольшой, но довольно высокого разрешения, что позволяет рисовать информацию достаточно четко.
Корпус — удобно лежит в руке, выполнен добротно, водонепроницаемость гарантирована.
Сильные стороны: надежный крепкий корпус, сильный прием (чувствительность), фантастическое время работы, внешнее питание, возможность выносной антенны, быстрый процессор, современное меню. Должен отметить, что GARMINы отличаются удобным меню. Наличие симулятора (тренажера) позволяет тренироваться дома. В целом прибор очень удобный и оставил приятнейшее впечатление.
Слабые стороны: немного сложное (скорее всего, с непривычки), но при этом логичное меню, отсутствие карты, не умеет плавать.
Рекомендация по использованию этих моделей: по причине отсутствия карты обязательно ставьте точки базы, стоянки и других мест возможного десанта.

LOWRANCE
Lowrance iFinder H2O
Чувствительность — прекрасная и достаточна для надёжной навигации, быстрый процессор. Его преимущество чувствуется при потере сигнала спутников – определяется за пару секунд. Предусмотрена выносная антенна.
Питание — две батарейки (аккумуляторы) АА, 12 часов работы при напряжении 1,5 вольта (этот критерий следует учитывать). В комплект входит шнур внешнего питания от прикуривателя, что, кстати, экономит 30-50 долларов. Должен отметить, что вилка разъёма выполнена грубо, но дареному коню…
Экран — резко выделяется среди "одноклассников" и размером, и разрешением, что характерно для многих приборов Lowrance. Следует отметить удобнейшую графику изображения не только страницы карты, но и страницы компаса, где вместе с картушкой компаса изображена путевая линия, которой вы идёте. Удобная прорисовка обратного пути и отличная подсветка. Читает карты (сейчас загружена карта Украины с довольно скромной точностью около 100 м – но даже её достаточно для ориентации на местности). К апрелю обещается откорректированная карта.
Корпус вопреки экрану, слабоват. Тест на ныряние (тонет) выдержал исправно, хотя вызывал сомнения неплотностью резиновых заглушек и ошибочным указанием в английской инструкции слабой водозащиты (проверил — была опечатка).
Эргономика (удобство на руке) весьма скромная, но при этом клавиши большие и мягкие, что будет очень удобно при нажиманиях за рулём на скорости.
Думаю, именно экономия на стоимости корпуса позволила прибору войти в эту ценовую категорию с такими хорошими показателями.
Сильные стороны: лучший экран (большой, удобное изображение, в том числе страницы компаса), быстрый процессор, достаточная чувствительность, кабель прикуривателя в комплекте, возможность подключения выносной антенны, наличие карты, даже с примерными глубинами водохранилищ, удобнейшая прорисовка обратного пути, использование карт памяти, большие кнопки.
Слабые стороны: недопереведенное сложноватое меню, хрупкий нежный корпус, неплотные резиновые пробки (на герметике это не отразилось), не умеет плавать, относительно небольшое время работы батареи, отсутствие симулятора (но возможно отключение приемной части прибора для экономии энергии), при включении может дать ошибку координат, но потом быстро исправится.
Рекомендации по настройке. Режим энергосбережения настройте на вторую риску от минимума. Включите расширенное меню.

MAGELLAN
Magellan eXplorist 210

Чувствительность — гарантированно достаточная.
Питание — две батарейки (аккумуляторы) АА, 14-18 часов работы при неизвестной емкости. Возможность внешнего питания, но провод состоит из двух кусков, один из которых явно слабенький в смысле устойчивости к внешней среде.
Экран — сравнительно небольшой, разрешение средненькое. Прорисовка маршрута — хуже всех, путь назад также не очень. Зато способен читать карту Украины, которая прорисована довольно точно (есть даже лесопосадки). Можно настраивать экран на морское или сухопутное изображение.
Корпус — однозначно интересен, при падении прыгает, как мячик, и плавает. На руке лежит приятно, хотя несколько туповат центральный джойстик. Зато сбоку удобно расположена кнопка подсветки.
Сильные стороны: отличный плавающий ударопрочный корпус, чтение карт (хороших), большая внутренняя память для их загрузки, простое меню.
Слабые стороны: отсутствие выносной антенны; слабый, особенно на приближение, экран; плохая прорисовка обратного пути; путей можно записать много, но слабого качества.
Рекомендации по настройке: при движении по воде включите морское изображение экрана, на суше отключайте.

Остальные приборы не представляют интереса для рыбалки и судовождения, с моей личной точки зрения, конечно. Чаще всего по причине недостаточной чувствительности для работы в тумане, проблемными особенностями или непопаданием в ценовую категорию «около 300».

Наиболее важные и частые приёмы использования приборов GPS
Первый шаг: нажмите и удерживайте кнопку питание PWR. Загорается экран, дальше вы несколько раз нажимаете кнопку ENTER, тем самым соглашаясь, что никаких претензий к производителю не будет. Дальше прибор ищет спутники и находит ваше местоположение в пространстве. Нажимая кнопку PAGES, можете пролистать несколько типов экрана (компас, карта, цифровые данные, настройки) и выбрать для себя наиболее удобный. Наилучшая, с моей точки зрения, страница «Карта». 95% времени я ориентируюсь по ней. Для активизации служит кнопка ENTER, для выхода — EXIT или QUIT.
Чтобы поставить точку (запомнить место), нажмите и удерживайте кнопку ENTER или МАRК. На экране появится вопрос. Нужно ответить на него, чаще всего «Да» или «Ок», и точка будет сохранена в памяти. Чтобы вернуться к ней или передать её координаты товарищу, нужно просто отыскать ее на экране, навести на нее курсор (она должна выделиться) и внизу экрана будут написаны координаты, направление и расстояние до неё. Чтобы начать движение, нажмите ENTER. Тут же будет нарисован путь к точке.
С момента включения прибор автоматически записывает дорожку, которую вы проходите. Для того, чтобы вернуться по ней назад, есть несколько способов.
Самый простой. На экране остается след (пунктирная линия), по которому можно пройти в обратном направлении, контролируя этот процесс перемещением треугольника, то есть вас. Для удобства масштабируйте изображение экрана кнопками ZOUT и ZIN для Lowrance, OUT, IN для GARMIN, для Magellan — «+» и «-».
Но есть другой способ, более грамотный и удобный. Перед записью предстоящего пути удалите старые записи. Для этого найдите в меню страницу «Пути». Можно перепутать эту страницу с «Маршрутами» у Garmin, что означает несколько другое. На правильной странице будут указаны проценты заполнения памяти пути и вопросы: сохранить, стереть, записать, путь назад, идти к… или что-то похожее.
Сотрите старые записи и начните движения с постоянно включенным прибором. Обеспечьте ему хорошую «видимость» спутников.
При возвращении назад снова зайдите в страницу «Пути» и запишите пройденный путь. Тут же он появиться в окошке «Сохранённые». Наведите на него курсор и активизируйте кнопкой ENTER. Дальше кнопками EXIT или OUT вернитесь на страницу карты и корректируйте свое движение по экрану прибора.
Жизненно важная информация – это показание координат. Обозначаются широтой и долготой из 16 цифр. Например, N 51. 325. 659, E 31. 472. 356. Нужно всегда знать, где быстро найти эти цифры.
Носите первое время инструкцию с собой. Но учтите, что читать инструкцию ночью, под дождём и шквалами ветра в болтающейся лодке, подсвечивая страницы экраном мобильного телефона, очень неудобно. Поэтому уделите этому время в спокойной обстановке или установите прибор в режим симулятора (если он есть).

Заключение
GPS – всего-навсего электроника, и производители при каждом включении прибора и в инструкциях предупреждают, что ответственности за показания прибора не несут, и он не является точным навигационным инструментом, как, например, компас или карта. Поэтому – доверяй, но проверяй.
Помните три недели тумана осенью прошлого года? Многим рыболовам и судовладельцам они просто перечеркнули драгоценные выходные. Наш прибор GPS позволял не просто чувствовать себя спокойно и гарантированно возвращаться на базу, а ПОЛНОЦЕННО отрыбачить целую неделю при видимости иногда 10 м. Так что смелее берите его на вооружение!
Учитывая, что почти у всех хроническая нехватка времени, а изучить прибор и овладеть всеми практическими навыками хочется за самое короткое время, возникла идея провести обучающий семинар для пользователей GPS. Планируется затронуть следующие темы:

  • Как считывать координаты с прибора и передавать другому пользователю;
  • Как принять координаты от товарища, занести в свой прибор с последующей прокладкой курса на внесённую точку;
  • Обучение навыкам записи маршрута с последующим возвратом по нему назад;
  • Постановка точки, прокладка пути на неё;
  • Как засечь координаты видимого объекта (лодки, острова, лагеря) без приближения к нему (на расстоянии);
  • Как установить квадрат поиска на воде;
  • Ориентировка в сложных ситуациях без прибора;
  • И всё, что пожелаете.

Если такая идея нравится, напишите sms по телефонам 039-459 77 98, 066-452 24 88. А ещё лучше – напишите письмо c пожеланиями, какие вопросы рассмотреть в семинаре. Когда наберется критическая масса желающих, можно организовать курс обучения.

Юрий ОРЛОВ: член Олимпийской сборной по парусу, заядлый рыболов со стажем.