Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Genoa 49th International Boat Show

#------

Вот где кризис почти не ощущался – так это в Италии! На привычно обширную выставку даже в будни столь же привычно шли семейства и компании, образовывая сутолоку на понтонах и очереди у бортов яхт…

Конечно, не всё так радужно, о чём бесстрастно отрапортовала официальная статистика. Чуть убавилось и экспонентов (1450 против 1500 на Genoa 48th), и выставленных плавсредств (2400 против 2500), и визитёров (280500, на 11% меньше, чем год назад). Но, к примеру, министр транспорта Италии считает, что худшее для его страны уже позади: «В мае заказы на верфях упали до 79% обычной величины и 30% работников даже был и временно уволены. Сейчас динамика рынка уже положительная, хотя продавцам малых лодок всё ещё нелегко».
Столь большое внимание официальных лиц к малому судостроению неудивительно: это одна из немногих отраслей, в которой Италия преуспевает на международном уровне. Но сами экспоненты оптимизм министра не разделяют, декларируя впечатляющие скидки на свой товар (только купите!) и цепляясь клещом за каждого, мало-мальски похожего на «клиента» (при этом «туристов» и вездесущих здесь репортёров настойчиво просят «зайти на лодку попозже»).
Тенденции нынешнего бот-шоу: функциональность, экономичность и дружественность к природе (последнее – следствие повышения экологических стандартов). Выросла доля дневных круизеров – 20% от всего флота (против 15,5% на Genoa 48th). Резко возросло количество новых флайбриджей: с 2% год назад до 14% сейчас. А вот мегаяхт поубавилось – 37 судов против 48 в 2008-м.
Ещё раз отмечаю: в отличие от «Бот-Дюссельдорф» выставка в Генуе какая-то неосязаемая, её конфигурация не укладывается в голове и не охватывается взглядом – сплошная импровизация. Конечно, в марине так всё отранжировать, как в выставочных павильонах, не удастся по определению, но главное – особенности итальянского менталитета. Лодки расставлены не «по росту», а по значимости компаний на местном рынке (свои – вне очереди!), чтобы осмотреть суда одного класса (например, парусные), придётся обойти пол-экспозиции. Зато одежда у них – культ, на каждом итальянском стенде менеджеры щеголяют собственным (иной раз весьма изощрённым) корпоративным стилем. А уж если по должности положена форма (капитан, например), то будьте уверены: она будет сидеть идеально, сверкать стрелками и регалиями, на голове обязательно – «фура» с «крабом», и в целом вид будет на сто процентов капитанский (при этом за рулём такой кэп может учудить редкую глупость: вмятина в борту – ничто, имидж – всё!).
На высшем уровне и внимание к мелочам в интерьере судов (фурнитура, обивки, декоративные элементы…), которые ревниво охраняются от конкурентов. Иной раз доходит до абсурда: «Пресса? Добро пожаловать, только фотографировать нельзя». «Что, сделать статью без фото??!» «А, ну да, публикуйте. Только общие планы, без деталировки!» Не раз убеждался, что истинного итальянца форма дверных ручек и рамок подволочных светильников обычно интересуют больше, чем общая мореходность и мощность корпуса – в бурное море он просто не выйдет, вместо этого пойдёт в театр.
Флагманы выставки: моторный 3-палубный шедевр от Drettman Group – Premier 135 «Bikini Queen 2» (длина 42 м, водоизмещение 265 тонн, 2х1550 MTU-двигателя разгоняют её до 15,5 узла, цена 15 млн. Евро + НДС) и алюминиевый парусник с подъёмным килём от Perini Navi – SY Barracuda (длина 50 м; ширина 10,52; водоизмещение 430 т; осадка 9,79/4 м; две мачты высотой 56,7 и 42,9 м от КВЛ; грот + генуя + бизань = 1418 кв.м.; максимальная скорость – 14 узлов; дизайнер – Рон Холланд).
И пару слов о нескольких заинтересовавших меня судах, не виданных в Украине.
Sleeker 45 (www.sleekerboats.com). Парусник со скругленными формами (англ. sleek – гладкий), особо выразителен зализанный нос. На такие очертания создателей вдохновил самолёт Macchi Castoldi MC72, который в 1933-м установил до сих пор не побитый рекорд скорости (для гидропланов с поршневыми двигателями). Корпус и палуба сварены из очень крепкого морского алюминия Sealium, рангоут углепластиковый – яхта очень лёгкая и, по откликам, быстрая. О гоночном характере лодки говорят также пара больших штурвалов и множество «тонких» настроек. Вместе с тем судно облагорожено тиком (по всей палубе) и очень комфортно внутри и снаружи. Я бы сказал, «понтовый» гонщик, который наверняка будет выделяться в любой марине.
Sport Lounge 40 (от MD Yacht, Италия, www.mdyacht.it). Проект Studio Zerbinati; длина 12,63; ширина 3,8; осадка 1,05; вес 9 т. По задумке – мобильная кают-компания для хорошей погоды. В центре просторного кокпита – большой обеденный стол с шестью мягкими креслами, рядом – барная тумба с холодильником и кормовой сан-дэк. На корме – большая купальная платформа, проходы (под ногами везде тик) очень широкие и удобные, носовая палуба – совершенно свободная (там на стоянке тоже разложат матрацы для загара). Под палубой – комфортабельная носовая каюта с просторной двуспальной кроватью, санузел, удобный по-итальянски укомплектованный камбуз и салон с раскладным столом и большой телепанелью (на случай, если погода испортилась). Этакий дневной крейсер-люкс для отдыха и представительских нужд (например, деловых переговоров на природе). Пара Volvo Penta IPS 450 разгоняют судно до 36 узлов.
Концепция Wally процветает и множится – у пирса ошвартованы несколько новых «эсминцев». Похоже, эстеты-итальянцы сторонятся подчёркнуто грубых угловатых форм – и сами суда на дальних пирсах, и посетителей на них не видно. Но раз их строят, значит это кому-то нужно?!..
Ценителям старых-добрых Moody теперь придётся привыкать к новому образу английских парусных яхт – предельно прагматичному, с вертикальным штевнем и угловатой рубкой. Таковы новые Deck Saloon, выпуск которых основан после покупки верфи явно набирающей обороты Hanse Yachts. В отличие от линий с тем же названием других верфей, здесь салон действительно на уровне кокпита, как на моторных яхтах. Хорошо, но для многих наверняка слишком радикально. К счастью, сохранена и Classic Line – яхты с радующими глаз и душу привычными линиями и пропорциями. В Генуе новенькие Moody 62 Deck Saloon и 45 Classic были ошвартованы рядом – сравнивай и выбирай.
Smartboat 23 (длина 6,99 м, ширина 2,55 м, подробнее – www.smartboat.fr). Лодка в стиле «хай-тек» (и очертаниями Wally) с инновационным корпусом. Он полностью сэндвичевый (заполнитель – бальса), отформован с применением винилэстера по вакуумно-инжекционной технологии – вес пустой лодки всего 820 кг. Обводы рассчитаны на минимальное сопротивление при относительно небольшой тяге. При выходе на глиссирование лодка не задирает нос – просто равномерно приподнимается над водой. 115-сильный мотор разгоняет судно с загрузкой 8 человек до 25 узлов; если на борту двое – 36 узлов. Но рекомендуемая крейсерская скорость – 20 узлов, при этом мотор работает относительно тихо (можно спокойно общаться) и в весьма экономичном режиме. На большой волне можно уменьшить скорость и заполнить водой носовую балластную цистерну – лодка начнёт мягко резать волну и совсем не будет хлопать носом о воду. Ещё новшество – плоские кранцы, стационарно закреплённые внутри борта, перед швартовкой их нужно лишь «вывалить» за борт.
Gecko 730s (длина 7,3 м, ширина 2,4 м, подробнее – www.gozzogecko.com). Рыбацкий каютный катерок в стиле «гоззо» («морской» нос, округлая корма, подводные площадки-крылья для выхода на глиссирование) для отдыха и морской рыбалки. «Изюминок» две: автоматически осушаемые (при разгоне) балластные танки в корме и подвесной мотор, устанавливаемый в штатном рундуке. В итоге имеем: вес всего 600 кг, высокую остойчивость на стоянке и 20 узлов с двигателем в 40 л.с.
Overboat (верфь Lunemar, Италия – www.lunemar.com). Серия Lord – большой RIB с полноценным обеденным уголком в кокпите, вэт-баром и изолированным санузлом. Главная же «фишка» – носовой сан-дэк на ночь поднимается, образуя с тентовыми боковинами 3-спальную кадди-каютку! Весьма практично.
А серия Vision (надувнушки с плоским днищем) интересны прозрачными пайолами: прямо под ногами – изумительный вид на подводный мир! Думаю, не только дети оценят.
Ecoboat – катамаран с большим сетчатым «черпаком» в носу, для сбора мусора в акватории марины. Помню, директор одного из наших яхт-клубов сетовал, что мусор в закрытой акватории накапливается быстро, а заказывать спецсудно дорого – вот неплохая альтернатива!

Что из «не лодочного» в Генуе?
Изготовители оборудования принялись за «люксовые» механизмы, типа откидывающихся (прямо из борта!) балконов (Besenzoni), поднимающихся беседок и выдвигающихся бимини-топов – всё это оперируется нажатием кнопок. Из «чего попроще» – нечто вроде кранцев на сваи в пунктах швартовки. Кстати, места в маринах и в Италии в хроническом дефиците: для флота из 498000 лодок (до 12 м) есть только одно швартовочное место на каждые 6. Ненамного лучше, чем в Украине. Но, в отличие от нас, итальянские министры эту проблему решают: создают условия (кредитные и налоговые) для привлечения к строительству частного капитала (одна из конференций на бот-шоу была посвящена именно этой проблеме).
Чартерные компании рапортуют: в кризис их востребованность упала лишь на 4%. В других средиземноморских странах ситуация аналогичная – отрасль держится неплохо.
Бот-шоу – замечательная возможность для конференций (все же причастные к рынку здесь!). Генуя в этом смысле – флагман: во время выставки проведено 76 (!) презентаций, мастер-классов, дискуссий и других мероприятий. Среди прочих – показ самых ярких сюжетов последней VOR, с последующими живыми комментариями победителя Торбена Граэля и генерального директора Кнута Фростада. Тут же на следующую регату были презентованы две итальянские команды. Первая – под руководством Джованни Сольдини, для неё уже выкуплен «Эрикссон 3» и скоро начнутся тренировки команды. Вторая (яхт-клуб Costa Smeralda) – под управлением ветерана Гранта Далтона (прошёл 7 регат, из которых выиграл 2). Этот же яхт-клуб заявил яхту Azzura на следующий цикл Louis Vuitton Trophy…

Вместо послесловия
Остаётся лишь повторить свои же слова годичной давности: несмотря на солидное представительство большинства ведущих верфей мира, доминируют на этой выставке разнообразие форм и интерьеров, элегантность, стильность и модерн – всё то, чем славится итальянское судостроение. И если ваша душа просит изысканности, а общественный статус требует обладания «пафосным» судном – высматривайте себе яхту на бот-шоу в Генуе. Понятно, что покупать умнее у местных дилеров, но выбирать – именно здесь, где «товар лицом» и разнообразие максимальное. Жаль только, украинцев я на Genoa 49th не встретил (да и редкие россияне попадались исключительно возле люксовых яхт) – нам «не до того». Будем надеяться, что временно… И – до следующей, 50-й выставки!