Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Genoa 48th International Boat Show

#------

Эту выставку по праву относят к самым ярким и коммерчески важным яхтенным событиям года. Но как же сильно она отличается от, к примеру, «Бот-Дюссельдорф»!..

Несомненно: оба бот-шоу отражают характеры организаторов. У основательных и скрупулёзных немцев под будущие выставки сначала построили хорошо упорядоченный павильонный городок, экспонентов распределили по «ранжиру» (вид плавсредства/размер) в зданиях, где катера и яхты выстроены как солдаты на поверке – посетитель достаточно быстро находит нужную ему «ячейку» и заранее знает, в какие павильоны можно вообще не заходить.
У сумбурных и склонных к импровизации итальянцев всё иначе. Выставочный комплекс вырос чуть ли не стихийно на базе марины в историческом центре города. Павильоны строились по мере необходимости, их конфигурацию диктовало оставшееся свободным место между другими постройками. Логику расстановки судов понять невозможно – с ней можно лишь смириться. А чтобы обойти экспозицию на воде, с непривычки приходилось долго плутать, отыскивая проходы и переходы… Знакомый латышский журналист вечером в пресс-центре не скрывал эмоций: «Я проходил здесь целый день и так ничего и не понял!»
Но! Именно разнообразие выставочных площадей и объёмов стимулируют оформительское мастерство «фирменных» дизайнеров, именно в таких условиях страсть итальянцев к творческому экспромту реализуется в полном объёме. Создаются настоящие сценические шедевры, в которых сами выставленные лодки не просто играют главную роль – они звёзды представления! Остроумно используются любые «складки местности», будь то расположенная на пол-этажа выше смотровая площадка, необычная трапециевидная выставочная площадь или парапет рядом – всё это «обыграют» так (подсветкой, декорациями, расстановкой оборудования стенда), что взгляд посетителя просто не сможет равнодушно скользнуть мимо. Genoa Boat Show – однозначно пир души эстета.
Впрочем, есть у выставки и более практические «плюсы». Во-первых, само наличие водной экспозиции – посетители «смакуют» катера и яхты в их привычной среде обитания. А главное – возможность выставить супер- и мега-яхты: они в большинстве своём и так «живут» в Средиземноморье, надо лишь пройтись своим ходом до Генуи. Это не в Дюссельдорф, где только на последнем участке «река-павильон» за 50-футовик нужно выложить 7000 Евро (и обратно к реке – столько же…).
Во-вторых – время и место проведения выставки. В большинстве стран Европы навигация закончилась, самое время задуматься о следующей. Да и заказ на верфи судна крупнее 30 футов лучше сделать осенью – и время на постройку к сезону должно хватить, и скидки максимальные. А выбрать лучше всего на Средиземноморье, где всё ещё тепло и солнечно.
Вот и ответ, почему на Genoa Boat Show последние годы приезжает уже порядка трёх сотен посетителей. Соответственно и количество экспонентов растёт – более 1500 в этом году. А привезли они с собой 2500 плавсредств (600 выставлены на плаву), из которых 600 – новинки. Подробнее о «тоннажности» флота: около 43% – более 10 м длиной, 107 вымпелов – более 24 м (т.е. «супер-»), из них 48 – более 30 м («мега-»). 200 парусных яхт. Чтобы обойти всё это великолепие, придётся прошагать более 9 км пирсов и павильонов, из которых 3,5 км – причалы, понтоны и переходные мостики.
Выставка действительно растёт вместе с популярностью. К этому году здесь открыли новый большой павильон «В», который довёл сумму выставочных площадей до 300000 кв. м (павильоны, улица и пирсы). А ещё дополнительно оборудовали 11000 кв.м водных площадей в западной части выставки. И всего этого тоже оказалось мало! Организаторы отказали ещё 200 экспонентам – им просто места не хватило…
Чтобы понять отношение к событию и его уровень в масштабах всей Италии, достаточно сказать, что открыл Genoa Boat Show лично министр экономики страны, которого сопровождали несколько сенаторов и губернаторы Лигурии и Генуи. И, конечно же, эстеты-итальянцы не могли провести такое мероприятие без гала-ночи (на главной площади города, Piazza de Ferrari), где были музыка, танцы, потрясающие световые эффекты, разнообразные шоу акробатов и фейерверк.
Что ещё понравилось: в рамках выставки UCINA (ассоциация итальянских судостроителей) проводит целый ряд семинаров и конференций (о маринах, супер-яхтах, налогообложении, обучении, безопасности…), а также специально для детей – мастер-классы на каноэ и парусных швертботах, «встречи» с дельфинами (инициатива итальянских биологов). Всё это – бесплатно, в целях повышения интереса детей и молодёжи к морю и воспитания культуры яхтинга. Нам бы у итальянцев поучиться…
Конечно, и город подсуетился: на улицах полно цветастых завлекаловок-указателей «на бот-шоу», а на выставке, наоборот, широко рекламируют музеи, выставки и другие «интересности» города, куда можно вечерком пойти. Мощное бот-шоу плюс чрезвычайно интересный город – в сумме получается гораздо завлекательнее для туристов, чем по отдельности.

Новинки, «изюминки» и т.п.
Как уже привыкли постоянные читатели «Фарватера», подробнее о некоторых брэндах – в отдельных материалах. А здесь – выборочно о самом выдающемся или необычном.
Гордость любой выставки – её флагманы. Самым большим моторным судном в Генуе была величественная Gitana от Cantieri Navali Baglietto: 53-метровая водоизмещающая яхта весом 620 тонн. Последнее слово науки и техники в оснастке (включая высокоэффективные гасители качки и контроля манёвров), 17 узлов скорости и 4500 миль автономности (океаны пересекать – без проблем). Три главные палубы, отдельные пути передвижения для команды и сногсшибательные интерьеры в апартаментах владельца и его гостей – в этом итальянцы «впереди планеты всей».
Флагман парусников: 45-метровый шлюп (т.е., с одной мачтой) Heritage 45 от именитой Perini Navi. Это судно, спроектированное дизайнерским коллективом верфи в содружестве со знаменитым новозеландцем Робом Холландом (оптимизировал обводы и парусное вооружение), снабжено подъёмным килем, который позволяет уменьшать ходовую осадку с 8,71 м до парковочной 3,86 – это резко расширяет доступ в марины и заливы. Мачта 52 м – на минуточку, 17-этажный дом! Ноу-хау верфи – система управления парусами – позволяет управляться с 1187 кв.м. в одиночку!
Из необычного. Sunreef 70 – польский моторный катамаран в японском стиле. Длиной в 21 м, он принимает в 4 каюты от 8 до 10 человек. Причём три его каюты с обычными кроватями, а четвёртая экипирована классическими японскими татами, которые на день сворачиваются, освобождая жизненный простор помещения. Декорировано всё судно тоже в японском стиле, с раздвижными дверями и национальными орнаментами, в оборудовании салона и флайбриджа – простота и минимализм. Смелый эксперимент, надо сказать: посетители как один соглашаются с изяществом стиля, но спорят, насколько это чартерное (по задумке) судно будет комфортным.
Heaven 80. Трудно поверить, но это почти 24-метровое судно – с надувными бортами!!! Насколько же быстро RIB-ы выросли до размеров супер-яхт! Конечно, внутренние их объёмы не чета «суперам», но этого и не требуется, ибо используются они главным образом для дневных морских прогулок и основное здесь – «загорательные» площади. На Heaven их хватает – и на носу, и на корме. Но есть у этого судна и другой козырь: движимый всего 720 л.с., оно развивает 46 узлов – обычные супер-яхты на это просто не способны.
Yellow submarine – именно так, словами из знаменитой песни «Битлз», назвал своё творение производитель из Брешиа. Судно длиной всего 4 м, в его кабинах разместятся 4 счастливчика, обозревающих сквозь большие стеклянные окна подводный мир. А ещё в модельном ряду верфи – подводные дом и даже ресторан.
EMS (Electric Mooring System) – чтобы установить её на судно, потребуется сменить штатные швартовные битенги на специальные, с электроприводами. А выгода такова: если требуется сойти со свободно стоящего на швартовах судна (капитаны знают, насколько важно «отпустить» его на несколько метров от пирса), нажимается кнопка и яхта «подтягивается» к берегу электроприводами. Сошли, нажали кнопку пультика ДУ – судно отошло обратно. Удобно пассажирам и безопасно для судна.
Ещё одно решение для объединения кокпита и салона в «тусовочных» целях: на Baia Italia 70 вся тонированная стеклянная переборка просто откидывается (!) под нависающий подволок. Не знаю, удобно ли при частых входах-выходах в холодную пору года (при этом откидывается только фрагмент, размером с привычную дверь), но с точки зрения конвертирования «кабины» в «хардтоп» эффективность несомненная.
Ultra Anchor – его продемонстрировали турецкие производители. Смысл в переменном сечении лап обычного «плуга». Несмотря на кажущуюся «несерьёзность» нововведения, оно действительно имеет смысл: якорь с резко пониженным центром тяжести надёжно переворачивается на дне в рабочее положение и стабильно зарывается. Даже после разворота вектора тяги на 360 градусов якорь не выворачивается из грунта. Визуально разницу демонстрировали в небольшой песочнице с моделями нескольких якорей.
Напоследок – почти анекдотическое ноу-хау. При входе на палубу яхты стоит небольшой «magic box», в отверстие которого ставят ногу. Хлоп – и ботинок облеплен полиэтиленовым «чулком». Это чтобы даже не нагибаться…

Вместо послесловия
Безусловно, выставка – в первую очередь бенефис итальянского судостроения. Разнообразие форм и интерьеров, элегантность, стильность и модерн – вот что здесь доминирует. Правда, глубинное качество деревянной отделки может быть далёким от идеала. К слову: когда я указал на ряд погрешностей на одной из яхт, менеджер, осведомившись, откуда я, ответил очень искренне и с уважением: «Да, у вас в Украине это сделали бы лучше». Нередко сомнительными бывают и «штормовая» крепость корпуса, как и надёжность оборудования. Но если ваш стиль яхтинга не требует «героики» и длинных переходов, душа просит изысканности, а общественный статус требует обладания «пафосным» судном – ваша яхта, скорее всего, должна быть родом из Италии. А Генуя – наверняка лучшее место, чтобы такое судно отыскать.