Вместо предисловия – послужной список яхт модельной линейки, основанной всего лишь 7 лет назад:
И это – только самые заметные регаты, а ещё были менее громкие победы в Eurocard Gotland Runt, North Sea Regatta, Tjörn Runt, Öland Runt…
В чём же секрет успеха этих яхт? И почему при столь впечатляющих гоночных результатах их столь охотно покупают и для круизов, а в США Dufour 45е даже избрали Cruising Boat Of The Year-2009?!
Начнём с философии модельного ряда Performance: он действительно задуман как удобный круизёр и одновременно успешный гонщик. Столь противоречивые функции виртуозно объединяет в одно целое маэстро дизайна скоростных парусников Умберто Фельси (создатель флотилии титулованных Grand Soleil). Его проекты стройные, гармоничные и в то же время лаконичные – никаких визуальных "отягощений". Ватерлиния – максимального удлинения, штевни почти вертикальные, с очень острым входом, расширение к палубе – минимально необходимое для "сухой" палубы. Центр величины заметно сдвинут в полную корму с хорошей "опорной площадкой" (для серфинга с волны). При этом конструктор не злоупотребляет узкой ватерлинией, наоборот – его корпуса весьма ёмкие (отношение длины к ширине больше 3!), что гарантирует остойчивость и внутренние объёмы. Но как при этом не потерять скорость?!
Ответ нашла сама верфь, освоив очень продвинутую технологию изготовления корпусов. Вся ламинация – с откачкой воздуха (методом "вакуумного мешка"): пластик получается более однородным, лишённым полостей и, главное, со строго контролируемым соотношением ткань/смола (отсюда прочность и долгоживучесть). Ниже ватерлинии – сплошной стеклопластик, выше – сэндвич с PVC-заполнителем. На днище приформована система стрингеров, которая в районе киля усилена высокопрочным твароном и эффективно разносит нагрузку от такелажа. Килевые болты проходят сквозь сплошную стальную пластину.
Но ещё сложнее технология изготовления палубы. Её формуют между парой матриц с нанесением гелькоута на обе поверхности, закачкой смолы через форсунки (их больше 40) с одновременной откачкой воздуха и прессованием. Ни одна верфь в мире не делает столь большие "детали" таким методом, это ноу-хау Dufour. Формовка очень сложна в наладке и окупается лишь на 280-м корпусе. Но в итоге набранный "бутерброд" из стеклоткани и PVC-заполнителя становится монолитной деталью – палуба прочнее, жёстче и при этом на 40% легче обычной «сборной»! Нет слоёв – значит, нет и «скрипов» между ними, и вечного конденсата. А качество наружной и внутренней поверхностей (обе – из матрицы!) позволяет обойтись без зашивки подволока, увеличить высоту в каютах и опять-таки облегчить яхту.
Итоговая экономия в весе корпуса (особенно у палубы) выливается в улучшение ходкости и повышение общей остойчивости. Притом, что их жёсткость даже выше обычных. А ещё на Dufour примечательна кромка борта: полукруглого сечения, без резкого излома. Здесь образовано мощное ребро жёсткости, а палуба с большим перекроем находит на борт. Это опять-таки затратно, ибо требует разъёмных матриц, зато соединение на порядок крепче обычного «кромочного».
Всё это составляющие общей прочности и жесткости: корпуса на нагрузках не "играют", работают одним целым – из серийных яхт именно Dufour чаще всего выбирают для дальних (вплоть до трансокеанских) переходов, именно этим яхтам опытные яхтсмены доверяют сохранность своей семьи. Корпуса делаются столь мощными ещё и в расчёте на профессиональные гонки, в которых лодки "изнашиваются" гораздо активнее, чем в обычных круизах. Несмотря на это, верфь даёт на своих "гончаков" 5-летнюю гарантию!
Столь же основательный подход и к деталям. Полуэллиптическое (в плане) перо руля заполнено "пеной" с закрытыми порами на эпоксидной смоле. Вся рулевая система – на самоцентрующихся подшипниках (отсюда лёгкость вращения). Люки и иллюминаторы небольшой площади – расчёт на "взрослые" ударные нагрузки. Все яхты имеют сертификат «Бюро Веритас» (и сертификат ЕС) на район плавания "А" – открытый океан.
Но вернёмся к гоночному потенциалу парусников. Умберто Фельси вооружает их современной схемой 9/10 с относительно жёсткой мачтой, развёрнутыми краспицами и примерно равными по площади гротом и генуей. Это позволяет легко лавировать, оперативно реагировать на изменения ветра – рифить грот или "сбрасывать" порывы потравливанием каретки его гика. Короткая генуя универсальна в широком ветровом диапазоне и удобна на лавировке с частыми поворотами. Яхта ходкая и под одним большим гротом. Бортовые палубные проходы всегда широкие и удобные для передвижений. Длинные погоны шкотовых кареток и разводка гика-шкота на оба борта ("германская" схема) позволяют эффективно работать с парусами. Особое внимание уделено эргономике в кокпите – его конфигурация и расположение лебёдок "прорисованы" для удобной работы как гоночным экипажем, так и всего парой рук. Недаром все испытатели отмечают, что Dufour Performance легко управляются даже в одиночку – ещё один козырь в круизном использовании, когда все работы зачастую приходится выполнять отцу семейства.
А уж под палубой для этого же семейства все условия: объёмные салон и каюты отделаны деревом, обеденный стол "окольцован" мягкими диванами, камбуз – полноценных размеров и "фаршировки". Скажу больше: внутри "гоночный" характер лодки совсем не ощущается, вокруг – привычный комфорт круизёра. Несмотря на "приземистые" надстройки, в помещениях высокие подволоки – ещё один выигрыш от тонкостенной рубки. Прагматизм планировок сочетается с их изяществом – "почерк" мастера от Cantieri Del Pardo – Патрика Розео.
В модельном ряду – три проекта. Любопытный факт: ни один из них не был заменен на принципиально новый, все три лишь подверглись модернизации – в основном на палубе и в интерьере. Нехарактерный для французов, просто-таки "скандинавский" подход: сделать добротный продукт и затем неторопливо "вылизывать" его до совершенства.
Впрочем, пора ознакомиться с моделями "поимённо".
Dufour 40 Evolution
Именно Dufour 40 был "первенцем" всей серии (ещё осенью 2002-го). Именно эта яхта стала свадебным подарком Принцу Датскому, и именно на такой был выигран Чемпионат мира в престижном IMS-классе. Но жизнь не стоит на месте, и успешную 40-ку в сентябре 2009-го сменила модификация 40 Evolution.
Самое значимое изменение – вместо одного штурвала теперь два. Что оценят и гонщики, и круизёры: первые смогут управлять как с наветра (контроль соперников), так и с подветра (тонкая рулёжка по шкаторине), а вторые получили свободный сквозной проход через весь кокпит.
В транце – откидная платформа, фирменная "фишка" всех Dufour. В опущенном положении это удобная сходня на понтон, а в поднятом – кормовой комингс. Оперируется очень просто – штертом на стопоре. И купаться удобно: в платформу встроен телескопический забортный трапик. Всё просто и функционально.
Толково размещены приборы: врезаны в кормовой торец комингсов кокпита. Прямо перед глазами у стоящего за штурвалом или сидящего на борту рулевого.
Сами комингсы достаточно высокие – в длинной гонке матросам (а тем более семейству в походе) будет уютно. В центре кокпита и у каждого штурвала – подножка (на крене полезно). Перед штурвалами – погон каретки гика и специальные ниши с лебёдками для настройщика грота. А на круизном переходе к этим лебёдкам можно дотянуться, не отходя от штурвала. Ещё одна "круизная" опция – съёмный кокпитный стол.
На выбор покупателю – 3 подпалубные компоновки. "Семейный" вариант: две каюты в носу и корме плюс один общий санузел. Носовая очень просторная, с асимметрично расположенной двуспальной кроватью и небольшим диванчиком рядом с ёмким одёжным шкафом. Санузел (в корме салона) просто шикарный, с отдельной душевой и длинной сушилкой для непромоканцев (очень полезная опция!). Ещё один "плюс" такой схемы – огромная шкиперская кладовая под правой банкой кокпита. Модификация "семейной" планировки – со вторым санузлом в носу и привычной V-кроватью. Конечно, эта каюта уже не столь просторна. И, наконец, "чартерный" вариант – с привычной симметричной двухкаютной схемой в корме. При этом "испаряются" отдельная душевая и шкиперская кладовая – тут уж кому что нужнее.
В любом случае в распоряжении экипажа на стоянке – приличных размеров кают-компания (стол раскладывающийся, чтобы в гоночном положении не сужать проход в нос), полноценных размеров (и комплектации) камбуз и штурманский стол (выполнен остроумно – с "выезжающей" табуреткой).
Новая лодка уже отмечена в США: получила титул Cruising Boat Of The Year-2009 за бортовой комфорт, эргономичную планировку и лёгкость в управлении.
Dufour 34 Evolution
Исторически 34-ка была запущена в серию вслед за Dufour 40 (через год). Её сразу отметили как очень удачную яхту для активной семьи – для походов и клубных гонок. А ещё – за скромную цену при богатом стандартном оборудовании. Обозреватели отмечали послушность в управлении, ходовые качества, умную планировку и не скупились на комплименты: "быстрый и элегантный", "34-ка со взрослыми амбициями", "новый эталон дизайна"…
В 34 Evolution установили новую рулевую консоль и перепланировали кокпит – именно из соображений универсального использования. Штурвал здесь один, большой – в центре. Перед ним – погон гика-шкота, проведенного привычными лопарями. Управляться им удобно как из кокпита, так и самому рулевому. У последнего в распоряжении большая кормовая площадка, которая в круизе послужит шикарным пляжем. Откидная платформа в поднятом положении "прячет" штатную нишу спасплота. Приборы врезаны в кормовой комингс рубки: просматриваются нормально. Лично у меня вызвали сомнения лишь компасы в том же комингсе – вот их хотелось бы ближе.
Салон достаточно большой, спланирован симметрично (вдоль ДП – стол с откидными "крыльями"), 6 человек разместятся с удобством. Размеры камбуза и штурманского стола вполне соответствуют назначению лодки. Стильно смотрится сочетание светлого подволока, "вишнёвой" мебели и тёмного (венге) пайола.
В новой модификации оставили только одну планировку – очевидно, вторая просто не востребовалась. Имеем пару полноценных кают (в носу и в корме слева), полноценный санузел с сушилкой для непромоканцев и парусную кладовую под правой банкой кокпита. Просто и функционально.
Dufour 45 Evolution
Наследник 44-й модели, претендент на звание Yacht of the Year 2008/09.
Представьте себе вышеописанную 40-ю, в которой на каждом шагу просторнее и чуточку шикарнее – таков 45 Evolution. Откидная платформа (она же кормовой комингс), незагромождённая палуба, спрятанный под палубу барабан закрутки стакселя, 8 лебёдок (все – Harken), длинные погоны шкотовых кареток, пара широко разнесенных штурвалов, просторный кокпит… Немного смущают приборы только в одном из комингсов – впрочем, уверен, что так решил заказчик.
В салоне – просторная обеденная зона, большой, хорошо укомплектованный камбуз (особо понравился холодильник с верхней и боковой загрузкой), штурманский стол (единственное: не уверен в его удобстве на крене) с выдвижной табуреткой, в корме – пара симметричных кают и санузел. Вариации – в носу, где может быть одна или две каюты. В первом случае по бокам большой центральной кровати устроены полки, а в санузле выгорожена изолированная душевая. Во втором – санузел поскромнее и полка лишь одна, зато имеем на 2 спальных места больше.
В интерьере – дерево моаби, на полу – венге. В «стандарте» – противомоскитные сетки, аудиоцентр с динамиками в салоне, сборный танк в одном санузле, кабель берегового питания, 120-амперный генератор на двигателе, зарядка от берегового питания.
Яхта предлагается в двух исполнениях. Более круизная – Club-версия, со стандартной мачтой и коротким килем (осадка 1,95 м). Гонщики же предпочтут версию Fastnet: длинная мачта (3 пары краспиц); длинный киль (осадка 2,30 м); стоячий такелаж из Dyform, бегучий такелаж – Dyneema; винт со складными лопастями; карбоновые штурвалы со штатными стояночными чехлами; оснастка для спинакера; разводка гика-шкота на оба борта ("германская" проводка). Всё это на 21 тыс. евро дороже Club-версии.
Ещё 12 тыс. евро стоит так называемый Titanium-комплект: тик на палубе, в кокпите и на платформе; пайолы из венге; якорная электролебёдка 1400 Вт; освещение палубы (только на короткой мачте); подсветка проходов салона голубыми светодиодами; дополнительные иллюминаторы в кормовых каютах (в кокпит); 3-конфорочная плита; дополнительные аккумуляторы 2х100Ач; аудиодинамики в кокпите; VHF-удлинитель в кокпите; душ на транце; складной стол в кокпите.
…
Хотя Dufour Performance и показывает впечатляющие результаты в регатах высокого уровня, основное назначение этих яхт – чередовать круизы с клубными гонками. Ведь быстрый круизёр – это и большее удовольствие от хода, и большее пройденное расстояние за световой день. Зная конструктивную мощь лодки, можно смело пересекать моря и даже океаны – снова-таки, за меньшее время, чем обычный круизёр. А уж если решено присоединиться к регате, наверняка статистом вы там не будете. Даже если вместо "боевого" экипажа на борту – жена и дети.
Фото автора и из официальной фототеки Dufour Yachts.
«Фарватер» информирует: официальный представитель Dufour Yachts в Украине – компания Pupa Yachting Ltd.