Вспоминаю два эпизода из собственной практики…
…В нашем экипаже появилась девушка. Яхтенных знаний – ноль, но энергичная натура и бьющий через край энтузиазм требовали действовать немедленно. В гонке её приходилось буквально оттягивать от снастей, которыми она манипулировала, естественно, невпопад. И обижалась иногда до слёз…
…Весёлая энергичная компания (почти все – новички в яхтинге) загрузилась на снятую в чартер яхту. Отдых должен быть активным, в управлении участвуют все! А что же делать? Когда и за что дёргать? Энтузиазм очень скоро стал сходить на нет…
В обоих случаях у меня мелькала одна и та же мысль: ну почему никто не организует ликбез по яхтингу, краткий и понятный "для чайников"? Чтобы выйти на уровень юнги не обязательно ведь ходить на курсы или штудировать довольно серьёзные "Школы рулевого/капитана", достаточно базисного набора понятий и инструкций объёмом с брошюру! Интерес к яхтингу с каждым годом усиливается, растущий украинский "средний класс" активно покупает "Орияны" и "Невы", привлекает в экипаж своих друзей. По обратной связи на сайте "Яхтинг в Украине" эта тенденция видна невооружённым глазом.
А ещё важно "на пальцах" объяснить, почему яхта может ходить против ветра. Этот момент зачастую воспринимается лодочниками как "шаманство" (помнится, именно осознание независимости яхты от направления ветра и привело меня в юности в клуб, на борт яхты). И глядишь – ещё не одного увлечёт потрясающий мир снастей и парусов, после соприкосновения с которым всё моторное кажется банальным и даже скучноватым…
Поэтому, надеюсь, вы поймёте и разделите мой энтузиазм, с которым я принял в редакционный портфель серию статей Владимира ЕСИПЕНКО и Сергея ПОНОМАРЁВА, расчитанных именно на "неофита". В сокращённом варианте (именно как ликбез) мы и начинаем публикацию.
Глав.ред.
СТАТЬЯ 1. Физика движения под парусом
Удивительно, но большинство людей предполагает, что яхта движется потому, что ветер давит на парус и толкает ее вперед. Если бы это было так просто, яхта двигалась бы только по направлению ветра. Но ведь в реальности парусные яхты могут двигаться и против ветра! А вперёд их заставляют двигаться те же физические силы, которые действуют и на крыло самолёта.
Парус – то же крыло самолета, только расположенное вертикально. А самой большой неожиданностью для новичков оказывается то, что у парусных яхт есть еще одно крыло – подводное. Это киль (или шверт – подъемный плавник). Теперь вообразите самолет, повернутый вертикально, с одним крылом в воздухе, а другим – в воде. При этом подводное крыло намного меньше воздушного – вот и получился эквивалент парусной яхты.
Идея работы крыла базируется на разности скоростей воздушного потока, обтекающего поверхность сверху и снизу. Передняя кромка крыла рассекает воздушный поток на две части – верхнюю и нижнюю. Так как длина верхней поверхности крыла больше нижней, скорость движения воздуха здесь выше. Следствием этого является уменьшение давления воздуха вверху крыла, т. е., образование подъемной силы (эффект Бернулли).
Когда парусное судно движется против ветра, ткань паруса, прогибаясь, образует подобие крыла и создает подъемную силу на задней (подветренной) стороне. Это именно та сила, которая кренит судно при движении под углом к ветру. На рис. 1 стрелкой показано направление подъемной силы, которая действует на крыло самолета и парус.
В результате разницы давления между наветренной и подветренной сторонами ткани возникает сила, действующая на парус. На рис. 2 стрелкой А показано направление действия этой силы. Если разложить силу А по правилу параллелограмма на две части, получим две силы, действующие в направлениях B и C. Поскольку киль на днище яхты (подводное крыло) препятствует смещению в направлении С, единственным направлением, в котором движение яхты окажется возможным, будет направление В.
К сожалению, угол между курсом яхты и направлением ветра не может быть меньше, чем 30 градусов (с обеих сторон от линии направления ветра). Таким образом для маневра остается 300 градусов или даже меньше. Если ветер дует точно сзади, он давит в заднюю часть паруса, толкая яхту вперед. Но оказывается, что поперек ветра яхта может двигаться не хуже, чем по ветру.
Движение под парусом – это один из редких феноменов в мире, когда вы можете получить что-то из ничего. Полеты на планере в восходящих потоках теплого воздуха – другой пример такого же феномена. Горнолыжный спорт или серфинг тоже могут быть поставлены в этот ряд, но там до начала движения вы должны подняться на вершину горы или волны. Под парусом невозможно двигаться прямо против ветра, но достичь точки, которая находится от вас в направлении, совпадающем с направлением ветра, можно, двигаясь галсами, т.е. под углом к ветру то одним, то другим бортом (меняя галс). Путь судна при этом выглядит как зигзаг, в конечном счете он приведёт вас в любую желаемую точку. Возвращаясь в клуб из такого путешествия, вы сможете насладиться движением по ветру.
СТАТЬЯ 2. Основные элементы парусного судна
Кроме общих терминов "правый борт" или "левый борт" необходимо иметь представление о красивых старинных и очень полезных терминах, связанных с яхтой и парусами.
Корпус
Корпус – это тело яхты. Передняя его часть называется нос, задняя – корма, плоский срез кормы называется транец . Сверху корпус накрыт палубой, а углубление в палубе для размещения команды – кокпит. Ограничивающий упор по периметру палубы – это фальшборт, а функцию ограждения выполняют леера, натянутые на леерных стойках. В носу и корме леера крепятся к основательным металлическим конструкциям – релингам.
Как говорилось в предыдущей главе, под корпусом всегда есть подводное крыло, которое предотвращает боковой дрейф. Это может быть стационарно закреплённый тяжёлый плавник – фальшкиль (в обычной практике его просто называют киль, хоть это и не совсем верно) или же убирающийся в колодец шверт. Глубоко посаженный вес фальшкиля значительно увеличивает остойчивость судна, это – обычный атрибут средних и больших яхт. Шверт подвижно крепится к корпусу внутри шверт-колодца. Снастью, именуемой шверт-таль он может опускаться или подниматься, вращаясь на оси или вертикально задвигаться в швертовый колодец.
На корме (под корпусом или прямо на транце) крепится руль. Положение руля относительно корпуса изменяется с помощью румпеля, представляющего собой длинный рычаг. На больших яхтах для этой цели используют рулевое колесо (штурвал), которое с помощью цепей или гидравлического привода связано с рулем. В сильный ветер, когда возникает необходимость сидеть на борту и откренивать яхту, используют удлинитель румпеля.
Парусное вооружение
Яхту движет её парусное вооружение, которое состоит из рангоута, такелажа и собственно парусов. Существует множество видов вооружения, но наибольшее распространение получило одномачтовое с единственным парусом (гротом, ставится позади мачты) или двумя (гротом и стакселем, который ставится спереди мачты).
Части паруса
Стороны треугольного паруса (шкаторины) называются соответственно передняя, задняя и нижняя. Задняя шкаторина грота кроится с "серпом" (выкружкой), который увеличивает площадь паруса (сила тяги паруса пропорциональна площади парусности). Для поддержания формы паруса используют гибкие планки из дерева или стекловолокна – латы. Их помещают в специальные карманы – лат-карманы. Передний нижний угол паруса – галсовый, задний – шкотовый, верхний – фаловый.
Наряду с треугольными (бермудскими) парусами используют и четырехугольные (гафельные или шпринтовые). У таких парусов есть ещё верхняя шкаторина, она поддерживается, соответственно, гафелем или шпринтом.
Грот передней шкаториной крепится к мачте, а нижней – к гику. Параллельно гику может быть один или несколько рядов отверстий (рифов), которые используют для уменьшения площади паруса при усилении ветра.
Стаксель передней шкаториной крепится к фор-штагу, остальные его шкаторины свободны. Нередко используют большой стаксель с удлиненной нижней шкаториной, которая далеко заходит назад за мачту – генуэзский стаксель. Для очень сильного ветра применяют маленький и прочный штормовой стаксель.
Если судно движется по ветру, вместо стакселя может быть установлен треугольный парус, выкроенный с большим "пузом" – спинакер. Порой его сравнивают с воздушным шаром, чья верхушка крепится к верхней части передней мачты, а нижние углы проходят по бортам судна. При ветре, дующем в борт, часто используют нечто среднее между стакселем и спинакером – треугольный ассиметричный и очень пузатый парус – генакер.
Рангоут и такелаж
Рангоут – это в первую очередь высокая вертикально стоящая мачта (с распорками-краспицами), а ещё горизонтально закрепляемые бушприт (если он есть), гик и спинакер-гик (для поддержки углов парусов в нужном положении). Такелаж – это тросы, поддерживающие мачту и обеспечивающие управление парусами. Стоячий такелаж – это тросы, жестко закрепленные обоими концами, служат растяжками для мачты. Основные элементы стоячего такелажа – ванты, они удерживают мачту от падения набок, и штаги (форштаг и ахтерштаг), удерживающие мачту от падения вперед или назад.
Бегучий такелаж не закреплён постоянно, он служит для управления парусами. Его снастями могут быть как синтетические (изредка растительные), так и металлические тросы.
Шкоты – это снасти бегучего такелажа, которыми регулируют угол установки паруса относительно ветра. Для облегчения усилия и изменения направления тяги шкоты обычно пропускают через один или несколько блоков.
Управление гротом осуществляется гика-шкотами. Нижние блоки гика-шкота нередко крепится на каретке, которая обеспечивает возможность смещения гика от одного борта к другому. Стаксель управляется стаксель-шкотами, обычно разведёнными на оба борта.
Фал – трос, с помощью которого поднимают паруса. Напряжение передней шкаторины (кромки) паруса регулируется с помощью оттяжки галсового угла (на гроте – оттяжки Кэннигхема). Для предотвращения задирания конца гика и уплощения грота используют оттяжку гика.
Удерживать правильное положение спинакера помогает спинакер-гик, один конец которого крепится к мачте, второй – к наветренному углу спинакера. К этому углу крепится брас. К шкотовому углу крепится спинакер-шкот. Брас и шкот спинакера проходят через блоки в кокпит.
Швартов – это трос, которым яхту крепят (швартуют) к пирсу, причалу, берегу или другому судну. А чтобы борта при этом не тёрлись о соседние лодке, на них вывешивают некое подобие подушек – кранцы.