Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Эти удобные и безопасные Wallas

#------

Кухонные плиты от Wallas-Marin – это замечательная альтернатива небезопасным газовым плитам, плюс обогрев всей яхты. Ознакомиться с этой техникой мне посчастливилось прямо на производящей их фабрике, в маленьком финском городке Kaarina.

Собственно, многие из читателей регулярно пользуются техникой этой фабрики: на большинстве новых катеров и яхт где-нибудь сбоку на переборке обязательно встретится маленькая панелька с выключателем, регулятором и светодиодиком. Это и есть управление невидимым (он где-то в трюме) дизельным обогревателем, который по воздуховодам исправно нагнетает тепло во все каюты.
Сама идея, конечно, не нова – ещё в армии я пользовался аналогичным прибором (который, правда, сложно запускался, гадко пованивал и «ел» много керосина). Но именно вспоминая неоднократные перипетии с тем самым военным девайсом, я с неким благоговением отношусь к простоте запуска и стабильности работы яхтенного Wallas.
На фабрике нам показали части камеры сгорания, объяснили, куда и в какой последовательности подаётся воздух и солярка, как она поджигается и как тепло фокусируется на теплообменнике – не буду вдаваться в технологические тонкости. Важны результаты:

  • используется невзрывоопасное топливо (если на судне дизельный двигатель – тем более удобно);
  • кислород в каюте не выжигается: в камеру сгорания подаётся воздух, а выхлоп идёт наружу, т.е. шансов угореть тоже нет;
  • пламя надёжно «спрятано» внутри – его не задует сквозняком;
  • система практически беззвучна – слышен только вентилятор обогревателя;
  • управление предельно простое: щелчок выключателем и поворот рукоятки интенсивности – остальное (зажигание, контроль горения) сделает электроника.

Из обилия продукции (плиты, духовки, обогреватели), на мой взгляд, самое любопытное – плита/обогреватель. Всё та же горелка с электронным управлением (финны десятилетиями отрабатывали её конструкцию), только снизу пламя подаётся на керамическую варочную поверхность. Обычно левая часть плиты раскаляется интенсивнее, правая – слабее (аналогично большой и малой конфоркам газовой плиты) – для регулировки «огня» кастрюли-чайники просто передвигают вправо-влево. А если в каюте холодно, плита включается как обычно, но на варочную поверхность опускается нержавеющая крышка – автоматически включается вентилятор и из-под крышки в каюту нагнетается нагретый воздух. Просто, удобно и эффективно.
Об экономичности: стандартная дизельная кухонно-варочная поверхность (мощность выставляется в пределах 900-1900 Ватт) потребляет, соответственно, 0,09-0,19 л/ч соляры (плюс 0,19А от бортовой сети 12 В). Духовка 1000-2500 Ватт: 0,09-0,44 л/ч плюс 1,8А. Обогреватель 1000-3000 Ватт: 0,1-0,3 л/ч плюс 1,0-1,9А (кстати, его можно включить и в режиме вентилятора, без нагрева). Впечатляет, правда?
Возможности и параметры приборов Wallas привлекли не только меня – отсюда и оборот компании за 2007 год 5,3 млн. Евро. Одних обогревателей изготовлено и продано 11000 штук. Финляндия приобрела 35% продукции, остальное ушло на экспорт. Производству уже 36 лет, всё это время здесь работает и ремонтный отдел, который обеспечивает «обратную связь», столь необходимую для доведения конструкции до совершенства. Отсюда и стабильность в работе, и безотказность в длительной эксплуатации.
Лично я, по достоинству оценив технику от Wallas-Marin в чартерах и различных тест-драйвах, хочу и на своей яхте заменить газовую плиту дизельной Wallas. Когда дети на борту, о безопасности думается интенсивнее, да и обогрев каюты осенью пригодится очень. Вот только в Украине этот брэнд, к сожалению, до сих пор никем не представлен…