Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

«Формула-1» на воде: Гран-при Украины

#F1H2O

30-31 июля Украина впервые примет этап чемпионата мира по гонкам на моторных лодках класса F1H2O. Эти экстремальные гонки на скоростях выше 200 км в час, к сожалению, ещё недостаточно известны широкой аудитории, хотя по своей зрелищности и накалу страстей они достойны намного большего внимания.
Соглашение о проведении соревнований на Киевском водохранилище в Вышгороде было подписано губернатором Киевской области Анатолием Присяжнюком и компанией-промоутером гонок F1H2O 25 января 2011 года. Делегация компании-промоутера Международной Федерации водномоторных видов спорта H2O Racing осмотрела акваторию Киевского водохранилища и признала её весьма подходящей для проведения гонок и организации зрительских мест и телетрансляций. Но многое в городе нужно изменить: согласно договорённости с промоутерской компанией, для зрителей на берегу Киевского водохранилища будут возведены трибуны. Кроме этого, власти киевской области и Вышгорода должны провести ремонт дорог, обеспечить удобства пребывания и транспортировки зрителей, подготовить город и акваторию к соревнованиям наивысшего уровня…
Возможно, широкой аудитории, зацикленной на Евро-2012, не очень понятно, что такого особенного в гонках моторных лодок? А между тем UIM F1 H2O – самое престижное, с богатой историей, соревнование на воде. Гонка ведёт своё начало с 1962 года, когда Д. Шульц и А. Молинари построили первые спортивные катамараны. Однако сам чемпионат в классе «Формула-1» стал официально проводиться только с 1981 года. В первые годы было регламентировано два подкласса гоночных судов:

  • OZ – скутера этого класса не имели никаких технических ограничений. Именно тогда появились невероятные 8-цилиндровые двигатели объёмом до 4500 куб. см, развивавшие мощность до 500 л.с.
  • ON – в этом классе объём лимитирован двумя литрами.

В 1989-м объём двигателя был ограничен двумя литрами во всех классах, в результате чего OZ и ON объединились.
«Формула-1» и на воде, и на суше концентрирует наивысшие технические достижения в технике и спорте. Для получения высоких результатов используются дорогие и новейшие материалы. Сами лодки построены по принципу «туннельного катамарана», корпуса готовятся специализированными фирмами. Двигатели – двухтактные стандартные, от одного поставщика (Mercury).

Число участников одного этапа ограничено и не может превышать 24. Гонки проходят в два дня – субботу и воскресенье, в странах Ближнего Востока – в четверг и пятницу (пятница в мусульманских странах – выходной день). В субботу спортсмены участвуют в вольных выступлениях на гоночной акватории.
Квалификация проводится тремя сессиями, в ходе последней 6 лучших гонщиков получают ещё одну возможность показать быстрейший круг, по итогам которого и осуществляется расстановка на старте. Старт даётся от пирса. Все катера выстраиваются в один ряд, начиная с победителя квалификации на левом конце, ближайшем к трассе.
Гонки проводятся по замкнутой трассе относительно небольшой длины. Трассы прокладываются на закрытых акваториях (озёра, бухты, устья рек) против часовой стрелки, так что все повороты левые, однако как минимум один поворот должен быть правым (его прохождение очень сложно для гонщиков, ведь катера приспособлены под левые повороты). Левые повороты маркируются красными буями, правые – жёлтыми; с внешней стороны трасса ограничена берегом или стенами пирсов и набережных, буи расположены банками по 2-3, наезд на буй – штраф в один круг.
До 2009 года гонка длилась 45 минут, за которые участники проходили 45-55 кругов. Теперь этапы состоят из двух 30-минутных гонок. Старт даётся с фиксированных по итогам квалификации позиций, но во второй гонке первая шестёрка развёрнута в обратном порядке. Награждение проводится по 10-местной системе – 20-15-12-10-8-6-4-3-2-1 очко.
Не так давно в мире F1 H2O безраздельно правили два гиганта: итальянец Гвидо Капеллини и американец Скотт Гиллман. С начала 90-х и до недавнего времени эти двое умудрились выиграть 14 из 15 чемпионатов мира. Однако «всё течёт, всё меняется»… Именно это и случилось в мире «Водной Формулы-1», когда легендарные гонщики покинули большой спорт.
За последние пять сезонов титул чемпиона мира переходил из рук в руки четыре раза. Не последнюю роль в этом сыграл нынешний чемпион, финн Сами Селио из команды Mad Croc. Дважды за четыре сезона он прорывался к заветному титулу с последних позиций на стартовой решётке и побеждал в последний день гонок. В 2007 году Селио выиграл в теснейшей борьбе две последние гонки сезона, а потом повторил трюк в 2010-м на Гран-при в Шардже.
Тогда Mad Croc выиграла командный чемпионат, а её пилоты встали на первой и третьей ступенях подиума. В этом году вместе с Сами будет гоняться Давид Падован, "Новичок года" прошлого сезона, перешедший в Mad Croc из команды Rainbow. Молодой итальянец отлично показал себя, завершив пять из шести гонок в первой десятке. Его результат был бы ещё лучше, если бы не одна поломка и не авария на этапе в китайском Линьи. В этом сезоне он определённо вырастет ещё больше под руководством опытного Селио.
Эмиратская Team Abu Dhabi тоже должна выступить сильно. В их активе – пара молодых пилотов, Ахмед аль-Хамели и Тани аль-Камзи, которые тренируются и выступают под руководством Скотта Гиллмана, того самого четырёхкратного чемпиона мира, который уже пять лет работает менеджером команды.
Команда Qatar Team, для которой этап в Дохе станет "домашним" – это потенциальная "убер-конюшня" нынешнего сезона. Во главе её – Джей Прайс, чемпион мира 2008 года, выигравший девять этапов всего в 45 гонках. Вторым пилотом команды станет Алекс Карелла, сенсация прошлого года, который перешёл из чемпионской команды Mad Croc. На первом этапе сезона 2011 эти два пилота заняли 1 и 2 места.
Китайская команда CTIC China Team вновь представит миллионам болельщиков со всего Дальнего Востока свою пару пилотов: шведа Пьера Лундина и француза Филиппа Кьяппе. Их лучшая гонка в прошлом сезоне прошла в китайском Шеньчжэне, когда Кьяппе занял второе место (пока лучший результат в карьере), а Лундин – третье. В этом году Лундин будет гоняться на корпусе итальянской постройки, а Кьяппе патриотично оседлал французский болид MOORE.
Трудно в это поверить, но 36-летний итальянец Франческо Кантандо из команды Singha F1 сейчас начинает свой 16-й сезон подряд. За все эти годы у него самое большое количество побед в Гран-при – 12 первых мест и три вторых. Был у Кантандо и неудачный период, когда он проиграл 44 гонки подряд, но в прошлом году он эту серию блестяще переломил, выиграв в октябре этап в Шеньчжэне. Его результат – 41 финиш в первой тройке – на третьем месте в списке рекордов всех времён, и он не намерен останавливаться. Гоняется Франческо на собственной лодке BLAZE, которую на протяжении восьми лет любовно доводит и тюнингует в своей мастерской в Милане.
Среди "козырей" шведской Team Sweden – самая динамичная "тёмная лошадка" гонки, 30-летний американец Шон Торренте из Майами. Ведущим пилотом команды будет талантливый Йонас Андерссон, четырёхкратный чемпион "младшей серии" F2 World Championship.
Команда Team Atlantic уже двенадцатый сезон не расстаётся с португальцем Дуарте Бенавенте, который тоже несколько раз вплотную подбирался к первым местам на прошлых этапах. Второй пилот – француз Филипп Тур, пришедший к этому сезону с тремя финишами в первой десятке из 14 проведенных гонок. Тур перешёл в F1 из младшей серии F2 и до сих пор привыкает к резко возросшей мощности своего болида. Впрочем, прогресс его заметен с каждой проведенной гонкой.
Лодки Team Nautica в этом году рвутся в бой под предводительством ветерана Ринальдо Оскулати и единственной женщины-пилота – норвежки Марит Стромой. Итальянец Оскулати – самый заслуженный пилот UIM F1 H2O, который очень долго гонялся в итальянской серии F2. В этом сезоне ему осталось лишь повысить стабильность своих выступлений в гонках.
Марит Стромой (в свободное от соревнований время – певица) в водномоторных гонках выступает с 12 лет. В серии F1 она провела уже 31 гонку и дважды финишировала в первой пятёрке. Что примечательно – в прошлом году Марит выступала за команду Азербайджана (F1 Team Azerbaijan).
Всё больше вовлекаются в соревнования «Формулы-1» страны бывшего СССР. С 1990 года Российская Федерация принимала гонки более 10 раз (лидер – Санкт-Петербург, но также и Москва). И если в прошлом году Россия принимала только один этап гонки – 11 июля в Санкт-Петербурге (его выиграл нынешний чемпион Селио), то в этом году этапов будет два – в Санкт-Петербурге (2-3 июля) и в Казани (16-17 июля).
Кроме проведения этапов чемпионата мира Россия в сезоне-2010 выставляла и свою команду. К сожалению, в официальном списке пилотов на этот год нет российского гонщика Станислава Курценовского.
Сезон 2010 года был отмечен энтузиазмом и упорством команд и невиданным накалом борьбы. Судите сами: за девять месяцев гонок таблицу по очереди возглавляли четыре разных пилота, а кандидат в чемпионы сменялся три раза за четыре последних этапа. Если сезон-2011 будет столь же драматичен, то F1 H2O в этом году превратится в захватывающую серию очень волнующих моментов.